<<
>>

Ощущение и восприятие

К чувственному познанию относится познание с помощью органов чувств, в результате которого у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии.

Простейший психический познавательный процесс, который возникает при непосредственном воздействии внешнего мира, называется ощущением. Оно обладает двумя особенностями: способностью отражать отдельные признаки предметов или их совокупностей; наличием движений в виде вегетативной реакции (сужение сосудов) или мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц).

Ощущения объективны, так как в них отражен внешний раздражитель, и субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Ощущения являются теми каналами, по которым информация о внешнем мире и о состоянии организма доходит до мозга, позволяя человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем организме.

Человек обладает сенсорной (от лат. sensus — чувство, ощущение) системой, отвечающей за возникновение ощущений. Функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды, осуществляет анализатор, состоящий из: рецептора (органа чувств), преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в вышележащие отделы — в мозг — и обратно к нижним отделам, в том числе к рецепторам, регулируя их активность;

корковых проекционных зон — мозгового центра в коре полушарий головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных типов воздействия. Быстрота возникновения разных ощущений неодинакова: для осязательного требуется 0,09 секунды, для слухового — 0,12, зрительного — 0,15 секунды. Ограничен и диапазон работы (приема воздействия) анализатора.

Порог чувствительности — это величина раздражителя, позволяющая человеку сначала почувствовать воздействие, а затем осознать его.

Минимальная величина раздражителя, начинающего вызывать ощущения, называется нижним абсолютным порогом, а максимальная величина, которую способен адекватно воспринимать анализатор, — верхним порогом. Интервал между нижним и верхним порогами называют диапазоном чувствительности. Сенсорные процессы подвержены адаптации — изменению чувствительности в процессе приспособления органов чувств к воздействию. Сильное воздействие понижает чувствительность.

Сенсорные процессы поддаются тренировке, благодаря которой их функциональные возможности и чувствительность повышаются. В детском возрасте сенсорное воспитание приобретает особое значение, ибо известно, что развитие общих интеллектуальных способностей человека в значительной мере обусловлено особенностями его чувственного восприятия мира.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем выделяют дистантные и контактные ощущения; по месту расположения рецепторов — проприоцептивные, экстра- цептивные и интроцептивные, по модальности раздражителя ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные (табл. 2).

Перечисленные выше ощущения взаимосвязаны. Например, слуховые ощущения влияют на зрительные, и наоборот; болевые — на двигательные.

Проприоцептивные (кинестетические) ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве, отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Но эту же функцию выполняют и зрительные анализаторы, находящиеся на поверхности тела.

Интроцептивные (органические) ощущения несут информацию о состоянии внутренних тканей и органов, отражающем обменные процессы во внутренней среде организма.

Таблица 2

Классификация ощущений

Критерий

Типы ощущений

на поверхности тела

экстрацептивные

Место расположения

в мышцах, сухожилиях и суставных сумках

проприоцептивные

во внутренних тканях и органах

интроцептивные

непосредственный контакт

контактные

с раздражителем

различная степень удаленности от раздражителя

дистантные

Модальность рал ттражител я —

механические воздействия

обонятельные,

вкусовые,

осязательные

что отражает

звуковые колебания

слуховые

электромагнитные колебания

зрительные

Наиболее многообразны экстрацептивные ощущения, которые порождаются, судя по всему, многообразием внешнего мира и жизненной необходимостью отражения этого многообразия.

Экстрацептивные ощущения несут информацию о внешнем мире, возникая поначалу при непосредственном контакте с ним (вкус), затем расстояние между внешним миром и органами, его отражающими, отдаляется (обоняние), наконец, возникают дистантные (действующие на расстоянии) ощущения: слух и зрение, делающие «общение» с внешним миром более-менее безопасным.

Сенсорная система человека проделывает огромную работу, отбирая из бесчисленного потока сигналов те, которые считает наиболее значимыми для организма. Но что произойдет, если искусственно ограничить приток информации? Вопрос этот приобрел практическую направленность, когда начались исследования возможности полета человека в космос, где нет привычных для людей звуков, запахов, где ощущения собственного тела из-за невесомости нарушаются.

