3.2.3. Театральная журналистика как инструмент информационной поддержки местной власти
Редактор Ф. Павлинский, как уже было отмечено, проявлял интерес к театральному искусству в Новгороде, а потому строительству нового театра посвящен целый ряд публикаций, составивший своеобразный цикл.
Еще в 1865 году, сообщая, что «с 17 сентября начались представления в здешнем театре» и «что содержателю театра прислал письмо и портрет - известный актер Ольридж, желая войти с ним в какое либо соглашение, относительно представлений на здешней сцене», редактор делает замечание: «Что выйдет из этого, еще не знаем, но во всяком случае не можем не пожалеть, что здание нашего театра не отличается ни поместительностью, ни красотою, ни удобством, ни даже прочностию. Странно, что у нас до сих пор ни один капиталист не решился построить настоящее солидное здание для театра: расчет на скорую выручку затраченного капитала, - по нашему мнению, совершенно верный, не говоря о будущих выгодах и признательности за такое дело»1.
Мысль о строительстве нового театра звучит впервые, и из развития дальнейших событий, как они отражены в издании, становится ясно, что это новая инициатива губернатора, поданная косвенным образом. В этот период по всей губернской России строится большое количество театров и образуются новые труппы. Эдуард Васильевич Лерхе не мог остаться в стороне и от этого прогрессивного дела. Для того, что пробудить заинтересованность потенциальных жертвователей, редактор начинает настраивать читателей на новое отношение к театру. Именно в этот период критика и описание спектаклей уступает место настойчивому формированию представления о театре как общеобразовательном и благотворительном предприятии. В предыдущие периоды эти стороны подразумевались сами собой в виду
хорошей осведомленности аудитории в направлениях отечественной театральной критики в столицах. Но в этот момент редактор, не без участия губернатора, находит возможность прямо и регулярно говорить об этом в местном издании.
Прежде другие увеселения не противопоставлялись драматическому театру. Ни редакция, ни корреспонденты не считали необходимостью продвигать один вид увеселений в ущерб другому - народные гуляния, концерты, цирк, аттракционы имели разную публику и рассматривались самоценно. Теперь же, подчиняясь поставленной губернатором задаче, Павлинский с сожалением пишет: «Пред праздниками явилась у нас труппа волтижеров, гимнастов и акробатов под управлением Турниера. Нам пришлось быть в театре в такой вечер, когда в манеже давалось представление Турниером: поставленные пьесы - «Таня или загубленная жизнь» и «Емелюшка дурачек» - сыграны были вообще очень не дурно, но театр был пуст. Значит, искусство наездников и гимнастов способно занять почти всю публику небольшого нашего города - в ущерб драматическим представлениям».
Развивая мысль, редактор выказывает обеспокоенность и материальным состоянием драматических артистов. Он укоряет соотечественников за то, что они охотно платят художнику стеклянных изделий Функе, иностранцу, и мало обращают внимание «на то, что денежные средства двух бесплатных школ в городе состоят к началу года рублях в десяти. Вероятно, никакой порядочный человек из странствующих артистов не откажется дать представление в пользу беднейшего и едва ли не более нуждающегося в образовании класса городского населения, при очевидном недостатке городских на этот предмет средств» \ Так, несколько путано, посредством описания спектра общественных увеселений, редактор выразил настроение Губернского правления по поводу активности имущих новгородцев.
Видимо, благотворительная деятельность в этот период действительно снизилась до критического уровня, так как о любительских концертах и спектаклях ведомости давно не заявляли. И первая помощь поступила из Валдайского уезда. «Пример частной благотворительности на общественное дело» показал Почетный гражданин, валдайский купец В.В. Епишкин, который пожертвовал 2000 рублей на устройство театра в Новгороде. Следующий за этим сообщением текст примечателен в двух отношениях.
Во-первых, редакция с новой силой выражала практический взгляд на театральное искусство, заявленный ранее: «Насколько сценические представления могут оказывать общеобразовательного влияния, облагораживая вкус, отвлекая публику от более грубых удовольствий и вообще содействуя народному развитию, если театральная труппа выбрана удачно и относится к делу разумно и добросовестно, - это должно быть понятно всякому образованному человеку». Во-вторых, Павлинский приводит автоцитату из сообщения о предполагаемых гастролях британского актера Айры Ольриджа, которая еще раз напоминает о проблемах со зданием театра и намекает на то, что пожертвование Епишкина является откликом на публикацию: «След. пожертвование г. Епишкина отвечает действительной потребности и как нельзя более кстати. Прекрасный пример его, быть может, найдет подражателей»[182] [183]. Такой пересказ предыдущих этапов развития событий продолжится и в следующем материале: «В свое время мы уже заявляли о значительном пожертвовании валдайского купца В.В. Епишкина, предложившего на это дело, в распоряжение г. НачальникаЛ
губернии, 2000 рублей.» , как бы связывая различные тексты в цикл, удерживая внимание читателей к теме, даже если по какой-то причине они пропустили предшествующий эпизод.
