<<
>>

1.3. Развлекательная пресса и ее типы

Забегая вперед, отметим, что, по нашему мнению, бульварная пресса в отличие от качественной является типом СМИ. Таким образом, противопоставление качественных и желтых изданий, на наш взгляд, остается допустимым, но не совсем корректным: в предлагаемой нами парадигме уместнее было бы противопоставлять типы прессы, например деловые газеты и таблоиды, а не класс прессы и тип прессы.

К тому же остается невыясненным, в какой класс журналистики входит бульварная и какие еще типы образуют эту группу. Исследователи часто относят данный тип к массовым, однако, по нашему мнению, понятие «массовая пресса» недопустимо применять только в контексте таблоидов. Еще один вариант - популярная журналистика - также, мы считаем, неприменим: тираж газеты «Спорт-экспресс» колеблется в пределах 220 тысяч экземпляров (по этому показателю он близок к «Желтой газете») и раскупается достаточно быстро.

Мы предлагаем называть классом прессы, в который входят бульварные издания, развлекательную журналистику. А. Монастырская считает, что

47

48

слово «развлекательный» имеет оттенок неодобрения[87]. Исследователь предлагает использовать термин «таблоидный», мы же считаем, что в данном случае термин «развлекательный» применять вполне уместно, так как он в нашем понимании более широк в семантическом аспекте.

Крупнейшие исследователи среди функций журналистики всегда выделяют как одну из значимых рекреативную (то есть развлекательную) функцию. Е. Прохоров пишет, что «ее цель - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия»[88].

Вместе с тем, по мнению ученого, рекреация не только снимает напряжение, но и способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности, например через разгадывание интеллектуальных задач[89]. В то же время автор упоминает, что из-за несбалансированной информационной политики в изданиях может появиться непритязательное развлекательство, эксплуатация эротизма, смакование сцен насилия и т. п.

С. Корконосенко к группе функций психологической разрядки относит развлекательную и гедонистическую. Последнюю, пишет исследователь, зачастую сводят к бездумному развлечению, хотя на самом деле удовольствие могут доставлять и весьма трудоемкие для журналиста и читателя операции: «Мы, например, получаем удовольствие от изысканного дизайна журнальной обложки или телевизионной студии, манеры ведущего произносить слова или блистательной игры ума в полемической публикации. Высокое наслаждение доставляет разговор с интересным собеседником - рассказчиком, знатоком, самобытным мыслителем»[90].

Н. Богомолова выделяет функцию эмоциональной разрядки, через которую СМИ удовлетворяют естественную потребность человека в снятии напряжения. «Однако в определенных условиях развлекательные публикации

и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое” воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем»[91].

Не стоит забывать и такое распространенное в сегодняшней журналистике явление, как инфотейнмент, понятие, произошедшее от смешения двух английских слов - information (информация) и entertainment (развлечение). Изначально инфотейнмент появился на телевидении, но, как отмечает

Е. Вартанова, «и таблоиды внесли свою лепту в его формирование: “облегчая” социально-политическую информацию и делая ее более популярной, они превращали новости в развлечение»[92]. С. Страшнов среди недостатков подобной подачи новостей находит «и приблизительность информирования, и невнятность комментариев, а главное, почти неизбежное при смещениях искажение существенных для общества исходных медийных смыслов и це- лей»[93], но в то же время указывает на преимущества: «Инфотейнмент содействует не только релаксации (вплоть до подготовки ко сну), но и адаптации, преодолению житейских трудностей...

Если инфотейнмент и способен что-то отвергать, то, наверняка, скуку и пафос. Отсюда - нестандартность, остроумие, доверительность, гибкость, раскрепощенность»[94].

Л. Васильева отмечает, что инфотейнмент - не только развлечение, но и грамотное разыгрывание новости: «Например, приземление самолета, не сумевшего выпустить шасси. Есть новость: при приземлении самолет чуть не попал в катастрофу. Новость сопровождается фотографией самолета, комментариями психологов по поводу того, как и что переживают пассажиры в подобной ситуации, специалистов-авиатехников, почему самолет не сумел выпустить

шасси, специалистов МЧС, какие действия необходимо предпринимать в таких случаях, графиком маршрута, статистикой подобных посадок и т. д.»[95].

Нам также кажется небезынтересным обратиться к статье «В защиту развлекательной журналистики» с сайта газеты Washington Post. Автор пишет о том, что с появлением интернета во многом поменялся и способ потребления информации - например, молодые люди нередко читают новости с мобильных устройств. Поэтому постепенно приходит понимание того, что не каждая история или исследование должно быть в форме большого текста с множеством комментариев от экспертов. Автор спрашивает: «Разве человек всегда серьезен или всегда беззаботен, весел? Становится ли политика понятной только из-за сосредоточения на деловых аспектах в этой сфере или глубокое понимание политике приходит в том числе от восприятия как серьезного, так и смехотворного в ней?»[96]. Как пример журналист приводит размещенные рядом серьезные материалы с брифинга из Белого дома, анализ интервью с представителями президента США Б. Обамы, недельный итог политики Б. Обамы, а также развлекательную информацию о соглашении между партиями относительно бейсболиста Б. Харпера: лидер сенатского большинства Г. Рид восхитился спортсменом, который на одной из игр на бегу врезался в стену, а лидер сенатского меньшинства М. Макконнелл пожелал бейсболисту скорейшего выздоровления.

В настоящий момент в системе СМИ образовалась целая группа изданий, в которых развлекательная функция журналистики стала одной из основных. Однако напомним, что в нашей типологической системе классы журналистики мы выделяем на основе целевого назначения, а не функции.

По нашему мнению, выявить цели развлекательной журналистики поможет прежде всего анализ типов развлекательных газет.

Значительную долю среди них занимают бульварные издания. Мы считаем, что бульварная пресса является флагманом группы развлекательных изданий. Это не случайно. А. Монастырская отмечает, что «все развлекательно-информационные издания, которые мы называем таблоидами, во- первых, выполняют рекреативную функцию, во-вторых, они информируют аудиторию, но, как правило, эта информация также носит гедонистический характер»[97]. Исследователь также добавляет: «Такие понятия, как развлекательность прессы, ее коммерциализация и таблоидизация, находятся сегодня 102

в одном ряду»[98].

Исследователь Н. Федотова пишет: «Издания, ориентированные на законы рынка, используют апробированные “желтой” прессой тематики и рекреативные элементы, которые обеспечивают высокий рейтинг и доход»[99]. Кроме того, автор указывает, что развлекательные функции могут не только содействовать успешной реализации других функций СМИ (идеологической, культуроформирующей и др.), но также редуцировать их осуществление, что, в свою очередь, способно вызвать серьезные дисфункции в жизни общества[100].

Чтобы проверить, насколько корректно выделять в этой группе типы СМИ помимо бульварной прессы, мы проанализировали следующие издания: «Криминал», «Мир криминала», «Аномальные новости», «Тайная власть», «Тайное и явное», «Ступени Оракула» и «Советы Оракула». (Напомним, что в данном исследовании мы касаемся только газет. Если же говорить о журнальной периодике, то в этом сегменте развлекательная журналистика представлена большим количеством типов СМИ.) Взяв за основу бульварную прессу, остальные издания мы будем сравнивать с ней, чтобы узнать, насколько газеты сходны между собой и стоит ли выделять развлекательную журналистику в отдельную группу.

Желтые издания мы проанализируем в следующей главе, поэтому в данном разделе отметим только краткие характеристики бульварных изданий: повышенный интерес к трем табуированным темам (интимные отношения, жизнь знаменитостей, смерть), визуализация, тематический эклектизм, использование сниженной лексики.

Газеты «Криминал» и «Мир криминала» посвящены преимущественно тематике смерти. В обоих изданиях есть как заметки о происшествиях, так и развернутые материалы, смакующие сцены насилия («Тело без головы», «Криминал» №5, 2013 год; «Роковые ошибки маньяков», «Мир криминала», №3, 2013 год). Кроме того, есть статьи, посвященные новым и старым видам мошенничества, письма заключенных из мест лишения свободы. Тема секса в этих изданиях практически не представлена - разве что описываются преступления на сексуальной почве. Однако газета «Мир криминала» отличается тем, что на первой полосе публикует изображения обнаженных девушек, а один из главных материалов часто связан с темой секса («Секс-оргии в сортире», №23, 2012 год, «Врач-лесбиянка зверски насиловала пациентов», №6, 2013 год, «Секс-капкан для лохов», №30, 2011 год). В «Криминале» иногда также появляются изображения обнаженных девушек. Тема личной жизни знаменитостей представлена в «Криминале» небольшими заметками, в «Мире криминала» - полосой о какой-либо «звезде».

«Аномальные новости» посвящены различным мистическим событиям, паранормальным явлениям и НЛО. Также на письма читателей отвечают колдуны и маги, публикуются мистические рассказы с продолжением из номера в номер. Тема смерти появляется, только если смерть связана с какими-либо странными обстоятельствами. Темы секса и личной жизни нам не встретились.

«Тайная власть» имеет подзаголовок «Газета для тех, кто хочет познать непознанное». В издании ровно тот же набор тем, что и в «Аномальных новостях». Но в последних иногда появляется тема жизни знаменитостей, с учетом концепции издания («Темные силы нас злобно гнетут» - о столкновениях голливудских актеров с призраками, №2, 2013 год).

Главный редактор (должность указана на момент взятия интервью) А. Ткачева (ранее работала заместителем редактора бульварной газеты «Мегаполис-экспресс») так характеризует издание: «Очень трудно провести грань иногда между мистикой и реальностью. Понятно, что когда говорят о привидении, которое ходит ногами, то тут странно: по законам физики оно не должно ходить ногами, должно плыть, закон тяготения на него не действует. Подозрительно как-то. Но во многих случаях провести грань между мистикой и реальностью трудно. Газета как раз это и пытается показать: все не так плоско, как может показаться на первый взгляд»[101]. Особенностью издания являются регулярно публикуемые письма читателей, данный аспект А. Ткачева также комментирует: «Конечно, никто не проверяет истинность того, что нам пишут читатели. Но писем - горы. Я сомневаюсь, что какая-то семидесятилетняя бабушка будет что-то сочинять, привирать. Расскажет, что приснился такой сон, а потом вот такое случилось. Я допускаю, что кто-то врет, но, думаю, таких абсолютное меньшинство. Большое количество писем приходит от шизофреников, но их я сразу отсеиваю - у меня достаточный опыт»[102].

«Тайное и явное» акцентируется на мистико-бытовой тематике: в газете публикуются гороскопы, заговоры, обряды, рецепты (с рассказом о магических свойствах ингредиентов). Практически все материалы рассматриваются сквозь призму эзотерики. Для примера приведем цитату из текста о том, как влиться в новый коллектив на работе: «Нельзя долго носить черную одежду - она блокирует поступление в организм космической энергии, жизненно необходимой всем органам. Тем, кто вынужден по службе носить одежду такого цвета, я рекомендую надевать яркое нижнее белье, его цвет нейтрализует избыток “черной” энергии» (№ 9 (37), сентябрь 2013 года). Само издание так определяет свою тематику: «популяризация здорового образа жизни, консультации и советы специалистов, народная медицина, рассказы об интересных событиях прошлых лет и необычных местах планеты».

«Ступени Оракула» и «Советы Оракула» по тематике практически идентичны «Аномальным новостям» и «Тайной власти». За тем исключением, что в «Ступенях...» реже поднимается тема НЛО, но есть упор на тексты о магах (не только рекламные) и предсказаниях. «Советы.» же практически полностью сосредоточены на магии. Кроме того, «Ступени Оракула» уделяют внимание личной жизни знаменитостей («У какой народной целительницы лечились Пугачева, Галкин и Пьеха», №5, 2013 год). Главный редактор «Советов Оракула» О. Монахова (является также главным редактором газеты «Оракул») видит концепцию своих изданий так: «Мы пишем для тех, кто понимает, что в мире действуют законы, еще либо не открытые, либо официальной наукой не признанные, и кто хочет понимать, как ему мыслить и поступать, чтобы не вступать в противоречие с действием этих законов»107. Подобные СМИ, можно сказать, имеют мистико-бытовой характер, что подтверждает О. Монахова, рассказывая о популярности рубрики об одной из

108

восточных систем .

Мы также проанализировали вышеуказанные издания с точки зрения рекламы. Этот параметр, на наш взгляд, поможет выявить общее и различное: если рекламодатели у каких-либо изданий практически одни и те же, это дает нам право выделить и эти СМИ в отдельную группу. Данный признак, отметим, тесно связан с признаком «целевая аудитория», в которую и пытаются попасть рекламодатели. Отметим, что сама по себе реклама прямо не влияет на формирование типа СМИ (ее может не быть вообще), она разделяется на несколько видов - например, где-то практикуется контекстная реклама, ориентирующаяся на журналистские материалы, где под нее могут быть отведены отдельные полосы. В то же время содержание рекламы может также оказать помощь при определении типа СМИ, наиболее ярким примером здесь выступает бульварная пресса. [103] [104]

«Криминал» уделяет рекламе в среднем около 5%. Чаще всего это предложения скачать игры на мобильный телефон и анонсы других изданий. Иногда появляются предложения секса по телефону.

В «Мире криминала» реклама занимает около 3% - анонсы других изданий и секс по телефону.

«Аномальные новости» (эту газету выпускает редакция «Криминала») отдают рекламе около 6%: предложения скачать игры на мобильный телефон и анонсы других изданий.

В «Тайной власти» реклама может достигать 20%, и это в подавляющем большинстве предложения магических услуг.

Реклама «Тайного и явного» занимает около 3-5%: сюда входят медицинские услуги, а также предложения от строительных фирм и продавцов спецтехники и стройматериалов.

Реклама «Советов Оракула» занимает около 25%, «Ступеней Оракула» - около 15%. В обоих изданиях наибольшую долю занимают магические услуги. Немного места уделено медицине.

Что касается бульварной прессы, то данный признак мы подробно проанализировали в соответствующей главе. Здесь же кратко отметим: рекламы в желтой прессе, как правило, больше (в каждом номере она занимает от 10 до 30%), основными рекламодателями являются производители интимных товаров, эротического и порнографического видео, а также производители медикаментов и биологически активных добавок.

Последним параметром стала лексика и стилистика изданий. При анализе качественной прессы мы убедились, что и в ней (в разных типах СМИ) лексика не всегда нейтральная, однако по сравнению с бульварной прессой жаргонизмов и сниженной лексики в качественных изданиях в разы меньше. По нашему мнению, развлекательную прессу от качественной отделяет, помимо прочего, и частотность употребления слов, которые находятся за рамками литературной нормы. Не менее показательной может быть и стилистика изданий: например, для деловой прессы характерно обильное цитирование экспертов, в то время как в бульварной прессе отсылок к прямым источникам, ньюсмейкерам не наблюдается. В аспекте синтаксиса отметим, что таблоиды используют короткие предложения, им не свойственно нагромождение деепричастных и причастных оборотов, которые мы отмечаем в некоторых текстах культурно-просветительской прессы.

Основу лексики «Криминала» составляет тюремный и криминальный жаргон: «кидалы», «наварить», «отшила», «разводилово», «догнаться», «забугорные». Другой его особенностью является использование канцеляризмов: в издании много места уделено заметкам, представляющим из себя неотредактированные пресс-релизы силовых ведомств. В результате во всех заметках встречаются словесные конструкции, подобные следующим: «не предоставил преимущество в движении» и «в ходе распития спиртных напитков». В более объемных материалах канцеляризмов нет. «Мир криминала» также активно использует тюремную лексику. Особенно много жаргона в материалах о жизни на «зоне», при этом кавычки в них практически не используются. Писем читателей в газете не представлено. В обоих изданиях объемные материалы, рассказывающие историю того или иного преступления, используют домысливание, свойственное больше художественнопублицистическим жанрам журналистики: описывается, что сказал преступник в тот или иной момент, о чем думала жертва, и т. д.

Газеты «Аномальные новости» и «Тайная власть» разговорной лексикой и жаргонизмами не увлекаются: в этом аспекте их можно уподобить общественно-политическим изданиям. Лексика «Тайного и явного» практически не выходит за рамки литературной нормы. Что касается «Советов Оракула» и «Ступеней Оракула», то в этих изданиях разговорная лексика встречается чаще, однако нет употреблений мата. Подобным изданиям не свойствен усложненный синтаксис, в то же время имеет место активное использование прямой речи - в этом случае комментаторами выступают маги, экстрасенсы и астрологи.

Данный анализ позволяет предположить, что в классе развлекательных изданий можно выделить еще как минимум два типа прессы. Назовем их «криминальная пресса» и «эзотерическая пресса». По нашему мнению, основания для подобного выделения есть, однако прежде чем приступить к более детальному обоснованию появления данных типов прессы, мы считаем необходимым дать краткую оценку подобным изданиям по критериям качества, чтобы окончательно убедиться в том, что качественной прессой криминальные и эзотерические газеты назвать нельзя, а также проанализировать дизайн и жанровое разнообразие данных СМИ, чтобы убедиться в правомерности обозначения предложенных нами типов прессы.

Качество полиграфии прессы с криминальной тематикой представляется достойным - издания выходят в цвете на глянцевой бумаге. Дизайн по сравнению с бульварными газетами более строгий; несмотря на тематику, не публикуется шокирующих фотографий, однако обильно используется выворотка и печать заголовков красным цветом. При этом в среднем иллюстрациям отдается не более 25% полосы, что приближается к показателям качественной прессы (у большинства типов СМИ, входящих в данный класс, соотношение либо такое же, либо немногим выше), но криминальные издания более ярки за счет полноцветной печати и особенно активного использования красно-черного колорита. Качество воздействия низкое: у читателя нет полной «криминальной» картины мира; кроме того, анализ мотивов того или иного преступления подменяется смакующимися подробностями. Качество менеджмента, по нашему мнению, также невысоко - не указан точный тираж (мы не можем считать фактологичными формулировки «до 300 000» и «установочный тираж 100 000»), а количество рекламы могло бы быть большим.

Пресса эзотерической направленности довольно неоднородна по качеству полиграфии. «Аномальные новости» и «Оракулы» печатаются в цвете, частично на глянцевой бумаге, «Тайное и явное» и «Тайная власть» - в цвете на газетной бумаге. Оформление также отличается разнородностью. Так, «Советы Оракула» и «Ступени Оракула» по форме представляют собой журналы (журнальная обложка, журнальная верстка, сами издания на сгибе держатся скрепками), но при этом зарегистрированы как газеты. Дизайн, как и в случае с криминальной прессой, более строгий, чем в бульварных изданиях. Более того, оформительских спецэффектов (фотографии непрямоугольной формы, выносы за колонтитул и т. п.) и элементов инфотейнмента (использование многочисленных «добивок» - отдельно вынесенных комментариев, справок, дополнительной информации) практически нет. Как и в случае с криминальной прессой, иллюстрациям отдается до 25%, но в некоторых изданиях наблюдается любопытная особенность: фотография может занимать всю полосу, а текст печатается непосредственно на ее фоне. Качество воздействия крайне низкое: если серьезно подходить к публикуемым материалам и внимательно вчитываться, то окажется, что некоторые тексты (как правило, комментарии магов) иногда противоречат друг другу. Позволим себе сыро- низировать: если для качественной прессы плюрализм обязателен и работает на раскрытие информации, ее глубину и полноту, то в такой тонкой сфере, как эзотерика, плюрализм может только навредить. Менеджмент в некоторых изданиях по части тиража или количества рекламы некачествен.

Напомним, что, по нашему мнению, тип прессы следует выделять также через такие признаки, как целевое назначение, оформление и жанры. Остановимся на них подробнее.

Целевое назначение прессы криминальной тематики - в первую очередь извлечение прибыли (идеологическая цель, равно как и базовая для всех СМИ - информационная, отходит на второй план), которое достигается посредством развлечения. То есть ярко проявляется развлекательная функция. Коммерческая цель превалирует, все в данных изданиях направлено на привлечение внимания покупателя: печать с агрессивными красным и черным цветами, интригующие заголовки, шокирующие фотографии либо фотографии полуобнаженных девушек. Говорить о развлечении здесь, по нашему мнению, также уместно - как бы это ни казалось странным, но криминальные новости, репортажи об убийствах и т. п. сегодня являются одними из самых востребованных аудиторией, при этом данный интерес вызван не желанием знать хронику событий, а скорее любопытством. Достаточно вспомнить, что материалы криминального характера (включая сообщения о ДТП) в интернете являются одними из наиболее просматриваемых; значительное количество криминальных программ и сериалов идет в прайм-тайм на телевизионных каналах. Между тем данные медиапродукты и газеты «Криминал» и «Мир криминала» суть явления одного порядка. Социализирующей цели у данной прессы нет: в подобных изданиях публикуются письма заключенных из мест лишения свободы, но и они служат скорее одним из способов удовлетворения любопытства: аудитории интересны человеческие судьбы, а также подробности жизни на «зоне». Хорошим примером проявления социализирующей функции в медиапродуктах, так или иначе связанных с криминальной тематикой, служит передача «Калина Красная», выходящая на «Радио России», в которой звучат письма заключенных, их родственников и друзей, транслируются песни осужденных, проводится одноименный песенный конкурс. Передача объединяет осужденных и их родственников, показывает первым, что общество о них не забыло и приветствует тех, кто стал на путь исправления, пробуждает в слушателях чувство милосердия. В исследованных нами криминальных газетах подобных посылов мы не увидели.

Целевое назначение прессы эзотерической направленности также видится нам прежде всего в извлечении прибыли. Обращаясь к востребованной у аудитории тематике, издатели подобной прессы, по нашему мнению, исходят не из цели объяснить необъяснимое, а из коммерческой цели. Иными словами, пресса эзотерической направленности не развеивает мифы, а использует их и приумножает. Что касается развлекательной функции, то данный вопрос представляется нам не таким простым, как может показаться поначалу: существует довольно большой социальный пласт, куда входят люди, считающие эзотерику и мистику важной составляющей нашей жизни, которые верят в гороскопы, предсказания, реинкарнацию и пр. Соответственно, для этих людей чтение подобных изданий является не развлечением, а ориентиром в информационном пространстве, таким же, каким для бизнесменов является деловая пресса, а для любителей спорта - спортивная. Однако мы считаем, что СМИ эзотерической направленности все-таки несут в себе функцию развлечения, так как потенциальной аудиторией является больший круг людей, и для них такие издания - не серьезное чтение, а повод расслабиться, отдохнуть, скоротать время. Кроме того, как замечает Е. Яковлева, «некоторые авторы гиперэксплуатируют склонность к мифотворчеству, формируя у читательской аудитории облегченное отношение к данным текстам, и превращают их в забавное чтиво. Как показал анализ, далеко не все публикации эзотерического характера отличаются высоким качеством. Многие из тех, которыми богата отечественная пресса, вызывают иронию»[105]. Тексты проанализированных нами изданий в большинстве своем как раз представляют собой «забавное чтиво», к примеру - статья о магазинах, в которых появлялись привидения. Данные СМИ нацелены на развлечение, а не, например, на объяснение учений Е. Блаватской. Однако, в отличие от бульварной и криминальной прессы, издания эзотерической направленности выполняют также и социализирующую функцию. Е. Яковлева наблюдает появление культурологических эзотерических журналов, цель которых - «создать возможность для коммуникации отдельных социальных групп, трансляция эзотерической культуры»[106]. Однако, повторимся, журналы в рамках данного исследования мы не рассматриваем, а изучаемые нами издания мы не можем назвать культурологическими, глубоко разрабатывающими темы необычного. «Аномальные новости» и другие газеты останавливаются на уровне развлечения: используют непроверенные факты, стремятся удивить читателя и т. д. Но данные издания все же объединяют вокруг себя аудиторию, для которой, как было сказано выше, эзотерика и мистика - не бред, а серьезное увлечение. В связи с этим, по нашему мнению, социализирующая функция прессы эзотерического направления не несет в себе положительного начала, так как проанализированные нами СМИ эксплуатируют интерес аудитории к мистике и эзотерике: тексты не несут какой-либо культурологической ценности.

Что касается жанров, то они в данном случае также помогают выявить тот или иной тип СМИ. Пресса криминальной тематики не отличается жанровым разнообразием, основную долю составляют заметки и материалы, не определяемые ни в один «чистый» жанр. Подобную смесь репортажа, статьи и корреспонденции мы бы назвали историями - историями преступлений и жизни в местах лишения свободы. Они отличаются объемностью, могут занимать полосу либо разворот, и аналитики в них нет. Например, текст о новых способах мошенничества - это простое информационное перечисление без каких- либо экспертных комментариев. В прессе эзотерической направленности наблюдается большее разнообразие жанров, которое достигается в первую очередь за счет специфических материалов. В подобных СМИ активно используются заметки и расплывчатые жанровые образования, аналогичные историям преступлений в прессе криминальной тематики: в данном случае это материалы о каких-либо мистических и исторических событиях, а также материалы эзотерико-бытового характера (совместимость знаков зодиака, ремонт квартиры по фэн-шуй и т. п.). Очень редко встречается интервью, и, как правило, это тексты рекламного характера. К специфическим для эзотерических изданий жанровым образованиям относятся такие материалы, как гороскопы (в каждом номере их может встречаться несколько видов: на удачу, бизнесгороскоп, любовный гороскоп и т. д.), советы и заговоры (как влиться в новый рабочий коллектив, как вылечиться от какой-либо болезни). Советы могут быть оформлены как в редакционные материалы, так и в тексты формата «Маг отвечает на вопросы читателей»; отметим также, что публикуются не только вопросы читателей, но и их письма с рассказами о мистических событиях (активная работа с аудиторией - еще одно подтверждение социализирующей функции). Нередко для подобных изданий писатели-фантасты сочиняют мистические рассказы: они, как правило, занимают не больше одной страницы.

Таким образом, на основании анализа типологических признаков тематики, целевого назначения, оформления и жанровых особенностей, а также рекламы и лексики мы можем выявить следующие типы развлекательной прессы:

1. Бульварная пресса - «Экспресс-газета», «Жизнь», «Желтая газета», «СПИД-инфо». Их объединяет интерес к трем видам табуированной информации, охват максимально широкой аудитории, визуальное превышение, специфические рекламодатели (интим-товары, секс по телефону) и обилие разговорной лексики в текстах. Что касается «СПИД-инфо», то его можно отнести к типу бульварной прессы с уклоном в сексуальную тематику, так как данная тема, хоть и является центральной, далеко не единственная.

2. Криминальная пресса - «Криминал» и «Мир криминала». Их объединяет специализация на одной теме, активное использование черного и красного цветов в дизайне и употребление тюремного жаргона. Мы относим данные издания к развлекательной журналистике, потому что, во-первых, наличествует смакование подробностей преступления. Как ни парадоксально, но подобное смакование выполняет рекреативную функцию. Во-вторых, на страницах газеты встречаются изображения обнаженных девушек. В-третьих, такую рекламу, как секс по телефону, качественные издания себе не позволяют. На наш взгляд, «Криминал» и «Мир криминала» сложно назвать бульварными газетами с уклоном в криминальную тематику. В отличие от таблоидов, данные издания специализируются на теме смерти, остальному практически не уделяя внимания.

3. Эзотерическая пресса - «Аномальные новости», «Тайная власть», «Советы Оракула», «Ступени Оракула», «Тайное и явное». Их объединяет тематика, связанная с мистикой, магией и НЛО, советы от всевозможных магов и астрологов, а также реклама магических услуг. К группе качественной прессы данные издания нельзя отнести в силу их несерьезности (рассказы о встрече с лешим или материал о том, что на Земле давно живут иноплане- тяне-рептилоиды), а также превышенного использования разговорной лексики (хотя подобное встречается не во всех изданиях). К типу бульварной прессы эти газеты также нельзя отнести. Разговорной лексики здесь меньше, рекламодатели и тематика почти не совпадают, оформление отличается большей строгостью. В бульварной прессе материалы об НЛО и реклама магов скорее исключение, чем правило.

Однако использование термина «эзотерическая пресса» только применительно к развлекательной журналистике может оказаться неверным. В качестве примеров культурологических журналов эзотерического направления, которые глубоко разрабатывают тему необычного, Е. Яковлева приводит издания «Наука и религия», «Волшебная гора», «Урания»[107]. Целевое назначение - признак, по которому мы выделяем класс прессы, - в трех изученных типах во многом совпадает. Это в первую очередь коммерческая цель, тесно связанная с главной для всех типов СМИ информационной целью. Однако если в случае с качественной прессой соотношение информационной цели и коммерческой цели во многом равноправное (читатель хочет получать полную картину мира в той или иной сфере и за это готов платить), то в случае развлекательной прессы превалирует цель извлечения прибыли. Отсюда наблюдаемая во многих развлекательных изданиях эксплуатация той или иной интересующей массовую аудиторию темы, использование средств привлечения читательского внимания (большие фотографии, интригующие заголовки, цветная печать), потакание низменным вкусам. Отсюда же и тесно связанная с двумя вышеозначенными целями развлекательная цель: издатели бульварной, криминальной и эзотерической прессы даже при обращении к сложным темам (например, война в Сирии или президентские выборы) стремятся прежде всего развлечь читателя, не дают анализ той или иной ситуации, события, явления, а только описывают его, зачастую просторечным языком. Кроме того, на примере эзотерической прессы можно выявить социализирующую цель, которая, впрочем, имеет мало общего с социализирующей целью качественной прессы. В случае с последней читатель приобщается к единомышленникам, приобретает новый опыт. Эзотерическая же пресса эксплуатирует интерес аудитории к необычному, позволяет читателям рассказать о каких-либо мистических событиях в их жизни (например, «вещий» сон), но при этом не развеивает какие-либо мифы, а, наоборот, поддерживает их (например, публикует различные заговоры).

Таким образом, если главными целями и функциями качественной прессы являются информирование и социализация, то главной целью развлекательной прессы является извлечение прибыли через функцию развлечения.

В предлагаемой нами системе развлекательную прессу и ее типы можно описать следующими образом. Род - журналистика; вид - печатная журналистика; отряд - газетная журналистика; класс - развлекательная журналистика; тип - бульварная, криминальная и эзотерическая журналистика.

Это не единственные типы развлекательной прессы, однако рамки данного исследования ограничиваются описанием новой типологической системы СМИ, выявлением таких ее структур, как классы и типы, но не выявлением всех типов того или иного класса прессы.

<< | >>
Источник: ПРЫТКОВ Александр Владимирович. КВАЛОИД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 2014

Еще по теме 1.3. Развлекательная пресса и ее типы:

  1. Ослабление нравственного императива в прессе
  2. Занятие пятое 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ИТАЛИИ, ИСПАНИИ (2 часа) 1.
  3. 5.2. Теоретические, естественнонаучные, исторические предпосылки развития социологических исследований аудитории
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. ТИПОЛОГИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРЕССЫ
  6. 1.1. Типология и классификации СМИ
  7. 1.1. Качественная пресса как класс СМИ
  8. 1.3. Развлекательная пресса и ее типы
  9. Краткие выводы
  10. 2.1. Бульварная пресса как тип СМИ
  11. 2.2. Понятие таблоида
  12. Истоки квалоидов в советской прессе
  13. 3.1. Квалоид как тип СМИ
  14. 3.3. Современная практика издания квалоидов
  15. Краткие выводы
  16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