В конце 1950-х гг. был проведен ряд экспериментов, приведших к прямо противоположным выводам.

Так, в монреальском университете Мак-Гилла (Канада) добровольцев (за весьма приличную плату) помещали в специальную камеру, где они были изолированы от внешних раздражителей. Результаты поразили исследователей: испытуемые не могли выдержать такие условия более двух-трех дней: у них появлялись зрительные и слуховые

галлюцинации, им казалось, что стены ходят ходуном, пол вращается, углы округляются, свет становился таким ярким, что невозможно было перенести рези в глазах, тело раздваивалось, душа отделялась и летала по камере, глядя на свою материальную оболочку.

По итогам этого эксперимента ученые пришли к заключению, что резкий разрыв с постоянно действующей реальностью нарушает равновесие в организме, «включает» мощные эмоциональные реакции, человек стремится изнутри получить сигналы, способные это равновесие восстановить. Организм, утверждали они, обладает фундаментальной потребностью в получении стимуляции от изменяющегося окружения, без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.

Примерно в то же время американский нейрофизиолог Дж.

Лилли решил проверить действие сенсорной изоляции на сад-том себе. Ему удалось преодолеть период галлюцинаций и иллюзорных эффектов, воспринимая их спокойно, как естественное, а не патологическое состояние. Он испытал своеобразное ощущение «океанской волны», столкнулся со своим внутренним миром и со всеми видениями, которые возникают вне привычной для человека реальности. Выйдя из изолированной камеры, ученый почувствовал себя вновь рожденным.

Лилли сделал вывод, согласно которому условия изоляции увеличивают сенсорный опыт и это происходит без участия известных внешних раздражителей. Привычная для нас реальность, от которой мы не можем без тревоги отойти, — это реальность, смоделированная с помощью социального сообщества. Но существует еще и внутренний мир самого организма. Результаты своих исследований Лилли опубликовал спустя 20 лет. К тому моменту аналогичные результаты уже были получены и другими исследователями.

Современная наука признала правомерность выводов Лилли, а нейрофизиологи предложили свое объяснение описанным выше состояниям. Вот некоторые из них. Наибольший эффект обусловливает отсутствие гравитации. В этом случае у человека освобождается более 90% энергии, которую он обычно тратит на преодоление собственной тяжести. Энергия направляется на внутреннюю деятельность. При изоляции от информации, получаемой из внешней среды, происходит гармонизация левого и правого полушарий. У подавляющего большинства людей «рациональное» левое полушарие доминирует над «интуитивным» правым. Ретикулярная формация (сравнительно малодифференцированная масса нейронов), освободившись от приема внешней информа

ции, начинает принимать сигналы внутренней среды, которые обычно не доходят до коры головного мозга по причине его загруженности внешними сигналами. Эмоции, поддерживающие организм в состоянии готовности ответить на внешние раздражители, ослабляются. Продолжая бодрствовать, человек погружается в состояние, аналогичное сну в период порождения сновидений и возникновения образов.

Такое состояние наиболее благоприятно для творчества.

Естественно, у каждого человека задействованы все сенсорные каналы получения и переработки информации. Однако у одних ведущим каналом выступает зрение, у других — слух, у третьих — осязание. В соответствии в этим выделяют следующие типы людей: визуальный (зрение), или визуалы; аудиальный (слуховой), или аудиалы; кинестетический (осязание), или кинестетики.

Преобладание обонятельного и вкусового восприятия мира встречается редко.

Визуальный тип получаемую информацию представляет в виде зрительных образов, ярких картин. Его принцип слушания: «я должен видеть, чтобы слышать». Рассказывая что-то, люди этого типа жестикулируют руками, как бы воспроизводя в воздухе увиденное; вспоминая, обычно смотрят прямо перед собой, поднимая глаза, переводя их влево — вправо. Они быстро и громко говорят, используя глаголы, наречия и прилагательные преимущественно визуальной модальности (например, «представьте», «взглянуть», «вообразить», «заметить», «наглядный», «мутный», «точка зрения»). В процессе общения визуа- лу необходима дистанция, чтобы держать партнера в поле своего восприятия.

