<<
>>

10. ПОДГОТОВКА И ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ

января 1841 г. в селе Вознесенском Пензенской губернии в семье священника родился мальчик. В детстве его что-то напугало и он страшно заикался. Из-за этого его хотели исключить из духовной семинарии, но он преодолел себя.
После семинарии он поступил на историко-филологический факультет Московского университета и, успешно окончив его, преподавал затем историю в Александровском военном училище, Московской духовной академии, на высших женских курсах, а с 1879 г. читал общий курс истории России с древнейших времен до XIX в. в Московском университете. Это был В. 0. Ключевский (1841—1911).

Бывший скромный заикающийся мальчик стал крупным историком, академиком истории русских древностей, почетным академиком по разряду изящной словесности /9, с. 331, 332/. По воспоминаниям академика М. В. Нечкиной, Василий Осипович Ключевский стал прекрасным, блестящим и остроумным лектором. Его имя пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Аудитории были переполнены, когда лекции читал В. О. Ключевский. Если он говорил об Иване Грозном, то зал замирал, казалось, что Иван Грозный стоит за дверью и вот-вот войдет. Человек неординарного мышления, Ключевский в своих лекциях доходчиво отражает и аккумулирует своеобразие эпохи. И никакого заикания. Чрезвычайно волевой и трудолюбивый, он много работал. «Кто не работает по 16 часов в день, тот не достоин жизни», — это слова Василия Осиповича Ключевского. И он же: «Самое трудное и самое важное в преподавании — заставить себя слушать, поймать юношеское внимание» /181/. Практика показывает, что если лекции интересны для студентов, они хорошо их посещают, внимательно слушают и усваивают предмет.

Рассмотрим, что же такое лекция, как ее готовить и как овладеть лекторским мастерством.

Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в средневековье, когда не было учебников, и лекция была для студентов единственным источником получения необходимых знаний.

Лектор (от лат. lector — «чтец») стоял за кафедрой и быстро или медленно читал написанное им.

В 1355 г. в Парижском университете на факультете искусств было принято постановление испробовать два вида лекций: 1)

быстрый, т. е. читать так, что «ум может воспринять, но рука не успевает записать»; 2)

медленный, при котором слушатель может все записать.

При сравнительном анализе первый метод был признан лучшим, поскольку у слушающего образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного.

Естественно, со временем лекция как способ передачи информации, обилия фактического материала уступила свои позиции книге, учебнику, изменив тем самым свои функции. Будучи по своей природе монологом, по содержанию и структуре она не является неким застывшим образованием, ибо лектор чутко реагирует на социальные преобразования, отражает и аккумулирует своеобразие эпохи, перестраивается вместе с ней. Сегодня лекция — это не пересказ учебника, а «оригинальное исследование, самостоятельный анализ и синтез, осмысление того, что увидел своими глазами, постиг своим умом. Все чаще это новый взгляд на вещи, высказанный необязательно дожидаясь установок сверху и утвержденных формулировок» /182, с. 42/. Из монолога «она все больше становится формой совместного думания вслух лектора и учащихся. Она призвана пробуждать у последних вкус к знанию, к соприкосновению с реальностью. Лекция должна инициировать вопросы и желание найти ответы на них — в книгах, беседах с компетентными людьми (в том числе с преподавателями), в наблюдениях, раздумьях, в экспериментах, наконец; она должна развивать пытливость, учить отыскивать нужную информацию и оперировать ею» /183, с. 34/-

Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый П. А. Флоренский: «Существо лекции — непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении...

Лекция... должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к рабо- 10. Подготовка и чтение лекций

* - ? ? I -

те создавать вкус к научности, давать «затравку*, дрожжи интеллектуальной деятельности* /183, с. 34/.

«Учебник не заменяет лекцию. Но и она не заменяет учебник. За ограниченное время, отводимое для лекций, невозможно прочитать большой курс. А дефицит времени для преподавания будет становиться все больше. Ведь объем информации по каждой науке лавинообразно растет.

Выход видится в том, что в лекциях не должен полностью излагаться весь курс, подлежащий изучению. Это функция книги «— учебника. На лекции же должны выноситься избранные главы. Избирать их должен сам лектор. И эти главы надо подать так, чтобы из услышанного на лекции студенты могли сделать выводы и для непрочитанного, чтобы могли перенести их на другие разделы науки, экстраполировать опыт лектора» /183, с. 35, 36/«.

Все сказанное не значит, что не должно быть лек- ций-монологов. Всему есть свое место. Лекция- монолог имеет право на существование, если лектор читает обзорную лекцию, охватывающую большой исторический период и обширный фактический материал, собранный из многообразных литературных источников, сокращая студентам время на их поиски и изучение. Она может содержать обилие фактов, и это будет уместно, если лекция читается по совершенно новому курсу, по которому еще нет учебников. Однако надо помнить, что монолог — это типичная форма авторитарного управления познавательной деятельностью студентов. Гораздо демократичнее диалог, который свойствен реальному обмену информацией, субъектно-субъектным отношениям, когда мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии, во взаимопроверке различных точек зрения. «Учебная лекция — одна из основных форм учебного процесса ... в вузе* /5, с. 285/. В вузах бывшего СССР на лекции отводилось «50—60% учебного времени по гуманитарным специальностям, 40—50 % — по техническим и сельскохозяйственным специальностям* /5, с.

285/. Нёсмотря на попытки сократить объем лекций, чтобы выделить больше часов на самостоятельную работу студентов, в новых учебных планах количество лекций составляет 50—53% учебного времени, т. е. число лекционных часов не сократилось, а в ряде случаев увеличилось.

Однако требования к лекции остались прежними: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения. Исчезло, правда, требование идеологической направленности, бывшее обязательным в советское время. Основные требования к лекциям, изложенные в «Инструктивном письме № 5» Министерства высшего и среднего специального образования СССР /184/, не потеряли своего значения и в наше время.

Лекция должна быть органически связана с другими видами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой, самостоятельной работой студентов. «Учебная лекция должна отражать актуальные проблемы современного производства, науки, культуры и перспективы их развития. Необходимо соблюдать логическую последовательность в изучении тем и разделов, обеспечить эффективную взаимосвязь с другими видами учебных занятий и особенно с самостоятельной работой студентов* /184/.

«Научное содержание лекционных курсов должно отражать основополагающие вопросы соответствующей области знаний, раскрывать современные научные концепции, понятия и идеи, а также перспективы дальнейшего развития научно-практической области» /184/.

«Методическая концепция лекционного курса должна органически вытекать из содержания изучаемой научной дисциплины, лекции как ведущей форме обучения свойственен в качестве главного метод логически стройного устного изложения, способствующий точному и глубокому освещению основных положений данной науки в соответствии с их взаимной связью.

Выполнение лекционным курсом своих учебно- воспитательных задач должно достигаться его дидактически обоснованным построением. С этой целью в структуре курса особо выделяются вводная и заключительная лекции (вспомните «теорию ряда» — запоминается лучше начало и конец), требующие тщательной методической проработки» /184/.

«Вводная лекция должна давать представление о содержании всего курса, его взаимосвязях с другими дисциплинами, раскрывать структуру и логику развития конкретной области науки, техники или культуры.

Методическое решение вводной лекции должно быть направлено на развитие у студентов интереса к предмету, создание у них целостного представления о дисциплине, способствующего ее творческому усвоению» /184/.

«В заключительной лекции необходимо подытожить изученный материал по данной дисциплине в целом, выделив узловые вопросы курса и сосредоточив внимание на практическом значении полученных знаний в дальнейшем обучении студентов и их будущей профессиональной деятельности.

Специальной дидактической задачей заключительной лекции выступает стимулирование интереса студентов к более глубокому дальнейшему изучению соответствующей дисциплины, указание путей и методов самостоятельной работы в данной области» /184/.

Как и всему лекционному курсу, каждой лекции должны быть присущи тематическая завершенность, целостность и логическая стройность за счет четкого деления на разделы, вступительную и заключительную части.

Вступительная часть лекции должна логически и психологически подготовить студентов к восприятию основного учебного материала. Поэтому следует с особой тщательностью продумать вступление. Бывает, что и главная часть лекции готова, а лектор все еще прикидывает, с чего начать. И не случайно вступление — не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с людьми, возбуждения интереса, завоевания внимания.