В статье «Закладка театра в Новгороде» Ф. Павлинский обращается к жанру репортажа, в котором, наконец, выдает авторство проекта по устройству нового театра. «Мысль г. Начальника губернии - об устройстве постоянного, теплого театра, более удобного и красивого, соответствующего потребностям губернского города - не осталась без сочувствия», - пишет он. И далее: «За завтраком г. Начальник губернии предложил тост за благополучное окончание начатого дела и за процветание будущего новгородского театра. Второй тост был предложен всеми присутствовавшими за здоровье г. Начальника губернии, выразившего первую мысль о необходимости нового театра, и принявшего на себя все заботы по осуществлению этой мысли, невзирая на значительные препятствия, встреченные в начале дела.
На этот тост г. Начальник губернии ответил заключительным тостом - за здоровье гг. строителей, за здоровье В.В. Епишкина, И.И. Дьячкова и лица, снабдившего заимообразно железом, и за здоровье всех, содействовавших в этом общеполезном деле».И раньше участие начальства в формировании тематического наполнения выпусков не подвергалось сомнению, но теперь это выдается с явной очевидностью. Намечается новая тенденция использования печатного органа для позиционирования региона. Не историческое прошлое, не успехи в хозяйстве и промышленности, не общественные преобразования в центре внимания корреспондентов, а личности, влияющие на общественный прогресс, и в первую очередь - губернатор. Обращает на себя внимание и то, что адресность обращений публикаций снова возвращается от местной, новгородской аудитории, к находящейся за пределами региона. «Вновь устроиваемый театр - деревянный, на каменном фундаменте. В настоящее время уже возводятся стены. Размеры хотя и не обширны, но совершенно достаточны для здешнего города . Театр строится на площади, рядом с домом дворянского собрания, близ городского сада»1, - объясняет редактор.
Читатели ведомостей могли наблюдать, как взаимодействие печатного органа и властей становится все больше прозрачными. Павлинский гордо сообщает: «Теперь мы не отстали, в указанном отношении, от других
губернских городов. Благодаря неуклонной заботливости г. Начальника губернии Э. В. Лерхе и деятельному сочувствию особенно некоторых членов общества, 12 декабря открыто удобно, прочно и довольно красиво выстроенное, деревянное с железной крышей, отдельное здание театра». Подчеркивание включенности в общероссийский общественный процесс, который и без того был очевиден каждому подписчику столичных изданий, и упоминание имени губернатора, столь редкое в прежние годы уже не скрывали цепочку приемов воздействия на общественное сознание и формирование определенной информационной поддержки, подсказанной властью.
Для полноты раскрытия театральной темы на страницах губернского издания, необходимо еще раз отметить настойчивость, с которой из номера в номер, практически в одинаковых выражениях проводилась идея о воспитательной, облагораживающей функции театра в противопоставлении народным забавам.
Для сравнения: «Таким образом доброе дело, заслуживающее полную общественную признательность, сделано и теперь любителям сценического искусства и всем понимающим развивающее и облагораживающее влияние этого удовольствия на общество - остается пожелать, чтобы образовалась у нас более или менее постоянная театральная труппа, частию уже прибывшая, которая повела бы добросовестно и талантливо важное, в общественном отношении, дело сцены, чтобы отвлекать большинство населения от грубых удовольствий, заменив последние приятным и наставительным препровождением времени»1.Но уже в конце 1860-х годов XIX века театрально-концертная жизнь на страницах губернских ведомостей была поставлена несколько особняком от редакционной и административной политики. Новый редактор Михаил Селигерский с готовностью отдает обширную печатную площадь под критические статьи. Только сама театральная жизнь города дает мало поводов для разговора.
Этот период связан с именем Мирослава Александровича Кучука (родился около 1840 года в Минской губернии), один из участников студенческих волнений. После заключения в Петропавловскую крепость, был сослан в 1862 году в Астрахань. В 1866 году был переведен в Новгород[184] [185]. Через объявления в губернских ведомостях предлагал адвокатскую практику и при этом публиковал объемные отчеты о своих театральных впечатлениях. Именно ему принадлежит описание устройства нового театра, построенного в 1866 году. Невольным рефреном прозвучали слова, уже видевшие свет более 10 лет назад, о том, что театр устроен «мило, чисто, удобно, уютно». Критик остался доволен организацией лож, акустикой, посетовал на недостаток освещения при том, что «люстра весьма эффектная». И снова новгородский театр оказался лучшим из того, что доводилось видеть автору. Казалось бы, отношение к театру, угол зрения, объекты журналистского интереса не претерпели никакого изменения, несмотря на то, что писал человек со стороны. Столичная критика уже давно связывала театр и публицистику, уровень провинциальной культуры в небольших губерниях не давал повода к значительным общественным прозрениям. Однако Кучук в первой же статье показывает вкус и понимание театрального искусства. Проведенный вечер в театре оставил негативное впечатление от исполнения, а также от выбора репертуара. Местами ироничный, местами гневный стиль нельзя назвать оригинальным - вставлять в текст поговорки, народные выражения, французские слова было модно и отмечается у большинства авторов губернских ведомостей. Вольнослушатель Санкт-Петербургского университета, Мирослав Кучук получил определенное образование, но не имел корреспондентской практики. Такой сложившийся стиль как раз и указывает на то, что он был активным читателем периодики. «На безрыбьи, говорят, и рак рыба, а на безлюдьи так даже и Фома дворянин», начинает свою хронику критик. Но, несмотря на обилие подобных расхожих фраз, Кучук преследует в статье цель общественную. Через детальное описание увиденного на сцене, через оценки, похвалы и советы он пытается определить универсальные рамки общественного вкуса, связанного с досугом. Как и большинство корреспондентов до него, Мирослав Кучук пытается проанализировать уровень духовной жизни города, вкус, потребности и возможность их удовлетворения у жителей. В последних строках он пообещал: «В другой раз мы поговорим вообще о театре и о значении сцены в нашей жизни»[186] [187] [188]. Однако обещания своего не выполнил. Вместо этого под заголовком «Хроника общественной жизни» появился набор патетических восклицаний, в которых на горожан посыпался град обвинений: «В чем выражается духовная жизнь нашего общества?.. Что это?.. Вместо ответа меня же спрашивают: «А когда начнутся танцевальные вечера в клубе и когда он перейдет в зимнее помещение?» Автора возмущало не столько насыщенность культурного досуга профессиональным искусством, сколько отсутствие в нем потребности у публики. Это стало для него выражением общественной жизни новгородцев. «Ведь речь о духовной жизни; неужто и впрямь клуб и духовная жизнь для вас -5 синонимы? Не верю, не верю - это быть не может!» Впервые на страницах «Новгородских губернских ведомостей» самих читателей укоряют в инертности и бездуховности. Такую смелость автор сознавал и открыто выражал. То есть, читатели становились свидетелями не просто абстрактных сетований на то, что ввиду близости столиц и неудобному сообщению мало кто из знаменитостей заезжает в Новгород. Сама публика обвинялась в застойности городской общественной жизни из-за отсутствия потребности в искусстве. Эти настроения поддерживала и редакция, так как Мирослав Кучук высказывался по поводу медленно развивающихся земств, что полностью соответствовало позиции редакции в эти годы. Возможно, такое активное сотрудничество с редакцией официального издания было для Кучука возможностью загладить свое революционное прошлое и изменить общественный статус ссыльного. Стоит отметить, что определенную пользу для отображения реалий жизни города в эти годы его публикации принесли. В 1871 году он получил разрешение жить в столице и покинул Новгород. Внимание культурным событиям Новгорода уделял и Иван Можайский. Рассказывая о концерте музыканта и композитора Войтеха Г лавача, он выказал не только тонкое понимание исполнительского искусства, но и блестящий литературный слог, редкий до этого в публикациях о культуре в «Губернских ведомостях». Небольшой текст отличается композиционной стройностью и конкретностью излагаемой информации. В нескольких предложениях автор рассказывает биографию героя, о его деятельности и изобретении (так называемое «армонипиано», вошедшее в музыкальную историю). По традиции приводит реакцию публики, в которой хорошо прослеживается гордость за город, служению которому Можайский посвятил много лет. «Можно сказать, что посещение года такими знаменитыми артистами как бы возвышает Новгород, который хотя не богат числом жителей и средствами, но глубоко сочувствует всему истинно изящному, - пишет он. И продолжает - ...по отъезде знаменитого артиста все слушатели долго еще находились под обаянием его прелестной игры, и несколько дней в обществе продолжались разговоры о его дивной игре и превосходных инструментах»1. Сравнивая эти два текста можно заметить, что в публицистическом творчестве Можайского на страницах «Новгородских губернских ведомостей» возникла как бы давно забытая цель представлять Новгород и его окрестности в самом благоприятном свете. Можайский как бы сдерживает темп, который всё нарастал благодаря желанию корреспондентов зафиксировать вчерашний день во всей его актуальности для местных жителей если не в новости, то в четком, пафосном отчете. Лирическое настроение, совмещенное с острым и проницательным умом и желанием познакомить читателей с занимательными фактами, благородство интонаций - всё это составляло значительный пласт контента издания в 1880-1890-е гг. и выгодно оттеняло бойкий пафос корреспондентов, уделявших внимание животрепещущим вопросам «общественной жизни». Театрально-концертная жизнь как форма профессионального искусства по-прежнему активно связывалась с общественной жизнью, степенью ее насыщенности. К сожалению, сам уровень местного театра позволял говорить о нем только в связи с устройством театрального здания (при редакторе Ф. Павлинском). Но именно при губернаторе Э.В. Лерхе театральная журналистика используется в качестве инструмента поддержки власти. При этом, как только качество местных спектаклей перестало удовлетворять журналистов, театральная хроника была поставлена в один ряд с проблемами земства с целью повысить общественную активность новгородцев. Обобщая анализ тематических и жанрово-стилистических изменений в новгородской журналистике, в целом можно сказать, что годы губернаторства Э.В. Лерхе (1862 - 1880) сформировали новый этап издания «Новгородских губернских ведомостей». Интуитивно начатые изменения в последние годы 1850-х годов получили развитие с 1865 года. Пореформенная эпоха и преобразовательный энтузиазм местной власти совпадали. Проведение реформ привело к необходимости решать ряд важных проблем в Новгородской губернии, что, в свою очередь, сформировало корпус уездных корреспондентов. С одной стороны, это позволило поддерживать репутацию местной власти, заинтересованной в развитии общественных инициатив и преодолении негативных тенденций. Но с другой стороны, возникла угроза формирования образа проблемного региона. И с конца 1860-х годов был взят курс на снижение журналистской активности. В неофициальной части на протяжении 1870-х годов лишь изредка возникают сообщения о городских преобразованиях. Отчеты же о земских собраниях приводятся без комментариев в качестве официальной информации, не демонстрирующей позиции губернского начальства по поставленным проблемам и решениям. Тем не менее, происходит изменение образа губернии от исторической местности с древними традициями до прогрессивного административного региона, следующего общегосударственным преобразованиям. Что касается отдельных случаев порицания застоя в общественной жизни, то они связаны с авторами - не коренными новгородцами, которые сознательно подчеркивали это положение. Таковы М. Кучук и Д. Городецкий, которые следовали общим «столичным» тенденциям периодической печати, нашедшим отражение и в периодике других регионов страны[189]. И с конца XIX века до самого закрытия издания в 1918 году в редакционной политике прослеживается возвращение к первоначальным установкам на поддержку пространственного мифа Новгорода и губернии: события Первой мировой войны и деятельность Временного правительства заставили вспомнить местных корреспондентов об историческом значении города. Такая своеобразная цикличность может быть объяснена самой функцией «Новгородских губернских ведомостей», призванных формировать положительный, выгодный местной власти образ региона. А также стремлением авторов опереться на ценностные константы, очевидные для публики и значимые в годы социальных потрясений для всего русского общества.
Еще по теме 3.2.3. Театральная журналистика как инструмент информационной поддержки местной власти:
- 1.1. Журналистика как социальный институт
- 1.3. Социология журналистики как специальная социологическая теория
- 5.2. Тезис о заговоре как инструмент познания и орудие репрессий
- Как написать информационное сообщение
- Власть как инструмент
- Письма как инструмент лоббирования
- ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА Казанков В.А.
- Имидж государства как инструмент идеологической борьбы
- 1.4.3. Как по новостям «вычислить» местную модель социально-экономического развития (сравнительный анализ новостного потока двух городов)
- Глава 1 Журналистика как род творческой деятельности
- Листовки как вид информационного оружия