<<
>>

ГЛАВА XX: ТЕОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА

1 Jacques Maritain. Reflections on America. New York, Charles Scribner’s Sons, 1958, c. 101. 2 CM. Michael Harrington. Toward a Democratic Left. New York, Macmillan, 1968, гл. 10; Twenty-five Years of «Dissent», под ред.
Ирвинга Хоуи. New York, Methuen, 1979, особенно написанное Хоуи и Гаррингтоном. 3 См. Jacob Neusner. Max Weber Revisited: Religion and Society in Ancient Judaism. Seventh Sacks Lecture, Oxford Centre for Postgradute Hebrew Studies, 12 мая 1981 г. (po- топринт). Кроме того, в энциклике папы Иоанна Павла II «Laborem Exercens» перечисляется не менее дюжины мест из Писания, касающихся труда, платы за работу, творчества, таланта и т.п. См. также прим. 10 к настоящей главе. 4 См. заключительные строки романа Жоржа Бернаноса «Дневник сельского священника», перевод Памелы Моррис. New York, Macmillan, 1962. 5 U.S. Bureau of the Census. Governmental Finances in 1978-79. Washington, 1980, табл. 2, 3; цифры за 1979 г. 6 Ralph Lerner. Commerce and Character: The Anglo-American as New-Model Man. — «William and Mary Quarterly», 36 (январь 1979), с. 17; Лернер цитирует Джона Адамса по изд. «The Works of John Adams», под ред. Чарлза Фрэнсиса Адамса. Boston, 1850-56. п ' De Tocqueville. Democracy in America, цитируется по книге Lerner «Commerce and Character», c. 13. 8 Майкл Гаррингтон разделяет «смелый оптимизм» Троцкого: «Человек станет несоизмеримо сильнее, мудрее и тоньше; его движения будут более ритмичны, его голос — музыкальнее. Формы жизни станут поразительно динамичны. Средний человек возвысится до Аристотеля, Гёте, Маркса. И над этим хребтом, вознесутся новые вершины». «Socialism». New York, Saturday Review Press, 1972, c. 370. 9 «Во Имя Христа есть и должен быть порядок в государстве, семье и экономике. Во Имя Христа мирской порядок подчиняется заповедям Господним. Здесь было сказано, что разговор не идет о «христианском государстве» или о «христианской экономике», а лишь о правовом государстве и экономике как светских институтах во Имя Христово.
Существует, следовательно, христианская ответственность за светские институты, а в христианской этике присутствуют положения, определяющие эту ответственность». Dietrich Bonchoeffer. «Ethics». New York, Macmillan, 1955, c. 322-323. Ю Поэтому я приветствую обращение папы Иоанна Павла II к теологии, основанной на идее Творения, в его рассуждениях об экономическом прогрессе в энциклике «Laborem Exercens». Origins, N.C. Documentary Service 11, 24 сентября 1981 г. Я не стану здесь подробнее останавливаться на учении папы Иоанна Павла II об экономике, поскольку оно все еще развивается, а я работал над этой книгой еще до его избрания Понтификом. Я чувствую — и не только потому, что у нас общие славянские корни, — с ним необычайное родство духа. У нас схожие представления о личности и общине, хотя наш жизненный опыт в области политической экономии весьма различен. 1 * «Ведь любить — значит желать добра человеку, которого, как принято говорить, любят, исходя из двух соображений: либо потому, что это человек, которому желают добра, либо из-за добра, которого мы желаем какому-то человеку». St. Thomas Aquinas. «On Charity», перевод Лотги Г. Кендзирски. Milwaukee, Marquette University Press, 1960, гл. VII, с. 61-62. Толкование, подобное только что приведенному, см. в St. Thomas Aquinas. Summa Theologica, II-II, вопр. 23-27 и I-II, вопр. 65 и 26-28. 12 «Милосердие — это форма, движение и причина добродетели». Там же, раздел III; см. On Charity, с. 35-36. 13 О различных значениях понятия любовь см. St. Thomas Aquinas. Summa Theologica, I-II, c. 26. 14 Gerald Manley Hopkins. The Windhover. — «А Hopkins Reader», под ред. Джона Пика. New York, Oxford University Press, 1953. БЛАГОДАРНОСТИ чЗта книга — результат коллективных усилий, предпринятых для поддержания «конкуренции в сфере идей». Своим выходом в свет она обязана многим людям, их идеям, замечаниям и библиографическим ссылкам. Первым, до его преждевременно наступившей смерти, взял на себя смелость познакомить теологов с данной проблематикой Уильям Дж.
Баруди-старший. Его пример заставил меня покинуть уютное кресло заведующего кафедрой религиозных исследований имени Уотсона-Леддена в Сиракузском университете, чтобы окунуться в теплую, дружескую атмосферу коллектива Американского института по изучению проблем предпринимательства (AEI). Мало кто имел возможность ежедневно общаться с такими замечательными людьми, с какими посчастливилось общаться мне. Коллеги многому меня научили, признавая при этом мое право на собственные взгляды и ошибки. Особую благодарность мне хотелось бы выразить Джону У.Куперу, без чьей кропотливой и чрезвычайно продуктивной работы в течение трех лет не был бы собран тот обширный материал, который нам предстояло просмотреть перед написанием настоящей книги, а также Терри Холлу. Традиция приглашать на летнюю стажировку в AEI коллег из других научно-ис- следовательских и учебных учреждений страны позволила мне жарким летом 1980 г., побившем, кажется, все прежние рекорды самой высокой температуры, воспользоваться помощью Пола Т.Столлсуорта из Дьюковского университета и Джона Р. Мэддэна из университета в Дартмуте. Они могут быть уверены — именно благодаря их стараниям удалось исправить и дополнить второй вариант текста этой книги. На следующий год замечательные редакторские способности Нила Козодоя помогли превратить второй вариант текста в третий. Его вклад в эту работу трудно переоценить. Я также должен выразить свою благодарность Полу Джонсону, Джин Киркпатрик, Стефену Миллеру, Герберту Стайну, Артуру Бэрнсу, Ирвингу Кристолу, Норману Подгорец, Педро Сан Хуану, Мюррею Вейденбауму, Майклу Керлину, Джеймсу Финну, Эвери Дьюллису1 Эдварду Р. Литтлджону, Лесли Ленковскому, Томасу Ленгену, Элмеру Джонсону и многим другим, чья помощь и поддержка помогали мне во время работы над книгой. Огромную работу с рукописью проделала Дэби Экклес — она много раз ее перерабатывала и постоянно перепечатывала. Созданием окончательного варианта текста руководил редактор Эрвин Глайкс. Моя жена, Карен Лоб-Новак, и трое наших детей — Ричард, Таня и Яна, несмотря на собственные занятия искусством и исследованиями, окружили меня такой любовью и заботой, что написание книги из одинокого и даже отчуждающего от близких занятия превратилось в дело всей семьи. Таким образом, все эти люди выказали дух общности, свойственный демократическому капитализму, которому и обязана своим появлением на свет эта книга. Майкл Новак, июнь 1981
<< | >>
Источник: Майкл Новак. ДУХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА. 1997

Еще по теме ГЛАВА XX: ТЕОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА:

  1. Глава 10 Политическая экономия и открытие общества
  2. 6. Использование тезиса о заговоре церковной ортодоксиеи и светскими правыми, 1848-1917
  3. От практики к теории
  4. ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ?
  5. ПЛЮРАЛИЗМ
  6. Попытка христианизации системы
  7. Ill НЕОЖИДАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
  8. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
  9. Предубеждение в отношении демократического капитализма
  10. Экономическое учение латинского католицизма