Аудиальный тип информацию представляет в виде слуховых образов. Принцип слушания: «не смотреть, чтобы слышать». Вспоминая что-то, аудиалы как будто прислушиваются к тому, что им наговаривают на ухо. Поэтому их взор устремлен вниз, с наклоном головы влево или вправо. Темп речи ровный, размеренный; интонации монотонные. В речевых высказываниях используют глаголы, наречия и прилагательные преимущественно аудиальной модальности («послушайте», «акцент», «беседовать», «визгливо», «громко», «тон», «заглушать», «молчаливый»).

Кинестетический тип информацию представляет в виде образов ощущений и движений. Принцип слушания: «ощутить, чтобы слышать». В процессе общения кинестетикам необходимо приблизиться к партнеру. Вспоминая, они как бы воссоздают, повторяют движения

И ощущения тела. Их взор устремлен прямо или вправо вниз.

Темп ре- чи замедленный, интонации пониженные. Б речевых высказываниях используют глаголы, наречия и прилагательные преимущественно кинестетической модальности («расставьте», «активный», «болезненный», «гладко», «ловко», «неподвижный», «нащупать», «тупой»).

Ведущая сенсорная система человека оказывает большое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Для того чтобы установить с человеком контакт, надо уметь разговаривать с ним на «одном языке».

Исследователи обычно подчеркивают, что содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реально человек живет не среди изолированных звуковых и цветовых сигналов, а в мире вещей, сложных ситуаций. Целостное отражение мира — восприятие — качественно иной процесс, несводимый к сумме отдельных ощущений.

Восприятие — это сложная познавательная (перцептивная) деятельность, возникающая при непосредственном воздействии внешнего мира на органы чувств, характеризуемая наличием: образа: целостного отражения предметов, явлений, ситуаций; действий: различения, опознания, измерения, контроля, оценки.

В психологии сложились различные подходы к пониманию природы восприятия и особенностям его функционирования.

Является ли восприятие врожденным процессом? Многие думают, что новорожденный, открыв глаза, сразу же видит мир таким, каким его видит взрослый. Это не верно. Процесс формирования восприятия происходит медленно, он развивается и совершенствуется на всем протяжении человеческой жизни.

Согласно современным психологическим представлениям мир, каким его воспринимает человек, отличается от мира физического. Человек создает конструкции, чувственную и интеллектуальную, получая информацию о внешнем мире и используя ее для построения своей картины мира. Согласно классическому подходу, восходящему к немецкому ученому XIX в., автору фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии ГЛ. Гельмгольцу, восприятие есть преобразование первоначально неадекватного сенсорного отображения в отображение, адекватное внешнему окружению (рис. 9).

Среди психологов не существует единого мнения относительно того, на каком уровне (1—3) происходит качественное преобразование, приводящее к тому, что электромагнитные колебания воспринимаются как цвет, а различные химические соединения как вкус и запах.

Объекты и события реального мира

Энергия или информация, поступающая к органам чувств: световые и звуковые полны и гл. Сигналы, поступающие в мозг г

г              ^              _ Воспринимаемые

Соответствующие мозговые процессы               >

г              впечатления

%              J              т* Воспринимаемые

Соответствующие мозговые процессы              J*-              ^

3              ^              впечатления

Рис. 9. Уровни восприятия Возникает вопрос: а если человеку предложить заведомо искаженные сигналы, то он все равно воспримет их правильно? В общем, да. Это подтвердили эксперименты с очками, подающие перевернутое изображение на сетчатку глаза или дающие отклонение отображения на несколько градусов. Создалось впечатление, что человеческий мозг обладает механизмами, которые упорядочивают процесс восприятия, как бы сортируя сигналы внешнего мира по категориям и соответствующим образом корректируя их. Однако обнаружилась одна важная деталь. Для того чтобы «правильно» видеть, человеку необходимо двигаться. Только в этом случае в эксперименте с очками, подававшими перевернутое изображение, восприятие восстанавливалось, причем по прошествии не менее семи дней.

Еще раньше, в начале XX в., в России, а затем и в США были проведены эксперименты с новорожденными котятами. Двух котят сажали в отдельные корзинки, которые подвешивались на противоположных концах карусели. Внешнее окружение для обоих котят было одинаковым, перед их глазами проплывали одни и те же картины (вертикальные черные и белые полосы). Но в днище одной корзины были проделаны отверстия для лап: котенок стоял на полу, двигался и крутил карусель. Второй котенок сидел в корзине неподвижно. Через шесть месяцев (время, за которое формируется зрительная система) эксперимент был завершен. Каковы результаты? У котенка, который двигался, проблем со зрением не наблюдалось, а вот второй котенок оказался слепым.

Открытие этого феномена дало толчок к экспериментальным исследованиям в психологии на многие десятилетия. Предположение И.М. Сеченова о том, что остановившийся глаз слеп, получило опытное подтверждение. Особенно успешные исследования вели предста-

ригели деятельностного подхода в советской психологии, прежде всего А.Н. Леонтьев. Само восприятие рассматривается в его концепции как перцептивная деятельность, формируемая в процессе жизни человека. Это не пассивное копирование мгновенного воздействия внешнего мира, а деятельный (сложный творческий) процесс познания, требующий специального обучения и долгой практики.

Экспериментально было показано, что восприятие — самостоятельный процесс, не всегда допускающий прямое воздействие мышления на выбор перцептивных решений. Поэтому, даже понимая разумом, что ответ правильный, мы часто не принимаем его, так как наши глаза отвергают его. «Не верь глазам своим» — очень мудрый совет, но воспользоваться им бывает сложно.

Восприятие вместе с процессами ощущений обеспечивают непосредственную ориентировку в окружающем мире. Разнообразие видов восприятия определяется, с одной стороны, особенностями внешнего мира, отражая известные нам характеристики материи: движение, пространство и время, а с другой — различиями в анализаторах, участвующих в восприятии (табл. 3). Следует заметить, что такое разграничение весьма условно, так как обычно восприятие является результатом воздействия нескольких анализаторов одновременно. Более того, восприятие предметного и социального мира осуществляется при непосредственном участии памяти, мышления, воображения.

Исторически первым типом восприятия явилось восприятие движения— отражение изменения положения объекта в пространстве. К движению объекта чувствительны главным образом периферические участки сетчатки глаза. При обнаружении движущегося объекта глаза совершают скачок, а затем сохраняют фиксацию с помощью следящих движений, воспроизводящих скорость и траекторию движения объекта. Для восприятия движения большое значение имеет фон, на котором происходит движение: если он однороден, что встречается крайне редко, то наше восприятие ограничено скоростью движения предмета — Уз градуса в секунду. Поскольку минутная стрелка часов передвигается за секунду на '/ю градуса, то человек этого движения не видит.

Восприятие пространства включает восприятие: формы предмета, его величины, объемности и удаленности.

Форма — один из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Ее восприятие осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов и требует выделения предмета из общего фона. Наш мозг имеет свойство, вероятно врожденное, структурировать сигналы таким образом, чтобы

5-194

Таблица 3

Классификация восприятий

Критерий: характеристика материи

Виды восприятия

Движение

Восприятие движения

Формы

Пространство

Восприятие

Величины

пространства

Объемности

Удаленности

Время

Восприятие времени

Событийное

Часовое

Критерий: характеристика анализатора

Виды восприятия

Зрение

Зрительное

Слух

Слуховое

Обоняние

Обонятельное

Вкус

Вкусовое

Осязание

Осязательное (тактильное)

все, имеющее более или менее правильную конфигурацию, а главное, какой то смысл, воспринималось человеком как фигура на некотором фоне. Это относится ко всем видам восприятия, но в первую очередь к зрительному. В изучении восприятия особого успеха добились геш- тальтпсихологи. Ими были открыты законы восприятия: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия и др., сформулирован фундаментальный принцип «хорошей формы», организующей восприятие (проявляется в действии гепггальт-факторов: сходства, близости, «общей судьбы», «вхождения без остатка», замкнутости и т.д.), выделены и описаны психологические свойства восприятия.