В наш век, перенасыщенный информацией, лектор так или иначе вступает в соревнование с другими источниками сведений, находящимися в распоряжении аудитории. А если к тому же студенты явились по обязанности, что предусмотрено уставом вуза, то здесь может выручить только мастерство, умение с первых слов «сломать лед», зажечь аудиторию. Характер, способ, тональность «зачина» зависят от обстановки и аудитории, однако во всех случаях следует избегать трафаретных фраз и выражений, первые слова должны быть простыми, доступными и интересными, должны задеть внимание.

Существует множество приемов привлечь внимание, о них уже говорилось в разд. 8. Однако нахождение этих приемов — задача творческая. «Нужно, чтобы первые фразы интересовали, приглашали аудиторию к исследованию жизненных фактов, производственных проблем, к рассуждению вместе с лектором над этими проблемами* /185/.

«Обычно хорошо действует обращение к событиям, времени, месту. Удачным «зачином» лекции служит ссылка на известные источники информации — центральные или местные газеты, телевидение, радиовещание» /185/. Почти наверняка оживленный обмен мнениями вызовет упоминание лектором злободневного материала из жизни учебной группы, института, факультета, ссылка на статью в институтской газете. Эффективным средством установления психологического контакта со слушателями может служить обращение к собственным мыслям и переживаниям. Ведь в лекторе слушатели видят сегодня не только источник информации, а оригинальную личность с самостоятельными суждениями относительно тех или иных событий.

Конечно, в арсенале любого опытного лектора всегда припасены «свои» способы и методы завоевания внимания. Хотелось бы заметить, что даже самые лучшие методы и приемы не принесут успеха и покажутся искусственными, если они не будут увязаны с темой и замыслом выступления ИЛИ лекции. Итак, возможное начало лекции: 1)

краткий экскурс в историю с использованием мифов, случаев действительности, т.е. обращение к событиям, времени, месту; 2)

краткое повторение материала прошлой лекции; 3)

постановка вопроса, чтобы студенты задумались, что произойдет, если... почему... как... и т.п.; 4)

устный или письменный экспресс-контроль <10—15 мин, не более).

В искусстве живого слова наступила новая пора. Оно становится по-настоящему живым, освобождаясь от шелухи начетничества и формализма, унылого штампа и перестраховки. Конечно, в этом случае требуется больше предварительной работы: гораздо легче и «спокойнее» изложить общеизвестные истины, а затем применить их к объяснению тех или иных явлений, чем разработать систему вопросов, которые приведут аудиторию к нужному выводу. Вовлечь слушателей в процесс поиска истины вместе с лектором можно с первых слов, поставив вопрос, на который они не сразу могут ответить. «Полезно или вредно трение?» — спрашивает студентов замечательный лектор профессор А.П.Ми- наков. Многие, не задумываясь, отвечали: «Конечно, вредно!* «Но ведь, если бы не было трения, мы не могли бы ходить по земле (вы помните, как скользят ноги по льду)»... Далее лектор продолжает вслух размышлять над проблемой, приводит разные точки зрения, демонстрирует возможные пути и способы решения. Повернуть факты острейшей стороной, показать их противоречивость, вовлечь в обсуждение слушателей, вынудив их следовать за логикой изложения — такова общая схема проблемного изложения. Оно является основой активизации мышления студентов, их познавательной деятельности /186/.

Вся вступительная часть лекции должна длиться не более 4—5 мин.

Главная часть лекции самая пространная и самая ответственная. Здесь логика изложения является той силой, которая ведет за собой аудиторию. «Каждый замечал: чем логичнее речь, стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждающее воздей- -ствие слова лектора. И это вполне справедливо: законы логики отражают объективную истину, многовековую человеческую практику. Следовательно, тот, кто логично мыслит, придет к объективно правильным выводам. И наоборот, нарушение правил логики ведет к ошвбвчным заключениям» /185/.

Откуда у людей способность отличать логичное от нелогичного, если порой некоторые и учебника логики в руках не держали? «Очевидно, это особое свойство нашего сознания. Когда человек в процессе обучения и воспитания вырабатывает замечательную способность говорить и мыслить, в его сознании одновременно формируются некие логические модели, создается определенный логический настрой. Если логика речи соответствует этим моделям, звучит с ними в лад, мы соглашаемся с лектором, признаем справедливость его суждений и выводов. Мы испытываем ощущение открытия, чувство восхищения, когда в кажущемся хаосе событий, явлений лектору удается вскрыть логические взаимосвязи, доказать определенную систему. Ведь в нашем сознании, как и во всем организме запрограммировано стремление к системности» /185/.

Наоборот, бессистемность, сбивчивость в изложении вызывают негативную эмоцию, досаду, резко снижают авторитет говорящего. Аудитория может простить лектору оговорку, неправильное ударение в слове, но никогда не простит нелогичности, бессвязности суждений. Вот почему важно каждому лектору воспитывать у себя логическую культуру, т.е. способность логически правильно мыслить и излагать материал.

Не всегда мы отдаем себе отчет в том, что логика нашего рассуждения, «логика для себя» может отличаться от логики нашей речи, т.е. «логики для аудитории». Между тем это различие достаточно существенно. Легко заметить, что цель рассуждения не совпадает с целевой установкой лекции для студентов «для себя». Цель рассуждения — поиск новой истины, выведение одних знаний из других. Здесь логика выступает как орудие познания.

Цель лекции — информация, сообщение истины, убеждение людей, побуждение их к определенному действию. Здесь логика вместе с языком выполняет функцию общения (хотя, естественно, для слушателей восприятие речи есть, по сути дела, процесс познания). Лектору всегда известна истина, которую он собирается сообщить, и, уж конечно, он глубоко убежден в справедливости его доказательств. Логика в его арсенале — одно из основных средств, помогающих облегчить понимание и запоминание того или иного учебного материала, побудить студентов к самостоятельной познавательной деятельности.

Обдумывая предстоящую лекцию, подбирая аргументацию, лектор ориентируется не на себя, а на своих слушателей, прогнозирует движение их мысли под действием речи. Стройной логикой речи он стремится захватить внимание, слушателей пробудить, сформировать их мысль, а затем повести ее к намеченной цели. Таким образом, логика изложения вместе со словом выступает как действенный механизм управления мышлением аудитории. Это достигается четкостью и «линейностью» логического построения: речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого, переход от предыдущей части лекции к последующей обеспечивает переключение внимания. Устойчивости внимания способствует определенная «занимательность в изложении», когда аудитория как бы задается вопросами: «А что дальше?», «Почему?», «Как?». Последующие слова лектора дают ответы на эти вопросы.

В главной части лекции в зависимости от целевой установки и состава слушателей могут быть использованы разнообразные методы логического развертывания материала, т. е. в лекционной работе большое значение имеет форма подачи материала. Одна и та же лекция может быть построена по- разному, можно избрать путь дедуктивный (от общего к частному) или индуктивный ( от частного к общему). При сходном наборе сведений в одном случае лектор прибегает к внушению, т. е. акцентирует однозначные оценочные критерии. В другом случае материал преподносится в дискуссионной форме, предполагающей усвоение информации в результате самостоятельных умозаключений слушателя. Выбор вариантов определяется особенностями аудитории. Так, если среди слушателей преобладают девушки-подростки, лектор учитывает характерную для них высокую внушаемость и относительно низкую информированность, поэтому избирает «установочную» форму подачи материала как наиболее оптимальную.

Если аудитория осведомленная, со сложившейся системой установок, то наиболее приемлема дискуссионная форма изложения. Выбор формы подачи материала обусловливает стиль поведения лектора. Если он избирает прием внушения, предполагающий некритическое усвоение материала, то старается подчеркнуть свою уверенность, стремясь к однозначности оценки положительных и отрицательных моментов. На наш взгляд, подобная методика малоэффективна даже для слабо подготовленной аудитории с высокой степенью внушаемости.

А в аудиториях подростков, которым вообще свойственны реакции оппозиции и протеста, а также взрослых со сложившейся системой взглядов, особенно необходимо использовать дискуссионный стиль, включающий открытый диалог между лектором и слушателем. В этом случае лектор использует все возможности, чтобы слушатели высказали свое мнение, обнаружили свои оценки и взгляды на предмет лекции, порой провоцируя и «конфликтные» ситуации /186/.

Такой подход базируется на использовании известных методов социально-психологического тренинга, при этом желательно активное участие лектора в формировании аудитории, обеспечивающее относительно одинаковый возрастной и профессиональный (а иногда и половой) состав слушателей. Известно, что чем больше и разнообразней аудитория, тем сложнее установить с ней доверительный контакт, вызвать на откровенное обсуждение затронутых вопросов, раскрыть свою позицию. Однако надо учитывать существенный выигрыш в эффективности воздействия за счет возможности установления более тесного контакта с аудиторией и, следовательно, более гибкого изложения материала.

Необходимо остановиться и на традиционных вопросах: какова должна быть продолжительность лекции, сколько следует приводить цифровых данных, какое количество проблемных аспектов следует освещать? Согласно исследованиям активное внимание слушателей и усвоение информации ограничивается интервалом 40—45 мин при дискуссионном характере лекции. В зтой связи «академический» час не случайно равен 45 мин. Женская аудитория в силу повышенного эмоционального восприятия материала утомляется быстрее, поэтому надо заранее предусмотреть возможность разрядки, отдыха (гигиеническую паузу). Количество главных вопросов, рассматриваемых в лекции, должно быть 3—

5, это оптимальное число, рекомендуемое для лекции. Количество приводимых фактических данных необходимо ограничить 5—7 (видимо, это связано с переходной памятью человека). Цифровые данные не следует концентрировать в одном разделе. Умение определить все это свидетельствует о квалификации лектора.

Заметное место в лекции занимает прием логического анализа, состоящий в том, что предмет или явление, сущность которого нужно довести до слушателей, расчленяется на Составные элементы и каждый поясняется в отдельности. После этого выделенные в ходе анализа элементы соединяются при помощи синтеза. Логический анализ — замечательный инструмент в арсенале лектора. Однако в лекционной практике известны и другие методы логического изложения: концентрический, ступенчатый, пространственный, исторический, аналогии, альтернативы. Не разбирая специально эти методы, — их сущность отражается в самих названиях, следует подчеркнуть, что все они рассчитаны на то, чтобы с учетом особенностей аудитории и конкретных условий обеспечить наилучшее восприятие материала. Кроме того, их выбор, естественно, определяется опытом лектора.

Заключительная часть лекции не менее важна. Иногда можно наблюдать, как недостаточно опытный лектор, в целом неплохо проведя лекцию, на завершающем этапе теряет контроль над студентами. Чувствуя, что лекция подходит к концу, студенты отвлекаются, поглядывая на часы, начинают переговариваться. Такой скомканный финал может испортить впечатление даже от хорошей лекции, тогда как удачное заключение способно сгладить промахи лектора. Последние слова, как правило, несут «сгущенную» информацию, в них итог лекции, выводы из сказанного, руководство к действию. Логическая концовка помогает закрепить сказанное в сознании, усиливает воспитательное и убеждающее воздействие речи. Вот почему, планируя лекцию, лектор должен тщательно продумать завершающую часть, приберечь интересный материал, способный возбудить гаснущий интерес студентов. Ничто так не вредит завершению лекции, как затягивание, превышение времени. Некоторые лекторы по нескольку раз сообщают, что они подошли к концу, но не могут остановиться, вызывая ироническое отношение слушателей, что снижает авторитет лектора. Однако нельзя и комкать заключение, обрывать его на полуслове. Если лектор замечает, что он не укладывается в отведенное время, лучше опустить какую-то часть, предшествующую концовке за минуту до звонка, чем минутой позже. Кроме того, заключать лекцию всегда надо энергично, на подъеме, увлекая даже уставшую аудиторию.

Из всего изложенного видно, что как весь курс лекций, так и каждая отдельная лекция требует от преподавателя тщательной и серьезной подготовки. Она складывается из следующих этапов: ?

Определение темы лекции. Название — лаконичное, краткое, четкое. ?

Выделение главных вопросов. ?

Определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции). ?

Отбор и изучение всего литературного материала. ?

Подбор наглядного материала, ТСО и дидактического материала к нему. ?

Составление плана лекции. ?

Написание полного текста лекции.,

Многолетняя практика работы в вузе показывает, что у каждого преподавателя своя манера читать лекции, например: 1.

Чтение лекций по конспекту — самое большое зло, которое наносит себе сам преподаватель. 2.

Написанную лекцию преподаватель заучивает и терпит фиаско. 3.

Выступление экспромтом, без предварительной подготовки, что рискованно и скорее допустимо на званном обеде и т.п. 4.

Человек готовит только тезисы, произносит почти экспромтом. Это хорошо для приветствий, но не для лекции. 5.

Хороший лектор всегда готовит обширную, полную лекцию, а читает по тезисам, имеет план лекции.

Создание плана — это ответственный творческий акт. Как без чертежа нельзя построить хороший дом, так без плана нельзя подготовить хорошую яркую лекцию. В этом смысле план не просто фиксация логического замысла, а руководство к действию, своеобразная партитура будущей лекции.

Иногда лектору приходится импровизировать (если лекция — проблемное изложение, например). Однако импровизация заключается вовсе не в способности говорить о чем угодно, без всякого смысла. Наоборот, импровизация — это умение быстро, «на ходу о составить мысленный план краткого отступления по хорошо известному предмету и вы брать подходящую форму выражения. Подготовка в этом случае реализуется в форме крайне свернутого внутреннего проговаривания. Всегда, без исключения залогом успешной импровизации являются глубокие знания и опыт. Составляя план, следует избегать излишней дробности, детализации. Слишком большое количество разделов делает план труднообозримым.

Как видим, чтение лекций отражает степень владения искусством лектора, которое складывается из следующего: ?

риторики, т. е. искусства устной речи, умения убеждать людей; ?

техники речи: язык, дикция, голос, дыхание; ?

выразительности и культуры речи: интонации,

паузы, логические акценты, мелодия речи; ?

соблюдения языковых норм; ?

использования вспомогательных (эктосеманти-

ческих) средств: жесты, мимика и т.п.; ?

темпа лекций: на старших курсах 50—60 слов в минуту, на младших — меньше /186/.

В наше время лекторское мастерство — это не только умение собрать и подготовить материал для выступления. Теперь от лектора ждут большего. Студенты хотят видеть в нем не «вещателя», информатора или комментатора апробированных знаний, а подлинного хозяина духовного производства, оригинального и умного собеседника, настоящего ученого, умеющего доходчиво излагать известные истины, находить новое и прогнозировать развитие науки.

<< | >>
Источник: Басова Н.В.. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д: «Феникс». - 416 с.. 2000

Еще по теме 10. ПОДГОТОВКА И ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ:

  1. 4.3. Структура лекции. Подготовка лекции
  2. 4.4. Варианты чтения лекции
  3. ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ Г. ГРАНОВСКОГО (Письмо второе)
  4. Виды лекций: 1.
  5. 10. ПОДГОТОВКА И ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ
  6. Методические рекомендации к лекциям
  7. Профиль подготовки специалиста-двгвпеда            
  8. ЛЕКЦИЯ XVIII
  9. ЛЕКЦИЯ ХХХУ
  10. § 2. Повседневная подготовка к выступлениям
  11. § 3. Подготовка к конкретному выступлению
  12. § 4. Виды подготовки
  13. 1.3.1. Активная учебная лекция
  14. 1.2. Становление профессиональной карьерыстудентав процессе профессиональной подготовки
  15. Лекция 1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ. КАКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ НАМ НУЖНЫ
  16. 2.2. Оценка состояния подготовки будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиа- образовательных технологий
  17. ВВЕДЕНИЕ
  18. 2.2. Модельные эксперименты в организации учебно-методической деятельности технического вуза в процессе подготовки специалистов водного транспорта
  19. Роль ЦК КПСС и Совета Министров СССР в развитии государственной системы подготовки научных кадров через аспирантуру
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -