12. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
Что же касается развития творчества студентов, то интересной и полезной представляется обзорная информация О. Г. Богдановой и др. /209/ о зарубежном опыте в этой области. К сожалению, нет обобщенной работы о развитии творчества студентов в вузах России, однако обилие литературы и статей преподавателей вузов по этой проблеме позволяет получить определенное впечатление о состоянии дел в данной сфере.
Прежде всего, что понимать под творчеством? По определению, приведенному в энциклопедии, это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» /203, с. 330/. Рискну высказать мысль, что это не совсем полное определение, ибо не всему новому можно дать определение творческого. В преломлении к познавательной деятельности студентов для творчества, по всей вероятности, характерна не только новизна, но и полезность.
«Завершенная концепция творчества в XVIII в. создается Й. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения и делает вывод о том, что творчество лежит в самой основе познания» /203, с.ЗЗО/. Не оспаривая сказанное, хочется, однако, подчеркнуть, что деятельность студента, хоть и связана непосредственно с познанием, не всегда, увы, является творческой.
Всякое творчество начинается с осознания незнания.
Но не всякое незнание становится знанием с помощью творчества. Творчество является наивысшим уровнем умственной деятельности. Не случайно Ф. В. Шеллинг, продолжатель учения И. Канта, называл творчество высшей формой человеческой жизнедеятельности /203, с. 330/.Естественно, творчество связано со способностями человека, особенно со способностью нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество — не особый дар избранных, этим даром, по признанию психологов, в большей или меньшей степени наделено все человечество. Все это позволяет сделать вывод, что для творчества в познавательной деятельности студента характерна нестандартность мышлейия и деятельности, в результате чего рождается новое полезное решение или продукт деятельности, выходящий за рамки общепринятых стандартов.
Опрос ученых и других творческих деятелей за рубежом и у нас в стране, проводившийся как специалистами, так и корреспондентами, педагогами и др., показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и даже любовь к делу), воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (от лат. ёшегёеге — «обнаруживать расхождение*), воля, деятельность и трудолюбие. «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества», — говорит М. Горький. То же подтвердил и выдающийся авиаконструктор
А. С. Яковлев: «Ничего оригинального я не скажу. Просто надо любить свое дело. Будь то авиация или автомобилестроение, литейное дело или сельское хозяйство. Если человек любит дело, то у него всегда проявится творческое начало, желание самоусо- вершенствоваться, стать мастером. Если он к этому стремится, то успех обеспечен. В любой сфере деятельности свои способности человек раскрывает, начав действовать* /216, с. 24/. Вот она суть, из которой следует, что главной закономерностью творчества является труд, рожденный внутренним мотивом. Отсюда вытекает задача преподавателя создавать условия для СРС, вооружив студента методами и приемами не только самостоятельной, но и творческой работы; обеспечив основные условия творческой деятельности: обмен и борьбу мнений, свободу критики.
Студентам необходимо время для осуществления всех четырех фаз творчества, по Уэллсу: подготовки, созревания идеи, озарения и проверки своей идеи, воплощенной в действительность .Для обеспечения творческих условий познавательной деятельности необходимо: ?
приучить студентов к работе с первоисточником, с книгой, монографией, научной статьей; научить его приемам просмотрового чтения для быстрого нахождения нужной информации (в разд. 11 указаны 20 приемов работы с текстом); ?
проводить творческие дискуссии на занятиях или за круглым столом, создавая в доброжелательной обстановке возможности релаксации, свободы обмена мнениями, чтобы развивать воображение, гибкость и дивергентность мышления. При этом полезно использовать методы развития творчества, известные вам из психологии: мозгового штурма для генерации идей, отбора идеи; синектику, способ организации коллективной мыслительной деятельности на основе четырех приемов: рассмотрение проблемы в том виде, как она дана; отказ от очевидного решения; проведение прямой аналогии с чем-либо; формулировка проблемы в общем виде.
Полезно использовать метод ассоциативных моделей умственной деятельности, основанный на метафоричности (от гр. те1аркога — «перенос»), т. е. на переносе проблемности или проблемы на другой материал. Схемы, графики и диаграммы — не что иное как пространственные метафоры, которые стимулируют мышление. Это значит, что существует связь между метафорой и творчеством. Метафоры (переносы) позволяют мышлению человека эффективнее выделять структуру сложных объектов. Умение пользоваться метафорами особенно при работе с компьютером. Графики и диаграммы удобны и более привычны для студентов технических учебных заведений, так как пространственные отношения встречаются в их опыте чаще других.
Существует логогрифический метод (от гр. logos — «слово» + griphos — «сеть, загадка») — это «род шарады или загадки, в которой задуманное слово получает различное значение от перестановки или выбрасывания слогов или букв, например: целое — часть дерева, без 1 буквы — река, без 2 — местоимение, без 3 — предлог (крона, Рона, она, на)» /57, с.
409/. В приложении к решению технических проблем логогрифический метод осуществляется с помощью построения множества ассоциаций, синтагм (от гр. syntagma — «нечто соединенное»), т. е. смысловых единиц, критериев, на основе которых генерируются идеи и отбираются нужные или пригодные.В США, Англии, Франции, ФРГ, России и других странах используют все эти методы, а также деловые игры и проектное обучение, т. е. работу группы студентов над одним проектом, причем каждый выполняет свою часть проекта. Проектное обучение используется как в индивидуальном, так и коллективном творчестве студентов, позволяющем проводить критический разбор решений, учитывая 7
основных вопросов: кто, что, где, когда, как, зачем и почему решает данную проблему. Обсуждаются рекомендации по выходу из тупиковых ситуаций. В результате совместной полезной деятельности не навязываются и не просто передаются знания, а создаются ситуации, порождающие новые знания. Причем используются все уровни творческой мыслительной деятельности: наглядно-предметный, наглядно-образный и словесно-логический.
Проблеме развития творчества большое внимание уделял Константин Сергеевич Станиславский. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценической внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, он приобрел славу выдающегося актера своего времени. Но не только этим знаменит К. С. Станиславский: он сумел передать свой сценический и педагогический опыт как в сочинениях /217, 218/, так и в педагогической деятельности, обучая сценическому мастерству преподавателей театральных студий /219/. Многое из его педагогического наследия не потеряло своей актуальности и в наше время.
В основе педагогического наследия К. С. Станиславского лежит разработанная им театральная система, основывающаяся не на изучении конечных результатов, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, в которых участвуют внешние и внутренние данные преподавателя: ум, воля, способности к общению, техника речи, чувство меры и правды, эмоциональность, пластика /217, с.
225 /. Главным в этой системе является человек, его нравственная, духовная и творческая сущность. Преподаватель, как актер, ставит перед собой идейно-творческую цель, названную К. С. Станиславским сверхзадачей, являющейся основой его системы.Как сценический, так и педагогический успех дела Определяется «ансамблем всех участников, объединенных единым творческим методом и общностью понимания идеи. Ансамбль — это союз ради одной коллективной цели» /218, т.1, с. 377/. К. С. Станиславский уделял большое внимание созданию благоприятного психологического климата в этом ансамбле: «Постановка дела, где нет уважения к человеку, где нет вежливости, создает атмосферу вырождения» /219, с. 28/.
Известно, что не всегда один и тот же человек одинаково симпатичен всем, но чтобы не обострять взаимоотношений и создать благоприятный климат в коллективе, хорошо помогает рекомендуемый К. С. Станиславским «эффект отказа». Он выражается в том, что надо как бы отказаться от несимпатичных вам качеств человека и поискать в нем то, что вам симпатично, что пойдет на пользу в достижении поставленной цели. Например, если человек зол, надо искать, в чем он добр и т.п.
Другим условием благоприятного климата является «эффект соучастия», который, по мнению К. С. Станиславского, заключается в активной работе всех членов «ансамбля». Такой эффект может быть создан, если преподаватель умеет не только что-то выражать, но и заражать своим настроением /218, т.2, с. 287/ подобно тому, как заражается зритель в театре или кино, сопереживая с героями, или когда зритель в кино укачивается, глядя на подпрыгивающую на волнах моторную лодку. Заразить студентов так, чтобы они стали активными участниками процесса познания, — вот задача преподавателя.
И, наконец, третьим условием успешной организации психологически благоприятного климата является «работа на расслабленных мышцах», т. е. не напрягаясь внешне, но максимально сосредоточенно и внимательно внутренне. Для этого, по мнению К.
С. Станиславского, «... человек сам должен развивать лучшие качества своего характера — легкость, веселость и бодрость» /219, с. 44/, причем неверно понимать веселье только как смех, «это ошибка», — говорит К. С. Станиславский, и далее: «веселость — это бодрость, темп, интенсивность» /218, т.2, с. 183/. К. Е. Антарова, ученица К.С.Станиславского, приводит его слова: «Если учитель наполнил свое творчество любовью к людям, он не заметил часов труда и все его ученики их не заметили» /219, с. 40/, и далее: «Преподаватели, которые жалуются на усталость, — не преподаватели, они — машины, работающие для денег» /219, с. 40/.К. С. Станиславский не только называет основные постулаты педагогического мастерства как творчества, но и раскрывает пути его развития. Прежде всего он рекомендовал не бояться критики в свой адрес: «... стараться с первых шагов слушать, понимать и любить жестокую правду о себе» /217, с. 111/, быть доброжелательным к другим и требовательным к себе. Будучи режиссером, хотя и не имея еще режиссерского авторитета, К. С. Станиславский «...побеждал товарищей своей фантастической любовью, трудоспособностью и строжайшим отношением к делу и прежде всего к самому себе» /217, с. 138/.
Красной линией проходит в трудах К. С. Станиславского и его учеников мысль о том, что преподаватель — это творческая личность. С его точки зрения, для начала творчества нужны внимание, внешнее и внутреннее, доброжелательность, полный мир и спокойствие в самом себе и бесстрашие. Важно уметь переключать свое внутреннее внимание: «...сначала трудное постепенно становится привычным. Привычное не сразу, а постепенно становится легким и, наконец, легкое — прекрасным» /219, с. 46/. Обучать студентов без страха к преподавателю: «Учитель, вносящий страх и трепет в студию вместо обаяния и радости, не должен в ней учить. Он вреден» /219, с. 47/. Обучать так, чтобы у студентов было «полное доверие к своим учителям» /219, с. 48/, «... чтобы никто не стеснялся подойти к учителю с вопросами или недоумениями, чтобы вся жизнь студийца могла найти в сердце учителя отклик и совет как равного ему, но более умудренного опытом друга» /219, с. 64/.
К. С. Станиславский подробно раскрывает 7 ступеней творчества: сосредоточенность, бдительность, бесстрашие, спокойствие, доброжелательность, обаяние, радость /219, с. 79—99/, заявляя при этом: «Правдивость потому не вводится в моей системе как качество, что она — основа творчества» /219, с. 87/.
К коллективному творчеству К. С. Станиславский предъявляет следующие требования: точность во всем, дисциплина (никаких опозданий), порядочность и взаимодоверие, творческая сосредоточенность, вдохновение, умение слушать критику, внимание, воля. По сути, это все — сверхзадачи, над которыми должен работать преподаватель, развивая творчество студентов.
Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и условиях, необходимых для продуктивного творчества. Пожалуй, наиболее последовательно охарактеризовал эти условия
В. И. Вернадский /120, с. 190/. Главными из них он считал следующие: ?
проводить детальный анализ; ?
видеть за частным общее; ?
не ограничиваться описанием жвленияу а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; ?
не избегать вопроса «почему»; ?
прослеживать историю идей; ?
собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаться к оригиналам; ?
изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь); ?
связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью; ?
не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные /221, с. 49/.
В Институте Гэлаппа в Америке провели исследование, чтобы выяснить, из чего складывается успех у творческих деятелей, обладающих организаторским талантом, хорошими трудовыми навыками и усердием. В результате опроса 1500 лиц была выведена «формула успеха»: 1.
Здравый смысл — наиболее распространенное качество у всех опрошенных (61% из 1500 опрошенных). Это качество можно в себе развить. Один из способов — учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках. 2.
Знание своего дела — вторая общая черта опрошенных. Причем процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот. 3.
Уверенность в собственных силах. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели. 4.
Высокий общий уровень развития. Это необходимое условие выдающихся достижений. Важна в этой связи способность быстро постигать сложные концепции, подвергая их быстрому и четкому анализу. На общем уровне развития сказываются по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму. 5.
Способность доводить дело до конца. Увлеченные люди отличаются громадным упорством в области их интересов.
Это общие качества, свойственные творческой личности, добившейся определенного успеха. Но есть и другие качества, присущие творческой личности, на развитие которых обращают внимание в вузах разных стран по-разному. Так, в первую очередь предлагается развивать такие качества личности, как умение приспосабливаться, самостоятельность (ФРГ); оригинальность, гибкость мышления (США); раскованность; оригинальность, стремление к самоутверждению (Франция) /209, с. 38/.
Проблема развития творчества студентов, естественно, тесно связана с педагогическими технологиями, основанными на тех или иных формах и методах обучения. Само собой разумеется, первостепенное значение приобретает проблемное обучение с общедидактическими методами: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский, а также деловые игры и проектное обучение, которое «гарантирует студенту большую собственную активность, самоопределение и проблемность обучения» /209, с. 36/.
В вузах Франции студентов обучают эвристическим методам подобно тому, как в школе — письму и т.п. «Чтобы не думать об этом в момент творчества, эффективно используя добытые знания так же, как при письме применяют правила, не думая о них» /209, с. 23/. Основными методами являются: 1.
Метод аппликации теории, т. е. применение одной теории в той же области, но в неизвестном
секторе. Так, одна студентка заменила демонстрацию рисунков, выполненных на прозрачной бумаге, сплошной лентой, чтобы не создавать перерывов в показе изображений, иллюстрирующих события в сказке о Русалочке. 2.
Метод соединения (комбинирования) двух теорий, например, в искусстве при создании декоративного панно используется сочетание рисования, вышивки и аппликации. 3.
Метод дефиниций, т. е. определения тех явлений, которые предстоит изучить. 4.
Метод экспериментального;беспорядка. В его основе лежит детская игра, «в процессе которой играющий заведомо беспорядочно создает конструкции, полагаясь на интерес, возникающий при анализе каждого действия и рождающейся композиции» /209, с. 24/. 5.
Метод противоречий «состоит в том, чтобы опровергнуть существующее в науке мнение по определенному вопросу» /209, с. 24/. 6.
Метод критики похож на предыдущий, но может и не быть основан на противоречии. 7.
Метод обновления, например, пересказ современным языком «Слова о полку Игореве». 8.
Метод рекодификации, т. е. выражение какого-либо явления другим кодом. «Прекрасный пример — таблица Менделеева» /209, с. 25/. 9.
Метод представления (показа), т. е. графическое и схематическое представление явления /209, с. 23-26/.
Думаю, что и нам стоит знакомить студентов с эвристическими методами, если мы хотим развивать их способности к творчеству. Известно, творческие люди, как правило, умственно одаренные,
но не все одаренные — творческие люди. Преподаватели знают, что среди студентов встречаются и способные лодыри.
Различие между творческой и нетворческой личностью определяется степенью ее усилий и устремлений. Творческий человек стремится к интересной работе, независимо, самостоятельно мыслит, более склонен к риску, любознателен, оригинален, фантазер, гибок, изобретателен, активен, настойчив, всегда что-то ищет, о чем-то расспрашивает. В связи с этим задача преподавателя не пресекать вопросы студентов, а стимулировать их, развивая гибкость и оригинальность их мыслительной деятельности.
Для этого необходимо продумать всю технологию обучения студентов в русле развития их творчества, отобрать задания, способствующие этому: помимо курсовых и дипломных проектов и работ давать им индивидуальные задания (реферат, доклад для конференции, частичный или полный поиск чего-либо, решение нестандартных задач и т.п.). Полезно проводить практические занятия и семинары в форме беседы, «круглого стола», микроконференции, демонстрации и обсуждения конкретных результатов исследовательской работы (теоретического и практического характера), стимулировать студентов к участию в научной работе кафедры, в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах и т.п. Главное, чтобы все эти задания и организационные формы деятельности носили не стихийный характер, а были результатом серьезной продуманной, заранее спланированной технологии обучения и развития творческих способностей студентов. Доктор педагогических наук Т. В. Кудрявцев не случайно напоминает нам мысль немецкого дидак- та и психолога А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». Исходя из этого мы и должны пытаться строить учебный процесс. Искать активные методы обучения, обучать творчеством — это социальный заказ нашего общества, обращенный к дидактам, психологам, ко всем преподавателям» /222, с. 12/. И хотя сказано это давно, актуальности не потеряло и в наше время.
Еще по теме 12. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ:
- Глава 7. Интерактивное развитие медиакомпетентности в Web Quest и деловой интернет-игре* (написано при участии к.п. н., доцента, члена Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.А.Новиковой)
- Литература по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиакультуры, информационной культуры, развития медиакомпетентности, медиаграмотности
- § 3. Влияние римского права и других факторов на процесс формирования и развития романо-германского и судейского права
- 12. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
- Тема 8. Соотношение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника
- Глава 3. Когда совместная работа мешает творчеству Рождение нового группового мышления и сила работы в одиночку
- type="1"> ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА
- 2.10. Педагогика творчества
- Повышение качества обученияи развитие творчества с помощью музыки
- Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов по подготовке и презентации телеэссе
- § 4. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАСОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
- Технология формирования межкультурной коммуникативной толерантности студентов в вузе
- §1. Философско-культурологические и психолого-педагогические основания развития экологической культуры студентов гуманитарного вуза
- § 1. Структурно-функциональные компоненты и критерии развития эколого-профессиональной компетентности личности