<<
>>

ГЛАВА XV: ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В ЕВРОПЕ

* Arhtur F. McGovern. Marxism: An American Christian Perspective. Maryknoll, N.Y., Orbis Books, 1980, гл. 3. 2 См. Папа Иоанн XXIII. Pacem in Terris, параграф 159. — «The Gospel of Peace and Justice», под ред.
Жозефа Гремилье. Maryknoll, N.Y., Orbis Books, 1976, с. 235-236. Папа Павел VI выделял три значения понятия: «Должны быть сделаны отличия, которые бы помогали в конкретном выборе различных уровней выражения социализма: сильное стремление и поиски справедливого общества; реальные движения, имеющие политическую организацию и цели; и, наконец, идеология, обещающая дать всеобъемлющее представление о человеке». «Octogesima Adveniens», параграф 31. — «The Gospel of Peace and Justice», под ред. Гремилье, с. 499-500. См. также McGovern. Marxism: An American Christian Perspective, с. 118-121. ^ CM. Johannes Baptist Metz. Theology of the World. New York, Seabury Press,;'*! 969; Faith in History and Society, перевод Д. Смита. New York, Seabury Press, 1980. 4 John A. Ryan. May a Catholic be a Socialist? — «The Catholic Fortnightly Review», 16 (февраль 1909), с. 70-73. ^ John A. Ryan. The Church and Socialism and Other Essays. Washington, D.C., Catholic University of America Press, 1919, c. 21. ^ CM. McGovern. Marxism: Ац American Christian Perspective, c. 101. ^ Michael Walzer. Radical Principles: Reflections of an Unreconstructed Democrat. New York, Basic Books, 1980, особенно с. 9 и гл. 1. ^ См. Adrian Cunningham et al. Catholic and the Left: Slant Manifesto. Springfield, 111., Templegate, 1966. ^ Например, Denys Turner. Can a Christian be a Marxist? — «New Blackfriars», 56 (июнь 1975), с. 244-253; а также отзывы на нее в следующих номерах. ^ См. Raymond Aron. In Defense of Decadent Europe. South Bend, Ind., Regnery/ Gateway, 1979, гл. 3. ^ * Juergen Moltmann. Theology of Hope, перевод Дж. У. Лёйча. New York; Harper & Row, 1967, c. 225-226. Из работ, посвященных «новым возможностям», написанных теологами в начале 60-х см.
О. Basse et al. Geplane Zukunf? Perspektiven fiis die Welt von morgen. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1966. ^ CM. Johannes Baptist Metz. Faith in History and Society, особенно гл. 4. ^ Несколько католических писателей, следующих традиции аристотелевского реализма, с симпатией относятся к элементам реализма в американской философии. См., в частности, John J. McDermott. То Be Human Is to Humanize: A Radically Empirical Aesthetic; Robert C. Pollock. Dream and Nightmare: The Future as Revolution. — «American Philosophy and the Future», под ред. Майкла Новака. New York, Charles Scribner’s Sons, 1968, c. 21-59, 60-86. ^ CM. John Dewey. Reconstruction in Philosophy. New York, New American Library, 1950 (стереотипное издание книги 1920 г.); Richard J. Bernstein. Praxis and Action. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1971; и Stuart Hampshire. Thought and Action. New York, Viking, 1960. Из последних работ см. Alasdair MacIntyre. After Virtue. Notre Dame, Ind., University of Notre Dame, 1981. *”CM. Moltmann. Theology of Hope и Crucified God, New York, Harper & Row, 1974; The Experiment Hope, перевод М. Дугласа Микса. Philadelphia, Fortress Press, 1975. ^ Moltmann. Theology of Hope, c. 16. ^ CM. Dale Vree. On Syntesizing Marxism and Christianity. New York, Wiley-Intersci- ence, 1976, c. 90-109; и Nelson R. Chamberlain. Juergen. Moltmann: Apostle of Christian Hope?—«Christianity Today», 18 (21 июня 1974 г.), с. 6-10. ^ Vree. On Synthesizing Marxism and Christianity, c. 109. 20 Juergen Moltmamm. Man, перевод Джона Стэрди. Philadelphia, Fortress Press, 1974 c. 44. 2 Vree. On Synthesizing Marxism and Christianity, c. 109. 22 Moltmann. The Crucified God, введение. 2^ Juergen Moltmann. Die Revolution der Freiheit. — «Perspektiven der Theologie: Gesammelte Aufsaetze». Munich, Kaiser und Mainz; Matthias-Gruenewald, 1968, c. 193, 198. 24 Juergen Moltmann. The Cross and Civil Religion. —Juergen Moltmann и др. «Religion and Political Society». New York, Harper & Row, 1974, c.
42-44. 2~* Там же, с. 43. 26 Там же, с. 44. 27 Там же. Там же, с. 45. 2? Juergen Moltmann. Religion, Revolution, and the Future, перевод М. Дугласа Микса. New York, Charles Scribner’s Sons, 1969, c. 5, 26. 30 Там же, с. 35. 31 Moltmann. The Experiment Hope, c. 127. 32 CM. Juergen Moltmann. The Church in the Power of the Holy Spirit, перевод Маргарет Коль. London, SCM Press, 1977, c. 168-176; подзаголовок работы звучит так: «Христианство и процесс экономической жизни: симбиоз». Критику Мольтманном теории Макса Вебера см. в «The Experiment Норе», с. 124-127. 33 Moltmann. The Experiment Норе, с. 124. 34 Там же, с. 125. Макс Вебер, наоборот, считал его творческой прогрессивной силой: «Верой, во имя которой в XVI и XVII вв. в наиболее развитых капиталистических странах — в Нидерландах, Англии, Франции — велась ожесточенная политическая и идеологическая борьба... был кальвинизм» (с. 139). В примечаниях Вебер добавляет: «Мы считаем необходимым с самого начала обратить внимание на то, что будем здесь заниматься неличными взглядами Кальвина, а кальвинизмом, причем в том его облике, какой он принял в конце XVI и в XVII в. в сфере своего господства и преобладающего влияния, которая была одновременно и очагом капиталистической культуры. Германия сначала остается в стороне, так как кальвинизм никогда не имел здесь широкого распространения. Совершенно очевидно, что «реформированное» учение отнюдь не тождественно «кальвинистскому». Макс Вебер. «Протестантская этика», сс. 139, 211 (прим. 7). 35 См. Arthur Mitzman. The Iron Cage. New York, Alfred A. Knopf, 1970, cc. 43-46. 36 Moltmann. The Experiment Hope, c. 125-126. 37 Там же, с. 123-126. 38 Moltmann. The in the Power of the Holy Spirit, c. 169. 39 CM. Milton Friedman and Rose Friedman. Free to Choose. New York, Harcourt BraCe Jovanovich, 1980, c. 190-191. 40 Moltmann. The Church in the Power of the Holy Spirit, c. 169. 41 Там же, с. 170. «Долларовые банкноты — это не только претензия на наличие у нации веры», ехидно замечает он.
«Они представляют собой также претензию на обладание самой религиозной верой, своим утверждением: «Мы верим в Бога». Эти фразы, в том числе и «С Богом!», по-видимому, подразумевают общество, которое оценивает себя по Божественным критериям. 42 Там же. 4° Там же. 44 Max Scheler. Die Stellung des Menschen in Kosmos. Munich, 1949, c. 56; отрывок цитируется по книге Мольтманна «The Church in the Power of the Holy Spirit», c. 171. 45 Moltmann. The Church in the Power of the Holy Spirit, c. 171. 46 Там же. 47 Там же, с. 172. 48 Там же, с. 172-173. 49 Там же. 50 Там же, с. 172-73. 51 Там же. 52 Moltmann. The Crucified God, с. 323. 53 Рейнгольд Нибур, наоборот, анализировал проявление воли к власти при социализме: «Вторым источником марксистских иллюзий является его вера в то, что владение собственностью составляет один единственный источник экономической власти... Становление административного класса в России, соединившего экономическую власть с политической, исторически опровергло теорию марксизма... Марксистская теория оказалась неспособной предсказать возникновение олигархии в новом обществе отчасти потому, что имело утопические представления насчет отношений в данном обществе, которые якобы позволяют избежать какого бы то ни было насилия; отчасти же потому, что она практически полностью отождествляла экономическую власть с владением частной собственностью». «The Children of Light and the Children of Darkness». New York, Charles Scribner’s Sons, 1944, c. 111-112. 5^ Moltmann. The Crucified God, c. 330-332 (курсив автора). 55 Там же, с. 333 (курсив автора). 56 Там же, с. 331 (курсив автора). 57 там же, с. 333. ^ Там же, с. 331. 59 См. Seymour Martin Lipset. Predicting the Future of Post-Industrial Society. — «The Third Century», под ред. Сеймура Мартина Липсета. Stanford, Hoover Institution Press, 1979, особенно cc. 18-24; и Paul Johnson. Enemies of Society. New York, Atheneum, 1977, гл. 7 «Экологическая паника». Moltmann. The Crucified God, c. 334 (курсив автора). Там же, с. 331-335 (курсив автора). 62 Там же, с. 335-37.
<< | >>
Источник: Майкл Новак. ДУХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА. 1997

Еще по теме ГЛАВА XV: ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В ЕВРОПЕ:

  1. ГЛАВА 1 ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ
  2. ГЛАВА 2. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ФРАНЦИИ
  3. «Социализм» Мольтманна
  4. ГЛАВА XV: ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В ЕВРОПЕ
  5. ГЛАВА XIX. ОТ МАРКСИЗМА К ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ КАПИТАЛИЗМУ
  6. Глава 3 ОБЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ
  7. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  8. Глава 8 МАРКС И ЭНГЕЛЬС ОБ ЭТНИЧНОСТИ: ЖЕСТКИЙ ПРИМОРДИАЛИЗМ
  9. Глава 20 СОХРАНЕНИЕ НАРОДА
  10. Глава 21 НАЦИИ И НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО
  11. Глава 23 УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ: ЭТНОНАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НА УКРАИНЕ.
  12. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  13. Глава 30 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА: РАЗРУШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МАТРИЦ НАРОДА
  14. Глава 1. Становление сущности: нигилизм и онто-историзм
  15. Глава 3. Нигилизм и онтологическая теория: концептуальные подходы
  16. ГЛАВА 1 МИР В ДВАДЦАТОМ ВЕКЕ
  17. ГЛАВА 53 ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
  18. ГЛАВА 57 УСПЕХИ И НЕУДАЧИ ИТАЛЬЯНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
  19. ГЛАВА 69 КОЛУМБИЯ, ПЕРУ И ЧИЛИ
  20. ГЛАВА 73 КОНЕЦ ПРАВЛЕНИЯ БЕЛЫХ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