<<
>>

Проблема эволюции конфликтов

Эволюция конфликтов — одна из основных категорий в универсальной понятийной схеме описания конфликтов, и эта категория, недостаточно научно разработана. Проблема эволюции конфликтов пока исследуется только в психологии.

Здесь же выдвинуты первые гипотезы о возможных вариантах ее решения. Эволюция конфликтов — это постепенное, непрерывное, достаточно длительное развитие их во времени.

Эволюция конфликтов может быть исследована на основе изучения развития психики человека как центрального звена любых конфликтных ситуаций, а также эволюции социального взаимодействия. Выявление тенденций в эволюции конфликтов — одна из основных задач системногенетического анализа конфликтного взаимодействия.

Очень трудно, если вообще возможно, проникнуть в суть конфликтов, особенно межличностных, не понимая основных тенденций в эволюции психики. Эволюция психики представляет собой постепенное, непрерывное, достаточно длительное ее изменение во времени. Можно выделить три уровня эволюции психики: межвидовой, внутривидовой, онтогенетический. Межвидовой уровень эволюции психики заключается в постепенном ее изменении: от простых к более сложным формам, по мере развития видов животных, от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку. Это эволюция психики как явления жизни на Земле. Внутривидовой уровень эволюции психики состоит в постепенном ее изменении по мере развития человека или животного как вида. Человек как вид млекопитающих существует примерно один млн лет. В течение этого периода психика непрерывно изменялась. Онтогенетический уровень эволюции психики — ее развитие в онтогенезе, т. е. в процессе жизни человека (животного) — от рождения до старости и смерти.

Для понимания конфликтов важно иметь представление об эволюции конкретных психических процессов, свойств, со-

17

стояний и образований.

Свою эволюцию имеют все более или менее длительные конкретные психические явления: стресс, образы конфликтной ситуации, мотивы, мышление и т. п.

Кратко рассмотрим макроэволюцию психики — ее меж-видовой уровень. Психика как явление жизни на Земле возникла, по приближенной оценке, примерно 500 млн лет назад. В.И. Вернадский отмечал: «Начиная с кембрия, т. е. в течение 500 млн лет, — мы видим, что от времени до времени, с большими промежутками... идет увеличение сложности и совершенства строения центральной нервной системы, центрального мозга».

Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. К основным из них можно отнести инстинкты самосохранения, размножения, территориальный, иерархический, агрессии, стремления к обеспечению определенной избыточности жизненных ресурсов и др. Психика низших животных, таких, как рыбы, земноводные, рептилии и птицы, представляет собой в основном бессознательный уровень психического отражения.

Затем, примерно 50 млн лет назад, у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения — подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два больших класса: положительные и отрицательные. К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, удовлетворение, эйфория и др. В числе отрицательных эмоций можно назвать не-приязнь, гнев, разочарование, неудовлетворенность, подавленность, обиду и др.

Например, психикой, представленной главным образом бессознательным, обладает крокодил. Более сложной, включающей не только бессознательный, но и подсознательный уровни психического отражения, является психика собаки.

Сознание, свойственное человеку, в целом сформировалось примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Интеллект, такие высшие чувства, как любовь, вдохновение, альтруизм, отличают человека от животных и относятся к сфере сознания.

К надсознанию мы относим психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных трениронок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад (схема 1).

Схема 1

Эволюционная структура психики человека


/>Есть люди, которые могут босиком ходить по раскаленным углям. Эта способность определяется возможностями их психики, а не особенностями строения кожи на подошвах ног. Следовательно, в психике людей, способных ходить босиком по раскаленным углям, есть образования, которых нет у других людей. Эти образования относятся к надсознанию. Путем целенаправленных тренировок каждый человек может сформировать у себя различные сверспособности.

Четкое разделение перечисленных четырех уровней психического отражения возможно только по двум критериям.

Во-первых, по временной последовательности возникновения в процессе эволюции психики. Сначала появилось бессознательное, затем подсознание, после сознание и, наконец, надсознание.

Во-вторых, по степени сложности самого процесса психического отражения. Бессознательное — более простой уровень психики по сравнению с подсознательным и т. д.

В психике конкретного человека или животного четких границ между различными уровнями психического отражения не существует. Здесь психика функционирует как

19

единое целое, имеющее, естественно, определенную структуру. Нет общепринятых точек зрения и на время возникновения как самой психики, так и различных ее уровней.

Если представить время макроэволюции психики в виде отрезка длиною в 1 м, то сознанию будет соответствовать отрезок длиною в 1 мм, а подсознанию 10 см. Время эволюции сознания в процессе развития жизни на Земле составляет примерно 0,1% времени эволюции бессознательного.

t э.с. =0,001t

t э.с. — время эволюции сознания; t э.п.— время эволюции психики.

Один из важнейших выводов, вытекающих из сказанного выше: бессознательное и подсознательное играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это представляется обыденному взгляду.

В принятии человеком решения на выбор того или иного варианта поведения в конфликте участвуют все уровни его психики. Сам человек наиболее полно фиксирует и осознает те психические процессы, которые происходят на уровне сознания. Однако из этого не следует, что сознание всегда играет определяющую роль в поведении и деятельности индивида. Сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, во время конфликта или под влиянием алкоголя влияние сознания на поступки человека уменьшается. В стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности человека заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями. Но именно стресс определяет поведение человека в конфликте. В конфликтных ситуациях часто не бессознательное «обслуживает» сознание, а наоборот — сознание адаптирует, если успевает и может, стереотипы поведения, заложенные в бессознательном, к особенностям конкретной обстановки.

Для конфликтолога крайне важно стремиться максимально учесть бессознательные и подсознательные элементы психической деятельности людей при исследовании раз

личных конфликтов. Без этого невозможно выработать сколь-нибудь действенные практические рекомендации по регуляции поведения и деятельности человека в конфликтных ситуациях.

Необходимость исследования проблемы эволюции социальной жизни животных как одного из направлений эволюционной теории стали осознавать сравнительно недавно, во второй половине XX в., хотя уже в середине прошлого столетия появился ряд интересных работ, посвященных этому вопросу. Гипотеза о биосоциальном характере эволюции жизни на Земле родилась в прошлом веке на стыке трех научных направлений: эволюционного учения Дарвина, социологии Конта и Спенсера и сравнительной психологии.

Наиболее значительной работой того времени стал фундаментальный труд «Социальная жизнь животных» А. Эспинаса, опубликованный в России в 1882 г. В соответствии с идеями, изложенными в этой работе, социология животных развивалась практически до 20-х годов XX столетия. Автор труда доказывает, что всякое взаимодействие животных, хотя бы в малой степени устойчивое, естественно и неизбежно порождает организацию этих животных.

В начале XX в. интерес к проблеме социального взаимодействия животных заметно падает и вновь усиливается лишь в 60-е годы. В середине 70-х годов на Западе начинает формироваться новая наука — социобиология, которая сначала получает в СССР в целом негативную оценку.

Однако ряд авторитетных отечественных специалистов в области социального поведения животных, такие, как Е.Н. Панов, Ю.М. Плюснин и другие, практически одновременно с зарубежными этологами и энтомологами начали, а точнее, продолжили российскую традицию в разработке проблемы биосоциальной эволюции.

В современных условиях социобиология еще не приобрела окончательно статуса самостоятельной науки, по край^ней мере, в России. Однако ряд социобиологических идей, гипотез, теорий могут быть полезными для конфликтологии. Представим кратко некоторые из них. Доказано, что несколько раз в процессе эволюции животные, ведущие одиночный образ жизни, переходили к совместной форме существования, которая имеет ряд пре-

21

имуществ, поскольку появляется возможность обмена жизненным опытом и актуальной информацией, специализацией и разделением функций между членами социума, возрастает эффективность взаимной защиты. Сформулировано положение о социогенезе, т.е. развитии форм социального взаимодействия животных по мере развития жизни на Земле. Социогенез и филогенез (процесс возникновения и развития какого-либо вида организмов или их группы) — две ветви эволюции, оказывающие взаимное влияние. Выдвинута смелая гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни — от простых организмов до человека.

Экспериментально доказано, что эволюционные процессы в органическом мире на молекулярном, ген-ном, хромосомном и анатомическом уровнях имеют разную скорость. Поэтому, возможно, «...вообще нельзя говорить ни о какой социальной эволюции, можно говорить лишь о социальной истории», отмечал Ю. Плюснин. Другими словами, филогенез слабо связан с социогенезом. Высказано аргументированное предположение, что базисные типы внутривидовых взаимоотношений у животных не могут эволюционировать — усложняться или упрощаться.

Они таковы, какова их природа. Эволюционным изменениям              могут

подвергаться те конкретные формы, в которых реально воплощены инвариантные типы отношений.

Существует и другая гипотеза: социогенез есть непрерывный процесс прогрессивного развития социальных форм в едином ряду — от «амебы до человека». Анатомо-физиологические структуры организма оказывают решающее влияние не только на уровень развития его индивидуального поведения, но и на формы сообществ, которые данные организмы образуют.

Предложены четыре инвариантных типа отношений, в которые вступают любые организмы, находящиеся в со-обществе: по поводу жизненных ресурсов — территорий, пищи и т.п.; по поводу воспроизводства потомства; направленные на поддержание порядка в сообществе как              выражение

потребности сохранения статуса каждого индивида;

дружеские, направленные на сохранение социального единства сообщества животных [Ю. Плюснин].

Для понимания основных тенденций эволюции социального взаимодействия конфликтологу необходимо хотя бы в самом общем виде иметь представление о характере эволюции орудий уничтожения (оружия и боевой техники), средств труда и самого человека. Один из возможных вариантов их сравнительной оценки представлен на схеме 2.

Схема 2

Сравнительная оценка эволюции орудий уничтожения, средств труда, человека и социального взаимодействия

Степень

/>

совершенства

Орудия

/ уничтожения

lt; Средства труда

Человек

Социальное

                                          у*1 взаимодействие

1000 лет

1

до н.э.

1

1 " Время

0

2000 г.

Наиболее высокими темпами Homo sapiens (человек разумный) совершенствует орудия уничтожения своих со-братьев. Сегодня эти орудия настолько «совершенны», что с их помощью можно гарантированно уничтожить все человечество более 10 раз, а заодно и значительную часть 2 млн видов животных на Земле.

Более медленными темпами совершенствуются средства труда. Если орудия уничтожения создаются для того, чтобы лишить жизни возможно большее количество людей, то средства труда служат для продления и облегчения жизни. В настоящее время сотни миллионов людей на Земле не имеют достаточного питания, хотя бы сносного жилья,

23

необходимых лекарств, работы, одежды, бытовой техники и т.д. Смерть от голода, в том числе и детская, — обычное явление в ряде развивающихся стран. Пища, одежда, жилище, лекарства создаются с помощью средств труда. Следовательно, они намного менее совершенны по сравнению с орудиями уничтожения.

Еще медленнее развивается сам человек. Физически ныне живущие люди в целом слабее своих предков, живших 2000 лет назад. Качества мышления Аристотеля и современного лауреата Нобелевской премии, по-видимому, сопоставимы, хотя объем, т.. е. количество знаний, которым обладает человек сегодня, конечно, гораздо больший.

Прогресс же в области социального взаимодействия людей еще менее заметен. Количество погибших, иска-леченных, другие виды ущерба от войн, убийств, насилия и эксплуатации одних групп людей другими век от века возрастают. Масштабы ущерба и взаимопомощи служат двумя основными критериями оценки качества социального взаимодействия. Поэтому даже если уровень социального взаимодействия постепенно возрастает, то темпы этого улучшения отстают от темпов развития самого человека.

Биосоциальный характер эволюции жизни на Земле позволяет выдвинуть предположение о необходимости исследования зооконфликтов — конфликтов в животном мире. Конфликты у человека и животных, естественно, имеют существенные отличия. Однако из-за непрерывного характера социогенеза эти конфликты имеют и общие закономерности. Наличие таких закономерностей в том числе обусловлено существованием бессознательного и подсознательного уровней отражения как в психике человека, так и в психике животных. Ведь в формировании поведения человека в конфликте участвует вся его психика, а не только сознание, время эволюции которого очень непродолжительно по сравнению со временем эволюции бессознательного.

Почему в объект конфликтологии целесообразно включить зооконфликты? Потому что в человеке гораздо больше биологического, чем принято считать. Опрос примерно 1000 специалистов, проведенный известным ученым Н.М. Амосовым, показал, что усредненная оценка экспер

тами соотношения биологического и социального в чело-веке составила 1:1. Сам Н.М. Амосов, считает, что биологического в человеке вдвое больше, чем социального. Следовательно, невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую при-роду. Сделать это довольно сложно, поскольку человек биологические мотивы своего поведения часто не осознает, а если осознает, то маскирует их от окружающих и даже от самого себя.

В настоящее время бессознательные и подсознательные компоненты конфликтного поведения человека в исследованиях отечественных гуманитарных наук практически не учитываются. Это заметно упрощает наши представления о конфликте.

Содержание бессознательного и подсознательного в психике человека во многом генетически связано с психикой животных. Поэтому одним из перспективных, на наш взгляд, путей изучения бессознательной и подсознательной мотивации конфликтного поведения у человека является исследование причин конфликтов у животных. Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде. Для животных типичны конфликты, связанные с воспроизводством потомства, борьбой за обладание пищей, территорией, другими жизненными ресурсами, определенной ролью в группе животных. Похожие противоречия часто порождают подобные конфликты и в человеческом обществе.

Таким образом, необходимость изучения зооконфликтов, включения их в объект конфликтологии обусловлена, следующими причинами: важностью применения общеметодологического принципа историзма при определении объекта конфликтологии и исследовании конфликтов. Принцип историзма требует рассмотрения изучаемых явлений в их становлении и развитии. Чем более длительный период развития явления изучается, тем глубже мы проникаем в его суть, понятнее причины изменений, лучше прогнозируется будущее; возможностью использовать в интересах конфликтологии прогрессивные идеи эволюционной теории Ч.Р. Дарвина и современной социобиологии. Очень много интерес-

25

ного и полезного о себе человек узнал, изучая строение и эволюцию организмов животных. Точно так же весьма полезно для понимания наших конфликтов исследовать социальную жизнь животных и зооконфликты; сложностью рационального объяснения поведения людей в большинстве конфликтов, имеющих тяжкие последствия: войнах, убийствах, самоубийствах. Существенная роль бессознательного в конфликтах, связанных с уничтожением человека человеком, требует изучения неосознаваемых компонентов поведения на животных, у которых они выступают более явно.

Основным препятствием в понимании важности изучения зооконфликтов является выраженный антропоцентризм, присущий большинству людей. Антропоцентризм может быть обыденным и научным. Обыденный антропоцентризм заключается в естественном стремлении человека к тому, чтобы, во-первых, поставить себя в центр мироздания, во- вторых, выделить свой вид из остального животного мира и поставить человека над всеми. Такое понимание человеком своего места в мире формируется естественным образом самими объективными условиями его существования. Однако помимо человека на Земле обитает еще более двух миллионов видов различных животных. Млекопитающие, к которым принадлежит человек, являются одним из малочисленных видов среди других живых существ.

Если человек настолько совершенен, то почему он столь малочислен? Человек сегодня — наиболее сложное и могущественное существо на Земле. Однако то, что он наиболее совершенен по сравнению с другими видами животных, еще требует доказательств. Дальние предки человека — питекантроп, неандерталец, кроманьонец — вымерли, не сумев приспособиться к неблагоприятным обстоятельствам. Крокодилы же как вид живут на Земле уже около 200 млн лет и не исчезли даже после катастроф мелового периода, вызвавших гибель динозавров. Научный антропоцентризм — концепция в философии и других науках, согласно которой при объяснении всех явлений и процессов действительности в центр внимания надо ставить человека. Антропоцентрический принцип классификации живых организмов сохранялся в биологи-

Российская конфликтология о конфликтах —

ческих науках в течение двух тысячелетий. Согласно этому принципу, чем сложнее организация животного, чем больше она приближается к организации человека, тем более она совершенна. Более сложно организованных животных считают высшими, менее сложно организованных низшими.

Только во второй половине XIX в. в научном мире воз-никли первые сомнения в правильности деления животных на «высших» и «низших». Например, английский естество-испытатель Ч.Р. Дарвин писал: «Я не думаю, чтобы у кого-нибудь было ясное представление о том, что подразумевается под "высшим"...»

Выдающийся отечественный биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский высказывался еще определеннее: «Пока нет не то что строгого или точного, но даже мало- мальски приемлемого, разумного, логичного понятия прогрессивной эволюции. Биологи до сих пор не удосужились сформулировать, что же такое прогрессивная эволюция. На вопрос — кто прогрессивнее: чумная бацилла или человек? — до сих пор нет убедительного ответа».

Генетики доказали, что по ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) различия между человеком и шимпанзе не превышают 2%. Это соответствует уровню внутривидовых вариаций, обнаруженных у других животных. ДНК является основным носителем генетической информации и определяет передачу наследственных признаков от родителей детям. Морфологические различия между человеком и шимпанзе, т. е. различия в форме и строении организма, находятся на уровне различий между представителями различных семейств.

Таким образом, последние достижения науки, расширение представлений об эволюции социальной жизни животных свидетельствуют о настоятельной необходимости исследования зооконфликтов и включении их в объект конфликтологии.  

<< | >>
Источник: Анцупов А.Я.. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.. 2003

Еще по теме Проблема эволюции конфликтов:

  1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  2. 1. Вольфовская школа: эволюция и основные представители
  3. §3. Проблема понимания и перевод О разрывах мыслительных связок и проблеме понимания
  4. С. П. Донцев РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ в СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  5. I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
  6. К ПРОБЛЕМЕ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОИЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
  7. 2.5 Структура и новый характер конфликтов
  8. ГЛАВА 2. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ФРАНЦИИ
  9. 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Северного Кавказа)
  10. Проблема эволюции конфликтов
  11. Эволюционномеждисциплинарная теория конфликтов
  12. 2.Условия профилактики межличностных конфликтов
  13. 1. Сущность конфликтов и их классификация
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -