<<
>>

ТЕОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Практически ежегодно такие страны, как Никарагуа, Сальвадор или Ямайка, делают важный выбор, касающийся принципов организации их экономической жизни. Непонимание природы экономики может привести к бесчисленным страданиям их граждан на протяжении многих десятилетий.
Особая опасность подстерегает страны, культура которых развивается в русле римского католицизма. Профессор Лео Мулин из Европейского колледжа, занимающийся исследованиями в области социологии экономического развития, привел замечательные примеры того, что в этих вопросах нельзя пренебрегать культурным фактором. Он показал, что протестантские общества коренным образом отличаются от обществ, где преобладает римско-католическая традиция. Духовная культура четырех романских стран — Испании, Португалии, Италии и Франции — существенно отличается от культуры шести англосаксонских стран, пяти скандинавских и шести германских, которые вместе с ними являются наследницами европейской культуры1. По территории Европа значительно превышает Центральную Америку, но ее население составляет лишь малую часть населения мира, а ее естественные ресурсы, пусть и разнообразны, не так ценны. Причины ее экономической мощи скрыты в ее культуре. Даже если романские страны, где господствует католицизм, точно воспроизведут у себя некоторые из институтов протестантских стран — конституционное правление и экономический рост — здесь они будут функционировать иначе, чем на их родине. Формы «самоконтроля» личности в этих культурах, несомненно, различны. Отличаются и способы, которыми представители данных культур сдерживают эмоции, отличаются и их идеалы, а также содержание таких понятий, как «власть» и «свобода». В романском обществе происходят бесконечные колебания от «анархии к иерархии», здесь намного меньше умеренности и порядка, чем в типичной стране Северной Европы. В то же время профессор Мулин отмечает, что страны Северной Европы внесли значительно меньший вклад в культуру, чем непохожая на них кузина: развитие многих искусств в этих странах находится на более низком уровне, а для их граждан менее характерна привычка к расслабленности, которая приобретается в результате воспитания чувственности и высокого вкуса2. Однако он отмечает, что романские страны несут потери в экономике вследствие отсутствия у их представителей привычки к пунктуальности, нежелания идти на компромисс, неумения относиться к жизни в миру как к духовному призванию в связи с иной природой этоса, характерного для традиции романского католицизма. Пример Японии (как, впрочем, и некоторых других стран) свидетельствует, что демократический капитализм может прижиться не только в странах, культура которых основана на иудаизме или христианстве. Пример романской христианской традиции доказывает, что одной этой основы недостаточно. Более того, даже главная альтернатива демократическому капитализму — социализм — имеет, как отмечает Мулин, корни в иудео-христианской традиции3. Теология, основанная на реализме и практичности, должна обратить внимание на эти культурные факты.
<< | >>
Источник: Майкл Новак. ДУХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА. 1997
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме ТЕОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ:

  1. 12.4. Латинская Америка
  2. Успехи Латинской Америки
  3. Неудачи Латинской Америки
  4. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
  5. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
  6. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
  7. «Компьютерная война» в Латинской Америке
  8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
  9. Глава 11 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (1918-1945)
  10. КОНФЛИКТЫ С НЕФТЯНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