Кратко остановимся на факторах, обеспечивающих выделение фигуры из общего фона (М. Вертхаймер). Сходство: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т.п. То, что мы способны продолжать беседу один на один на фоне шумных голосов, возможно только благодаря тому, что мы слышим слова, произносимые одним и тем же голосом и тоном. «Общая судьба», или «непрерывность»: если группа воспринимаемых элементов смещается (движется) относительно других в одном и

том же направлении или с одинаковой скоростью, то эти элементы объединяются в фигуру. Близость: в фигуру объединяются элементы, близко расположенные. Замкнутость: из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур последние воспринимаются как замкнутые.

•Апперцепция (прошлый опыт): ясная, понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например, «собакаестмясо» или «кошкаловитмышей»).

Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Время помогает размечать и планировать. Его сложные формы (деление на эпохи, века, годы, часы, секунды и т.п.) — категория сугубо человеческая, опирающаяся на выработанные человечеством эталоны оценки. Понятие времени возникло сравнительно недавно, ученые и фантасты продолжают обсуждать эту проблему как одну из самых «неподцающихся» человеческому пониманию, а главное — человеческому воздействию! Большинство ученых придерживаются классических представлений, согласно которым время непрерывно, всегда и везде постоянно, течет в одном направлении, не поддается влиянию природы и его не может изменить человек, какие бы технические средства он ни использовал. Конечно, возникали и другие предположения. Например, в 1970-х гг. активно обсуждалось представление о времени, сформулированное профессором Пулковской обсерватории Н.А. Козыревым. Время, полагает ученый, обладает направленным ходом и плотностью, поглощается и излучается материальными телами, экранизируется, заслоняется (стеклом, металлом) или отражается (зеркалом), не преломляется и не распространяется, как свет, а появляется сразу во всей Вселенной, взаимодействуя с веществом звезд, является источником их энергии1.

Помимо сложных форм восприятия времени существуют формы элементарные, в основе которых лежат ритмические явления самого организма (биологические часы). Человек может надежно воспринимать только короткие отрезки времени в пределах между Vjg и 2 секундами. Нижние границы восприятия как таковые не различаются: 18 изображений в секунду сливаются в одно непрерывное движение, а 18 вибраций воздуха в секунду превращаются в один звук. В случае превышения границы в 2 секунды человек лишь приблизительно оценивает время по ориентирам, связанным с его деятельностью.

См.: Козырев Н.А. Избранные труды. Л.: Изд-воЛГУ, 1991.

Некоторые биологические явления меняют восприятие времени. Например, повышение температуры тела вызывает переоценку времени, а ее понижение, напротив, недооценку. Возбуждающие лекарства и галлюциногены ускоряют психические процессы и переработку сигналов мозгом, что влечет за собой преувеличение оценок времени. Успокаивающие лекарства тормозят физиологические процессы, и время недооценивается. Аналогичная ситуация происходит в старости, когда температура тела понижена, а физиологические процессы замедлены. Восприятие времени во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они несущественны, время течет медленно. При восприятии событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, оцениваются как длительные, не наполненные — как короткие. На оценке времени сказывается также установка личности. При ожидании неприятных событий время течет быстро. Если же в перспективе события приятные, то кажется, что они долго не наступают.

Многообразие предметов и явлений не позволяет человеку их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Но почему мы видим одно и не видим другое, порой очевидное для другого? Особенности объектов внешнего мира и характер деятельности человека являются источником таких свойств восприятия, как целостность и структурность, предметность и осмысленность, константность и избирательность (табл. 4).

Целостность выражается в восприятии образов как целостных, законченных, предметно оформленных структур. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или жизни человека.              .              ¦

Свойства восприятия Краткая характеристика свойств
Осмысленность В восприятие включены знания и опыт
Целостность Объект осознается как единое целое
Предметность Объект относится к миру
Константность Относительная устойчивость образов
Избирательность Выделение объекта из ряда других

Таблица 4

Структурность — свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Человек фактически воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается как одна и та же; человек выделяет мелодию как целостную структуру, а не как соединение отдельных звуков.

Предметность проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает субъекта с предметным миром.

Осмысленность фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

Константность — относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы узнаем предметы в различной обстановке.

Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и в значительной степени установками личности.

Психологические особенности восприятий позволяют видеть мир как непротиворечивое и взаимосвязанное целое, не позволяя порой заметить необычное в привычном. И лишь художники и дети, с их уникальными способностями видеть то, что скрыто для глаз большинства, заставляют вновь и вновь всматриваться в этот мир. Человеческое восприятие мира постоянно расширяется, обогащается, в первую очередь благодаря искусству, которое учит смотреть на мир и видеть его. Французский художник-импрессионист Клод Моне, которого называют создателем лондонского тумана, в одной из своих самых знаменитых картин изобразил Вестминстерское аббатство едва выступающим из тумана, причем туман окрасил в багровый цвет. Дерзость Моне вызвала возмущение среди англичан: всем известно, что цвет тумана — серый! Но, выйдя на лондонские улицы и вглядевшись в туман, они неожиданно заметили, что туман действительно багровый. Красный оттенок придавало ему обилие дыма, через который преломлялись солнечные лучи, отражая красные кирпичные дома.

В современной психологии описано немало различных иллюзий (неадекватного отражения воспринимаемого предмета и его свойств),

например иллюзия Шарпантье (тактильного восприятия): из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Наиболее изучены оптико-геометрические иллюзии, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Единой, общепризнанной теории, объясняющей возникновение искажений, в психологии не разработано. Ученые полагают, что таких причин по крайней мере две: во-первых, противоречивость сигналов, идущих от внешнего мира, во-вторых, интерпретации самого человека. Известно, что люди склонны неосознанно делать поправку с учетом эффекта перспективы, воспринимая как более крупное то, что находится дальше.

Оценивая величину предмета, перцептивная система учитывает не только зрительный угол, но и расстояние до предмета. Сложности при оценивании объекта возникают и в том случае, когда нет никаких признаков глубины, которые бы позволили определить, что является фоном, а что фигурой. В этом случае определенную роль играют движения глаз.

Долгое время иллюзии рассматривались как врожденная особенность человеческого глаза. Оказалось, что это не так. Искаженное видение — результат обучения и условий, в которых человек растет и развивается. Этнографы обнаружили в Южной Африке племя зулусов, не подверженных иллюзиям, свойственным западному человеку. Причина лежит в особенностях культуры: Запад — это мир «прямых углов и линий», в то время как зулусы живут в «культуре круга»: у них круглые жилища, круглые двери, они распахивают землю закругленными бороздами. Известно также, что люди, выросшие в густом лесу, воспринимают мир иначе, чем те, кто живет на бескрайних равнинах.

Физиологи долгое время утверждали, что образ мира у разных людей одинаков, поскольку он определяется органами чувств. В 1950-х гг. это утверждение было полностью опровергнуто, и фраза о «субъективном отображении объективного мира» получила экспериментальное подтверждение, ставшее настоящим потрясением для научного мира. Проблемы зрительного восприятия перекочевали в область социальной психологии, началась эпоха изучения процессов социальной перцепции. Этот термин в 1947 г. ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от значимости ситуации, целей, намерений человека, но и его прошлого опыта.

Восприятие человеком человека существенно отличается от восприятия неодушевленного предмета. В восприятии другого человека присутствует пристрастность, которая ведет к слиянию познавательных и

эмоциональных компонентов, оценочной и ценностной окрасок. Направление восприятию задают мотивационно-смысловые особенности деятельности самого воспринимающего, его намерения и цели.

Существуют различные механизмы восприятия и понимания другого человека. Идентификация (от лат. identificao — отождествляю) — понимание и интерпретация путем отождествления (частичного или полного) себя с другим. Служит психологической предпосылкой успешного взаимодействия между людьми. Рефлексия (социально-психологическая) — понимание другого путем размышления «за» него. Эмпатия (от грен, empathia — сопереживание) — понимание другого человека путем эмоционального сопереживания, при этом эмоции и чувства эмпатически настроенного человека не тождественны тем, которые испытывает другой человек. Эмпатия — это сложное взаимодействие трех уровней: когнитивного (понимание эмоционального состояния человека), аффективного (сопереживание и сочувствие) и поведенческого (активная помощь). Стереотипизация — восприятие и оценка путем присвоения человеку характеристик какой-либо социальной группы.

