1.1. Качественная пресса как класс СМИ
Прежде чем определить, является ли качественная пресса типом СМИ или классом СМИ, следует дать определение качественной прессы.
По мнению Б. Лозовского, это «(quality paper - брит.
солидная газета) - издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами»[46]. М. Шкондин солидарен: «...они адресованы представителям элиты, лицам умственного, организаторского труда»[47]. Данные определения выявляют аудиторию качественной прессы, однако о свойствах качественной прессы не упоминают.Практик журналистики А. Плутник так видит качественную прессу: «Качественная журналистика, как я ее понимаю, - это то, что создается высоким профессионализмом и безусловной приверженностью безупречным нравственным принципам. Это - когда просвещают и очень образованных
людей... Это - сплав нового слова и новой мысли, сформулированной обще-
52
понятными словами» .
Еще один практик, являвшийся на момент написания своего материала председателем совета директоров «Известий - Петербург» и почетным председателем Санкт-Петербургского союза журналистов, И. Сидоров выявляет две особенности качественной прессы, при этом констатируя смерть данного вида журналистики: «Начнем с того, что средний российский журналист просто не в состоянии сегодня позволить себе такую роскошь, как качественная журналистика. Вкалывающий на четыре редакции кряду, пытающийся к нищенскому окладу добавить столь же нищенские гонорары, - повинен ли он в том, что не излагает альтернативные точки зрения, не перепроверяет факты? У него просто нет на это времени и сил. Средняя российская редакция точно так же не в состоянии позволить себе роскошь заказать качественный материал. Где когда-то неспешно трудились тридцать советских журналистов, сегодня вкалывают трое, да и им-то зарплату задерживают. Тут не до качества - дыры бы заткнуть».[48] [49] Таким образом, по мнению И.
Сидорова, журналисты качественной прессы должны перепроверять факты и приводить мнения нескольких сторон. Эксперт также отмечает, что «качественная журналистика по определению независима - от власти, от денег. Иногда она бывает крайне неприятна власти и деньгам, поскольку призвана рассказывать гражданскому обществу правду»[50]. Однако независимость СМИ в современных социально-политических условиях - вопрос спорный. Многие издания стремятся к независимости, стараются излагать полярные взгляды на происходящие события, но не всегда это удается, так как многие СМИ принадлежат либо государству («Воронежский курьер» - газета областной администрации, «Российская газета» - издание правительства РФ), либо владельцам,лояльным власти («Коммерсантом» владеет А. Усманов). И нередко владельцы могут запрещать всесторонне отрабатывать тему (например, в «Воронежском курьере» не было острых материалов в разгар эпидемии африканской чумы свиней в регионе в 2013 году) или навязывать свои материалы. Так, во время предвыборной гонки за кресло мэра Москвы на сайте «Коммерсанта» появилась статья, негативно отражающая деятельность штаба кандидата Алексея Навального[51]. При этом в материале не было комментария противоположной стороны, что для газеты «Коммерсантъ» нехарактерно. Общественность обвинила издание в публикации заказного материала, однако мы можем предположить, что указание на публикацию пришло от владельцев. Исходя из сложившейся ситуации, мы считаем, что независимость трудно назвать критерием качественности СМИ, но заметим, что издания должны стремиться к независимости и неангажированности.
Несколько проясняет ситуацию определение Б. Мисонжникова: «Качественная пресса предназначена для интеллектуальной части общества, управляющей элиты, отличается глубокой аналитичностью, точностью, оперативностью, объективностью, что позволяет читательской аудитории ориентироваться в окружающей действительности, принимать правильные управленческие решения»[52].
Л. Реснянская так характеризует качественную прессу: «Информационное поле в них организовано по жестким правилам: только значимые - факты и темы, персоны, журналисты высокого профессионального уровня, эксперты-специалисты. Фокус информационного внимания направлен прежде всего на две суперсферы - политику (внутреннюю и внешнюю) и экономику. Качественные средства массовой информации, которые называют и
“репутационными СМИ”, и “черновиками истории”, и “прессой влияния”, обеспечивают и поддерживают публичность жизни»[53].
По мнению Д. Мурзина, качественная пресса «исповедует принципы достоверности, объективности или непредвзятости, независимости суждений и представительности мнений. Эта пресса исходит из того, что принцип свободы печати не может быть абсолютизирован без ущерба для общества. Следовательно, в профессиональной деятельности журналистов необходимы самоограничения этой свободы, которые на практике формализуются в виде профессиональных этических стандартов»[54].
Обобщая представленные определения, выделим характерные для качественной прессы черты: достоверность, объективность, стремление к независимости, соблюдение журналистской этики, плюрализм. Это, однако, лишь промежуточный итог. К тому же некоторые из указанных характеристик можно отнести к идеальным. Так, объективность следует скорее обозначать как «стремление к объективности», так как журналист не может быть полностью объективным: субъективность выражается уже на этапе отбора фактов для публикации. Говорить же о независимости прессы как минимум смешно, по крайней мере, воронежских региональных независимых СМИ нет.
Однако данные определения не в состоянии полностью внести ясность в понятие качественной прессы, из-за чего может возникнуть некоторая путаница, подмена понятий. С. Страшнов отмечает следующий факт: «... некоторые даже намеренно путают, подменяя “качественное” “профессионально выполненным” (совсем недавно из уст одного главного редактора довелось услышать: “Массовая газета и есть качественная, раз она сумела собрать большую аудиторию”)»[55].
Главный редактор газеты «МОЁ!» В. Мазенко считает, что клише «качественная пресса» является для многих изданий ширмой, маскирующей
лень или творческое бессилие их сотрудников: «Это позволяет многим редакторам и журналистам вполсилы работать над разработкой и подачей темы. О дизайне и уважении к документальному фото я уж не говорю, но даже сами тексты во многих “качественных газетах” часто изобилуют штампами. Как результат - низкий читательский интерес»[56].
Журналист А. Калачинский отмечает, что сегодня стандарты качественной журналистики упали, и приводит следующее мнение: «Бульварная пресса сейчас “качественная”, профессионально сделанная для потребителя с низкими запросами, а вот качественная пресса - какая-то недоделанная, потому что “полупринципиальная”»[57].
По мнению издателя и редактора Л. Бершидского (работал в «Ведомостях», Forbes, SmartMoney, на интернет-портале Slon.ru), качественную прессу следует оценивать еще и по управленческой деятельности: «Вот не должно в природе существовать медиакомпаний, которые платят черные зарплаты, потому что это жульничество и обман. Медиакомпания, которая не ведет отчетность по МСФО, не может работать по рыночным правилам. Любой инвестор, который ее решит приобрести, будет вынужден брать ту отчетность, которая есть, и переделывать ее в понятный формат. Иначе он не сможет разобраться, во что он вкладывает деньги и что он покупает. То же самое касается вещей типа стандартов сбора информации, отсутствие/присутствие джинсы. Стандартов не может не быть в нормальном издании. Их не надо внедрять - они либо есть, либо их нет»[58]. При этом качество менеджмента и ведения бизнеса должны быть на одном уровне с качеством текстов и оформления: «Смотрите, газета “Жизнь”, она же теперь “Твой день”. Там как с международными стандартами качества? Они достаточно прозрачные по бизнесу, что в них смог вложиться инвестиционный фонд. А при этом, когда ты читаешь тексты их, совок совком. На мой взгляд, там есть международные стандарты качества.
Потому что они прозрачные, они бизнес, они настроены на зарабатывание денег. То, что они пишут, хавает пипл. А есть, наоборот, обратные примеры. Вот “Известия”, которые в новом своем макете, сделанном Шелютой, выглядят лучше, чем любая западная газета, которой столько же лет. Сияющий макет, блестящий, а внутри плохо. По-прежнему там “джинса” и работа некачественная, и не написаны правила для репортеров»[59].Управленческая деятельность, безусловно, важна, однако ее скорее можно назвать не признаком, а условием существования качественной прессы. Таких факторов достаточно много, и среди них есть как объективные (состояние общества), так и субъективные (личность редактора). Поэтому управленческую деятельность, равно как и прочие условия, по нашему мнению, следует учитывать при анализе формата СМИ, но не при выявлении типа либо класса СМИ. В последнем случае превалирующим признаком будет контент.
А. Грабельников считает, что нельзя забывать и об уровне печати: «качественные издания характеризует высокий аналитический, журналистский и полиграфический уровень»[60].
H. Иващенко разделяет понятия качественной прессы и прессы высокого качества[61]: по мнению исследования, не стоит смешивать качество оформления и полиграфии и качество содержания.
По нашему мнению, к качественной прессе можно отнести те издания, в которых содержится качественная информация.
А. Динеев выделяет следующие свойства, определяющие качество информации:
I. Достоверность. Она определяется способностью информации схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи, она связана с объективным отражением состояния объекта и окружающей среды.
2. Полнота, или достаточность. Она характеризует процесс в целом, включает в себя предпосылки для прогнозирования и моделирования. Информацию можно считать полной, если ее достаточно для понимания смысла происходящих событий и/или принятия решения.
3. Актуальность. Актуальная информация отличается оперативностью, соответствием текущим задачам и может способствовать их решению.
4. Доступность. Если информация доступна немногим, то ее коэффициент полезного действия низок.
5. Объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения.
6. Адекватность, то есть определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу или явлению.
7. Аутентичность, то есть представление информации в понятной форме, соответствующей знаниям реципиента[62].
Однако данные критерии характеризуют информацию в целом, для журналистской информации наиболее значимы лишь несколько факторов. Среди которых объективность не самый главный: это категория из разряда идеальных, так как полной объективности добиться невозможно, потому что журналист сам является субъектом коммуникации, и субъективизм выражается уже в процессе отбора фактов. По мнению А. Динеева, «наиболее важными характеристиками качества журналисткой информации являются достоверность (важнейшая характеристика, зависящая от многих элементов системы массовой коммуникации и тесно связанная с надежностью источника информации), оперативность, актуальность (понимаемая как соответствие журналистской информации насущным проблемам социума). Доступность в силу публичной природы этой информации является практически абсолютной»[63].
На наш взгляд, критериев может быть больше, так как многие материалы бульварной прессы достоверны и актуальны (работавший в холдинге А. Габрелянова журналист А. Петров упоминает, что иногда корреспонденты Lifinews.ru «оказывались на месте быстрее милиции»[64]).
Нам представляется, что расширить характеристики поможет газета «Коммерсантъ», которая, по мнению Л. Реснянской, наравне с «Независимой газетой» положила «начало российской качественной периодике»[65] [66]. В разработанном для региональных редакций руководстве сказано, что «основными критериями качества материалов являются их максимальная оперативность, достоверность, актуальность, полнота изложения информации, глубина анализа и прогнозов, объективность и компетентность. От их соблюдения напрямую зависят интерес и доверие читателя, как к региональным полосам,
70
так и к газете в целом» .
Таким образом, выявлены еще две характеристики качественной прессы: аналитичность и компетентность. Отметим также, что качественные СМИ не избегают сенсационности, но характер публикуемых сенсаций отличается от сенсационности бульварных газет.
По-нашему мнению, лексика качественной прессы должна отличаться от лексики бульварных изданий. Е. Долгушина отмечает, что «частотность использования жаргонизмов и заимствований в большей степени обнаруживает себя в массовой печати. Здесь случаи такого употребления встречаются в 1,8 раза чаще, нежели в качественных изданиях. При этом для массовой прессы более характерно наличие жаргона и “сниженной” лексики (до 25,9% к общему числу публикаций в одном номере), в то время как качественную печать отличает превалирование в материалах заимствований (до 42,8% к общему числу публикаций в одном номере)»[67].
Однако и качества информации недостаточно для того, чтобы то или иное издание считалось качественным.
Н. Иващенко пишет: «Чтобы корректно и полно идентифицировать понятие качества издания (что затруднились сделать двое из четырех опрошенных редакторов), важно учесть целый ряд факторов: его материальную составляющую, характеристики его текстов, отношения с аудиторией, профессионализм коллектива, качество управления и ряд других. Журналистский продукт - это совокупность материального и нематериального компонентов при преобладании последнего, поэтому целесообразно по их соотношению выделить несколько уровней рассмотрения качества»[68]. Нам кажется всеобъемлющей разработанная исследователем структура качественности, состоящая из пяти уровней.
На первом уровне - материальная составляющая носителя информации - оценивается качество бумаги, красок, полиграфии и т. д. Второй уровень - качество передачи материальной формой содержания, то есть оформление: подбор шрифтов и иллюстративного материала, наглядность, удобство восприятия, оптимальное расположение материала на полосе, дизайнерская концепция. На третьем уровне оценивается качество текста, критерии качественности мы указали выше. Четвертый уровень не всегда очевиден: качество воздействия, оказываемого материалами на аудиторию и все общество, определяется опорой на строгие профессиональные и этические стандарты. Под качественным воздействием исследователь понимает просвещение; адаптацию личности к изменяющимся условиям; удовлетворение высших потребностей; обретение и реализацию демократических свобод; осознание ответственности за свою жизнь и благополучие; формирование интеллектуальной
самостоятельности, независимости, творческого взгляда; выработка обдуманных и обоснованных позиций, установок, ценностей, мировоззрения, что повышает качество жизни. Наконец, пятый уровень представляет оценку качества управленческой деятельности, которая влияет на качество всех уровней и обеспечивает конкурентоспособность издания. Сюда Н. Иващенко относит множество критериев, в том числе грамотную маркетинговую, финансовую, правовую и рекламную политику; независимость; реализацию стандартов менеджмента качества по системе ISO; своевременное обновление материально-технической базы; кадровую работу (строгий отбор сотрудников, повышение квалификации); заботу о репутации[69].
Таким образом, качественными мы можем назвать издания, которые при подготовке материалов соблюдают принципы достоверности, актуальности, оперативности, аналитичности и компетентности. Кроме того, качественные газеты также уделяют пристальное внимание оформлению и иллюстрациям, журналисты данных СМИ придерживаются этических норм и стандартов, а руководство изданий ведет грамотный маркетингоменеджмент. При этом издание можно считать качественным, если все эти признаки работают в совокупности, так как при всем единстве взглядов на это теоретиков и практиков журналистики нельзя не отметить некоторую размытость вышеуказанных критериев. Считать ли, например, информацию достоверной, если издание ссылается на анонимный источник? Или СМИ может быть оперативным, но при этом журналисты не соблюдают профессиональную этику, что негативным образом сказывается на качестве. Информация в первую очередь должна быть достоверна, но если в ежедневной газете она появляется спустя неделю, к качеству также возникают вопросы. Таким образом, только совокупность критериев позволяет судить о качественности того или иного издания. Немаловажен и вопрос полиграфии - качественное издание должно идти в ногу со временем. Это не обязательно означает применение цветной печати на всех полосах и использование глянцевой
бумаги, но если в XXI веке мы видим на странице размытую фотографию, плохо пропечатанный, смазанный текст, непременно возникают вопросы к качеству. В 1990-х годах газетная печать в принципе оставляла желать лучшего и полиграфический фактор не играл такой роли, как сейчас: по нашему мнению, при сегодняшних типографских возможностях печатать газету плохо - признак некачественности, неуважения к аудитории. Отметим также, что само слово «качественный» обладает ярко выраженной положительной коннотацией и субъективностью. В случае с определением качества того или иного СМИ необходимо также учитывать субъективный фактор, выражающийся в первую очередь в менеджменте. Определяющее редакционную политику руководство может изменить если не тип издания, то его направленность, по крайней мере, если не кардинально, то достаточно заметно. Примером может служить «Воронежский курьер», который при главном редакторе Д. Дьякове считался «газетой воронежской интеллигенции» и был довольно резок по отношению к региональной власти, при К. Чаплине усилил экономический блок в ущерб некоторым остальным, а при В. Смольянове растерял часть ключевых сотрудников и стал абсолютно лояльным изданием, не допускающим критики даже «отдельных недостатков». При главном редакторе Б. Подгайном мы наблюдаем частичное возвращение к модели Д. Дьякова. К слову, и частая смена руководства - также вопрос к качественности СМИ. Таким образом, только совокупность многих критериев позволяет судить, насколько то или иное издание является качественным.
Однако данное определение не проливает свет на то, является ли качественная пресса типом СМИ. Ряд исследователей (Э. Деннис,
Б. Мисонжников, С. Михайлов, Д. Мэррилл, Г. Рагер, В. Соколов) рассматривают качественную прессу как типологическую модель. Мы же считаем, что качественная пресса - это больше, нежели тип издания.
Так, Н. Иващенко после анализа газет и журналов «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Аргументы и факты», «Российская газета» (частично), «Санкт-Петербургские ведомости», «Правда», «Эксперт», «Журналист» отмечает, что «достаточно высокий (но не эталонный) уровень качества отмечен лишь у газет “Коммерсантъ” и “Ведомости”»[70]. Уже на стадии отбора СМИ выяснилось, что исследователь анализирует деловые и общественно-политические газеты. И среди «победителей» мы наблюдаем два типа качественной прессы: «Ведомости» принадлежат к типу деловых СМИ, а «Коммерсантъ» позиционирует себя как общественно-политическое издание «с мощными блоками экономической, культурной и спортивной информации»[71].
Л. Реснянская считает, что данные СМИ полностью соответствуют стандартам качественной прессы, отмечая, что для таких изданий «типологозначимыми (типоформирующими) признаками становятся социальный адрес и сферы отражения»[72]. При этом автор также замечает, что «Коммерсантъ» и «Ведомости» - издания разнонаправленной тематики, хотя целевая аудитория газет пересекается, «поскольку “Коммерсантъ” начинался как издание для бизнесменов и предпринимателей и тематически отстраивался на экономической и финансовой проблематике»[73].
Д. Мурзин указывает, что «деловая пресса по определению должна быть качественной»[74], так как именно в ней указанные нами выше стандарты качественной прессы принимают наиболее выразительную форму. Если же деловая пресса не соблюдает стандарты качества, она тем самым перестает быть качественным и надежным источником информации, что, в свою очередь, приводит к тому, что читатели не только не видят объективную картину мира, но и могут принимать неправильные управленческие решения.
Таким образом, деловая пресса, по определению являющаяся качественной, является типом СМИ. Однако можно ли назвать типом качественную прессу?
Многие из указанных нами стандартов качественной журналистики приведены в руководстве для региональных полос газеты «Коммерсантъ», которая, напомним, является общественно-политической с мощными блоками экономической, культурной и спортивной информации. Исходя из основного - тематического - принципа нашей классификации, мы можем предположить, что общественно-политическая пресса наравне с деловой является типом СМИ. А значит, качественная пресса, в состав которой входят общественно-политические и деловые издания, не может быть типом СМИ, это некая более общая надстройка.
Для большей доказательности нашего вывода проведем небольшой анализ газеты «Коммерсантъ» на соответствие стандартам качества. Прежде всего обратимся к принципам, декларируемым самим изданием. Нам представляется примечательным пример с компанией «Уралкалий». «Коммерсантъ» практически в каждом номере публиковал материалы, начиная с того времени, когда «Уралкалий» объявил о прекращении экспорта через Белорусскую калийную компанию (30 июля 2013 года), продолжая сообщениями о ситуации вокруг задержания в Белоруссии генерального директора компании В. Баумгертнера, продажей доли в «Уралкалии» С. Керимовым и т. д. Сотрудники издания не только описывают хронику событий, но также с помощью экспертов прогнозируют дальнейшее развитие ситуации (например, в материале «Задержатель- ные переговоры», №153 (5184) от 27 августа 2013 года). При этом журналисты тщательно проверяют поступающую информацию, например новость о возможной продаже С. Керимовым своей доли банкиру В. Когану (№162/П (5193) от 9 сентября 2013 года): изначально сообщение опубликовал в сети Facebook руководитель московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры» А. Добровинский. Корреспонденты взяли дополнительный комментарий не только у юриста, но также у представителей компаний «Уралкалий» и «Нафта Москва» (совладельцем является С. Керимов), источников в БФА-банке В. Когана и собеседников в окружении банкира. Отметим, что впоследствии данная информация подтвердилась (№167 (5198) от 14 сентября 2013 года). При этом сотрудники издания делают акцент не только на общественно-политической стороне конфликта, но и на деловой информации: в №161 (5192) от 6 сентября 2013 года вышел материал «Белоруссия вызвала “Уралкалий” на рынок», в котором сообщается, что Белоруссия создает нового трейдера на калийном рынке в противовес «Уралкалию».
Такой подход в подготовке материалов отражает качество работы журналистов: информация оказывается достоверна, оперативна, актуальна, компетентна и с элементами анализа.
На примере газеты «Коммерсантъ» видно, что качественная пресса использует заимствованные слова, в основном из сферы экономики - «факторинг», «рефинансирование», «фандрайзинг» и т. п., но есть примеры также из других сфер, например «сонграйтер». В целом стиль материалов отличается нейтральностью: в издании практически нет персонализации авторов, тексты максимально обезличены, авторская позиция не представлена, так как мнения выражают эксперты. Исключения составляют материалы специальных корреспондентов (нельзя не упомянуть репортажи А. Колесникова о В. Путине), сотрудников, освещающих культурную и спортивную тематику, а также авторских колонок под рубрикой «Правила игры». В этих случаях встречается жаргонная и сниженная лексика: например, время от времени в рецензиях на фильмы появляется слово «трахаться» («Адам и Марфа», №217 (5002) от 16 ноября 2012 года), а в репортажах о футбольных и спортивных матчах слово «прошил» в значении «забил» («“Динамо” перевернуло поражение», №52 (5083) от 27 марта 2013 года). Отметим, что в последнем случае слово иногда закавычивается. Однако подобная лексика по сравнению с бульварной прессой встречается крайне редко. Отметим еще несколько моментов, связанных с лексикой «Коммерсанта». Издание, отличающееся качественными игровыми заголовками, иногда обыгрывает и сниженную лексику. Примером может послужить материал «Нефиговая мужественность» (№31 (5062) от 20 февраля 2013 года) - о выставке «Обнаженные мужчины» в венском Музее Леопольда. Другой особенностью является использование сниженной лексики при цитировании. Например, с сентября 2011 по сентябрь 2013 года слово «фуфло» появлялось три раза, из них один случай был прямой цитатой. В опубликованном в №32 (5063) от 21 февраля 2013 года интервью с губернатором Кировской области Н. Белых в его ответе на очередной вопрос встречается слово «жопа» (в данном случае отметим, что губернатор, в свою очередь, цитирует поэта И. Губермана). Описывая драку на пикете против принятия Госдумой закона о пропаганде гомосексуализма в Воронеже, журналист использует следующую фразу: «После такой артподготовки с криками “Мочи пи...сов!” на активистов накинулись несколько человек» («Коммерсантъ-Черноземье», №10 (5039) от 22 января 2013 года).
Однако качество текста - не единственная категория, по которой следует оценивать качество издания в целом. Мы частично воспользуемся наработками Н. Иващенко.
Качество бумаги и печати «Коммерсанта» в целом хорошее. Правда, через некоторое время бумага желтеет, но это беда едва ли не всех изданий, печатающихся на газетной бумаге. Фотографии четкие, текст отчетливо читается, разве что иногда на одной полосе виден отпечаток другой. В регионах «Коммерсантъ» выходит в черно-белом варианте, в столице - частично в цвете. Оформление издания строгое, есть суперрубрики («Новости», «Деловые новости», «Культура» и т. д.), все материалы отбиваются друг от друга линейками, фотографий на полосе одна-две, а может и не быть вовсе. В целом процентное соотношение текста и фото в «Коммерсанте» в пользу текста: иллюстрациям и инфографике уделяется в среднем 25% полосы. Учитывая, что издание рассчитано на руководителей различного ранга в бизнесе и власти, подобный дизайн представляется оправданным: читатель практически сразу находит нужную ему информацию. Качество текста мы анализировали выше. Качество воздействия мы тоже считаем реализованным на должном уровне: читатель получает полярные взгляды на происходящие события, следовательно, имеет полный спектр для принятия самостоятельных решений относительно той или иной ситуации. Однако не вся информация доходит до регионального читателя: «Коммерсантъ-Черноземье» выходит четыре раза в неделю (вторник, среда, четверг, пятница), в то время как федеральная газета - шесть раз в неделю; к тому же не всегда региональный выпуск газеты (одна - последняя - местная полоса плюс несколько московских) полностью копирует федеральный - могут быть не опубликованы рубрики «Спорт», «Культура», «Деловые новости» и тематические страницы. Однако отметим, что полный номер федерального издания выкладывается на сайте газеты. Качество менеджмента, признаемся, мы оценивать не можем. По нашему мнению, для этого надо знать «кухню» редакции, однако недавно из издательского дома ушло более десяти сотрудников (в их числе имеющий прямой отношение к газете глава фотослужбы Э. Опп), проработавших в ИД по нескольку лет. Некоторые из них написали позже, что сделали это по причине того, что ушел «дух “Коммерсанта”», в то время как генеральный директор ИД (должность указана на момент публикации материала) Д. Сергеев считает, что ИТАР-ТАСС, куда
79
ушла часть сотрудников, переманил журналистов .
Таким образом, качественной прессой можно считать как деловую, так и общественно-политическую прессу. По мнению С. Данилова, «качественными изданиями могут (и должны) являться издания, ориентированные на самые разные аудиторные группы (например, на детей, учителей, пожилых людей, мужчин, женщин), иметь самое разное тематическое направление (растениеводство, описание компьютерных игр, культурные события, музыка) и целевое назначение (развлекательные, литературные, научные издания)»[75] [76]. А значит, качественная пресса не может считаться типом и в схеме СМИ находится на более высоком уровне.
Вслед за Н. Иващенко заявим, что не все издания соответствуют предъявленным критериям качества. Примером может служить общественнополитическая газета «Воронежский курьер». В отличие от «Коммерсанта», в котором значительная часть печатной площади уделяется новостям из сферы бизнеса, данное издание сосредоточивается в основном на социальной и политической тематике, а также имеет объемные блоки спортивной, культурной и краеведческой информации. В газете представлен едва ли не весь спектр журналистских жанров, а во многих материалах прослеживается авторское начало, что не делает издание менее компетентным: при анализе той или иной проблемы, как правило, берутся комментарии и экспертов, придерживающихся разных точек зрения. Иногда авторское начало нам представляется чрезмерным: появляются материалы, в которых фактография уступает место описанию действий журналиста, что временами избыточно даже для репортажа. Однако изданию не хватает остроты материалов, что мы можем объяснить принадлежностью газеты областной администрации: выше мы уже приводили пример недостаточного освещения событий, связанных с эпидемией африканской чумы свиней в регионе. Другой пример - едва ли не полное замалчивание нашумевшего доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика»: ничего не было написано о последовавшей практически сразу за презентацией доклада отставке директора Театра оперы и балета И. Непомнящего, не было и материалов об обсуждении доклада с представителями общественности. Отметим также отсутствие качественной аналитики при освещении событий, связанных с выборами мэра Воронежа осенью 2013 года, и публикацию материалов на данную тему, подготовленных областным правительством. Данное обстоятельство, как мы предполагаем, было неизбежно в силу замены кандидата от «Единой России» (следовательно, кандидата от губернатора А. Гордеева) за два-три месяца до выборов. Думается, администрации области был невыгоден объективный анализ программ оппозиционных кандидатов, освещение хроники избирательной кампании в подконтрольном ей СМИ. Тем не менее острые материалы в издании появляются; как правило, связаны они с различными городскими проблемами - ЖКХ, экологией, благоустройством, незаконной застройкой.
Анализ «Воронежского курьера» по критериям, разработанным Н. Иващенко, показывает, что газета и здесь не соответствует многим параметрам. Качество печати оставляет желать лучшего: не всегда типография доливает нужное количество краски, в результате чего даже в названии газеты первая часть может быть бледно-голубой, а вторая - глубоко-синей; с переходом в новую типографию не все проблемы исчезли. Дизайн за последние годы менялся неоднократно, в целом в лучшую сторону: например, больше внимания стало уделяться инфографике, объемные материалы теперь разбиваются на подзаголовки, появились фотополосы. Но в среднем на полосе иллюстрации занимают не более 25-30%. Качество воздействия, на наш взгляд, не слишком высоко: из-за некоторых ограничений со стороны учредителя читатель не получает полной информации. Качество менеджмента мы также не можем считать удачным: за последние два года в издании сменилось три главных редактора, что повлекло за собой не только репутационные потери. Так, после назначения В. Смольянова из «Воронежского курьера» уволилось несколько сотрудников, в том числе ведущих, и еще несколько собирались это сделать. Кроме того, при В. Смольянове практически исчезла критика, а в адрес областной власти критические и проблемные материалы перестали публиковаться вовсе. Сократилось количество публикаций, посвященных культуре. Последние к тому же ставились в номер с опозданием примерно в неделю, что негативно повлияло на оперативность выходящей три раза в неделю газеты. На сегодняшний момент (после смещения В. Смольянова) атмосфера в коллективе улучшилась, должность директора - главного редактора разделена на две, что положительным образом отразилось на грамотности менеджмента.
Качественная пресса ориентирована на более узкую аудиторию, нежели рассчитанная на широкие массы бульварная. Следовательно, и тиражи качественной прессы меньше: так, тираж федерального «Коммерсанта» составляет 100-150 тысяч экземпляров, а тираж газеты «Коммерсант-Черноземье», распространяющейся в шести регионах, от 1 тысячи до 1,5 тысячи экземпляров. Каждый выпуск «Воронежского курьера» печатается тиражом примерно в 7 тысяч экземпляров.
Для выявления типологической группы общественно-политических изданий в составе качественной прессы считаем необходимым уделить также внимание целям СМИ, их оформлению и жанрам.
Как мы уже упоминали, «Коммерсантъ» отличает строгий и четкий дизайн, «Воронежский курьер» также оформляется в соответствии с разработанной композиционно-графической моделью, но стиль его дизайна более «раскрепощенный»: газета активно использует цветовую гамму, а также фотографии в качестве самостоятельных публикаций (фотоподоборки) и при оформлении заголовочного комплекса.
В обеих газетах представлены основные жанры журналистики: заметка, интервью, статья, репортаж, рецензия. Широкий спектр используемых жанров, как нам кажется, является отличительной особенностью общественнополитического типа прессы, так как в других типологических группах набор жанров, как правило, более узкий.
Что же касается целевого назначения, то про него мы писали выше, однако отметим, что первой и главной задачей данных СМИ все же является не извлечение прибыли или поддержка правительства, а информирование аудитории. В случае с газетой «Коммерсантъ» нам представляется, что информационная и коммерческая цель тесно связаны: аудитория платит за оперативную, объективную и точную информацию и именно за эти качества предпочитает это издание другим. Что касается «Воронежского курьера, то здесь политическая цель становится наиболее явной в период важных для местных властных структур событий: например, выборы мэра Воронежа, губернатора или ситуация вокруг никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области . [77]
Качественная пресса, предполагающая некоторую специализацию, наравне с типами общественно-политической и деловой прессы включает в себя другие типы СМИ. Взяв за основу нашей классификации тематический принцип, мы считаем, что качественной прессой можно также считать спортивную и культурно-просветительскую прессу.
При анализе спортивных СМИ мы использовали федеральное издание «Спорт-экспресс» и воронежское издание «Игрок».
Ежедневное СМИ «Спорт-экспресс» преимущественно уделяет внимание федеральным и международным событиям из мира спорта, при этом предпочтение отдается таким видам, как футбол (событиям очередного тура российской премьер-лиги может быть посвящено до 5-7 полос, центральному матчу уделяется 1-3 полосы) и хоккей, а также большим соревнованиям, таким как Олимпиада или Универсиада. В текстах отмечаем ярко выраженное авторское начало, однако оно не мешает изданию быть объективным - объективность создается за счет нескольких материалов на одну тему (к примеру, два репортажа с одного и того же матча), комментариями экспертов, игроков и тренеров, текстами экспертов из сферы спорта. Таким образом, читатель получает полный спектр информации о каком-либо важном недавно прошедшем событии, а также остается в курсе новостей из мира спорта.
Региональный еженедельник «Игрок» освещает преимущественно местные события, в первую очередь сосредоточиваясь на футболе, что даже отражено в логотипе издания: в слове «Игрок» букву «о» заменяет изображение футбольного мяча, к тому же регулярно публикуются очерки из истории воронежского футбола. Кроме того, в газете активно освещается хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол. При этом стандартный текст представляет собой, как правило, описание игры с добавлением комментариев тренеров и - иногда - кого-нибудь из игроков. Авторского анализа практически нет, о причинах удач/неудач говорят в основном тренеры на послематчевых прессконференциях. Сообщения о федеральных событиях также не претендуют на аналитичность, как, например, информация о сокращении бюджета и смене концепции футбольного клуба «Анжи».
Спортивные СМИ в основном используют информационные жанры: заметка, интервью и репортаж (последний в случае с газетой «Спортэкспресс» часто обладает аналитическими элементами). В газете «Игрок», кроме того, встречается исторический очерк. Подобный акцент на информационных жанрах также позволяет нам вывести спортивную прессу в отдельный тип СМИ: как пишет П. Чуков, «в спортивной проблематике события меняются с такой же быстротой, как в целом в общественно-политической сфере, поэтому в периодике этого типа преобладают информационноновостные жанры» .
Оформление изданий также способствует выделению спортивной прессы в типологическую группу, которой свойственно обилие иллюстраций и инфографики: турнирные таблицы и множество фотографий не только украшают полосу, но и несут читателю дополнительную информацию. И хотя «Игрок» отдает под визуальный материал около 25% полосы, более показательным нам представляется пример «Спорт-экспресса» как издания, имеющего куда большую аудиторию и задающего тренды в спортивной журналистике: здесь фотографии и инфографика занимают в среднем 35% страницы, то есть больше, чем в деловой и общественно-политической группах СМИ.
Проанализировав «Спорт-экспресс» и «Игрок», мы не можем однозначно сказать, является ли целью данных СМИ извлечение прибыли. В случае со «Спорт-экспрессом» коммерческая цель заявлена, но не выполняется: СМИ работает в убыток. «Игрок», по нашему мнению, подобную цель не преследует: газета выходит тиражом около 3,5 тысячи экземпляров, а реклама, если и появляется, не превышает 1%. Однако информационная цель не является [78] единственной для данных изданий, спортивная пресса также в идеале должна пропагандировать здоровый образ жизни, что, однако, не всегда реализуется на практике. Так, Е. Войтик отмечает, что «региональные СМИ пока не в полной мере выполняют задачу вовлечения каждого в занятия физической культурой»[79]. В частности, практически нет материалов о юных спортсменах, что «свидетельствует о недостаточной заботе о подрастающем поколении»[80].
Отметим, что выявлению типа спортивной прессы способствует и лексика. В материалах изданий появляется немало характерных для мира спорта слов, как, например, «хавбек», «прошил», «раскатали» и прозвища спортсменов, употребляемые равноценно с их именами и фамилиями.
Таким образом, можно утверждать, что в группу качественной прессы наряду с типами деловой и общественно-политической входит также тип спортивной прессы.
По нашему мнению, качественными изданиями можно считать также культурно-просветительские СМИ. Для доказательства нашего предположения мы взяли три издания: федеральные газеты «Культура» и «Литературная газета» и региональное СМИ «Время культуры».
«Культура» пишет не только о столичных событиях, но и о региональных, так или иначе связанных с темой культуры. Сквозь призму культуры рассматриваются и многие мировые события: например, материал о сирийских культурных объектах, которые могут исчезнуть или быть разрушены в ходе военных действий. Обширный блок отведен общественно-политической тематике, однако он представлен по большей части материалами сотрудников редакции и приглашенных авторов, которые не столько анализируют то или иное событие, сколько высказывают свое отношение к нему. Несколько диссонируют с остальным контентом «практические» материалы - о том, какой лучше выбрать мотороллер, как правильно подобрать шубу и т. п.
«Литературная газета» также в основном сосредоточивается на культуре, особый акцент делая на литературе: публикуются анонсы новых книг и рецензии на уже вышедшие, интервью с писателями, выходят полосы с подборками стихотворений. Затрагивается также общественно-политическая тематика, она находит отражение не только в интервью с литераторами, но и в авторских материалах, которые отличаются публицистичностью: автор самостоятельно анализирует какое-то событие, не привлекая сторонних спикеров. В данном случае нам представляется это оправданным: издание в первую очередь направлено на публикацию информации из сферы литературы.
В отличие от двух вышеуказанных СМИ, «Время культуры», помимо того что является региональным, выходит не еженедельно, а ежемесячно, что, в свою очередь, не позволяет изданию быть оперативным. Впрочем, данный недостаток компенсирует сайт, на котором новости из сферы культуры появляются постоянно, однако нет специально написанных для сайта больших текстов. В силу своей периодичности «Время культуры» практически не уделяет внимания проходящим в городе выставкам: подобные публикации появляются либо как анонс, либо если на момент сдачи номера выставка еще продолжает работать. В остальном события местной культуры находят свое отражение - материалы посвящены прошедшим концертам и фестивалям, новинкам воронежских издательств, есть рецензии на спектакли. Кроме того, в издании появляются материалы о труде работников культуры в районах области, а также материалы о воронежских коллективах. Газета частично уделяет внимание и общественно-политической тематике, как правило и в этом случае акцентируя внимание на культуре, - например, проблеме сохранения исторических зданий. В целом в текстах присутствует авторское начало, что в принципе свойственно «культурной» журналистике, но в данном случае оно связано еще и с тем, что материалы для газеты пишут не только журналисты, но и деятели культуры: художники, музыканты, преподаватели. Присутствие авторского «я» не мешает аналитичности текстов: авторы, хоть практически и не привлекая для комментариев экспертов, стараются рассмотреть проблему или явление со всех сторон, не забывая при этом выражать собственную точку зрения.
По сравнению с бульварной прессой культурно-просветительские газеты можно назвать качественными (на своем сайте «Культура» даже противопоставляет себя бульварным изданиям). Как и в случае с уже проанализированными типами прессы, отметим, что выделить культурно
просветительские СМИ помогает система используемых в данных изданиях жанров: заметка, интервью, репортаж, рецензия, статья, причем превалирует рецензия, интервью и статья. Отметим, что все три проанализированных издания не отражают всех событий в сфере культуры: «Время культуры», сосредоточиваясь на региональном материале, не уделяет, по нашему мнению, достаточного внимания некоторым значимым событиям; «Литературная газета», отдавая предпочтение литературной тематике, почти не затрагивает остальные сферы культуры; «Культура», являясь анонсирующе-
рецензирующим изданием, имеет небольшой уклон в общественнополитическую тематику, однако подобные материалы, представляя определенный интерес для читателя, все же порой кажутся несколько неуместными.
Оформление подобных изданий отличается стремлением к визуализации, даже некоторым превышением визуальной составляющей над текстовой в отдельных случаях, что представляется нам уместным: когда материал о том или ином событии (выставка, спектакль, фильм, концерт) сопровождается фотографиями, читатель получает наглядное представление о событии, может сопоставить свои впечатления с мнением журналиста. Каждое из изданий в среднем отдает под иллюстрации 25-35% полосы. Кроме того, отметим тенденцию к цветной печати (только «Литературная газета» в основном черно-белая), что также делает издание более дружелюбным к читателю. К тому же было бы странно, если бы при современном уровне полиграфии материал о выставке живописи сопровождался черно-белыми фотографиями.
Коммерческая цель на данном этапе в культурно-просветительских СМИ представляется нам труднодостижимой: наиболее внушительный тираж имеет «Литературная газета»; «Культура», с тиражом чуть менее 20 тысяч экземпляров, практически не доходит до читателя; тираж «Времени культуры» - 3 тысячи экземпляров - по региональным меркам немалый (схожие по тематике журналы «Воронежскш телеграфъ» и Quality имеют соответственно 3,2 и 4 тысячи). Однако во всех трех изданиях процент рекламы близок к 1% и практически его не превышает, что, в свою очередь, негативно отражается на доходах. К примеру, «Литературную газету» и «Культуру» в Воронеже в свободной продаже нам найти не удалось, «Время культуры» имеет смешанную модель: распространяясь в розницу и по подписке, также свободно выкладывается в нескольких местах. В то же время культурнопросветительская пресса выполняет социализирующую функцию: объединяет вокруг себя представителей интеллигенции.
По нашему мнению, данные СМИ можно считать типом прессы, входящим в группу качественных газет.
Таким образом, мы полагаем, что качественной прессой можно называть такие разные типы СМИ, как общественно-политические, деловые, спортивные и культурно-просветительские газеты. Следовательно, понятие «качественная пресса» является структурой более высокого порядка. В принятой нами иерархии СМИ В. Тулупова (напомним, исследователь, проводя аналогию с биологической систематикой, предложил при классифицировании СМИ использовать понятия рода, отряда и т. д.) данная пресса - объединяющая в себе несколько типов - находится на более высокой ступени. Мы приходим к заключению, что в данной парадигме качественную прессу можно считать классом.
Если задействовать всю основанную на биологической систематике типологическую классификацию, то в случае с качественной прессой она будет таковой. Понятию «род» (вид деятельности) соответствует журналистика; понятию «вид» (каналы коммуникации) - печатная журналистика; понятию «отряд» (форма выпуска) - газетная журналистика; понятию «класс» (целевое назначение и дополнительные функции) - качественная журналистика; понятию «тип» (тематика, цели, оформление, жанры) - общественно-политическая, деловая, спортивная и культурно-просветительская журналистика.
На данном этапе считаем необходимым остановиться также на том, какие еще типы СМИ можно отнести к качественной прессе, ведь сейчас мы рассмотрели лишь четыре типологические группы.
Например, можно ли назвать религиозную прессу качественной журналистикой? Беглый просмотр газеты «Православный Воронеж» показал, что по многим признакам данное издание трудно назвать качественным. В настоящем исследовании мы, повторимся, не анализируем журналы, однако в случае с религиозной прессой не можем не отметить журнал «Фома», который по таким критериям, как контент и полиграфия, можно считать качественным. Мы предполагаем, что и среди религиозных газет найдутся качественные по многим параметрам издания, но пример «Православного Воронежа» представляется нам интересным с точки зрения того, считать ли издание, перепечатывающее тексты из других СМИ и немалую часть газетной площади уделяющее официальной хронике, качественным.
Газета выходит пять раз в год на 16 или 24 полосах, имеет сдвоенную нумерацию (№2 1/2, № 3/4 и т. п.), что отрицательным образом сказывается на оперативности. Уровень полиграфии невысок - встречаются смазанные страницы, цвет (зеленый либо синий) используется только на первой и последней полосах в заголовках и подложках, при этом газета использует цветные фотографии, которые при переводе в черно-белый формат теряют свое качество. В оформлении наблюдаем некоторую избыточность рубрик: например, под рубриками «Путь к небу», «Путь к Богу», «Путь ко Христу», «Путь к святости» публикуются тексты о духовной жизни, о том, как в тех или иных ситуациях следует поступать христианину. Как нам кажется, для подобных материалов можно было бы воспользоваться одной рубрикой.
Довольно много материалов высокого качества о вере и обществе заимствованы из других источников: из журналов «Фома», «Нескучный сад», «Татьянин день», с сайтов «Православие и мир», «Православие.ру». Значительная часть местных текстов, по стилистике сходных с пресс-релизами, посвящена деятельности митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия: какие места он посетил, какие храмы, приделы, кресты и купола освящал и что по этому поводу сказал. Другие материалы, отражающие жизнь епархии, - сообщения о различных инициативах священников, указы митрополита и некрологи. Довольно много материалов написано священниками и монахами, и подобные тексты также отличаются стилистически: в них используется церковно-славянская лексика и цитаты из Библии. Отметим, что тематика данных материалов может быть любой - от «прикладной» (например, про важность подачи записок об умерших, №1/2 (166/167), март 2013 года) до «общей» (например, текст о том, что не надо упускать понапрасну время, №1/2 (156/157), январь 2012 года). Кроме того, в газете часто появляются рассказы, не только детские и не только священников-писателей: например, в №3/4 (168/169), июнь 2013 года, напечатан рассказ А. Платонова «Никита».
Как и в случае с ранее проанализированными типами прессы, мы считаем необходимым затронуть жанровый вопрос. Наряду с общими для журналистики жанрами (заметка, репортаж, интервью, статья) Т. Иванова выделяет характерные для православной периодической печати жанры: «духовные стихи, церковные песни, анекдоты, которые после творческой обработки журналистов попадают на страницы православной прессы из других изданий. Публикации таких материалов востребованы самими читателями»[81].
Нам представляется, что данное издание и не ставит перед собой коммерческую цель. Но, помимо информационной, издание выполняет еще одну
важную функцию: объединяет верующих людей. Таким образом, в данном типе прессы проявляется цель социализации.
Однако наиболее ярко адаптирующая функция выражена в детскоюношеской прессе. Анализ номеров детской областной газеты «Ворон и Ёж» за 2013 год (приложение к газете «Молодой коммунар» выходит практически ежемесячно, в год бывает до одиннадцати выпусков) показал, что данному изданию, так же как и «Православному Воронежу», далеко до идеального качественного издания. В первую очередь потому, что около половины материалов в газете подготовлено школьниками, что, в свою очередь, влияет на качество текстов, многие из которых по жанру являются заметками либо мини-интервью, то есть сообщают краткую информацию о событии. Однако главная особенность «Ворона и Ежа» и других детско-юношеских СМИ в том, что данная пресса, как пишет П. Чуков, «выполняет социально важную задачу приобщения подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являясь тем самым связующим звеном передачи социальной информации от старшего поколения к младшему и одновременно каналом коммуникации, дающим возможность детям общаться друг с другом»[82]. С исследователем солидарна Е. Вологина: «Не менее значима роль детской журналистики и в процессе “воспитания” взрослых, приобщения их к миру ребенка с его ценностной и эстетической шкалой. Большую роль могут сыграть детские СМИ, особенно юнкоровские, в процессе социализации детей. Приобщение ребенка к чтению детского издания, а тем более к работе в СМИ? означает для него начало самостоятельной интеллектуальной жизни, ее обогащения»[83]. Кроме того, как считает Л. Доржиева, «школьники, участвующие в процессе деятельности детской прессы, являются носителями гражданских взглядов и социальных отношений. Опыт организации деятельности детской прессы показывает, что этот процесс активи
зирует гражданскую позицию школьников»[84]. Однако в условиях рыночной экономики часть подобных изданий (в основном, отметим, это касается журналов, которые мы в рамках данного исследования не рассматриваем) перешла в разряд развлекательной прессы. Как пишут исследователи, подростков интересуют новости шоу-бизнеса, любовь секс, и «появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу. Ярким примером этого нового направления развития детской журналистики служит журнал Cool (1997 год), выходящий под девизом “Это круто”, на страницах которого публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, большое место отводится моде, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания и т. д.»[85]. В 2006 году, заметим, журнал Cool был закрыт, однако подобные СМИ продолжают издаваться. Их трудно назвать качественными, они тяготеют к развлекательной журналистике, следовательно, и тип детской прессы может находиться как в классе качественной прессы, так и в классе развлекательной прессы. Однако это явление - тема отдельного исследования, так как в рамках данной работы мы изучаем только газеты, не касаясь журналов. В то же время именно среди детских журналов наблюдается наличие как сугубо развлекательных, так и социализирующих изданий.
В итоге мы несколько расширили схему для качественных изданий и предлагаем ее модернизированный вариант (отметим, что данная версия не является финальной, в схеме будут появляться и другие типы изданий, мы, например, оставили за рамками исследования автомобильную прессу).
Таким образом, проанализировав понятие «качественная журналистика» и выявив критерии качества, мы выяснили, что на практике очень малое количество газет соответствует всем выявленным критериям. В первую очередь, по нашему мнению, в качественной прессе должна быть информация высокого качества, а именно: достоверная, оперативная, отражающая спектр мнений, компетентная, соответствующая нормам журналистской этики, не злоупотребляющая сниженной лексикой. Кроме того, качество газеты определяется качеством полиграфии, оформления, менеджмента и воздействия, понимаемого нами как формирование собственного взгляда на те или иные события и ситуацию. Однако по этим четверым уровням качества газеты часто не соответствуют заявленным критериям.
Впрочем, немаловажным может стать и такой фактор, как исполнительское мастерство. СМИ может затрагивать серьезные темы, глубоко их анализировать, но при этом быть неинтересным читателю: скучный язык (канцелярская лексика, сложные синтаксические обороты), верстка «кирпичами» и т. п. Считать ли в данном случае газету качественной, основываясь только на качестве текстов? Думается, не менее важным в подобных обстоятельствах будет также анализ целей издания, выявление его дополнительных функций.
На основании выявленных уровней качества мы говорим, что бульварная пресса не может считаться качественной: у таблоидов и при высоком качестве полиграфии, оформления и менеджмента отмечается низкий уровень текстов (главный критерий, по нашему мнению) и воздействия.
В ходе попытки встраивания качественной журналистики в вертикальную иерархическую типологическую систему мы выяснили, что качественная пресса не может считаться типом СМИ - это структура более высокого порядка, так как к качественным изданиями можно отнести такие типы газет, как деловая, общественно-политическая, спортивная, культурно
просветительская, религиозная, детско-юношеская. При этом тип прессы мы выделили не по всей совокупности типологических признаков (данный анализ нужен для определения формата издания), а только по нескольким основаниям: тематике (восходящей, в свою очередь, от типоформирующего признака «читательская аудитория»), целевому назначению (второй по значимости типоформирующий признак, тесно связанный с третьим - «издатель»), оформлению (для деловых газет, например, характерен строгий дизайн, а детскоюношеские издания используют различные оформительские украшения), жанрам (в религиозной прессе появляются специфические жанры, например духовные стихи, а для спортивных газет характерно преобладание информационных жанров).
Качественную прессу в нашей типологической системе мы предлагаем называть классом, классы, в свою очередь, по нашему мнению, стоит выделять на основании целевого назначения и дополнительных функций. У качественной журналистики, как и у любой другой, есть две основные цели - идеологическая и коммерческая. Вопрос заключается в первую очередь в их соотношении, и здесь мы не наблюдаем превалирования какой-либо одной цели над другой: они равны и взаимосвязаны. Во-вторых, уточнить класс помогут дополнительные функции, которые проявляются в конкретных СМИ. В случае с качественной прессой это социализирующая функция. Поясним: на основании всех критериев качества религиозную прессу - на примере газеты «Православный Воронеж» - трудно назвать качественной (неудовлетворительная полиграфия, отсутствие оперативности, наличие «протокольных» местных текстов и заимствованных из других СМИ материалов). В то же время мы не можем отнести ее к другому выделяемому нами классу - «развлекательная пресса». Религиозные издания выполняют важную цель объединения вокруг себя верующих людей, формирования их мировоззрения. Но ту же функцию мы обнаружили и в других типах СМИ, входящих в группу качественных изданий. Наименее ярко она выражена у общественнополитической прессы, наиболее ярко - у детско-юношеских газет, которые способствуют формированию гражданственности у подрастающего поколения и «являются важным каналом передачи социальной информации от старшего поколения к младшему и одновременно каналом коммуникации, дающим возможность детям общаться друг с другом»[86].
В завершение данной части отметим, что само слово «качественный» изначально несет некоторую положительную коннотацию и тем самым в предлагаемой системе невольно может являться противопоставлением другим классам СМИ, «менее качественным». Это, однако, не так - другие издания могут по некоторым параметрам соответствовать выявленным критериям качества, но при этом преследовать другие цели, чем информирование и объединение. По нашему мнению, достойным синонимом понятия «качественная пресса» может стать понятие «социально ответственная пресса». Однако отказываться от термина «качественная пресса» в понятийном аппарате журналистики вряд ли необходимо, поскольку он уже устоялся, но важно было обозначить его место в типологии СМИ.
Еще по теме 1.1. Качественная пресса как класс СМИ:
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СОЦИУМА И МЕСТНЫЕ СМИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В.А. Вербкин руководитель пресс-службы администрации г. Старый Оскол
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (12 ЧАСОВ)
- 2.1. Современный рынок польской прессы: структурно- типологическая характеристика
- 111. «Русский вопрос» в качественных печатных СМИ Польши: темы для контент-анализа и основныефакторы влияния на польское общественное мнение
- ПРЕССА КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Пивоварчик Т.А.
- Глава 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СО СМИ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ
- § 1. Как класс становится коллективом?
- § 13. Как понять класс?
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.1. Типология и классификации СМИ
- 1.1. Качественная пресса как класс СМИ