<<
>>

§1.2. Истоки евразийскойцивилизации

История зарождения и развития евразийской цивилизации неразрывно связана с историей древних племен и народов, окультуривших пространства Сибири, Урала, Средней Азии, Причерноморья и др.
Как известно, на территории Сибири уже в III-II тыс. до н. э. автохтонные племена смешиваются с пришлыми носителями афанасьевской культуры, появляются поселения, далее в III тыс. до н. э. афанасьевская заменяется окуневской, в XVII-IX вв. до н. э. с прибытием носителей андроновской культуры в VI-III вв. до н. э. появляются протогорода. Как продукт развития афанасьевской культуры появляется пазырыкская, в XIII-IX вв. до н.э. следует карасукская, которая в свою очередь предшествует тагарской в IX-III вв. до н. э. В результате появления следующей со II в. до н.э. по V в. н.э. она заменяется на таштыкскую. При этом, все эти культуры, взаимодействуя и вплетаясь, рождают оригинальную цивилизацию - евразийскую. Это обуславливается тремя основными условиями. Во-первых, здесь проходит линия стыковки «лесной» восточно-европейской плиты с азиатской «нагорно-степной» сибирской платформой. Во-вторых, как показывает археологические исследования, во всех прибывающих культурах, начиная с Афанасьевской, присутствует антропологически европеоидный и культурно иранский компоненты. Большинством исследователей европеоидный компонент объясняется прибытием в это место динлинов. Л. Н. Гумилев в статье "Динлинская проблема. Пересмотр гипотезы Г.Е. Грумм-Гржимайло в свете новых исторических и археологических материалов" пишет, что наследники динлинов - енисейские кыргызы во II тысячелетии до н. э., были поглощены монголами с юга и уграми с севера1. Учитывая, что предками динлинов являются европеоидные племена, населявшие еще в III тыс. до н. э. предгорные долины Тибето-Куньлуня, южные стороны пустынь Гоби и Такла-Макан, «спустившиеся» туда в еще более раннее время с горных долин Гималайского Каракорума, истоки их мировоззренческих и цивилизационных концептов восходят к арийской традиции, вернее, протоарийской.
В-третьих, очаги цивилизаций – поселения и города, появляются и развиваются вокруг сакральных объектов и комплексов, которые в свою очередь возводятся в местах тектонических изломов и стыков, в местах геомагнитных аномалий, где периодически происходят необычные природные явления. Поэтому эти места воспринимаются древними как места проявления «чуда», «силы», богоявления. Они определенным образом отмечаются, сакрализовываются. Как следствие, вблизи них появляются захоронения, некрополи, следовательно, поселения, городища, которые превращаясь в города, образовывают очаги 1 Известия Всесоюзного Географического общества СССР. 1959. № 1. С. 17-26. цивилизаций. Основные города, расположенные на линии тектонических изломов – в долинах, становятся перекрестком путей, культур, технологий и мировоззрений. Вдоль линии стыковки восточно-европейской плиты с азиатской сибирской платформой, в результате которой и появились горные системы Урало- Сибири, аналогично возникли очаги евразийской цивилизации. Сначала появились протогорода - радиальные города-храмы кузнецов-металлургов, ведших полуоседлый отгонно-кочевой образ жизни. Ими был проложен бронзовый путь, связывающий их с южными очагами. Нужно отметить, что при обосновании «арийскости» культур афанасьевцев, андроновцев, скифов, саков, пазырыкцев и т. д., многие исследователи приводят доводы из Авесты, Ригведы, Махабхараты, Рамаяны и т. д. Но есть и не менее древний, обширнейший материал эпико-мифологической традиции самих народов Урало-Сибири – тюрков, монголов, финно-угров, к которым не так часто апеллируют исследователи. Сопоставление же именно этого материала с археологическими, этнографическими, лингвистическими, выводит гипотезу изначального пребывания создателей этих памятников устной нематериальной культуры на места их первоначального пребывания, южную прародину предков. В них ярко описывается время пребывания первопредков на месте южной стыковки евразийской плиты с индийской – «налезания» горно-степной на лесную в районе Каракорума-Гималаев.
Это - месторазвитие протоарийской цивилизации. По мере размножения протоарии с узких высокогорных долин Каракорума-Гималаев переходят на низовья и распространяются по сторонам света. Надо полагать, что этот исторический процесс начался еще в неолите, в VIII-VI тыс. до н.э. c времени начала разложения первобытнообщинного строя в этом регионе, когда мифологическое мировоззрение переходит в героическое, матриархат переходит в патриархат. Обзор соответствующих археологических памятников на территории Урала и Сибири, разворачивает перед нами картину появления протогородов, предшественников городов – очагов евразийской цивилизации. Одним из них является кузнечный город-храм Аркаим (Арkайым), археологический комплекс на Южном Урале, включающий укрепленное поселение с прилегающими хозяйственными площадками, могильником, рядом неукрепленных селищ. Комплекс расположен в Челябинской области, на территории исторического Башкортостана, в устье реки Большая Караганка и ее левого притока Утяганки, в предгорной долине Уральских гор. Памятник датируется XVII-XVI вв. до н. э. (время андроновской культуры). Аркаим наиболее хорошо сохранился с точки зрения топографии, в настоящее время более полно исследован, поэтому в определенной степени является эталонным. По планировке комплекса Г. Б. Зданович и И. М. Батанина отмечают, что такая планировка близка принципу мандалы - одного из основных сакральных символов буддийской философии1. В Ригведе, где слово мандала впервые встречается, оно имеет множество значений: колесо, кольцо, страна, пространство, общество, собрание2. Поселение фиксируется в виде двух вписанных друг в друга колец земляных валов. Возле колодцев в жилищах располагались металлургические печи с дымоходами. Все жилища покинуты организованно, комплекс был сожжен. По нашей версии, Аркаим - это поселение кузнечного рода племени кудай бахсы, которое в дни равноденствий и солнцестояний проводило церемонии встречи нового года, небесные моления. Вся конструкция и находки комплекса указывают на это.
Тюркские и монгольские хоринские кузнечные племена являются ветвью огузских древнетюркских племен, предки которых саки - выходцы из территорий Памиро-Гиндукуша. Генри Ховарт в статье "The factitious genealogies of the Mongol rulers" описывает традиции и историю племени, героически пробивавшегося из тайной долины Оргенокон3 через узкий 1 URL: arkaim-center.ru 2 Там же. 3 JOURNAL of the ROYAL ASIATIC SOCIETY. July. 1908. P. 645-668. горный проход, расширяя его расплавлением железорудных скал. Именно эти исторические события отражены в тюрко-монгольских героических эпосах и общетюркской легенде «Оргенокон». Примечательно, что на севере Индии, Пакистана некоторые название племенного кузнечного ремесла сохранились в оригинале в виде фамилий Кудай Бахсы. Например, известному иллюзионисту пакистанского происхождения Куда Бакс (Kuda Bux), 1905 г. рождения, уроженцу Кашмира, передались немалые способности от своих предков кузнецов- кудесников. Уже с 1930 он начал демонстрировать свои удивительные способности по всему миру, а в 1935-м году Куда Бакс перебрался жить в Лондон, стал всемирно известным индийским мистиком, ясновидящим и фокусником1. Он ходил по горячим углям как племя кудай бахсы, пробивавшееся из тайной долины Оргенокон терпя мучительные боли от ожогов. Демонстрировал ясновидение, присущее хоринским вождям-жрецам. В эпической традиции тюрков и монголов Сибири ярко описывается роль и специализация этого племени кудай бахсы – внедрение и применение «инновационных» металлургических, строительных технологий. Они неизменно культурные герои, обустраивающие первопоселения, причем по в плане округлые, ободные, радиальные. Сказительская традиция саха-якутов неизменно передает образ покинутой в далеком прошлом прекрасной долины с воротом (ворот- са?а, як.) с восемью ободами (обод - ии, як.): «а?ыс ии-лээх са?а-лаах ала?аркаан тэлэгэркээн Аан Ийэ Дайдыкам/с воротом (каймой) о восьми ободах лучезарная прекрасная Мать-Земля моя». Здесь дается образ округлой долины с восемью радиальными поселениями, расположенными вкруговую по ее краю.
Герои эпоса по велению верхнего бога спускаются сверху еще в младенчестве с целью - обустроить, упорядочить, защитить мир рода-племени. Они строят жилища, загоны для скота, хозяйственные постройки и ритуальные комплексы. При этом конфигурации поселений и расположения в плане неизменно радиальные, круговые. Этот факт примечателен тем, что идентичен арийской традиции. В 1 URL: magic-news.ru/kuda-baks Авесте описывается древнеиранский вар, построенный первочеловеком Йимой. В варе сомещены и жилище для людей, и загон для скота. Л. С. Клейн в работе "Древние миграции и происхождение индоевропейских народов" пишет, что в Видевдате сказано: «И построил Йима вар длиной в лошадиный бег на все четыре стороны и перенес туда семена быков, людей, собак, птиц и огней красных пылающих"1. В целом же здесь описывается сооружение, состоящее из круглых концентрических стен с разным количеством ворот2. Учитывая доводы многих исследований, приводимых в этой и других работах, в т.ч. идентичность с согдийскими терракотовых фигурок из панорамы мавзолея древнетюркского кагана, раскопанного в 2011 г. казахско-монгольской экспедицией в Монголии3, можно сделать вывод, что древние кузнечные племена хоро, есть предки согдов, ядро которых состояло из древнего рода сака/сакха. Такие археологические памятники в Урало-Сибири, как сакральные комплексы Аркаим, Салбыкский курган, Пор-Бажын, несмотря на разницу в возрасте, идентичны в религиозном и архитектурном планах. Они построены как сезонные поселения-храмы или мавзолеи вождей кузнечного племени и архитектурное решение их планов подчинено религиозной идее восхождения или снисхождения Духа к Небу, Богу. Протогорода Сибири в плане по форме радиальные, круглые. Л. Р. Кызласов в статье "Первогорода древней Сибири (в бронзовом и раннем железном веках)" говорит, что ранние первогорода Сибири представляли собой округлые укрепления, огороженные наземными деревянными «жилыми стенами»4. В 1970-1980 гг. в междуречье рек Урала и Тобола была обнаружена городская цивилизация эпохи сибирско-уральского бронзового века5.
1 Клейн Л. С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.С. 25. 2 Там же. 3Сарткожаулы К., Очир А., Эрдэнэболд, Ж. Каржабайулы. Древнетюркский подземный мавзолей раннего средневековья (предварительный краткий обзор). Алматы, 2011 г. 4 Вестник МГУ. 1999. № 3. С. 96-129. 5 Там же. В хронологической перспективе от синташтинско-аркаимских первогородов происходят радиальные бревенчатые системы круглого сакского каменного кургана Аржан (VII в. до н. э.) в Туве. Это крепость-курган, возведенный для охраны покоя умершего владыки и его спутников в загробном мире. Диаметр Аркаима 145 м, а Аржана – 126 м.1 В прилегающей к южной Сибири северной полосе степей Казахстана археологи также обнаруживают первогорода-поселения эпохи бронзы Мыржик, Кент, Бугул. Эти неогороженные поселения занимают площади от 5 до15 га. В то же время в Центральном Казахстане существовали другие крупные металлургические и гончарные центры-поселения Шортанды-Булак, Мыржик, Атасу I. В наиболее ранних городах железного века в Зауралье, относящихся к VII-V вв. до н. э., исследованы останки производственных сооружений, свидетельствующих об интенсивно развивающемся ремесле и базовом металлургическом производстве. Центром металлургического производства было и поселение Думная Гора, где раскопано 7 медеплавильных печей2. Сходные по типам, хорошо спланированные глинобитно-бревенчатые городища саргатской культуры обнаружены также на Тоболе, Ишиме и Среднем Иртыше. Они хранят опыт строительства округлых петровско-синташтинских протогородов и схожи со среднеазиатскими оборонительными сооружениями. Вместе с тем, аналоги этих радиальных сакральных сооружений имеются по всей Евразии. Например, Колесо духов или Колесо рефаимов. Этот объект, известный также под арабским названием Роджем эль-Хири или под ивритским Гильгаль-Рефаим - мегалитический памятник с курганом в центре. Он расположен на Голанских высотах примерно в 16 км от восточного побережья Тивериадского озера в центре большого плато, на котором также найдены сотни дольменов. Состоит из более 42000 базальтовых валунов, расположенных в виде концентрических кругов. 1 Там же. 2 Там же В. Жаров в своей статье "Мегалиты земли обетованной «Кольца Рефаим»" говорит, что археологи датируют сооружение и расположенные поблизости селища ранним бронзовым веком, 3000-2700 гг. до н. э.1 Установлено, что в 3000 году до н. э. первые лучи солнца летнего солнцестояния светили именно в северо-восточные ворота внешнего круга и были направлены точно в центр кургана. Лихенометрические тесты и химический анализ найденных здесь черепков показали, что круги рефаимов были созданы ранее 3 тыс. до н. э.2. Большинство ученых считает, что это храм. Из европейских аналогов самый известный – Стоунхендж. В. Л. Глазычев в работе «Зарождение зодчества» пишет, что это не самое большое из «доисторических» сооружений Европы, но самое знаменитое. Его создание долгое время приписывали друидам - полулегендарным жрецам древних кельтов, о которых весьма вскользь упоминают римские историки, начиная с Юлия Цезаря и кончая Тацитом3. Как считает В. Л. Глазычев, первыми строителями Стоунхенджа были миссионеры солнечного культа, которые причалили к берегам острова за одно-два поколения до торговцев-путешественников4. Центральная Азия. Как и Стоунхенджу, столько же примерно лет Таримскому некрополю, археологической находке на территории Восточного Туркестана – в Синьцзян-Уйгурском районе КНР. Некрополь, расположен недалеко от высохшего русла реки в Таримской впадине, окруженной неприступными горными цепями. Ю. Минеева в своей статье "Генетики определили происхождение таинственных тибетцев", пишет, что радиоуглеродный анализ, проведенный специалистами из Пекинского университета, показал, что древнейшие останки насчитывают 3980 лет5. Китайские исследователи во главе с доктором Хуэй Чжоу (Hui Zhou) из Цзилиньского университета в Чанчуне провели генетический анализ этих мумий и пришли к выводу, что у этих людей 1 URL: www.spiriturs.com/publ/ 2 Там же. 3 Глазычев В. Л. Зарождение зодчества. М., 1984. 126 с. 4 Там же. 5 URL: infox.ru/science/past/2010/03/19/tibet_cemetry.phtml было смешанное происхождение: исследователи обнаружили генетические маркеры древних европейцев-викингов и, что очень важно, сибирских народов. Как показали генетические материалы таримских мумий, «жители Европы и Сибири породнились еще задолго до того как оказались в Таримском бассейне, т. е. более 4000 лет назад»1. Сравнительный материал по изучению протогородов Урало-Сибири показывает, что развитие металлургии было одним из основных причин «оседания» кузнецов-кочевников в этом богатом железной рудой регионе. Их хозяйство основывалось одновременно на обработке железной руды, отгонном скотоводстве, земледелии. Сегодня потомками тех южных пришельцев, окультуривших урало-сибирское пространство, являются российские народы – тюркские, монгольские, финно-угорские, русские, кавказские и др. Л. В. Федорова в работе "Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей" пишет, что как и в этногенезе этих народов, так и генезисе традиционных религиозных концептов присутствует древний южный, так называемый «иранский» компонент2. Л. С. Клейн в работе «Древние миграции и происхождение индоевропейских народов» отмечает, что кроме общего уклада жизни, отмеченные археологические культуры соответствуют иранцам по двум специфическим комплексам – особому типу поселений и погребальным обычаям, а также по межкультурной ситуации»3. При этом, он констатирует, что этот особый, редкий радиальный тип поселений – отличие не массовое, но все же маркирующее именно иранские культуры. Кой-крылган-кала, останки хорезмийского сооружения IV-III вв. до н.э., открытого экспедицией С. П. Толстова в Каракалпакии, представлял собой радиальное двухэтажное сооружение диаметром 44 метра, вокруг которого на расстоянии 14 метров возведены крепостные стены. Пространство между центральным сооружением и стенами было застроено жилыми постройками. 1 Там же. 2Федорова Л. В. Евразийство : стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей. Якутск, 2012. С. 153. 3 Клейн Л. С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб:, 2007. С. 25. Предположительно центральное сооружение использовалось как гробница или зороастрийской храм. В 1977 г. В. И. Сарианиди и А. А. Аскаров открыли круглые культовые центры Дашлы-III и Джаркутан в Бактрии. В 1981 г. Йетмар и Брентьес одновременно подняли проблему соответствия этих радиальных в плане построек мифологической модели вара. Брентьес доказывает, что вар мыслился вписанным в круг, Йетмар приводит доводы в пользу того, что Дашлы-III больше соответствует вару, чем хорезмийские городища, но высказывает идею, что круглые крепости – это вообще не храмы, а центры для ритуальных церемоний - встречи нового года1. Традиция проведения обрядов встречи нового года в радиальных в плане комплексах с первыми лучами Небесного Света в дни равноденствий и солнцестояний имелась до конца IX в. у всех сибирских народов: саха-якутов, хакасов, алтайцев, тувинцев и др. Безусловно, они имелись и у башкир, татар, кавказских, финно-угорских и славянских народов, но в силу очень раннего ухода в отдаленные северные широты, в неизменном виде они дошли до наших дней только у саха-якутов в виде ритуальных церемоний – встречи нового года во время летнего солнцестояния – обрядового кумысного праздника Ысыах, проводимом в тюсюлгэ/т?с?лгэ - радиальном в плане комплексе. Анализ обустройства и проведения обрядов небесного моления народов Сибири выявляет универсальную схему их сооружений. Л. В. Федорова в работе "Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей" говорит, что сопоставление планов якутских тюсюлгэ-курее, алтайских, хакасских курее, монгольских хурээ с планами таких памятников культуры и истории как Аркаим, Дашлы-III, Демирчиуйюк, Ташково-II, Синташта, Роджем- Хири, Стоундхендж, показало, что основные религиозные концепты архитектурного решения всех этих комплексов идентичны2. 1 Там же, С. 25. 2 Федорова Л. В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей. Якутск, 2012. С. 186. Налицо их схематичный план, который можно охарактеризовать как универсальная схема-архетип сакрального комплекса: триада «храм – столп - алтарь» со сквозной ориентацией на восход солнца. На универсальность этого плана-архетипа указывают планы древних сакральных комплексов, вокруг которых возникли поселения, которые развились до мировых культурно-цивилизационных центров как Иерусалим, Рим, Ватикан, Лондон, Париж, Пекин, Дели, Стамбул, Москва и другие. Обустройство в них центральных площадей, возникших на месте древних святилищ и храмовых комплексов, сохраняют концептуально план универсальной схемы. Сибирские народы до сегодняшнего дня проводят обряды тенгрианских молений, которые в более древние времена проводились динлинами, хуннами, скифами, в целом всеми кочевыми народами Великой Степи. Концепты, идентичные с тенгрианскими, имеются в маздаизме, индуизме, буддизме, в авраамистических религиях - иудаизме, христианстве, исламе и т. д. Особенно тесно тенгрианские перекликаются с концептами славянского «язычества», органично вошедших в традиции византийского, православного христианства. Это можно проследить и в плане кремлей, где проявляется тот же концепт универсальной схемы-архетипа древних сакральных комплексов небесных молений. Кремли - огороженные крепости-городища, возникли на месте древних поселений словенов, кривичей, неревов, булгаров и т. д. Кремли в России сохранились в Ярославле, Костроме, Владимире, Угличе, Ростове Великом, Смоленске, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани. Самым древним из них считается Кремль Великого Новгорода, который называют еще Детинцем. Г. Рыбакова в своей статье "Какой кремль в России является самым древним?" пишет, что официальной датой основания Великого Новгорода принято считать 859 год, в 1999 году город отмечал 1140-летие, и к этой годовщине ему вернули старинную «приставку» Великий1. Н. Ф. Филатов же в работе "Нижегородский 1 URL: shkolazhizni.ru/archive/0/n-14060/ кремль и его застройка" говорит, что по одной из гипотез, на месте нынешнего города в пору становления древнерусского государства располагалось три поселка. Один из них - на правом берегу Волхова - был населен словенами, а в двух других - на левом берегу реки - жили кривичи и нерева - угро-финское племя с берегов реки Нарвы.1 Этимология слова кремль объясняется в основном от кремъ «крепость», того же корня, но с перегласовкой о/е, что и кромка, кроме, укромный. Кремль буквально – «ограниченная, обнесенная (стенами) часть города» и, значит, «город в городе»2. Кремъ, курень и тюрко-монгольские курем, куреем, хурээм, - слова одного корня и одного порядка тоже. Истоки этимологии этого слова ведут в незапамятные времена к долинам могучих горных систем Центральной Азии – Каракорума-Гималаев. На всех тюркских языках кара - черный, корум - каменная осыпь. Но есть и другое значение слово кара, хара, которое имеет сакральное значение - настоящее, изначальное, ритуально чистое. Настоящая работа лишь уточняет и дополняет другие тем, что словом кремъ, курем, корум изначально обозначался природный ландшафт – уединенная предгорная долина, защищенная вкруговую горными пиками. Вспомним схему-архетип сакрального пространства: гора - пещера – долина. Соответственно и обустроенная по этому принципу городьба сакральных комплексов впоследствии становится уединением, убежищем, оборонительной крепостью. Наиболее известны три природных объекта в Евразии, в названии которых присутствует слово корум: - Каракорум в Монголии (монг. Хархорин, в средневековье Хар Хорум) - столица Монгольской империи в 1220-1260 годах. В. Н. Ткачев в статье "Каракорум в XIII веке" также отмечает, что Джувейни в Та’рих-и джахангушай, а вслед за ним Рашид ад-Дин в Джами ат-таварих, повествуя о монгольском вторжении в Хорезм, упоминают и о местности Каракорум в низовьях Сырдарьи 1 Филатов Н. Ф. Нижегородский кремль и его застройка. Нижний Новгород, 1994. С.125. 2 URL: slovari.yandex.ru близ Дженда - месте обитания канглы - тюркского родо-племенного объединения.1 - Ак-корум в Сибири. На правом берегу Чулышмана, вблизи его места впадения в Телецкое озеро, находится урочище Аккурум (Ак-Корум), название которого переводится как «Белая осыпь».2 - Каракорум - горная система центральной (нагорной) Азии на северо-востоке от западной цепи Гималаев. Гималаи сформированы в результате столкновения тектонических плит - «налезания» Евразийской плиты на Индийскую3. Каракорум находится в средоточии самых высоких и мощных горных систем планеты – Гималаев, Куньлуня, Памира и Гиндукуша.4 Значение хара, кара – огромный, громадный можно отнести к Каракоруму. Это сакральный центр буддизма, индуизма, зороастризма. В зороастрийской традиции сохранился миф: как при создании мира возникла и поднималась великая гора Хара. Представление о горах Хары (или Харайти) и их главной вершине Хукайрья отразилось в авестийском гимне Рашну — одному из богов зороастрийского пантеона: «Когда ты, о праведный Рашну, пребываешь на светящейся Высокой Харе... на великолепной золотой горе Хукайрья, с которой ниспадают могучие незапятнанные воды Ардви...». Т. е. с белоснежной вершины великой горы Хара стекают первозданные, т. е. хара уу/суу. Таким образом, значение слов ограда, изгородь сакрального комплекса, сакрального пространства идентично значению каракорум или кара/хара корум, что означает изначальная сакральная обитель, уединение. У алтайцев, хакасов, саха-якутов и других тюрко- монгольских народов Сибири эти комплексы так и называются курее, к?р?? и означают огороженное пространство. С аффиксом принадлежности I лица единственного числа оно пишется куреем, к??рем. С окончанием -иль куремиль/кремль уточняется принадлежность крепости общине, союзу, государству, народу. Эль/иль Махмуд Кашгари переводит с тюркского иль/эль 1 Ткачев В. Н. Каракорум в XIII веке. М., 1986. С. 219-231. 2 URL: turistka.ru/altai/info.php 3 URL: elementy.ru/trefil/ 4 URL: wiki.risk.ru/index.php /Каракорум как государство, административная единица1. Понимания термина эль/иль как «государство, народ» придерживались И. Н. Березин, В. В. Радлов, В. В. Бартольд, П. М. Мелиоранский, В.Томсен и Ф. Хирт. Известно, что в эпико-мифологической традиции Индии и Ирана содержатся сведения о северной стране гипербореев. Сегодня многие исследователи склоняются к тому, что это Уральские горы. В Махабхарате говорится, что между горами Меру и Северным океаном располагалась страна блаженных, счастливых людей - гипербореев 2. В Авесте северные священные горы называются Хара Березайти/Высокая Хара. И на этой Харе творец Вселенной Ахурамазда воздвиг дворец для великого бога Митры, а для бога Сраоша был сооружен тысячеколонный дом, вокруг которого арийские первогерои и земные цари совершают свои обряды. Это есть центр земли3. Сегодня многие склоняются к предположению, что эпические горы Меру, Хара или Рипы древних индоиранцев, греков это - северные склоны Уральского хребта. И считают, что его сибирские склоны, долины рек Урала и Тобола есть та счастливая страна – родина древних ариев. Т. е. в области первогородов Сибири в середине II тыс. до н. э. Между тем, на наш взгляд, сопоставление типических мест эпосов сибирских тюрков в комплексе с другими материалами приводит к положению, что изначальная страна и центр земли их родоначальников - блаженных, счастливых людей, находились в районе Каракорума-Гималаев. Где Каракорум - Меру, а северный ледовитый океан – это заоблачные, небесные ледяные пики-торосы Куньлуня. И именно эпическая традиция доводит до нас образ северной страны гипербореев - блаженных, счастливых родоначальников евразийских народов. Их исход из высокогорных долин и отражен в эпической истории тюрков, монголов и других этносов. Обживая все новые и новые места, древние родоначальники привычно строили радиальные крепости, храмы. 1 Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы, 2005. 1292 с. 2 URL: http:worldepos.ru 3 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Хара Березайти Наличие генетических маркеров сибирских народов и европейцев-викингов в людях Таримского бассейна, живших 4 тыс. лет назад, выводы генетиков о смешении европеоидов и монголоидов более 4 тыс. лет назад до того как они оказались в этом месте, комплексный междисциплинарный анализ и систематизация материалов, указывают на высокогорные долины и плато Каракорума-Гималаев как изначальное место пребывания кочевников-протоариев, а прилегающие нижние долины как место их смешения с протокитайскими и протоиндийскими племенами. Генетик С. Ли в своей статье "Evidence that a West-East admixted population lived in the Tarim Basin as rarly as the early Bronze Age" пишет, что митхондриальный анализ ДНК показал, что люди Xiaohe из захоронений в Таримской впадине несли как восточноевразийскую гаплогруппу (С), так и западные евразийские гаплогруппы (Н и К), тогда как анализ ДНК Y-хромосомы показал только западную евразийскую гаплогруппу RIaIa в мумиях людей мужского пола1. В связи с этим и другими выводами генетических исследований по вопросу происхождения таримских мумий, генетик З. И. Иванова, как и другие, отмечает, что бассейн Тарима был занят смешанным населением начиная с раннего Бронзового века и таримские мумии могут принадлежать предкам многих евроазиатских народов2. А. В. Маловичко, Ю. Д. Арепьев в статье "Где могла быть родина ностратиков?" отмечают, что именно с районов Тибета-Каракорума, древние представители ностратической семьи языков - прапредки многих современных евразийских народов двинулись в разные стороны света3. И по мере расселения эти племена возводили на своем пути традиционные сакральные комплексы, радиальные храмы-города, которые и становились очагами тех или иных цивилизаций. 1 URL: www.biomedcentral.com/1741-7007/8/15 2 Иванова З. И. Сэргэ - мегалит народа саха. Якутск, 2013. С. 36. 3 URL: www.lah.ru/text/arepjev/nostr.htm А. Ш. Султанов, ссылаясь на «свежие» работы генетиков, в т. ч. Питера Андерхилла, утверждающих, что восточно-европейский субклад R1a1a7 в Индии отсутствует, и что он возник в Восточной Европе после периода появления ариев в Индии, полагает, что никаких древних миграций из Восточной Европы в Индию не было, речь может идти лишь о древней миграции R1a1a из Азии в Европу1. Пазырыкцы с Горного Алтая и родственные им тагарцы с Минусинской котловины представляли из себя ветви скифо-сакских племен, которые в VII-III вв. до н.э. в Центральной Азии объединились в племенные союзы, общественный строй которых – военная демократия. В результате вытеснения из Южной Сибири своими восточными соседними и родственными племенами – массагетами, они заняли обширные пространства между Дунаем и Доном, получившей по этому поводу название – Скифия. В IV в. до н. э. скифы создали Скифское государство со столицей Неаполь Скифский. С этого времени начинается история евразийских кочевых военно-политических союзов, развившихся до мировых империй и государств. Жозеф де Гинь (Joseph de Guignes) в работе "Histoire g?n?rale des Huns, Turcs, Mogols et autres Tartares occidentaux в работе "говорит, что хунны, т.е. прототюрки, перебравшись с южной на северную сторону Гоби «около 1200 г. до н. э. создали хуннское царство»2. Самый легендарный вождь хуннов Модэ/Модун правил с 234-174 гг. до н. э. Зесь надо подчеркнуть, что хуннские вожди носили титул шаньюй или тенрикут/тенгрикут, т. е. носители дух/кут самого Бога/Тенгри. Некоторые тюркологи отождествляют Модэ с Огузханом – прародителем огузских племен. В 93 г., коалиция китайцев, сяньби (протомонгольские племена), динлинов и чешисцев (жителей оазиса Турфан) разбили хуннов в битве при Их-Баяне, а в 155 г. сяньбийский вождь Тяньшихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви, из 1 Султанов А. Ш. Фактор идеологии в формировании и развитии новой государственности Республики Таджикистан. М., 2013. С. 24. 2 Deguignes Y. The histoire de Huns, des Turcs, des Mogols et des autres Tartares occidentaux avant et depuis, J. C. jusqu?a present. Vol. 1.P., 1758. P. 216 которых одна слилась с сяньбийцами, другая отошла в Китай, третья ушла в ущелья Тарбагатая и бассейна Черного Иртыша, четвертая отступила на запад и к 158 г. достигла Волги и нижнего Дона. К III в. хуннская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе. Во II-IV в. н.э. союз племен из тюркоязычных хунну в Приуралье создали Гуннское государство. В промежутке между исчезновением хунну в IV в. и подъемом Тюркского каганата в VI в. монголоязычные сэньби создали Жужаньский каганат. В V в. создан Тюркский каганат, который достиг наибольшего расцвета в VI в. С IV в. началось нашествие хуннов-тюрков на восточные части Европы. В V в. хунны/гунны под предводительством Аттилы периодически нападали на Римскую империю и та им платила дань. В промежутке VII-X вв. из Западно-Тюркского каганата выделился Хазарский, контролировавший территории Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства Семендер первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже в VIII в. переместился в низовья Волги - Итиль. В IX в. на реке Волга вырос город Булгар, ставший столицей Волжско-Камской Булгарии. В XI в. из Заволжья половчане (группа кыпчаков), продвинулись в причерноморские степи, пересекли Днепр и дошли до устьев Дуная. Русь же ведет свое начало от Киевской Руси, возникшей вот Новгорода в результате объединения в IX в. восточнославянских племен под властью викингов-скандинавов - князей династии Рюриковичей. По данным летописи XII в. «Повести временных лет», город Киев был заложен в конце VI в. тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. В это время население Приднепровья состояло из славянских племен поляне. Учитывая, что уже с IV в. до н. э., войска степных государств, начиная от скифов, хуннов, тюрков до хазар, периодическими волнами приходили в земли Приднепровья, переходили Днепр, легенда летописи XII века «Повесть временных лет» отражает действительные события. По Степенной книге "русы Кия пришли из Дикого Поля" (волго-донских степей)»1, к тому же Кий по легенде был кузнецом и сделал плуг. Тот факт что, основатель Киева был кузнецом, он и его братья прибыли с хуннами, приводит к выводу, что речь идет о них как представителях хуннского кузнечного племени. На это собственно указывает и имя одного из братьев – Хорив, так как хоринские роды хуннов исконно кузнечных дел мастера. Причем, как указывают хронисты, первоначальное название Киева – Хуниград, страна хуннов2. В плане форма поселений Кия и его братьев, на которых стоит Киев, была радиальная. На это указывают круговые насыпи вдоль Днепра, которые называются Змиевы валы, по легенде их вспахал Кий, в свой плуг он запряг Змия. Роль хуннов/гуннов в основании Киевского государства была, действительно, забыта многими хронистами. Летопись «Повесть временных лет» говорит о хуннах, в свою очередь, в составе хуннских племен были роды орус, о которых говорится в трудах Г. Е. Грумм-Гржимайло3, Л. Н. Гумилева4. Орусами издревле тюрко-монгольские народы называют русских. На якутском орус/?р?с означает река, орус/?р?с дьоно - речные люди, переплавляющиеся по реке, помышляющие рыболовством, проживающие по руслам рек. На якутском нюча означает русский, при этом в русском языке имеется нарицательное «нюча» - так в северных говорах называют робкого, тихого человека. И фамилии Нючев, Нючагина образованы от прозвища нюч, которое указывало на такие черты характера предка, как скромность, молчаливость и т. п.5. Русы Кия, основатели Киева и Киевской Руси вполне могут восходить к кузнечным хоринским ветвям хуннов и этот факт генетической идентичности русов с тюрками и монголами надо исследовать, всячески культивировать и 1 URL: http://imwerden.de/pdf/kiprian_makary_kniga_stepennaya_chast1_1775.pdf 2 Там же. 3 Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 2. Л., 1926. 900 с. 4 URL:www.kitap.net.ru/gumilev/hunnu.php#TOC_id2580172 5 URL:www.ufolog.ru/names/order/ пропагандировать. Так как он имеет очень важное, ключевое значение для формирования культурно-цивилизационной идентичности евразийских народов. По легендам, династия Кия просуществовала до второй половины IX века, пока в Приднестровье не пришли варяги Аскольд и Дир, завоевавшие Киев. По другим версиям Аскольд – потомок Кия. В 882 г. Олег, родич и опекун Игоря - сына Рюрика, убив Аскольда и Дира, перебрался в Киев. К середине XII в. древнерусское государство вступило в состояние политической раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237-1240) Киев формально считался главным столпом Руси, а Киевское княжество оставалось во владении русских князей. Здесь можно отметить выводы генетиков о принадлежности рода Рюриковичей к двум разным ДНК-гаплогруппам: N1c1 (большинство ветвей, происходящие от Мономаха), R1a1 (тарусская ветвь, от Олега Святославича)1. Как известно, гаплогруппа N1c1 встречается с наибольшей частотой у финнов, саамов, балтов и умеренно распределена по всей Северной Евразии. При всем этом, исследователи генетического портрета якутов (Фефелова В. В., 1990; Адамов Д. С., 2008; Харьков В.Н., 2008; Pakendorf B., 2006; Федорова С. А., 2010 и др.) в своих работах приводят феномен сходства по гаплотипу Y- хромосомы - N1c1 почти всех ныне живущих и умерших несколько столетий назад мужчин саха, как если бы все они были сыновьями одного и того же отца, и что с большей частотой, чем у саха, эта гаплогруппа не найдена ни в одной современной популяции мира2. И применимая в повседневной жизни саха поговорка о человеке, который ушел безвозвратно далеко «кый ыраах барбыт / кый ушел далеко и безвазавратно», возможно, не лишена исторической подоплеки - родич Кый/Кий, некогда ушедший далеко, мог быть историческим Кием, основавшим Киев. 1 Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. М., 2001. 2 Иванова З. И. Сэргэ - мегалит народа саха. Якутск, 2013. С. 28. В XIII в. в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников сложилось самое большое государство в мировой истории - Монгольская империя. Его территория простиралась от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго- Восточной Азии (площадь ок. 24 млн. кв. км.). Столицей стал Каракорум. Во второй половине XIII века начался распад империи на улусы, во главе которых стояли чингизиды. Крупнейшими осколками Великой Монголии стали империя Юань, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов, Чагатайский улус. Империя Джучи Бату - Золотая Орда сложилась из Волжской Булгарии и покоренной Руси на севере до Дербента и Дагестана на юге, от Иртыша на востоке до низовьев Дуная на западе. В 1480 г. власть золотоордынских ханов над Русью, длившаяся почти три столетия, закончилась стоянием на Угре, где войско великого московского княжества выиграло противостояние с ордынским войском. С этого момента началось эпоха московского князя Ивана III, при котором к его княжеству была присоединена большая часть русских земель. При Иване III-м Русь территориально расширилась, к 1505 г. площадь ее составила более 2 млн. кв. км.1. За 25 лет Москва превратилась в центр общерусского государства. Политику собирания русских земель в течение своего 28-летнего правления продолжил Василий III - преемник, сын Ивана III. От его брака с литовской княгиней Еленой Глинской, происходившей от ордынского темника Мамая, в 1533 г. родился Ивана IV Грозный – I-й царь Руси, правивший Российским государством более 50 лет. Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было образцом для православных стран. После падения Византии, Москва в глазах православных русских должна была стать наследницей Царьграда – Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло для духовенства Российского государства торжество Православной веры. Так сплелись интересы царских и духовных властей, и в начале XVI в. идея божественного 1 URL: library.vladimir.ru/calendar/10/01224.htm происхождения власти государя получает признание. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 г. 14-летний Иван Васильевич был помазан миррой, затем митрополит благословил царя. Тут примечательно происхождение 1-го российского царя Ивана Грозного, ордынца по материнской линии. Ордынское происхождение имел и царь Борис Годунов, фактически сменивший Ивана Грозного. Род Годуновых происходил от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. За годы правления Ивана Грозного пали Казанское, Астраханское, Крымское ханства, завершилось образование централизованного государства, Россия заняла достойное место среди крупнейших держав Европы и создались условия к формированию уникального – евразийского. В XVII в. при царе Михаиле I Федоровиче Романове (1613-1645 гг.) к России были присоединены земли нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии, Чукотки, был обеспечен выход к Тихому океану. Потомки протоарийских кузнечно-кочевых племен, изначально выходцев из Центральной Азии, точнее с Каракорума-Гималаев, осваивая с III-II тыс. до н. э. громадные пространства Средней Азии, Урало-Сибири, на основе концептов своей небесной религии, создали от северо-восточных краев Гоби до берегов Дуная радиальные храмы-города - очаги евразийской цивилизации. Они стали центрами, столпами формирования евразийских военно-политических, экономических союзов, империй Великой Степи, преемниками которых стали Царская Россия, Китай, Монголия и другие.
<< | >>
Источник: ФЕДОРОВА Лена Валерьевна. САКРАЛЬНОЕ В ИДЕОЛОГИИ ЕВРАЗИЙСТВА. 2014

Еще по теме §1.2. Истоки евразийскойцивилизации:

  1. §1.2. Истоки евразийскойцивилизации