Особое значение имеет первое впечатление о человеке. Именно оно является основой для «достраивания» его образа. К механизмам, приводящим к искажениям в процессе восприятия человека, относят: эффект ореола: если первое впечатление о человеке благоприятно, то в дальнейшем его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; гало-эффект: выделив и оценив (положительно или отрицательно) какую-то характерную для человека черту, воспринимающий оценивает на ее основе и другие особенности человека; эффект новизны: по отношению к знакомому наиболее значимой выступает новая информация о нем, по отношению к малознакомому — впервые появившаяся информация.

Большую роль в оценке человека играет «форма» его силуэта. «Высокостатусным» как для женщин, так и для мужчин считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами. Обычно такие фигуры ассоциируются с серьезностью, основательностью (недаром официальные встречи предполагают строгие костюмы!). А вот фигуры, приближающиеся к шару, воспринимаются с улыбкой. Эти силуэты относят к «низкостатусным». Но на дружеских встречах, в домашней обстановке предпочтительнее «мягкие», округленные вещи.

Говорят, на вкус и на цвет товарищей нет. Действительно, человеческие предпочтения весьма индивидуальны, но не настолько, чтобы не увидеть за ними определенные закономерности. Швейцарский ученый М. Люшер, изучая цветовые предпочтения, назвал их сигналами личности, «которые использует один человек, чтобы'дать другому человеку понять, какого рода личностью он хотел бы считаться... "Сигнальщиков", которые могут осознанно посылать сигналы, и таким образом целенаправленно способствовать быстрому достижению задуманных целей... называют специалистами по рекламе» [Люшер, с. 146]. Многочисленные исследования, проведенные психологами разных стран, позволяют предполагать, что за цветовым предпочтением скрывается определенный психологический типаж со своими потребностями, отношением к жизни, к проблемам и способам их разрешения.

Часто при характеристике того или иного человека прибегают к чертам его внешности. Среди многочисленных способов такой характеристики наиболее распространены: аналитический — один из элементов внешности связывают с конкретным психологическим свойством; эмоциональный — человеку приписываются качества в зависимости от эстетической привлекательности его внешности; перцептивно-ассоциативный — человеку приписываются качества другого человека, внешне на него похожего; социально-ассоциативный — человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен в процессе восприятия его внешности.

Восприятие человека человеком, осознание этого восприятия определенным образом влияют на отношения, которые складываются между людьми.

<< | >>
Источник: Милорадова Н.Г. Психология И ПЕДАГОГИКА. 2005

Еще по теме Ощущение и восприятие:

  1. ГЛАВА ВТОРАЯ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ
  2. ГЛАВА ПЕРВАЯ О ВОСПРИЯТИИ, СОЗНАНИИ, ВНИМАНИИ И ВОСПОМИНАНИИ
  3. ТРАКТАТ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ ТКА1ТЁ DE SENSATIONS
  4. ОЩУЩЕНИЯ
  5. 8.5.Закономерности, связанные с восприятием визуальной и речевой информации. Единые законы подачи и управления информацией
  6. Ощущения и восприятия
  7. Глава 7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
  8. Замедленность и узость восприятий. Особенности обозрения. Малая диффе-реицированность ощущений и восприятии. Особенности восприятия картин. Развитие восприятий.
  9. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ Объяснение сюжетных картин
  10. Введение. Цветовое зрение: особенности ощущения и восприятия
  11. Глава 10 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА
  12. § 6. Восприятие человека детьми различного возраста
  13. Ощущения и восприятие
  14. Исследование полимодАлыюсти восприятия у студентов Т.Н. Бандурка (Иркутск)
  15. Ощущение и восприятие
  16. 4.1. Нарушения ощущений и восприятия
  17. 2.1.2.3. Восприятие собственного тела
  18. 3. Сверхчувственное восприятие (СВ)
  19. Ощущения в структуре психики и личности
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -