>>

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на активное развитие интернет-медиа и прогнозы о смерти газет (есть случаи, когда газеты становятся придатками сетевых изданий, как это произошло, например, с воронежским «Молодым коммунаром» после того, как на его базе создали интернет-агентство РИА «Воронеж»), печатные СМИ продолжают занимать значительную долю медиарынка.
В регионах появляются новые издания, например в Воронеже в 2013 году начали выходить две новые газеты - «Воронежский курьер 7» и «Metro», а также «Quality» - ежемесячный журнал - приложение к газете «Коммерсантъ». Вместе с тем наблюдается диффузия газетных типов: если ранее этот рынок можно было условно разделить на две большие ниши - качественная пресса и бульварная пресса, - то теперь образовалась новая формация, совмещающая в себе признаки и качественных, и бульварных изданий. Причем наблюдается разновекторное движение в сторону данной ниши: сюда стремятся одновременно как развлекательные, так и общественно-политические газеты, создаются также издания, пытающиеся попасть в складывающуюся типологическую модель. В данной работе будет описан новый тип прессы на газетном материале (журнальный рынок нам представляется весьма интересным, но еще не структурированным).

Актуальность исследования связана с появлением на газетном рынке печатной модели, совмещающей в себе характерные черты качественной прессы и элементы бульварной прессы и получившей название «квалоид», происходящее от смешения английских слов quality tabloid (дословно - «качественный таблоид»). Ярким представителем такой модели является воронежский еженедельник «МОЁ!», начинавший как типично бульварная газета. Сегодня по тематике это издание более всего напоминает общественнополитическую прессу, при этом некоторые темы получают воплощение исходя из запросов максимально широкой аудитории: например, основу культурной повестки составляют интервью с гастролирующими знаменитостями,

иногда появляются материалы о выставках, в то же время не публикуется рецензий на новые спектакли воронежских театров (по нашему мнению, они не вписываются в «формат» СМИ в силу элитарности современного театра как сферы искусства, его направленности на узкую прослойку общества).

Однако в квалоидах присутствуют и заимствования из бульварной прессы, проявляющиеся прежде всего во внешних элементах: формат А3[1], большое количество фотографий и инфографики. Думается, такой подход к медиабизнесу - сочетание «бульварной» упаковки и качественного контента - наиболее перспективен: тиражи квалоидов превышают тиражи газет иных типов (не случайно в данных изданиях отмечается довольно большой объем рекламы).

Научная проблема связана, во-первых, с отсутствием в теории журналистики четкого разграничения понятий «бульварная пресса», «желтая пресса», «развлекательная пресса», «таблоид», «массовая пресса», «качественная пресса», «деловая пресса» и т. д., что, соответственно, не позволяет комплексно описать и квалоид. Например, одни исследователи считают бульварную прессу и желтую прессу разными видами СМИ, другие настаивают на синонимичности этих понятий. Не сложилось единого мнения и по поводу отличия/сходства бульварной прессы, желтой прессы и таблоидов. Нет также ясности как при разграничении понятий «бульварная пресса» и «массовая пресса» (может ли, например, качественное издание быть массовым?), так и при различении качественной и бульварной прессы (в журналистике принято противопоставлять данные понятия, основываясь прежде всего на подходе к работе подобных изданий с информацией: какие факты отбираются, как они подаются читателю, интерпретируются ли). В целом следует признать правомерным вопрос: почему бульварные издания, имеющие высокие тиражи и вызывающие у читателей неизменный интерес, нельзя считать качественными? К тому же, например, по уровню дизайна и полиграфического исполнения они нередко превосходят общественно-политические газеты.

У исследователей печати нет единого мнения о том, считать ли качественную прессу и бульварную прессу типами СМИ. Мы предлагаем собственную, основанную на строгой иерархической системе, типологию прессы и, соответственно, разделение тех или иных газет на типы и более высокие или низкие позиции. В конечном счете данная работа не только вносит вклад в структурирование типологии журналистики, но и определяет место квалои- дов, которые пока не обозначены как отдельный тип прессы (основываясь на некоторых типологических системах, квалоид можно отнести, например, к типу массовой прессы или типу общественно-политической прессы).

Внесение ясности в этот вопрос, по нашему мнению, поможет, в частности, определить границы квалоида как типа издания.

Терминологическая неопределенность возникает также из-за многозначности определения «качественный/ая». Связанная со словом «качество», данная дефиниция в любом контексте имеет положительную коннотацию. В медиасреде под качественной прессой зачастую понимают только общественно-политические и деловые издания, однако не всегда учитываются такие категории, как, например, качество полиграфии или качество менеджмента. Если газета, содержащая глубокие аналитические тексты, будет печататься на бумаге низкого качества, если иллюстрации будут плохо воспроизведены в печати, это может снизить интерес читателя к данному СМИ. В то же время, если реализуется разработанный профессиональный стандарт некоего типа в конкретном периодическом издании (установлены критерии написания текстов, оговорены все интересующие издание темы, разработан дизайн-макет, налажена четкая работа по выпуску издания, ведется прозрачная финансовая отчетность), данное СМИ можно назвать качественным. Однако к таблоиду в этом случае могут возникнуть претензии по поводу качества текстов, которые написаны с использованием сниженной лексики, не освещают значимых событий из сферы общества, экономики и политики.

Степень разработанности проблемы. Проблемой типологии и классифицирования СМИ отечественные ученые вплотную занялись в середине ХХ века, и на сегодняшний момент данная тема представляется основательно изученной (А. Акопов, А. Кажикин, Е. Корнилов, Л. Реснянская, В. Тулупов, М. Шкондин и др. ).

Бульварная пресса рассмотрена в ряде исследований как в исторической перспективе, так и в современности (Е. Долгушина, В. Коньков, М. Лесная, С. Махонина, А. Монастырская, Е. Сазонов, М. Смирнова ), данное понятие конкретизировано во многих высказываниях журналистов- практиков (А. Габрелянов, И. Дудинский, Д. Лобков, В. Трухачев[2] [3] [4]).

Качественная пресса изучена меньше, однако различных наработок, исследующих качество информации в целом и некоторые качественные издания в частности, на сегодня в теории журналистки достаточно много (А.

Динеев, Е. Долгушина, Н. Иващенко, Д. Мурзин, Л. Реснянская[5]).

Квалоиды же остаются практически неизученными. Несмотря на довольно большое присутствие их на печатном рынке, полноценных и объемных исследований, посвященных данному феномену, пока нет. Исследователи Е. Вартанова, С. Страшнов, Э. Чепкина[6], а также некоторые практики журналистики частично писали о данном феномене (отдельных высказываний наберется немало), однако комплексного описания нового явления в газетной журналистике в отечественной теории на сегодня не представлено.

Цель исследования: определить специфику квалоидов и их место в типологической системе современных периодических изданий.

Задачи исследования:

- уточнить категориальный аппарат, конкретизируя дефиниции «качественная пресса», «развлекательная пресса», «бульварная пресса», «желтая пресса», «массовая пресса», «таблоид», «квалоид» и выявляя их соотношение;

- разграничить понятия «тип прессы» и «формат прессы», обосновать появление таких структур в системе журналистики, как род, вид, класс СМИ, выявить основания для выделения указанных элементов;

- определить место бульварной прессы, качественной прессы и квалои- дов в типологической системе СМИ;

- выявить истоки квалоидной прессы;

- провести типологический анализ современных периодических изданий квалоидного типа.

Объект исследования - современные российские периодические издания.

Предмет исследования - процесс возникновения, развития и эволюции периодических изданий квалоидного типа.

Материал исследования: характерные особенности классов и типов СМИ рассматриваются на примере федеральных и региональных периодических изданий: «Воронежский курьер» (апрель 2008 года, ноябрь 2009 года, январь - март 2010 года, март 2011 года - сентябрь 2013 года), «Коммерсантъ» (январь 2011 - сентябрь 2013 года), «Игрок» (январь - август 2013 года), «Спорт-экспресс» (январь 2013 года, июль - август 2013 года, февраль 2014 года), «Время культуры» (2012-2013 годы), «Культура» (март - сентябрь 2013 года), «Православный Воронеж» (2012-2013 годы), «Ворон и Ёж» (2013 год), «Галерея Чижова» (сентябрь 2012 года, январь 2013 года, июнь 2013 года, ноябрь - декабрь 2013 года), Metro (февраль - июнь 2013 года), «Ва-Банкъ» (январь 2013 года - февраль 2014 года), «Жизнь» (март - апрель 2010 года, июль - декабрь 2011 года, март - апрель 2012 года, январь 2013 года), «Экспресс-газета» (сентябрь 2010 года, апрель 2010 года, декабрь 2011 года, март - апрель 2012 года, январь 2013 года), «Желтая газета» (сентябрь

