<<
>>

Понятие «самоорганизация» и его связь с понятиями «саморегуляция» и «самоуправление»

В «Философском энциклопедическом словаре» (1999) содержание понятия «организация» (от французского organisation и позднелатинского organizo

  • сообщаю стройный вид, устраиваю) раскрывается следующим образом:
  1. Объединение индивидов в единое целое для совместного труда.
  2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
  3. Внутренняя упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением.

Организация как процесс (пункт 2 статьи энциклопедии) может быть направлена 1) на внешний объект, 2) на собственную структуру.

Во втором случае речь идет уже о самоорганизации. Способность разнообразных природных систем к адаптации, самовоспроизведению и развитию подтолкнули научный мир к тому, что явление самоорганизации стало предметом глубокого интереса различных наук. «Новый энциклопедический словарь» (2000) определяет самоорганизацию как целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

Обнаружив свойства самоорганизации на уровне клетки, организма, биологической популяции, человеческих коллективов, такие науки как биология, нейрофизиология, психология, педагогика и другие, приступили к их изучению. Но первоначально (в 50-60 годы ХХ века) самоорганизация заинтересовала физиков, кибернетиков и представителей общей теории систем, исследования которых открыли новое научное направление. Разработанная ими концепция самоорганизации была направлена на изучение закономерностей возникновения структуры в неравновесных системах, одинаково проявляющихся в физических, химических, биологических и социальных системах. Возникновение термина «самоорганизующаяся система» и его введение в научный язык связано с именем английского кибернетика У.Р.

Эшби (W.R. Ashby), который впервые употребил его в 1947 году.

В рамках кибернетики исследованием самоорганизации занялись сначала зарубежные (Винер Н., 1958; Паск Г., 1964; Эшби У.Р., 1966 и др.), а затем и отечественные ученые (Лернер А.Я., 1967; Юдин Б.Г. 1970; Пушкин В.Г., 1974, 1988 и др.).

Норберт Винер, один из основателей кибернетического подхода к самоорганизации, заявивший о сходства в обмене информацией у живых организмов и у машин, считал, что раскрытие секретов самоорганизации в природе может дать мощный импульс в разработке кибернетических систем и

искусственного интеллекта. По его мнению, основной задачей исследователей проблем самоорганизации в кибернетике является создания искусственных систем, способных к адаптации собственного поведения в условиях изменчивости окружающей среды.

Самоорганизация в кибернетике рассматривается как сложная динамическая система, способная при изменении внешних и внутренних условий сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом предыдущего опыта (Пушкин В.Г., 1974). Самоорганизующаяся система характеризуется способностью к адаптации, стремлением к установлению определенного равновесия с внешней средой, и поэтому обладает свойством относительной инвариантности к воздействиям среды. В качестве наиболее существенных параметров самоорганизующихся систем рассматривают их сложность, адаптивность, стремление к равновесию, надежность, гибкость и устойчивость.

Из кибернетики, расширяясь и трансформируясь, понятие «самоорганизация» переходит в философию, где самоорганизация рассматривается как высшая форма развития динамических систем и выступает в качестве общенаучной конкретизации философского принципа саморазвития (Астафьев А.К., 1988; Ведмедев М.М., 1988; Горелов А.А., 1990 и др.).

В настоящее время понятие «самоорганизация» широко используется в различных науках, рассматривающих самоорганизацию, например, как особый тип развития систем природы (Шульга Е.Н., 1990) или как результат развития самоуправления в социальной организации (Кушелев В.А., 1988).

О самоорганизации говорят и в связи с идеями социальной кооперации (Ру- завин Г.И., 1990).

В психологии исследование закономерностей и механизмов самоорганизации в качестве самостоятельного направления выделилось относительно недавно. Поэтому в данной области имеется еще немало теоретических и методологических проблем, ждущих своего решения, но одна из первых проблем, с которой сталкиваются исследователи самоорганизации - это отсутствие общепринятого понятийного аппарата. Проблемы терминологии, как правило, свидетельствуют о неразвитости теории, о процессе ее становления. В полной мере это относится и к концепции психической самоорганизации, где многие авторы используют понятия «самоорганизация», «самоуправление» и «саморегуляция» в качестве синонимов. При этом, как отмечает Н.М. Пейсахов: «Одни считают самоорганизацию функцией самоуправления, другие предпочитают говорить о самоорганизации как понятии более широком, чем самоуправление. Сходная картина наблюдается в соотнесении понятий «самоуправление» и «саморегуляция»: самоуправление может включать в себя саморегуляцию, быть равной ей по смыслу, выступать как частный случай более широкого понятия саморегуляции» (1982, с.

  1. . Следовательно, прежде чем перейти к рассмотрению проблемы самоорганизации в психологии необходимо определиться с взаимоотношением понятий «самоорганизация», «самоуправление» и «саморегуляция».

Сначала рассмотрим исходные формы данных понятий:

  • Организация - совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (Философский энциклопедический словарь, 1999).
  • Управление - функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели (Философский словарь, 1991).
  • Регулировать (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать (Словарь иностранных слов, 1988).

На первый взгляд принципиальной разницы между приведенными понятиями не видно и кажется, что в большинстве случаев их можно использовать как синонимы.

Однако при анализе соответствующих самопроцессов мнения исследователей существенно различаются.

Самоуправление понимается Н.М. Пейсаховым как способность личности прогнозировать будущие результаты, ставить перед собой дальние цели, самостоятельно планировать свои поступки и действия, выдвигать критерии оценки качества, извлекать необходимую информацию о ходе процесса управления и вносить в него поправки. Саморегуляция, по его мнению, представляет собой частичные, локальные изменения в границах заданных извне или самостоятельно установленных норм. В случае осознанной, произвольной саморегуляции субъект принимает поставленную перед ним цель, нормы и эталоны. Поэтому если самоуправление приводит к развитию личности, то произвольная саморегуляция стабилизирует, закрепляет в опыте стандартные приемы и способы поведения (Пейсахов Н.М., 1982). Самоуправление, отмечают Н.М. Пейсахов и М.Н. Шевцов (1991, с. 43), «является механизмом, условием самоорганизации, сохранения и становления целостной системы, ее развития».

Иерархия самопроцессов по Н.М. Пейсахову выглядит следующим образом:

  • В основании лежит авторегуляция (непроизвольная саморегуляция в системе жизнеобеспечения организма животных и человека).
  • Выше надстраивается более сложный процесс произвольной регуляции, совершаемый в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов.
  • Еще выше - психическое самоуправление, представляющее собой творческий процесс, связанный с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.
  • На самом верху расположено взаимоуправление - целенаправленное изменение взаимоотношений в группе, возникающее по ходу совместной деятельности и в общении (Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н., 1991).

В развитии системы самоуправления Н.М. Пейсахов выделяет две стадии. На первой стадии развития системы самоуправления речь идет о ее горизонтальной структуре, о развитии у себя способности прогнозировать, планировать, контролировать и т.д.

Целью второй стадии развития является создание вертикальной организации системы самоуправления, позволяющей человеку сознательно и целенаправленно изменять всю иерархию форм своей активности: переживания, деятельность, поведение, общение (Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н., 1991).

Часть исследователей рассматривает саморегуляцию в контексте проблемы воли (Быков А.В., Веккер Л.М., Иванников В.А., Калин В.К., Шульга Т.И. и др.), которая в психологии существует в двух вариантах: первый представлен традиционной проблемой самодетерминации, а второй - проблемой саморегуляции. Указанные авторы наделяют волю регулятивными функциями

и,              рассматривая волевую регуляцию как личностный уровень регуляции. При этом Л.М. Веккер (1981) выделяет три уровня психической саморегуляции (непроизвольный, произвольный и волевой), описывая их следующим образом:

  • Непроизвольный уровень саморегуляции основан на непроизвольных реакциях и в его структуру входят сенсорные или перцептивные образы, регулирующие движения и действия. На этом уровне осуществление реакций не зависит от желания субъекта, что и позволяет определить его как рефлекторный, инстинктивный или спонтанный. Носителями программ действия являются первосигнальные образы, которые задают множество вариантов двигательного решения и позволяют выбрать один из них.
  • Второй уровень саморегуляции, произвольная саморегуляция - это осознанный уровень, предполагающий намеренность, планомерность, осознание причин, сознательный контроль, регуляцию хода действия. Произвольная саморегуляция осуществляется на речемыслительном уровне с участием второй сигнальной системы.
  • Высшим уровнем произвольной саморегуляции Л.М. Веккер считает волевую саморегуляцию, проявляющуюся в ситуациях, когда «личность как интегральное психическое образование становится субъектом деятельности» (1981, с. 197). Волевая саморегуляция возможна только тогда, когда человек использует личностные способы саморегуляции. Использование средств волевой регуляции обеспечивает осуществление человеком целенаправленного поведения, формирование волевых привычек.
    Именно поэтому волевая саморегуляция считается личностным уровнем ее реализации.

Точки зрения на волевую саморегуляцию деятельности и поведения человека как особую, высшую форму проявления психической саморегуляции, придерживаются многие исследователи (Абульханова-Славская К.А., Быков А.В., Веккер Л.М., Иванников В.А., Смирнова Е.О., Шульга Т.И. и

др.), добавляя при этом, что провести четкую границу между произвольной и волевой саморегуляцией весьма сложно.

А.В. Быков и Т.И. Шульга (1999) на основе теоретического анализа содержания понятий «непроизвольная», «произвольная» и «волевая» саморегуляция выделили специфические особенности содержания каждого из них. По их мнению, основное различие понятий «непроизвольная» и «произвольная» саморегуляции связано с соотношением двух компонентов этих психических образований - цели и способа. При осознании субъектом цели и сознательном выборе способов ее достижения в действие вступает произвольная саморегуляция. Волевая саморегуляция нацелена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, то есть, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности (например, деятельности по решению задачи), а с другой - на самоизменение. В процессе волевой саморегуляции осуществляется реализация субъектом своей активности, решаются задачи достижения ближайших (выполнение конкретной деятельности) и более дальних (изменение самого себя) целей.

Близких с Н.М. Пейсаховым взглядов на взаимоотношение саморегуляции и самоуправления придерживается Г.С. Никифоров (1985), который под психическим самоуправлением и саморегулированием понимает сознательные воздействия человека: а) на присущие ему психические явления (процессы, состояние, свойства), б) на выполняемую им деятельность и в) на собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания. В представлении Г.С. Никифорова психическое самоуправление и саморегулирование соотносятся как целое и часть: управление включает в себя регулирование. При этом самоуправление конкретизирует мотивы деятельности, ставит цели, определяет пути их достижения, а саморегулирование занимается исполнением намеченного.

Г.М. Бурденюк (1993) считает, что самоуправление выражается в виде самоорганизации и саморегуляции, и, следовательно, за счет самоорганизации и саморегуляции субъекта обеспечивается реализация его функции самоуправления.

Сравнивая самоорганизацию и саморегуляцию, И.С. Клецина (1992, с. 31) пишет: «Отличие заключается в том, что самоорганизация предполагает сознательное управление поведением и деятельностью, интеграция осуществляется при целенаправленных усилиях, а при личностной саморегуляции задействованы, кроме того, и неосознаваемые механизмы психики. Поэтому можно считать, что понятие "личностная саморегуляция" шире понятия "самоорганизация"».

Н.А. Вагапова считает, что самоуправление предполагает не только регуляцию деятельности относительно цели, но и поиск самой цели деятельности. Поэтому самоуправление - это «более высокий уровень управления деятельностью, в процессе которого система, реализующая деятельность, сама образует

цель этой деятельности» (1998, с. 40). Таким образом, саморегуляция включается в процесс адаптации системы к среде, самоуправление - в процесс приспособления среды к системе. Если первый процесс характерен для природы, то второй, в большей степени, для общества. Человек, как биосоциальное существо, включает оба этих процесса. При этом самоуправление выделяется как процесс более высокого уровня, включающий в себя и саморегуляцию.

По мнению И.А. Трофимовой, самоорганизация, «являясь механизмом управления деятельности, в отличие от саморегуляции (в понимании П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна), являющейся механизмом ее осуществления, предполагает осознание субъектом всей сложности структурнофункционального строения и развития деятельности» (1983, с. 16). Поэтому процессы саморегуляции по отношению к процессам самоорганизации представляют собой иерархически более низкий уровень управления деятельностью, составляющий вместе с тем необходимую основу последних. Автор считает, что начальным уровнем самоорганизации является уровень адаптации, за ним идет уровень саморегуляции и, наконец, собственно самоорганизации. Следующий уровень развития самоорганизации как психологического механизма развития в деятельности - самовыражение или мастерство в деятельности и самый высокий уровень развития самоорганизации - самореализация или творчество.

Ю.А. Цагарелли (1982), опираясь на положение Б.Г. Ананьева о иерархическом (вертикальном) и координационном (горизонтальном) строении всякого психического явления, рассматривает взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы самоорганизации, самоуправления и саморегуляции как различные проявления единой по своей сущности группы психологических самопроцессов. Он предлагает группы задач, решаемых с помощью процессов самоорганизации, самоуправления и саморегуляции, соотнести с понятиями «общее», «особенное» и «единичное». Так, по его мнению, процессы самоорганизации деятельности, связанные с решением наиболее общих и глобальных задач соотносятся с понятием «общее». На уровне самоуправления деятельностью решаются более частные задачи, связанные с категорией «особенное». Наиболее частные задачи, которые решаются на уровне саморегуляции деятельности, Ю.А. Цагарелли связывает с категорией «единичное».

Столь широкий разброс мнений на проблему соотношения понятий «самоорганизация», «саморегуляция» и «самоуправление» является подтверждением того, что принципиальных различий между данными понятиями не имеется и, следовательно, в большинстве случаев их можно рассматривать как синонимы.

<< | >>
Источник: А.Д. Ишков. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ,. - 224 стр.. 2004

Еще по теме Понятие «самоорганизация» и его связь с понятиями «саморегуляция» и «самоуправление»:

  1. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
  2. Цели воспитания и самовоспитания.
  3. Понятие «самоорганизация» и его связь с понятиями «саморегуляция» и «самоуправление»
  4. Проблема связи самоорганизации с учебной деятельностью
  5. Акмеологический подход к изучению человека как субъекта развития и саморазвития Е. Н. Двинянинова (Казань)
  6. IIIЭкономика
  7. 7.2.1. Гражданское общество
  8. 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕСАМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ: КАК ОВЛАДЕТЬЕГО ИСКУССТВОМ
  9. ГЛОССАРИИ
  10. Педагогическая деятельность
  11. t. Общая характеристика и принципы управленияучреждением дополнительного образования детей
  12. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
  13. Элементы взаимосвязи природы и хозяйственной деятельности
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -