<<
>>

3.1. Квалоид как тип СМИ

Исследователи неоднократно отмечали смешение качественной и развлекательной составляющих в СМИ: «Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов, - газеты, включающие как серьезные информационные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий

набор рекламодателей.

К типу таких газет можно отнести “Московский ком-

220

сомолец » .

В. Тулупов пишет: «Есть “желтая пресса”, ограничивающаяся реализацией рекреативной функции, нередко нарушающая профессиональные и этические стандарты (в России именно такие называют еще и бульварными). Но есть и массовые газеты, которые в некоторых западных странах, например в Германии, считаются бульварными (без негативной оценки!) потому, что они продаются и, возможно, прочитываются на бульваре. То есть газеты, подобные нашим популярным “вечеркам”. И если они не нарушают профессиональных (читай - этических) стандартов, стараются быть оперативными, находят подлинные, а не мнимые сенсации, то вполне могут проходить по рангу “качественных массовых”»[197] [198].

Э. Чепкина считает что квалоиды - это «качественная развлекательная пресса для образованной и обеспеченной аудитории»[199] и к таковым относит, например, журнал Esquire. Мы в рамках нашего исследования не изучаем журналы, но и среди газет часто (не исключаем, что даже чаще) встречаются квалоиды.

А. Монастырская отмечает: «Зарубежные исследователи давно предложили новый термин - квалоид, обозначающий качественный таблоид»[200]. Однако при этом исследователь не называет примеров отечественных квало- идов. Анализируя таблоидную журналистику, автор выделяет три ее разновидности - бульварную, мимикрирующую и развлекательно

информационную.

К последнему относятся «АиФ», «МК» и «КП». На наш взгляд, разница, хоть и довольно размытая, между развлекательноинформационными изданиями и квалоидами наблюдается. А. Монастырская отмечает, что первые подают важные проблемы в игровой форме (в данном

аспекте нельзя не отметить часто использующий инфографику «АиФ») и пишут «смешно о серьезном, серьезно о смешном»[201]. Думается, квалоиды пишут серьезно о серьезном, но в более легкой «упаковке» по сравнению с качественными изданиями. Развлекательность квалоидов заключается не в том, что они некачественно пишут о каких-либо проблемах общества, а в том, что подобные материалы соседствуют с текстами о скандалах среди знаменитостей, с публикациями откровенных снимков, с шокирующей информацией о преступлениях, с занимательными историями из прошлого, с рейтингами в духе «Самые романтичные пары в кино» и т. д., и т. п. Серьезные же материалы они подают не так объемно, как качественная пресса. Так, в каждом номере «АиФ» есть вкладка-приложение «Деловая среда», где наряду с рекламой финансовых услуг публикуются материалы о том, например, как управляющие компании обманывают жильцов, с комментариями экспертов и схемой махинаций УК. Или приводятся мнения экспертов о финансовом кризисе. Некоторый дефицит аналитичности можно списать на то, что массовому читателю достаточно приведенной информации, а те, кому хочется большего, могут почитать деловую прессу.

С. Страшнов поясняет значение нового феномена: «Термин, конечно, причудлив: коренится он в латинском quails (какой, какого качества), а суффиксальную часть взял у таблоида»[202]. Исследователь отмечает, что подобные издания называют еще и качественно-массовыми: формат А2 не мешает наряду с аналитикой публиковать сенсации и анекдоты. К тому же качественные издания заимствуют формат А3 у таблоидов[203].

Исследователь также отмечает, что «в состязании с другими СМИ самой выигрышной в периодической печати все очевиднее становится аналитичность, а она в квалоидах как раз и затушевывается»[204].

Опыт «МОЁ!» говорит, что это действительно так. Например, информационным поводом для

материала «Воронежские чиновники тратят бюджетные средства на предметы роскоши» в № 41 (882), 2011 год, послужил заказ областного правительства на пять экземпляров мужских наручных часов из золота. В статье затрагивается также тема покупки чиновниками дорогих автомобилей. Есть комментарии экс-мэра, экс-губернатора и ныне действующих чиновников, чьи ведомства приобрели дорогие автомобили. Однако нет комментариев из областного правительства к заказу на часы. К тому же ни в этом, ни в последующих номерах нет анализа федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по которому производятся все заказы и в котором множество лазеек для мошенников и коррупционеров. Более того, в материале даже не указан этот закон.

Однако у такого подхода есть свое оправдание. Анализ федерального закона №94 интересен более узкой аудитории по сравнению с темой «чиновники тратят бюджет на предметы роскоши». К тому же заинтересованные читатели уже знают о законе благодаря той же общественно-политической и деловой прессе. И квалоиды в этом плане выступают своеобразной границей, лакмусовой бумагой читательского интереса. Те, кто всерьез заинтересуется вышеозначенной темой, прочитают материалы в качественной прессе, посвященные той же тематике. Остальным же будет довольно и «квалоидной» - не то чтобы поверхностной, но не обо всем говорящей - статьи.

Анализируя немецкую прессу, В. Скоробогатько рассказывает о газете Welt Kompakt, которая является своеобразным дайджестом Die Welt, и делает вывод, что «чередование рубрик и их содержание определенно указывают на массовый характер издания. Но, безусловно, это не бульварное издание, это облегченное чтение - с картинками и короткими текстами. Это квалоид»228.

В. Касютин в статье «Водочный пояс» приводит пример шведской прессы: «Общенациональный таблоид Expressen, в редакции которого мы [205] побывали, был основан как антифашистская новостная газета.

По сути, теперь это квалоид - качественный таблоид, черпающий основные доходы из продажи тиража. Удивительно, но развлекательная газета до сих пор считает своей миссией защиту интересов маленького человека, главным ресурсом - доверие читателей. С коллегами солидарны журналисты газеты Norrkopings Tidningar: “Нам важно, чтобы в наших репортажах участвовали люди, мы стараемся описать простого человека, его проблемы и заботы”»[206].

Е. Вартанова при анализе скандинавской прессы также указывает на постепенное слияние качественных и развлекательных газет: «Выходящие на столичных рынках северных стран вечерние таблоиды в большинстве не принадлежат к качественной журналистике. Но и поставить их в один ряд с британскими таблоидами тоже нельзя»[207]. Например, вечерний таблоид из Норвегии Dagbladet в 1980-е годы изменил концепцию, став более серьезным изданием с приоритетными политическими дискуссиями и вопросами культуры. Автор отмечает, что вечерние газеты северных стран реализуются в розницу, поэтому их многокрасочные первые полосы - скорее способ привлечения покупателя, а не читателя. Северные вечерние таблоиды отказались от порнографии, секса, скандалов хотя бы в качестве главного фокуса содержания и ориентируются на новости внутренней и внешней политики, культуры.

Таким образом, суммируя мнения практиков и теоретиков журналистики, мы можем заявить о появлении новой модели СМИ, называемой нами квалоидами. Возможно, данный - весьма причудливый - термин можно было бы заменить другими, но мы не видим в этом необходимости. По причине того, что, во-первых, название «квалоид» уже можно считать относительно устоявшимся - оно появляется среди материалов практиков журналистики, его в своих исследованиях (в том числе диссертационных) используют теоретики. Во-вторых, имея сходство с термином «таблоид», дефиниция «квало- ид» обладает некоторой преемственностью, не только в категориальнопонятийном аппарате, но и шире - в журналистике: одним из векторов развития данной модели прессы является переход таблоидов к более серьезным темам.

В-третьих, как термин квалоид достаточно точно расшифровывает главную особенность данных СМИ - смешение качественной и развлекательной прессы, соединение серьезных тем с темами более легкими (напомним, что само понятие первоначально возникло в английском языке от смешения слов quality и tabloid, то есть «качественный» и «таблоид»). Конечно, мы могли бы предложить, например, термин «качественная развлекательная пресса», но он, по нашему мнению, довольно громоздок, в частности в семантическом плане. Как вариант можно было бы использовать определение «вечерняя пресса» (тем более что в предыдущем параграфе мы обнаружили между советскими «вечерками» и квалоидами немало общего), однако это скорее одна из характеристик СМИ, указывающая на время выхода издания. И не стоит забывать, что сегодня газет, выходящих по вечерам, единицы. Точно так же неуместно использование термина «еженедельная пресса»: практика показывает, что квалоиды могут выходить и ежедневно (примеров, впрочем, единицы), а еженедельная форма выпуска характерна для многих изданий (например, таблоиды, криминальная пресса, спортивная пресса). Мы могли бы использовать дефиницию «массовая пресса», ведь нами уже была доказана неверность ассоциаций массовой прессы с таблоидной прессой. В данном случае этот термин может показаться тем более уместным, что он отражает еще одну особенность квалоидов - ориентацию на максимально широкую аудиторию. Однако мы не считаем удачным употребление термина «массовая пресса» в контексте типологии журналистики, ведь любое (официально зарегистрированное - уж точно) СМИ в силу своей природы можно считать массовым - это заложено в самой аббревиатуре «СМИ». По этим же причинам нам не представляется уместным использование термина «качественная массовая пресса».

Объяснив обоснованность использования определения «квалоид», вернемся непосредственно к его характеристикам. Из вышеприведенных цитат теоретиков и практиков журналистики можно сделать вывод: о квалоидах говорят и пишут достаточно много и в то же время приводят довольно мало существенной информации, отмечая по большей части только главную особенность - смешение характеристик качественной прессы и развлекательной прессы.

Больше информации мы получили, проводя сравнительный анализ советской вечерней прессы, еженедельника «Неделя» и газеты «МОЁ!». Тем не менее, основываясь на заявлениях исследователей и практиков, добавляя к ним факты из истории журналистики, уточним характерные черты квалоида:

- смешение «тяжелых» и «легких» для восприятия тем, превалирующей среди которых выступает общественно-политическая с акцентом на проблемы общества - социума и конкретных людей, «маленького человека»;

- универсализация содержания, стремление донести до максимально широкой аудитории максимально широкую информацию, тяготение к «семейности»: публикация одновременно серьезных и развлекательных материалов, текстов на бытовые темы (кулинария, ремонт, хозяйственные советы), рубрики по различным интересам;

- диффузия жанров - основу составляют материалы, соединяющие в себе элементы интервью, репортажа, комментария, корреспонденции, характерной особенностью которых является также упрощенность стиля;

- активная работа с аудиторией: основу данных СМИ составляют обращения читателей, причем если раньше это были письма и звонки в редакцию, то сейчас - SMS- и MMS-сообщения, сообщения на сайт. Кроме того, работа с читателями, работа на развитие их лояльности и интереса к газете заключается в придумывании всевозможных конкурсов;

- использование элементов инфотейнмента, в том числе придуманных сотрудниками газеты рисованных персонажей.

Для того чтобы выявить, насколько современные издания, которые мы не можем отнести ни к качественным, ни к развлекательным, соответствуют перечисленным признакам, проведем их кратких типологический анализ. Он даст нам понимание общих черт в данных газетах, позволит нам заявить, является квалоид типом СМИ или же нет.

Напомним, что тип СМИ мы выделяем по нескольким основаниям: тематика (восходит к типоформирующему признаку «читательская аудитория»), цели издания, оформление и жанры. Проанализируем по данным факторам несколько изданий - наиболее ярких представителей потенциальной группы квалоидов.

«Аргументы и факты» - общественно-политический еженедельник, старающийся охватить все наиболее значимые темы. При этом довольно интересным представляется принцип размещения материалов в газете: по сути, каждый выпуск состоит из четырех вкладок - основная (политика, общество, зарубежные новости), «Деловая среда» (экономика), «Ваше здоровье» (медицина), «Свободное время» (культура, спорт, шоу-бизнес, наука и «практические», или же бытовые, материалы, рассказывающие, например, о том, когда лучше сажать рассаду и т. п.). Подобное разделение удобно не только читателям, но и рекламодателям: в «Деловую среду» идут банки, страховые и иные финансовые компании, в «Ваше здоровье», соответственно, - медицинские препараты и приборы. Однако контент наполнения данных вкладок, по нашему мнению, иногда бывает весьма спорен: во-первых, зачастую вкладки «Деловая среда» и «Ваше здоровье» по большей части заполняются рекламой; во-вторых, мы не исключаем скрытой рекламы во многих материалах, заявленных в качестве редакционных. Например, «Ой, ТО не вечер...» (№ 4 (1629), 25 - 31 января 2012 года) рассказывает об изменениях в правилах технического обслуживания автомобилей, однако единственным комментатором выступает представитель «Росгосстраха», что не может не наводить на мысль о проплаченности статьи. Зачастую материалам не хватает аналитики (особенно это касается опять-таки претендующей на качественность контента «Деловой среды») - авторы опрашивают нескольких экспертов, но этим дело и ограничивается: многие статьи представляют собой краткое изложение той или иной проблемы вкупе с несколькими комментариями без детального погружения в особенности того или иного явления, без выводов относительно решения проблемы или дальнейшего прогнозирования. Выше мы уже отмечали активное использование инфографики в «АиФ», в экономических публикациях она также присутствует, например «Экономические показатели крупнейших стран до и после кризиса» - карта мира с многочисленными цифрами к материалу о кризисе (№2 7 (1632), 15 - 21 февраля 2012 года). Такой подход к аналитике можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, «АиФ» дает массовому читателю достаточное представление о тех или иных процессах в экономике, предлагая за более детальным изучением обратиться к профильной прессе. С другой стороны, далеко не каждый читатель купит, выпишет другое СМИ или обратится к онлайн-материалам за подробностями. В региональном приложении иногда можно встретить прямое столкновение качественной и развлекательной журналистики, когда аналитический материал разбавляется «легкими» публикациями. Например, в № 37 (951), 11 - 17 сентября 2013 года, «АиФ-Черноземье» материал о результатах антиалкогольных мер помимо инфографики и вынесенных за текст комментариев экспертов разбавлен анекдотами про алкоголиков.

Довольно любопытной представляется подача общественно

политических новостей - как правило, это интервью, репортажи (в том числе из-за рубежа), а также авторские материалы (небольшие колонки и более расширенные публикации), в которых практически нет глубокого анализа, а есть размышления по поводу того или иного события/ряда событий. Кроме того, характерной особенностью «АиФ» является стиль оформления заметок: они публикуются под рубриками «Вопрос-ответ», «Я не понимаю», «Говорят, что...» и представляют собой вопрос или обращение читателя (с указанием его фамилии, начальных букв имени и отчества и места жительства) и комментарий редакции. Нам представляется, что сделано это для того, чтобы показать обратную связь с изданием, которая, как мы подозреваем, не имеет столь больших масштабов. Во всяком случае, работавшие в региональном приложении «АиФ» говорили автору данного исследования, что вопросы и подписи к ним в значительной мере придумываются журналистами.

Однако, каковы бы ни были мотивы такой подачи новостей, мы можем отметить, что читатель получает практически достаточно общественнополитической информации, чего мы не можем сказать об освещении событий из сфер культуры и спорта. Материалы на эту тематику публикуются во вкладке «Свободное время», занимают, как правило, полосу (в меньшем количестве случаев - разворот), и это в основном интервью со спортсменами и представителями шоу-бизнеса - актерами, певцами, режиссерами и т. д., - а также статьи, приуроченные к юбилею той или иной знаменитости. Практически нет спортивных заметок, рецензий на новые спектакли и фильмы, материалов о выставках. Это касается и регионального приложения «АиФ- Черноземье». На наш взгляд, отсутствие подобных материалов негативно сказывается на контенте издания, так как читатель недополучает нужной ему информации - напомним, что квалоиды стремятся охватить как можно большую аудиторию, в данном же случае без информации остаются любители спорта и культуры.

Весьма примечательно, что «АиФ» практически не публикует также криминальных новостей; таким образом, одна из трех табуированных и вместе с тем вызывающих наибольший интерес тем - тема смерти - в данном издании практически не представлена, что нельзя не засчитать в плюсы. Отметим, тем не менее, что от криминала и скандальных новостей полностью газета не отказалась, время от время такие публикации появляются - например, о драке на корпоративном мероприятии Федерального космического агентства, участником которой стал и глава Роскосмоса (на тот момент) В. Поповкин (№2 13 (1638), 28 марта - 3 апреля 2012 года), или о том, как из-за халатности медиков в больнице погиб ребенок («Клизма-убийца», № 10, 5 - 12 марта 2014 года).

«АиФ» активно развивает также тему благотворительности - регулярно освещается деятельность организованного изданием фонда «АиФ. Доброе сердце», помогающего детям с тяжелыми заболеваниями. Кроме того, газета с 2003 года проводит акцию «Стань Дедом Морозом», в которой предлагает читателям купить детям из детских домов подарки. Однако в большинстве случаев благотворительная деятельность проводится и освещается федеральным изданием, региональные выпуски участвуют только в акции «Стань Дедом Морозом».

Говоря о региональных выпусках, отметим и некоторую избирательность тем. Так, в «АиФ-Черноземье» большую долю занимает общественнополитическая тематика с упором на проблемы социума (часто печатаются материалы федерального издания), в то время как событиям из сфер бизнеса, спорта и культуры почти не уделяется внимания. Кроме того, регулярно появляются материалы, подготовленных в рамках контрактов на освещение деятельности органов государственной власти (по сути, рекламные).

Главными целями «АиФ», как нам представляется, являются информационная (сама собой разумеющаяся) и коммерческая - средний тираж газеты в третьем квартале 2013 года составлял 2,157 миллиона экземпляров, при этом в каждом выпуске насчитывается большое количество рекламы, в среднем 32% от общего количества газетных полос, что довольно близко к верхнему порогу изданий нерекламного характера - 40%. По данным TNS, «Аргументы и факты» стали единственным изданием из топ-5 всех печатных СМИ России, показавшим положительную динамику по рекламным бюджетам - 29%, а также по полосности - 5% за январь 2014 года по сравнению с январем 2013 года[208] Мы отмечаем проявление развлекательной функции в данном издании: по сути, на ее реализацию работает вкладка «Свободное время». Кроме того, не столь явно акцентирована социализирующая функция - помимо ответов на вопросы читателей (выше мы писали о том, что некоторая часть этих вопросов составлена в редакции, однако назвать точную долю фальшивых обращений не можем) это деятельность благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце», а также различные акции, например конкурс

на худшую дорогу России, где читателям предлагалось присылать фотографии плохих российских дорог и голосовать за них. Однако баланс данных целей и функций, мы не исключаем, может измениться, так как владелец издательского дома «Аргументы и факты» - холдинг «МедиаЗ» - уступил данный актив ОАО «Московские информационные технологии». Соучредителем последнего, в свою очередь, является правительство Москвы.

Характерной чертой дизайна «АиФ» выступает активное использование графических материалов, впрочем, без визуального превышения: на полосе иллюстративному материалу уделяется не более 30%. Во-первых, это инфографика, в нее в 2012 году даже переводили статьи кандидата в президенты В. Путина. Во-вторых, коллажи: центральная иллюстрация первой полосы всегда представляет собой коллаж. В целом оформление «АиФ» довольно строгое, без каких-либо вычурностей, вынесенных плашек со словами «Шок», «Сенсация» и т. п., практически без обтравки материалов. Еще одна особенность газеты - активное использование линеек. Если на полосе несколько материалов, они практически всегда отбиваются друг от друга либо горизонтальными, либо вертикальными линейками. Линейки также являются главным элементом колонтитула: он практически заключен в рамку, справа большим по размеру кеглем печатается название суперрубрики (в федеральном издании их четыре - «Главное», «Деловая среда», «Ваше здоровье» и «Свободное время»; региональные материалы имеют суперрубрику «Воронеж»), слева более мелким кеглем печатается название рубрики (например, «События недели», «Тема номера», «Власть», «Экономика»), при этом названия также отбиты друг от друга вертикальной линейкой. На полосе, состоящей из заметок, над каждым материалам размещается мини-рубрика (например, «Во власти», «Коррупция», «Из зала суда»). Мы также не можем не отметить сложных заголовочных комплексов. В издании нередко публикуются развороты, посвященные какой-либо теме; они, как правило, состоят из нескольких материалов, объединенных одним заголовком. В итоге получается многоступенчатый комплекс, в котором под колонтитулом на весь разворот размещается крупный заголовок; под ним меньшим кеглем идет подзаголовок; под ним на левой полосе - лид; под ним может идти еще один подзаголовок, являющийся заголовком первого материала, в свою очередь разбитого на более мелкие подзаголовки. Тот же принцип действует и на соседней полосе. Текстовое описание может создать впечатление излишней громоздкости и сложности такого дизайнерского решения, однако визуально заголовочный комплекс смотрится логично, хотя и немного тяжеловесно (не исключаем, что последний момент может быть связан с тем, что «АиФ» практически не печатается в цвете, а обилие черных жирных и полужирных шрифтов вкупе с черно-белыми иллюстрациями утяжеляет восприятие). Пожалуй, наиболее заметное неудобство связано с другим моментом - в издании реклама по большей части представляет собой модули на четверть либо треть полосы, и среди них достаточно много текстовых материалов. От редакционных текстов они отделяются тонкой линейкой и сливаются с журналистскими материалами.

Что касается жанров, то, как мы уже указывали, основными являются заметка, поданная в форме «вопрос-ответ», интервью и репортаж. Кроме того, «АиФ» часто приводит мнения экспертов, реализованные либо в формате авторской колонки (в этом случае эксперт является автором материала), либо в формате текста, состоящего только из комментариев, - время от времени в издании разрабатывают тему следующим образом: заявляют ту или иную проблему (например, ситуация в Сирии) и дают слово экспертам. Кроме того, для «заметочной» рубрики «Я не понимаю...» также привлекают комментаторов, которые отвечают на вопросы и реплики читателей. Вместе с тем в «АиФ» появляются статьи, анализирующие ту или иную проблему. При сравнении «Вечерней Москвы» советского периода и воронежской газеты «МОЁ!» мы выявили, что для обоих изданий характерна некоторая диффузия жанров - когда в одном материале обнаруживаются элементы репортажа, интервью, статьи, обозрения. В «АиФ» мы также выявили подобные примеры, однако в меньшем количестве и чаще в региональном приложении - тексты федерального выпуска, как правило, строго ограничены жанровыми рамками.

Мы полагаем, далее, что при выявлении типа способен помочь анализ лексики и рекламодателей издания. Что касается лексики, то в «АиФ» тексты в основном соответствуют литературной норме, тем не менее жаргонизмы и сниженная лексика все же встречаются. При этом частично подобные слова закавычиваются, а частично - нет, и увидеть логику в таком оформлении не представляется возможным: например, в кавычках пишут слова «крышевал», «засветился», «трезвяк», «пилят», «палево», в то же время без кавычек пишутся такие слова, как «бакс», «ошельмовать», «наркота», «бабло», «разборки» (среди элиты), «впаривать». Впрочем, в основном подобная лексика встречается в интервью (приводятся прямые цитаты интервьюированного) и колонках. Что касается рекламы, то чаще всего ее объектом выступают медицинские препараты и финансовые услуги. В региональном приложении в основном публикуется реклама власти (поездки губернатора, деятельность мэра и депутатов), телевизионных передач и проектов издательского дома «АиФ» (как правило, книжные коллекции).

Таким образом, исходя из тематического принципа «АиФ» можно считать общественно-политическим изданием, однако отнести данное издание к классу качественной журналистики мы не можем в силу нескольких причин. Во-первых, что в федеральном, что в региональном выпуске практически не освещается спорт и культура. Во-вторых, в материалах «АиФ» мы наблюдаем недостаток аналитики - журналисты заявляют ту или иную тему, однако не отрабатывают ее до конца: например, приводят лишь комментарии экспертов без какого-либо обобщающего вывода или поверхностно касаются экономических проблем. В-третьих, сниженной лексики и жаргонизмов в сравнении с качественными изданиями здесь больше. Однако и к развлекательной прессе данное СМИ отнести нельзя - «АиФ» практически не разрабатывает характерные для данного класса прессы темы (секс, криминал, личная жизнь знаменитостей, мистика), газета регулярно реализует социальные проекты, а дизайн не отличается вычурностью.

Далее перейдем к анализу еженедельника «Московский комсомолец в Воронеже». Отметим дополнительно, что мы не анализируем ежедневную газету «Московский комсомолец», так как данное издание не распространяется в Воронеже, и под аббревиатурой «МК» понимаем региональное приложение. При этом мы не исключаем, что в федеральном издании подача тем и их разнообразие может отличаться.

Тематику данного еженедельника можно обозначить как общественнополитическую со значительным уклоном в политику. При этом тон подобных публикаций в большинстве случаев критический. Относительно недавний яркий пример - скандал вокруг опубликованного в марте 2013 года материала «Политическая проституция сменила пол», в котором рассказывалось о политической карьере женщин - депутатов Госдумы от «Единой России» И. Яровой, О. Баталиной и Е. Лаховой. Подобная - не восхваляющая институты власти - подача материалов отличается публицистичностью, из всех проанализированных нами изданий журналистика «МК» является наиболее персонифицированной, в ней наблюдается ярко выраженное авторское начало, журналисты не столько информируют о том или ином событии, сколько комментируют его, дают свой взгляд на происходящее. Это сказывается и на лексике газеты, в которой довольно много экспрессивных слов. Однако подобный подход негативным образом отражается на качестве контента в целом: читателю не предлагается альтернативного взгляда ни в конкретном тексте, ни в массиве текстов (в этом случае на полосе организуется соседство материалов с разными точками зрения на ту или иную проблему). Впрочем, его отсутствие можно списать на формат издания, предполагающий негативную оценку политических новостей в целом. За позитивным восприятием следует обращаться к иным - прогосударственным - СМИ. В случае с региональным приложением - а в нем также довольно много критических текстов по отношению к местным институтам власти (отдельно стоит заметить, что издателем «МК в Воронеже» являются структуры, аффилированные с депутатом Воронежской областной думы от КПРФ К. Ашифиным) - такой подход отражает весьма интересную тенденцию. В издании довольно много материалов о деятельности губернатора (рабочие поездки, заседания областного правительства, заседания различных советов при губернаторе), мэра и депутатов разных уровней. Как рекламные они не обозначены, однако исходя из общей практики, а также разговоров с журналистами «МК» речь идет как раз о публикациях в рамках контрактов на освещение деятельности органов государственной власти. Таким образом, за деньги власть выставляется в положительном свете, а затем тут же критикуется. Доходит до того, что в одном номере может быть опубликован сухой, согласованный с заказчиком материал, а на другой странице - взгляд на то же событие с другой точки зрения. Такой подход можно легко оправдать - в сегодняшних рыночных условиях без помощи государства СМИ, особенно региональные, не могут выжить, к тому же он иногда дает читателю разносторонний взгляд на то или иное событие. С другой стороны, аргументированная критика, конечно, необходима (и ее сейчас, по крайней мере в региональной медиасфере, наблюдается крайне мало), но и писать только проплаченные положительные материалы, на наш взгляд, неверно. При этом в издании освещается далеко не вся политическая повестка - ярким примером служит то, что в разгар предвыборной президентской кампании в 2012 году в газете практически ни в каком ключе (будь то сухая информация, анализ или критический взгляд) не публиковались материалы о программных статьях кандидата в президенты В. Путина.

Кроме того, в освещении спорта и культуры «МК» во многом придерживается тех же принципов, что и «АиФ», - данные темы разрабатываются весьма поверхностно; как правило, это интервью со спортсменами и деятелями культуры. Иногда появляются федеральные материалы, рассказывающие о кино (и практически в каждом номере публикуют интервью с отечественными и зарубежными актерами и режиссерами), а в региональной газете время от времени публикуются тексты о выставках и фестивалях. Также в «МК» существует рубрика «Звуковая дорожка» (ее история начинается с 1975 года), в которой печатают не только интервью с музыкантами, но и обзоры вышедших музыкальных альбомов, ежемесячно проводится хит-парад, по итогам которого каждый год вручают одноименную премию. Спортивная же тематика, за исключением каких-то масштабных мероприятий, практически не освещается; в региональном приложении, как правило, появляются заметки и намного реже - более объемные материалы.

Делая основной упор на политике и обществе, «МК» время от времени уделяет внимание экономике, чаще всего это материалы о курсе валют, экономических итогах, интервью с финансистами. В данном случае редакция старается подстроиться под повестку дня - если происходит нечто важное (например, финансовый кризис на Кипре, являющемся офшорной зоной), то газета об этом пишет. Если же подобного события нет, экономическая полоса исключается в угоду очередным политическим текстам.

Что касается трех характерных для таблоидов тем - секс, личная жизнь знаменитостей и криминал, - то в отличие от «АиФ» «Московский комсомолец» периодически уделяет им внимание. Наиболее часто встречаются материалы о личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания (свадьбы, разводы, скандалы, рейтинги корпоративных мероприятий артистов и т. д.). Криминальная хроника, как на федеральном, так и на региональном уровне, в основном представлена заметками, а более объемные тексты не смакуют подробностей того или иного происшествия, а стараются выйти на обобщающий уровень, разобраться в проблеме. Например, вместо детального описания подростковых самоубийств читателю предлагают интервью с психологом, выявляют новые причины (к примеру, наличие в социальных сетях большого количества групп для совместного суицида). Тема секса на страницах издания появляется редко и в основном связана с темой личной жизни знаменитостей. Довольно редко, но все же публикуют фото обнаженных девушек, в том числе на первой полосе. Иногда под материалами на сексуальную тематику маскируются довольно любопытные репортажи и исследования (например, в №6 (666), 1-8 февраля 2012 года, журналист исследовал такое явление, как сдача жилья не за деньги, а за секс - репортер попытался в репортаже и сдать, и снять жилье с этим условием).

Как и в случае с «АиФ», приоритетными целями «МК» являются информационная и коммерческая. Что касается последней, то в среднем в каждом номере публикуется 10-15% рекламы, что, с одной стороны, может показать недостаточным (при ограничении законодательством в 40%), но, с другой стороны, соотносится с таблоидами «Экспресс-газета», «Желтая газета» и «СПИД-инфо», имеющими похожие показатели. Говоря о реализации информационной цели, мы не можем не отметить некоторую однобокость (информирование здесь гораздо более узкое по сравнению с «АиФ»), связанную как с недостатком информации самой разной тематики, так и с подачей политических новостей. Применительно к последнему, однако, можно также обнаружить социализирующую функцию - издание собирает вокруг себя читателей, которые хотят получить иной взгляд на действительность, прочитать критику (не оголтелую, как это зачастую бывает с оппозиционными листовками и СМИ, а более взвешенную) действующих институтов власти. Разработка политических тем под критическим углом зрения, мы предполагаем, является основным источником притяжения читательского интереса, так как все остальные темы выражены менее ярко: нет качественной экономической журналистики, нет обзоров спортивных новостей, за исключением кино и музыки, почти нет освещения событий в сфере культуры, а интервью со спортсменами, актерами и режиссерами, на наш взгляд, служат несколько иным целям: известная персона может заинтересовать не только постоянного, но и случайного читателя, увидевшего анонс на первой полосе на газетном прилавке. По нашему мнению, среди функций «МК» можно также обнаружить и развлекательную - материалы о жизни знаменитостей, светскую и криминальную хронику, «развязные» тексты (например, «Как накваситься в главную ночь года», №1-2 (661-662), 28 декабря - 11 января 2012 года) редакция готовит для того, чтобы отвлечь (и, соответственно, развлечь) читателя от «тяжелых» политических новостей.

Однако, на наш взгляд, характерная для качественной прессы социализирующая функция и свойственная развлекательной прессе функция релаксации в случае с «МК» не являются явно выраженными, более того - они несколько размыты. Представляется, что критический взгляд на действия власти - весьма слабый социализирующий элемент. По данным TNS Media, в 2013 году охват аудитории одного номера проекта «МК-Регион» в целом по стране составлял 1,4 миллиона человек[209] (тираж газеты «Московский комсомолец в Воронеже» колеблется на уровне 9-10 тысяч экземпляров, охват аудитории, соответственно, немногим больше). Столь масштабную аудиторию, мы считаем, нельзя крепко к себе «привязать», имея лишь одну особенность - критику власти. В то же время развлекательная цель также плохо реализуется: связано это, в основном, с дизайном «МК», о чем мы поговорим ниже.

Выше мы уже писали, что оформление данного издания отличается «тяжеловесностью» - сложный заголовочный комплекс с использованием шрифта разного кегля и «жирности» вкупе преимущественно с черно-белой, не самого лучшего качества, печатью и стандартной, без каких-либо изысков и «фишек», версткой не способствуют тому, чтобы на газету было приятно смотреть. Это же касается и материалов развлекательного характера: они в большинстве случаев печатаются на черно-белых полосах, а обилие выделяемых жирным вопросов в интервью также утяжеляет восприятие. Просматривая номера «МК», мы не можем отметить тенденцию визуализации в данном СМИ: здесь нет инфографики, фотографий на полосе представлено, как правило, две-четыре, но они небольшого размера. В целом на полосе не более 25% иллюстративного материала. Единственной узнаваемой особенностью издания является активное использование карикатур А. Меринова (также черно-белых). Можем констатировать, что главным для издания является все же текст, а не картинка.

Что касается жанрового разнообразия, то здесь оно, так же как и в других квалоидах, невелико. Большую часть составляют репортажи, интервью и авторские материалы, то, что можно назвать эссе или колонками. В меньшей степени встречаются заметки - в основном это тексты регионального приложения. Однако в данном издании практически нет характерной для квалои- дов диффузии жанров - в подавляющем большинстве случаев материал легко отнести к тому или иному жанру.

Выше мы уже уделили немного внимания лексике издания. Повторимся, что в «МК» она наиболее приближена к лексике таблоидов: иногда печатаются цитаты с нецензурными словами (естественно, не полностью, а с троеточием в середине), обильно используются жаргонизмы, сниженная и экспрессивная лексика, что обусловливается, как нам представляется, не столько приближением языка газеты к речи «простого народа», сколько большим количеством материалов с ярко выраженной авторской позицией, в которых журналисты не стесняются в выражениях. Примеры (и не один) можно обнаружить в каждом номере газеты - «бурду», «накваситься» (№ 1/2 (661/662), 28 декабря 2011 года - 11 января 2012 года), «расфуфыренный», «по фигу» ((№3 (663), 11-18 января 2012 года), «ни хрена», «обожравшиеся» (№4 (664), 18-25 января 2012 года), «отстойными», «тыщ» (№5 (665), 25 января - 1 февраля 2012 года), «говно», «ворюг» (№6 (666), 1-8 февраля 2012 года), «у... бок», «Жирик» (№7 (667), 8-15 февраля 2012 года) и т. д. При этом очень редко подобные слова закавычиваются, а использование такой лексики в основном характерно для федеральных журналистов - воронежские материалы следуют литературной норме, в них редко найдешь жаргонизмы и элементы просторечия.

Реклама в «МК» не отличается разнообразием - на федеральных полосах это преимущественно медицина, региональное приложение больше внимания уделяет не модульной и макетной рекламе, а текстовой: как правило, это материалы, подготовленные в рамках контрактов на освещение деятельности тех или иных органов власти.

Таким образом, «Московский комсомолец в Воронеже» мы также не можем отнести ни к качественным, ни к развлекательным изданиям. Несмотря на то что газета по тематике - общественно-политическая (с большим уклоном в политику), к первой группе ее не причислишь. Во-первых, из-за акцента на публикациях о политике другие темы представлены рудиментарно: практически нет материалов об экономике (и в основном это тексты из федерального издания), культура представлена интервью со знаменитостями (как правило, это материалы из федерального «МК») и непериодическими публикациями о региональных выставках и фестивалях, спорт также представлен федеральными интервью со знаменитостями, а в местном издании по большей части заметками. Во-вторых, к качественным изданиям «МК» не позволяет отнести используемая лексика - в газете много жаргонизмов, элементов просторечия, слов с ярко выраженной экспрессивной окраской, в том числе ненормативных. В-третьих, в данном издании отмечается недостаток аналитических текстов, что, в частности, обусловлено особенностью текстов газеты - среди них много публикаций с ярко выраженной авторской точкой зрения. В основном это тексты, носящие критический характер по отношению к событиям, катализатором которых стали действующие органы власти, и, таким образом, читатель не видит иного взгляда на проблему или событие, тем самым лишаясь возможности оценить происходящее объективно. В- третьих, в «МК» есть элементы, нехарактерные для качественных изданий, например анекдоты, фотографии обнаженных девушек.

К развлекательной прессе мы не можем отнести изучаемую газету в первую очередь из-за публикуемых материалов. Развлекательных текстов - заметок о личной жизни знаменитостей, репортажей, смакующих подробности криминальных событий, - в «МК» значительно меньше, чем в таблоидах. Если пересчитать количество «серьезных» и «несерьезных» материалов, то первых будет намного больше, в среднем процентное соотношение примерно 70 к 30. Кроме того, характерная для развлекательных изданий визуализация в данной газете практически не наблюдается: верстка более похожа на дизайн качественных СМИ, само оформление «МК» отличается тяжеловесностью восприятия. К тому же в издании практически нет цветных полос: из 32 страниц их обычно четыре - первая и последняя, а также две внутренние полосы.

Как и уже проанализированные нами издания, «Комсомольскую правду» мы можем назвать общественно-политической газетой. Стоит отметить, что в данном случае мы изучали два издания - ежедневный выпуск и еженедельник (он же «КП-Толстушка»), - и у каждого есть своя специфика. В целом же, если говорить об обоих СМИ, то мы выделяем тот же недостаточный акцент на спортивных и культурных новостях, как и в случае с «АиФ» и «МК». И в «КП», и в «Толстушке» последние представлены в основном интервью с зарубежными и отечественными режиссерами, актерами, певцами и другими деятелями шоу-бизнеса (отметим: на региональных страницах это в подавляющем большинстве случаев интервью с гастролирующими знаменитостями), репортажи со съемок фильмов и телевизионных передач. Кроме того, в газете пишут о новинках кинематографа (рецензиями подобные материалы назвать трудно - скорее анонсы), а одна из местных полос регулярно отводится под афишу, где более или менее подробно пишут о проходящих выставках, фестивалях, цирковых представлениях, а также анонсируют гастроли - спектакли и концерты. Однако в дальнейшем тема получает развитие не всегда. Так, относительно часто появляются довольно подробные материалы о выставках, репортажи с концертов, интервью с приехавшими актерами и певцами, однако нет рецензий на местные спектакли. Что касается темы спорта, то здесь она представлена в основном заметками и интервью со спортсменами; тексты о спортивных событиях (местных и федеральных) появляются не в каждом номере. Исключение составляют крупнейшие мероприятия, как-то: Олимпиада, чемпионат мира по футболу и т. д.

Особенностью «КП» при освещении новостей является также акцент на событиях, имеющих под собой трагедийную (в частности, криминальную) подоплеку. Большое внимание уделяется таким темам, как природные и техногенные катастрофы, аварии, несчастные случаи, крушения различного вида транспорта, пожары, героизм людей (например, погиб, спасая других), похищения. При этом не имеет большого значения, где произошел тот или иной случай: в столице или в глухой сибирской деревне, в России или за рубежом. Подобный акцент мы наблюдаем не только на полосах с материалами федерального выпуска, но и на местных страницах (здесь также регулярно встречаются материалы об ограблениях, прошедших судах, угонах, вспышках той или иной болезни). Однако кроме такой тематики и уже упоминавшихся культуры и спорта, региональные тексты освещают деятельность органов государственной власти, рассказывают об общегородских проблемах (плохие дороги, повышение стоимости проезда в маршрутках, вырубка леса), а также о проблемах отдельных горожан - например, довольно часто можно увидеть публикации о том, как живут в аварийных домах.

Политическая тема в основном подается без какого-либо анализа и представлена, как правило, материалами о встречах и поездках В. Путина и Д. Медведева, а также о деятельности местных органов власти различного уровня (как правило, это публикации в рамках заключенных рекламных контрактов). Данная тема также получает развитие, ей уделяется больше места во время каких-либо ярких политических событий, например выборов на те или иные должности исполнительной власти, в те или иные законодательные органы власти. При этом нам не встретилось материалов критического характера по отношению к действующей власти - это касается как федеральных полос, так и региональных.

Экономика в «КП» практически не представлена. В ежедневном выпуске регулярно появляется рубрика «НЭП: наша экономическая политика», а в каждом номере «Толстушки» есть страница «Личный счет». Последняя зарегистрирована в качестве рекламного издания и публикует материалы, носящие несколько прикладной характер: например, каким образом лучше погасить кредит (в частности, автор пишет, что можно взять для этого еще один кредит), как планировать семейный бюджет. Материалы из рубрики ежедневного издания можно сравнить с текстами из вкладки «Аргументов и фактов» «Деловая среда» - при некоторой аналитичности они все же поверхностны и говорят читателю лишь об общих тенденциях и прогнозах (например, об инфляции или падении/укреплении одной валюты относительно другой). Аналитики в «КП» практически нет, и это касается не только текстов на экономическую тему. На региональном уровне экономическая тематика практически не появляется. Данное издание интересно тем, что в нем регулярно (в «Толстушке» - в каждом номере) представлена детская страничка «Ерошкина полянка», на которой ежик Ерошка предлагает детям решать логические задачи, проверить себя на внимательность, сделать что-то своими руками.

Если говорить о трех характерных для таблоидов темах, то здесь большую роль играет тема смерти: как мы указывали выше, среди материалов издания достаточно большой процент публикаций, так или иначе имеющих трагедийную основу. Тема секса довольно тесно связана с темой личной жизни знаменитостей - в газете нередко появляются материалы о разводах и изменах звезд. Кроме того, есть регулярная рубрика (в разное время она называлась «Замочная скважина», «Мужчина и женщина»), посвященная отношениям полов. Естественно, только интимными отношениями тексты рубрики не ограничиваются, однако довольно часто встречаются материалы, так или иначе связанные с темой секса: например, как распознать измену, как разнообразить сексуальную жизнь и т. п. Кроме того, в каждом выпуске ежедневного издания на последней полосе под рубрикой «будь стильной с “КП”» публикуются фотографии девушек, иногда во фривольных позах и с минимумом одежды. Не можем не отметить хоть и редкое, но все же появление обнаженных девушек (№212 (25825), 18 января 2012 года; №36 (25849), 13 марта 2012 года).

Еще один важный аспект, который, впрочем, больше касается сайта издания, - появление ложной информации. К изданию нередко предъявляли иски, журналисты «КП», не разобравшись в ситуации и не перепроверив факты, излагали их в своих заметках, которые выходили в печать. Один из самых ярких примеров - когда в №125 от 26 августа 2008 года опубликовали фотографию Пола Маккартни во время украинских гастролей, который держал рубаху с надписью «Спасибо тебе, Боже, что я не москаль». Такие ситуации случаются периодически, например в январе 2014 года «“Комсомольская правда” перевела на русский язык шуточную новость про 37 человек, якобы погибших в Колорадо от передозировки марихуаны. Оригинал новости был опубликован на сайте фальшивых новостей The Daily Currant 2 января. Заметка “КП”, появившаяся на столичном сайте и в нескольких региональных версиях издания, была опубликована утром 13 января, но позже удалена (найти ее можно в кэше Google)»[210]. Подобные примеры негативно отражаются на качестве издания в целом, подрывают доверие к газете.

Целевое назначение данного издания, по нашему мнению, сходно с целями таблоидов - извлечение прибыли через акцентирование на развлекательных материалах, то есть реализацию развлекательной функции. Нам представляется интересным рассуждение о целях газеты ее главного редактора В. Сунгоркина: «Безусловно, это двуединая задача. Мы могли бы рассуждать красиво, что самое главное - это информировать. Но если я буду рассуждать, что самая главная моя задача - информировать, но у меня не будет денег, на которые я информирую, то это будут просто красивые слова. Я достаточно прагматичный человек. В то же время говорить, что самая главная наша задача - только зарабатывать... Наверное, есть еще способы зарабатывания, не только на издании этой газеты. Я отношусь к этой форме с большим уважением. И информировать. Но мы отлично понимаем, что за любыми красивыми словами нужны ресурсы. Вы можете сказать: “Все, я пошел информировать людей”. Дальше скажут: “Андрей, где деньги на это информирование? Из чего вы будете платить журналистам, которые будут собирать и обрабатывать информацию? Где бумага для полиграфической машины?” И вдруг вы очень быстро обнаружите, что перед вами стоит огромное количество проблем. И вы начнете меня лучше понимать. Я должен упаковывать эту информацию так, чтобы ее купили»[211].

Отметим при этом, что федеральный тираж ежедневной «КП» по сравнению с тиражами таблоидов в большинстве случаев либо находится на том же уровне, либо превышает их. Однако нам представляется важным отметить, что таблоиды, за редким исключением, выходят еженедельно, и, таким образом, сравнение их тиражей с аналогичным показателем «Толстушки» представляется более наглядным. У еженедельной «КП» тираж колеблется на уровне 2 миллионов экземпляров, то есть значительно превышает тиражи таблоидов. При этом рекламы в еженедельнике в среднем около 5-15%, в ежедневном - 5-10%. Напомним, что аналогичные показатели «АиФ» выше - около 2,1 миллиона экземпляров тиража и около 30% рекламы. Таким образом, «КП», с одной стороны, показывает эффективность бизнес-модели, построенной на подаче развлекательных материалов, с другой (в сравнении с «АиФ») - демонстрирует, что зарабатывать можно и без акцентирования на новостях, которые гарантированно привлекут аудиторию. Из этого мы делаем вывод, что приоритетной (возможно, и не намного, но тем не менее) целью изучаемого издания является извлечение прибыли, а уже потом информирование. Что скорее роднит «КП» с таблоидами, а не с квалоидами. Реализации социализирующей функции мы в данном издании не обнаружили.

Дизайн «Комсомольской правды» - и ежедневного выпуска, и еженедельного - представляется нам выдержанным. Он достаточно строг (фотографии, как правило, прямоугольные, «заездов» на колонтитул нет, обтравка почти не используется) по сравнению с таблоидами, но при этом не так тяжеловесен, как в «МК». В то же время оформление «КП» не столь насыщено, как в «АиФ»: в меньшей степени используется инфографика, мало выделяемых в отдельных блок и печатающихся на подложке комментариев. Кроме того, не так громоздок заголовочный комплекс: на колонтитуле обозначена суперрубрика (если на полосе сверстано несколько материалов, то они друг от друга отбиваются жирными линиями, а над каждым текстом печатается рубрика, при этом центральный, наиболее объемный, материал идет без рубрики), далее следует собственно заголовок (отметим, что заголовки преимущественно информационные, без языковой игры), лид и сам текст. По нашим наблюдениям, в ежедневном выпуске «КП» нет ярко выраженного превышения иллюстративной части над текстовой: под визуальные материалы отводится не более 25% полосы. Иногда отмечается даже нехватка иллюстративного материала: нам, например, представляется в некоторых случаях недостаточной одна небольшая фотография на полосное интервью. Что касается «Толстушки», то в ней наблюдается больше визуальной информации - около 30% страницы. Такое решение, вероятно, связано, во-первых, с большим количеством рекламных модулей, во-вторых - с телепрограммой, на страницах которой печатают также анонсы фильмов с большими фотографиями. Кроме того, ежедневный выпуск издания выходит на 16-20 страницах, в то время как еженедельный - на 40-48. Соответственно, и более долгий цикл производства, и большее количество полос позволяют визуально разнообразить «Толстушку». Однако, повторимся, оба выпуска «КП» с точки зрения дизайна не вызывают отторжения, представляя собой разумный баланс между присущей качественной прессе строгостью и некоторой «скучностью» и характерной для развлекательной прессы яркостью и аляповатостью. Кроме того, нельзя не отметить, что иногда в газете выходят некачественно сверстанные материалы, где тексты «наезжают» на фотографии, на полосе остаются большие пробелы, что не лучшим образом сказывается на качестве издания в целом.

Жанровое разнообразие «КП» мы не можем назвать богатым. Традиционно основными жанрами являются репортаж, интервью и материалы с элементами разных жанров. Отличительной особенностью данного издания, выделяющей его в ряду других квалоидов, является малое количество заметок: в основном это тексты развлекательного характера (например, светская хроника: кто из знаменитостей какую награду получил, кто отмечает день рождения, кто собирается разводиться и т. п.), а также материалы, так или иначе дополняющие центральный текст полосы.

Что касается лексики, то по большей части отклонений от литературной нормы в «КП» мы не наблюдаем. Отметим, что время от времени появляется сниженная и просторечная лексика, например «кафешка», «капризуля», «ствол» (в значении «огнестрельное оружие»), «движуха». Едва ли не в каждом выпуске можно найти подобные примеры, однако встречаются они, как правило, в одном-двух материалах, нередко в репортажах специальных корреспондентов издания, которые допускают использование таких слов для большей экспрессивной окраски текста. Если в таблоидах просторечная и жаргонная лексика используется для «приближения к народу» (то есть такие издания как бы говорят с массовой аудиторией на более понятном ей языке), то в случае с «КП» данная лексика служит выразительным средством.

Что касается рекламы, то преимущественно предлагаются медицинские товары (особенно много их в еженедельном выпуске), финансовые услуги, предложения о покупке жилой и коммерческой недвижимости. На региональных полосах появляются также материалы, написанные в рамках исполнения государственных контрактов на освещение деятельности органов власти.

Таким образом, «Комсомольская правда» не является таблоидом или другим типом развлекательной прессы в силу того, что верстка данного издания отличается большей строгостью, газете не присуще превалирование визуальной информации над текстовой. Что касается текстов, то здесь мы отметим большое количество материалов, имеющих под собой трагедийную основу, то есть апеллирующих в конечном итоге к табуированной теме смерти. Однако две другие темы - секса и личной жизни знаменитостей - представлены в гораздо меньшей степени (и по сравнению с количеством публикаций на тему смерти в самой «КП», и по сравнению с количеством материалов на все три темы в любом из таблоидов). Однако и к группе качественных изданий «КП» мы не можем отнести. Тематически газету можно назвать общественно-политической, однако большую долю здесь занимают материалы с трагедийной основой, темам спорта и культуры уделяется недостаточное внимание (как правило, это интервью, расширенные заметки и анонсы, однако практически нет репортажей с того или иного спортивного события, рецензий на фильмы и спектакли). Материалы о политике носят исключительно положительный характер, практически нет какого-либо анализа тех или иных решений действующей власти. Экономическая тема встречается редко (в основном в рубрике «НЭП: наша экономическая полоса» и приложении, обычно на одной-двух страницах, «Личный счет»), и такие тексты, как правило, поверхностны. Кроме того, издание некачественно работает с информацией, нередко на сайте «КП» появляются материалы, содержащие непроверенную, ложную информацию. Иногда подобные тексты оказываются и на газетной полосе. Отнести «Комсомольскую правду» к качественной прессе не позволяют также используемые в издании и нехарактерные для качественных СМИ элементы: рубрика, основой которой являются фотографии девушек, публикация анекдотов, гороскопов. При этом по характеристике «целевое назначение» данная газета из всех изученных нами квалоидов находится ближе всего к развлекательной прессе, в которой тесно связаны цель извлечения прибыли посредством развлечения читателя.

О самой тиражной среди региональных платных газет - «МОЁ!» (сейчас ее тираж колеблется на уровне 65-75 тысяч экземпляров, несколько лет назад он достигал показателя в 100 тысяч) - мы подробно писали выше, поэтому здесь остановимся на анализе типологических признаков данного издания.

По тематике изучаемое СМИ тяготеет к общественно-политической прессе: довольно много места уделяется проблемам как общества, так и отдельного человека. Нередко через историю конкретного горожанина журналисты выявляют общесоциальные проблемы. Важным элементом, как мы писали выше, является то, что большинство таких материалов составляется по обращениям читателей, а в газете также публикуются сообщения горожан (самые резонансные из сообщений к тому же вознаграждаются) - такой подход делает издание по-настоящему городским, работает на лояльность аудитории. Еще один инструмент работы с аудиторией - проведение различных конкурсов. Политика в издании представлена скорее однобоко - так или иначе анализ политической ситуации встречается во время важных событий, таких как выборы в различные органы законодательной власти и на различные должности в исполнительной власти. В этом случае представляется программа основных кандидатов, ведется хроника избирательной кампании. Скорее информационный, чем аналитический характер носят публикации о тех или иных назначениях на политические должности, реорганизации властных структур и т. п. В остальном же освещаются политические события, связанные с деятельностью органов власти. Они, как правило, несут положительную окраску, так как большинство таких материалов написаны в рамках исполнения государственных контрактов. Экономическая тема, как правило, представлена через социальную, как, например, в случае с текстами об очередных изменениях в части пенсионных накоплений. Однако более узкие бизнес-новости (начало строительства какого-либо объекта, сделки по продажам компаний и т. д.) практически не печатаются, а если и появляется, то имеют малый объем без какого-либо анализа рынка, причин и последствий тех или иных событий в экономической сфере.

В отличие от «МК», «АиФ» и «КП», тема спорта в «МОЁ!» появляется в каждом номере - как правило, под нее отдана одна полоса. Основную долю занимают материалы о местном футболе и хоккее, но также встречаются репортажи с турниров по различным единоборствам, а также заметки об успехах или неудачах воронежских спортсменов в том или ином соревновании, хроники чемпионатов по баскетболу, гандболу и т. п. Что касается темы культуры, то здесь, по нашему мнению, она представлена недостаточно. Значительную долю занимают интервью с гастролирующими в Воронеже музыкантами, актерами и художниками. Время от времени появляются материалы о выставках, анонсы проходящих в городе фестивалей. Однако не практикуется публикация рецензий на местные спектакли и новинки кино. Отметим, что не так давно в газете ввели новый раздел - «Большая городская афиша», - где представлена значительная часть культурных событий (в том числе рассчитанных на небольшую аудиторию), которые произойдут на неделе: театр, музыка, кино, выставки, фестивали. Возможно, в рамках квалоида именно такая подача представляется наиболее оптимальной, в отличие от объемных текстов о выставках и рецензий на спектакли, но все же, как нам представляется, в «МОЁ!» слишком много интервью со знаменитостями, которые при этом очень редко являются эксклюзивными, - как правило, это материалы с пресс-конференций, которым придали вопросно-ответную форму. Одна полоса в каждом номере отведена под рубрику «Игровая площадка», где детям предлагаются различные задания (найти десять отличий, найти две одинаковые фигуры, разгадать ребус), а также публикуются детские рисунки. Нередко появляются материалы прикладного характера - как правильно выбрать пластиковые окна, в чем отличия разных видов обоев, когда и какие растительные культуры лучше сажать и как за ними ухаживать и т. п. Кроме того, регулярно появляется рубрика, посвященная отношениям мужчины и женщины.

Важной, хотя и не слишком объемной, частью газеты являются материалы, посвященные благотворительности. Редакция устраивает акции по сбору средств для домов-интернатов, хосписов, потом на страницах газеты отчитывается в проведенных мероприятиях. Кроме того, время от времени журналисты пишут о тяжелобольных детях, дают контакты и банковские реквизиты, чтобы желающие могли им помочь. Отметим, что качественные общественно-политические газеты региона очень редко уделяют внимание таким материалам. По нашему мнению, подобные публикации также добавляют изданию положительного имиджа.

Что касается трех наиболее привлекательных тем для таблоидов - смерти, секса и личной жизни знаменитостей, - то в случае с «МОЁ!» отметим повышенный интерес к теме смерти: криминальных материалов в газете довольно много, нередко они являются анонсами первой полосы, которые иногда помещают на выворотке красным шрифтом и с отдельной плашкой для привлечения дополнительного внимания (например, со словом «Шок»). Тема секса в настоящее время практически не затрагивается, изредка она появляется в рубрике, посвященной отношениями мужчины и женщины. Как и в «Комсомольской правде», в рассматриваемой газете печатаются фото девушек (а также регулярно проводятся фотоконкурсы, например «Королева лета»), однако в данном случае фотография сопровождается блиц-интервью, а публикация обнаженной натуры не допускается, что, впрочем, не исключает появления изображений девушек в несколько фривольных позах и открытых купальниках. Тема личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания, представлена редкими заметками светской хроники и иногда в интервью с гастролирующими артистами.

Целевое назначение «МОЁ!» помимо информирования заключается также в извлечении прибыли. В соотношении данных целей еженедельник во многом схож с качественными изданиями, где вышеуказанные цели тесно переплетаются. Однако в «МОЁ!» значительно больший объем рекламы по сравнению с группой качественных СМИ - в среднем 30% в каждом номере. Отметим, что этот показатель, как и в случае с «Аргументами и фактами», превышает объем рекламных публикаций некоторых развлекательных изданий (в том числе флагмана этой группы СМИ - таблоидов), что доказывает жизнеспособность бизнес-модели, построенной не на развлечении, а на качественном информировании аудитории. В то же время мы можем выделить слабо проявляющуюся функцию социализации, которая также характерна для качественных изданий. Она заключается, во-первых, в активной работе с читателями, что способствует сплочению аудитории вокруг газеты, а во- вторых, в публикации материалов на тему благотворительности, которые дают читателю возможность более активно поучаствовать в жизни других, совершенно незнакомых ему людей. Развлекательная функция также присутствует - интервью со звездами, юмористические материалы; наличие МО-

Ёшкиного кота, то и дело иронично комментирующего серьезные материалы, способствует релаксации.

Дизайн издания выверен, ему, как и в случае с «КП», присуща некоторая строгость и отсутствие ярко выраженной тенденции визуализации - в среднем на полосе иллюстрациям уделяется 30%. Как мы уже упоминали, на первой странице могут появляться плашки «Шок», «Сенсация», «Эксклюзив». На предпоследних полосах, где обычно печатаются кроссворды, судоку, блиц-интервью и фотографии девушки номера, присланные на различные фотоконкурсы работы, довольно много иллюстративного материала. Много визуальных элементов и на страницах, отданных под рубрику «Большая городская афиша». Кроме того, в издании встречаются полностью рекламные полосы с большим количеством фотографий в модулях. Однако есть и обратные примеры - когда текста больше, чем изображений, например рекламные интервью, где, как правило, печатается небольшое фото интервьюируемого. Кроме того, в каждом номере две полосы отводятся под рекламные объявления (предложения о ремонте, ритуальные услуги, пластиковые окна): визуальных элементов здесь практически нет, часто подобные объявления идут одной-двумя строками, слова иногда сокращаются, например: «Ремонт, подключ. авт. стир. машин». В «МОЁ!» активно используются рисунки, редко - инфографика, примечательной особенностью издания является рисованный персонаж МОЁшкин кот, который появляется на некоторых страницах с ироничными комментариями. МОЁшкиного кота можно также назвать «ведущим» детской рубрики - там он присутствует постоянно. Интересно, что газета использует только-только получающий в российской медиасфере тренд: подпись и адрес электронной почты авторы выносят в начало текста на отдельную плашку, иногда они сопровождаются фотографией журналиста. Последнее касается не только колонок, но и репортажей. Отметим также, что иногда дизайнеры издания украшают полосу и посредством шрифтов - например, в материале о воронежской девушке, вышедшей замуж за японца, слова «замужем за японцем» в заголовке выполнены в стилистике восточных иероглифов (№37 (982), 10-16 сентября 2013 года).

О жанрах мы уже подробно писали выше. Напомним, что для газеты актуальна диффузия, когда материал сочетает в себе элементы нескольких журналистских жанров - репортажа, интервью, комментария. Кроме текстов подобного плана в издании публикуются интервью, репортажи и заметки (в том числе расширенные). Время от времени появляются колонки.

Лексика издания преимущественно нейтральна, жаргонизмы и сниженная лексика встречаются редко, и подобные слова в подавляющем большинстве случаев заключаются в кавычки.

Реклама в газете разнообразна - финансовые услуги, медицинские товары, местные продуктовые магазины и магазины одежды, автодилеры, бытовая техника, объявления (ремонт, магия, досуг, грузчики, сантехники и т. д.). Довольно большую долю занимают материалы, опубликованные в рамках исполнения контрактов на освещение деятельности органов власти. При этом газета честна со своими читателями - в выходных данных указано, под какими рубриками данные тексты печатаются, а также используется шрифт, отличающийся от шрифта редакционных материалов. Подобный подход другими проанализированными нами изданиями практически не используется.

Таким образом, газета «МОЁ!» тяготеет к группе качественных общественно-политических изданий, однако по ряду параметров мы не можем отнести данное издание к классу качественной прессы. Во-первых, это чрезмерный акцент на темах, не характерных для общественно-политических СМИ. О большом количестве материалов на криминальную тему мы уже писали, ярким примером обращения к иной теме служит №39 (984), 24-30 сентября. На первую полосу здесь вынесен следующий анонс: «ТАЙНА терновского ВАМПИРА раскрыта?», а в самом номере под материал отдан разворот, на котором рассказывается, что в Терновке неизвестный зверь (возможно, мифическая «чупакабра») пьет кровь домашних животных. В дополнение к тексту представлена подборка известных воронежских страшилок последних лет, как-то: пираньи в водохранилище, крокодил в реке Битюг, ВИЧ-террористы, заражавшие посетителей ночных клубов СПИДом с помощью иглы от шприца. По нашему мнению, появление подобных материалов в качественном издании недопустимо. Во-вторых, «МОЁ!» в недостаточной мере уделяет внимание темам политики, экономики и культуры. В-третьих, для данного издания характерны элементы, которые в качественной прессе едва ли встретишь: анекдоты, юмористические подборки (часто под рубрикой «“Красная бурда” представляет»), гороскопы, рубрика «Королева номера» и т. д. В-четвертых, по нашему мнению, публикация бытовых рекламных объявлений (например, ремонт техники) и различных лотерей с легкими заданиями и возможностью выиграть один миллион рублей также недопустима в качественном издании. Мы считаем, что подобная реклама отрицательным образом сказывается на репутации СМИ: качественные газеты работают с крупными рекламодателями, их аудитория более сегментирована, и, к примеру, возможное соседство (даже не на одной полосе, а просто в одном номере) банка с предложением магических услуг вряд ли понравится крупному бизнесу. При этом в квалоидах таковое соседство имеет место в силу более широкой аудитории данных изданий. Впрочем, и газеты, которые мы относим к качественным (напомним, что по многим критериями по-настоящему качественными мы затруднимся назвать большинство СМИ), также порой публикуют несоответствующую рекламу. Так, в общественно-политическом издании «Воронежский курьер» некоторое время шла реклама БАДов, занимая целую полосу.

Что касается «МОЁ!», то, несмотря на значимый эволюционный путь (газета сместилась из ниши желтой прессы в нишу квалоидов), данное издание, как нам представляется, окончательно в группу качественных СМИ не перейдет. Это связано с тем, что в условиях распространения на предельно широкую аудиторию очень трудно сделать качественный материал, анализирующий ту или иную проблему максимально глубоко и занимающий большое пространство на газетной полосе. А на сегментирование, сужение аудитория «МОЁ!» вряд ли пойдет, так как это чревато потерей прибыли.

Проанализировав «Аргументы и факты», «Московский комсомолец в Воронеже», «Комсомольскую правду» и «МОЁ!», мы выявили следующие общие признаки.

Во-первых, сходство тематики. Изучаемые издания можно отнести к общественно-политической прессе, однако не все темы (как на федеральном, так и на региональном уровне) получают должное освещение: чаще всего недостаточно освещаются экономика, культура и спорт. Наиболее же популярными темами являются общество, криминал и политика. При этом в большинстве случаев мы наблюдаем недостаточный подход к анализу той или иной проблемы (обработка открытых источников без поиска собственных и, как следствие, отсутствие эксклюзивной информации, плюрализма и т. п.).

Во-вторых, сходство целей. Целевое назначение квалоидов в большинстве случаев близко к целям качественной прессы: информирование и извлечение прибыли. При этом зарабатывать издания стараются не на развлечении (хотя эта сфера является неотъемлемой для всей группы данных СМИ: анекдоты, гороскопы, интервью со знаменитостями, светская хроника), а на более важной для общества информации: городские новости, общесоциальные проблемы, материалы о горожанах. При этом мы отмечаем большую долю рекламы - 15-30% в среднем в каждом номере. По данному показателю ква- лоиды опережают некоторые таблоиды и большинство качественных изданий. Таким образом, при стремлении тематически сблизиться с качественной прессой, квалоиды во многом ориентируются на бизнес-модель развлекательной прессы, имеющей два основных и примерно равных источника дохода: реклама и розница. У качественных изданий в этом плане несколько другая модель: розница, подписка и реклама. Во всех изданиях мы наблюдаем явно выраженную развлекательную функцию, в некоторых СМИ отмечается не столь явно обозначенная социализирующая функция.

В-третьих, сходство оформления. Дизайн отличает большая строгость по сравнению с развлекательной прессой: практически нет «заездов» на колонтитул, обтравки, фотографий непрямоугольной формы, нет ярко выраженного превышения визуальной части над текстовой (отдельные полосы могут содержать больше иллюстраций, на других страницах почти нет фотографий, рисунков и инфографики, в среднем же визуальные материалы занимают 2530% полосы). В то же время оформление отличается и от дизайна качественных изданий: в квалоидах активнее используется инфографика (ею зачастую заменяется текст, в то время как в качественных СМИ инфографика дополняет текст) и рисунки, задействуется больше инфотейнмента (отдельно вынесенные комментарии, тематические подборки к основному материалу). Обратим внимание и на такой характерный для изучаемых газет элемент оформления, как формат: они печатаются в размере А3, называемом также таблоидным. В современной практике мы отмечаем, что качественные издания используют и большие форматы (А2, D2), в то время как развлекательным изданиям свойственно использование А3 и близких к нему меньших форматов.

В-четвертых, жанры. Жанровое разнообразие не отличается богатством, оно близко к развлекательным изданиям, где используются информационные жанры: репортаж, интервью и заметка. Однако отличительной стороной ква- лоидов является использование материалов, совмещающих в себе элементы некоторых жанров, в том числе аналитических. В некоторых изданиях подобные публикации выступают основой, в других они менее представлены.

Таким образом, можно говорить о некоем типе изданий, отличающемся как от качественной, так и от развлекательной прессы. Посмотрим, насколько данные характерные черты соответствуют выявленным нами особенностям квалоидов.

1. Смешение «тяжелых» и «легких» для восприятия тем, среди которых превалирует общественно-политическая с акцентом на проблемы общества, социума и конкретных людей, «маленького человека». В изученных нами изданиях наблюдается недостаток экономических, культурных и спортивных материалов, в то же время основное внимание уделяется проблемам социума, в частности, описываются ситуации, в которые попадают конкретные люди. В некоторых изданиях присутствует еще один акцент - на криминальной тематике. Мы также отмечаем блок развлекательных текстов: рубрики, посвященные отношениям мужчины и женщины, интервью с различными знаменитостями, юмористические страницы, подборки анекдотов, кроссворды, гороскопы. Кроме того, стремление распространяться на максимально широкую аудиторию ведет к упрощению стиля, употреблению жаргонизмов, сленга, сниженной и даже ненормативной лексики, что также наблюдается в изученных нами изданиях.

2. Универсализация содержания, тесно связанная с предыдущим признаком. Помимо вышеперечисленного мы замечаем наличие рубрик, посвященных «бытовым» темам, детские страницы, полосы о хобби.

3. Диффузия жанров. Более всего она проявляется в газете «МОЁ!», но и в других изданиях время от времени помещаются материалы, использующие элементы разных журналистских жанров.

4. Активная работа с аудиторией. Наиболее ярко она замечена нами при анализе газеты «МОЁ!». Однако подчеркнем, что «Аргументы и факты» также постоянно держат связь с читателем: заметки по большей части оформлены как вопросы читателей (мы не исключаем - мнимых) и ответы на них журналистов, время от времени появляются полосы с читательскими комментариями прошедших тем. Кроме того, аудитория вовлекается в проекты издания, в частности - помощь благотворительному фонду. Обращают на себя внимание и конкурсы, которые наиболее часто появляются в «МОЁ!» и «АиФ», но также иногда наблюдаются в «КП» и «МК».

5. Использование элементов инфотейнмента. Во всех изданиях, за исключением «Московского комсомольца», публикации поданы не как сплошные тексты, а разбиты на несколько частей: основной текст с заголовками и подзаголовками, плашки-«добивки» с комментариями экспертов, справочной информацией, инфографикой (она зачастую может играть центральную роль в материале). Кроме того, в «МОЁ!» отмечаем частое появление рисованного героя - МОЁшкиного кота, не только ведущего детскую страницу, но и комментирующего некоторые материалы.

На основании этого мы считаем уместным говорить о новой газетной модели - квалоиде.

Что касается места квалоида в типологической системе, то мы считаем его типом. Говорить о квалоиде как о классе прессы находим преждевременным, так как в рамках типологического исследования на сегодняшний момент уместно говорить о конкретном формате того или иного квалоида (например, формат «Московского комсомольца» предполагает критику действующей власти, формат «Комсомольской правды» - акцент на материалах с трагедийной, криминальной основой). При этом во многом схожие издания имеют и различия, например касательно таких признаков, как диффузия жанров и активная работа с аудиторией. Это говорит о том, что данный тип на сегодня до конца не устоялся, что мы собираемся подтвердить кратким анализом еще нескольких изданий, которые можно назвать квалоидами.

<< | >>
Источник: ПРЫТКОВ Александр Владимирович. КВАЛОИД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 2014

Еще по теме 3.1. Квалоид как тип СМИ:

  1. ЛЕКЦИЯ 5. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ
  2. Глава 12 СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ КАК ТИПЫ ЗНАНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. § 2. Философия как тип знания. Методы философствования
  4. 9.2. Понятия эффективности и влияния СМИ в журналистике и в социологии
  5. ПРЕССА КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Пивоварчик Т.А.
  6. Модуль 1.1. ЭЛЕКТРОННЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ СМИ
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. 1.1. Типология и классификации СМИ
  9. 1.1. Качественная пресса как класс СМИ
  10. 2.1. Бульварная пресса как тип СМИ
  11. 3. СТАНОВЛЕНИЕ КВАЛОИДА КАК ТИПА СМИ
  12. Истоки квалоидов в советской прессе