2010 года, апрель 2010 года, декабрь 2011 года, март - апрель 2012 года, январь 2013 года), «СПИД-инфо» (март - апрель 2010 года, ноябрь - декабрь

2011 года, март - апрель 2012 года, январь 2013 года), «Криминал» (декабрь 2011 года, апрель 2012 года, январь 2013 года), «Мир криминала» (декабрь 2011 года, апрель 2012 года, январь 2013 года), «Тайная власть» (апрель 2012 года, январь 2013 года), «Аномальные новости» (апрель 2012 года, январь 2013 года), «Советы оракула» (апрель 2012 года, январь 2013 года), «Ступени оракула» (апрель 2012 года, январь 2013 года), «МОЁ!» (апрель 2008 года, ноябрь 2009 года, январь - март 2010 года, 2012-2013 годы), «Аргументы и факты» (январь - апрель 2012 года, август - сентябрь 2013 года), «Комсомольская правда» (январь - апрель 2012 года, август - сентябрь 2013 года), «Московский комсомолец в Воронеже» (январь - апрель 2012 года, декабрь 2012 года - март 2013 года), «Воронежский курьер 7» (январь 2013 года - февраль 2014 года), «Вечерняя Москва» (январь - февраль 2013 года, январь - февраль 2014 года), «Российская газета - Неделя» (апрель 2010 года, март - август 2013 года), «Аргументы недели) (март - май 2013 года), «Собеседник» (март - май 2013 года), «Мир новостей» (март - май 2013 года).

Рабочая гипотеза. Трех ведущих типологических признаков - аудитория, цели издания и учредитель - для определения того или иного типа СМИ недостаточно (например, практически невозможно разграничить общественно-политические газеты и квалоиды, учредители и аудитория которых могут быть одни и те же, основные цели совпадать). Выделение типа по какому- либо одному фактору - например, по аудиторному - делает тот или иной тип прессы еще более размытым и в то же время приводит к дроблению типологической системы.

Например, по характеру аудитории совпадают качественная, деловая и специализированная пресса; к тому же возникает вопрос: не является ли деловая пресса одновременно специализированной, ведь ее потребителем выступает узкий круг профессионалов - предприниматели, брокеры, чиновники?

Выделение типа по группе типологических признаков также не всегда продуктивно: например, близкие по тематике спортивные издания «Спортэкспресс» и «Игрок» могут быть отнесены к разным типам СМИ в силу их различия по таким критериям, как ареал, тираж, авторский состав, периодичность.

По нашему мнению, для выделения типа прессы, который является лишь моделью группы изданий с характерными отличительными чертами, достаточно следующих признаков: тематика (восходящая к типоформирующему признаку «аудитория»), цели (в сегодняшних реалиях тесно связанные с критерием «учредитель»), используемые жанры (типологический анализ показал, что, например, деловая пресса и спортивная пресса отдают предпочтение разным жанрам журналистики), дизайн (бульварную прессу, к примеру, характеризирует более явная визуализация, большой объем иллюстраций). Кроме того, в некоторых случаях могут быть привлечены такие критерии, как характер рекламы и лексики.

При составлении типологической системы мы прежде всего будем опираться на признак «тематика». Выделение того или иного типа на основании читательской аудитории представляется нам не совсем продуктивным по нескольким причинам. Во-первых, признак «читательская аудитория» скрывает в себе достаточно большое количество подпризнаков (пол, возраст, место жительства, профессия и т.

п.). Учитывать все их, по нашему мнению, актуально при детальном описании конкретного издания, для выявления его фактической и потенциальной аудитории, но не для выявления совокупности типов СМИ. Во-вторых, один и тот же читатель может быть потребителем разных по тематике газет. Это, конечно, не означает того, что в одну типологическую группу стоит сводить, например, «Ведомости» и «Спорт-экспресс», тем не менее опора при исследовании именно на читательскую аудиторию все же может создать сложности при классифицировании СМИ. В то же время тематический принцип позволяет четко развести издания по типологическим моделям. Однако было бы ошибкой опираться только на него: в этом случае, например, оказываются сходными общественно-политические газеты и квалоиды. Помогает в дальнейшем разграничить издания их целевое назначение и дополнительные функции, такие как, например, социализирующая или развлекательная.

В рамках нашей классификации мы отказались от третьего типоформирующего признака - «учредитель, издающий орган». Во-первых, издатель и цели СМИ довольно тесно связаны; во-вторых, данный фактор в нынешней отечественной медиасистеме играет не столь важную роль. Сегодня актуальнее смотрится не признак «издатель», а признак «форма собственности», но и он, по нашему мнению, не играет большой роли: к примеру, квалоиды «Воронежский курьер 7» и «МОЁ!» не перестают быть квалоидами только из-за того, что первый - государственное издание, а второй - частное. Кроме того, сегодня мы наблюдаем все большее смыкание института СМИ с властью - прямое (к примеру, в марте 2014 года московское правительство приобрело «Аргументы и факты») либо косвенное (большинство медиахолдингов принадлежит сегодня лицам, лояльным и близким власти). Признак «форма собственности» может представлять некоторый интерес для исследователей как раз в сфере смыкания государства и медиа, а также при выявлении любопытных частностей (как если бы, например, правительство РФ начало выпускать таблоид), но большого влияния на формирование типологической системы не оказывает. Кроме того, уже довольно давно на рынке наблюдается консолидация медиаактивов в узком кругу лиц: соответственно, один и тот же издательский дом может выпускать разные по типу газеты. Так, под управлением холдинга «News Media» А. Габрелянова (в свою очередь, 49,99% акций компании принадлежат крупнейшему частному медиахолдингу «Национальная Медиа Группа») находятся общественно-политическая газета «Известия» и таблоид «Жизнь».

Применяя эти критерии, мы пришли к выводу, что бульварная пресса является типом СМИ, в то время как качественная пресса - это более высокая надстройка (в нашей терминологии - класс СМИ), в которую входят такие типы, как общественно-политическая пресса, деловая пресса, спортивная пресса, культурно-просветительская пресса, детская пресса, религиозная пресса. Тип бульварных изданий входит в класс развлекательной прессы. Квалоид является типом СМИ, совмещающим в себе черты качественной и развлекательной журналистики, при этом данный тип прессы еще не устоялся и является довольно размытым в своих границах.

Методология и методика исследования. В работе применяется комплексный подход, опирающийся на общенаучные принципы объективности и системности и позволяющий рассмотреть бульварную и качественную прессу, а также квалоиды как целостную типологическую систему. Исследование опирается на корпус отечественных трудов в области типологии прессы и теории журналистики.

При работе над исследованием мы сочетали методы наблюдения и дедукции, а также типологического анализа собранного эмпирического материала.

Оригинальность и достоверность исследования обеспечивается привлечением к анализу объемного и репрезентативного эмпирического материала: газетных текстов, выходивших в различных изданиях в течение несколько месяцев и лет, дизайна и рекламодателей данных изданий.

Теоретическую базу нашего исследования составили труды вышеназванных исследователей, а также работы по теории журналистики Н. Богомоловой, С. Корконосенко, Е. Прохорова, Н. Федотовой ; по этике журналистики - Д. Авраамова, Г. Лазутиной ; по истории журналистики - С. Денисенко, Б. Есина[7] [8] [9]; книги и статьи о специализированных СМИ Л. Агафонова, А. Бабкина, Е. Войтик, Е. Вологиной, С. Данилова,

Л. Доржиевой, Т. Ивановой, Д. Мурзина, П. Чукова, Е. Яковлевой[10]. Кроме

того, мы опирались на мнения и свидетельства практиков журналистики В. Гиляровского, М. Дмуховского, С. Индурского, А. Калачинского,

В. Касютина, В. Мазенко, О. Монаховой, Ю. Пилипенко, А. Плутника, И. Сидорова, В. Скоробогатько, В. Сунгоркина, А. Ткачевой, А. Угланова[11].

Научная новизна. В диссертационном исследовании предпринимается одна из первых попыток комплексного изучения нового типа СМИ - квалоида. Кроме того, уточняется целый корпус понятий: «бульварная пресса», «желтая пресса», «качественная пресса», «развлекательная пресса», «таблоид», «квало- ид». Мы также выстраиваем данные типы и классы СМИ в единую иерархическую систему СМИ, предлагающую современную классификацию СМИ, в основе которой лежит биологическая систематика (род, вид, класс и т. д.).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Бульварная пресса является типом СМИ, так как все относимые к бульварным изданиям средства массовой информации имеют общие характерные отличия: повышенный интерес к темам секса, смерти и личной жизни знаменитостей, визуализация, яркий - нередко агрессивный и эклектичный - дизайн. Понятия «бульварная пресса», «желтая пресса» и «таблоид» можно считать синонимичными. Некоторые теоретики и практики предлагают разделять бульварную и желтую прессу, считая их разными типами изданий. При этом анализ этих высказываний, а также типологический анализ газет «СПИД-инфо», «Жизнь», «Желтая газета» и «Экспресс-газета» показал, что данные понятия можно считать идентичными. Термин «таблоид» появился в результате стремления уйти от негативной коннотации, которую несли и продолжают нести понятия «бульварная пресса» и «желтая пресса».

2. Качественная пресса является не типом СМИ, а классом СМИ, в который входят общественно-политическая пресса, деловая пресса, спортивная пресса, культурно-просветительская пресса, детская пресса, религиозная пресса. Основанием для выделения классов СМИ является целевое назначение. Не все вышеперечисленные типы прессы имеют цель извлечения прибыли, но все, будучи направленными не на максимально широкую аудиторию, а на более узкие аудиторные сегменты, имеют адаптирующую или социализирующую функцию. Особенно ярко она проявляется в детской печати.

3. Развлекательная пресса является классом СМИ, в который входят такие типы, как бульварная пресса, криминальная пресса, эзотерическая пресса. Основанием для выделения класса СМИ является целевое назначение, в данном случае выражающееся в превалировании цели извлечения прибыли над целью информирования, а также в акцентированной функции развлечения. В то же время мы отмечаем, что предлагаемая нами типологическая схема не является строгой и возможно наличие изданий для детей в классе развлекательной прессы, а криминальных СМИ - в классе качественной прессы. Так, сегодня на медиарынке наблюдается достаточно большое количество развлекательных детских журналов, в которых социализирующая функция может быть сведена к нулю. Но в рамках данного исследования мы изучаем только газеты; журналы в силу их большего типологического разнообразия и отсутствия среди них квалоидов (или, по крайней мере, их недостаточности для продуктивного анализа) не входят в сферу интересов данной работы. В газетной же типологической системе мы не обнаружили детских развлекательных изданий.

4. Квалоид является типом СМИ, совмещающим в себе черты качественной и развлекательной журналистики. Данный тип прессы еще окончательно не утвердился, но уже можно выделить несколько характерных черт квалоидов: близкий к качественным изданиям контент; универсализация содержания; диффузия журналистских жанров; хорошо налаженная обратная связь с аудиторией; близкий к развлекательным изданиям дизайн.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при профессиональной подготовке и повышении квалификации журналистов и медиаменеджеров, при разработке учебных курсов в рамках преподавания учебных дисциплин («Система СМИ», «Типология СМИ» и др.) на факультетах журналистики, а также могут стать основой для формирования либо уточнения конкретными СМИ своих типологической, организационно-правовой, композиционнографической и др. моделей.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях Воронежского государственного университета (2010 - 2012 гг.). Основные идеи диссертации изложены в статьях, опубликованных в научнопрактическом альманахе «Акценты. Новое в массовой коммуникации», а также в трех статьях научного журнала «Вестник ВГУ. Филология. Журналистика», включенного в перечень Высшей аттестационной комиссии.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

| >>
Источник: ПРЫТКОВ Александр Владимирович. КВАЛОИД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 2014

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. Введение, начинающееся с цитаты
  3. 7.1. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. [ВВЕДЕНИЕ]
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ВВЕДЕНИЕ,
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ. БОРЬБА ЗАВВЕДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
  15. Раздел II ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕВ ПСИХОЛОГИЮ