<<
>>

Содержание и направления воспитательного процесса

Воспитание с полным правом можно отнести к одной из самых сложных сфер человеческого взаимодействия. Это — и общественное явление, и условие психического развития личности через освоение культуры тела, души и духа, и педагогический процесс по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитание как общественное явление представляет собой процесс сложный и противоречивый, во многом стихийный, но в то же время и более богатый, так как на становление личности влияет множество факторов и способов воздействия: семья, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Поэтому воспитание в широком смысле трактуется как общественное явление, в русле которого целенаправленно создаются материальные, духовные, организационные условия для всестороннего развития человека.

Содержанием воспитания, функционирующего в системе общественных явлений, выступают освоение человеком форм общественного сознания и подготовка его к производственному труду. Формы общественного сознания — мораль и нравственность, право, искусство, наука, религия, политика — составляют духовную питательную среду воспитания.

Буквально с первых дней рождения ребенок воспитывается в системе существующих моральных норм и правил, узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». Подрастая, он осваивает правовую систему общества, узнает, что, почему и как карается законом. В последние годы в школьную и вузовскую подготовку включен учебный предмет «Правоведение», поскольку знать современное право (администра

тивное, уголовное, хозяйственное и т.д.) необходимо любому человеку, независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Следует подчеркнуть, что речь идет не просто об усвоении правовых знаний, а о воспитании в учащихся правовой культуры и правового (законопослушного) поведения.

Это деятельность по формированию у подрастающего поколения чувства уважения к закону, культуре, демократии, активного и сознательного соблюдения норм и правил, высокой гражданской ответственности и активности, развитию гражданского самосознания, интернационализма, национальной и расовой терпимости, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Искусство формирует художественное познание мира, эстетическое отношение к жизни, творческий подход к развитию человека, оказывает содействие духовному и нравственному становлению личности. Приобщение человека к культуре — это воспитание его эстетических вкусов и пристрастий, развитие творческой индивидуальности, способности воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание — это также формирование у воспитанников правил хорошего тона, культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины, выращивание потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении.

Современное мировоззрение ориентируется на естественно-научное знание, поэтому и воспитание направлено на постепенное овладение ребенком системой объективно достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, служащих реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования.

Религиозное воспитание приобщает к религиозным традициям и участию в богослужениях и проповедях, церковным праздникам и т.п. Как всеобщее и обязательное, религиозное образование в цивилизованных странах не приветствуется. В то же время оно вносит свой вклад в воспитательный процесс, устанавливая и требуя соблюдения религиозных заповедей, которые в целом не противоречат нормам и правилам общественной морали, хотя и имеют иную интерпретацию. Поэтому в последние годы в России религиозное Воспитание не преследуется, как ранее, законом, однако в систему образования не включается.

Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколе

ния. В современном сложно устроенном мире каждый член общества вовлечен в политику, участвуя в выборах на всех уровнях власти. Для того чтобы делать свой выбор осознанно и быть способным нести за него ответственность, необходимо понимать основания и цели тех или иных политических систем, различать декларируемые и реальные политические задачи, предугадывать последствия политических решений, противостоять политическому манипулированию. Сформировать политическую культуру, политическое сознание, отражающее отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно-нравственных позиций призвана новая для российского образования учебная дисциплина «Политология». Наряду с политическим ведется и патриотическое воспитание как процесс формирования человека, любящего Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Появление глобальных общественных проблем, для решения которых требуется участие всего населения, фиксируется в новых формах общественного сознания, что, в свою очередь, ведет к необходимости включения этих форм в процесс воспитания. К числу новых форм общественного сознания, уже утвердившихся в системе образования, относятся экономическое и экологическое сознание.

Под экономическим воспитанием понимается организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Экологическое воспитание заключается в целенаправленном развитии у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранной деятельности.

Оно формирует у детей экологическое сознание как совокупность знаний, мышления, чувств, воли и готовность к активной природоохранной деятельности, помогающее понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующееся на бережное к ней отношение.

Если подойти к воспитанию с позиции психического развития личности, то следует отметить, что на протяжении всего существования человечества остаются неизменными 1) цели воспитания: становление человека через освоение телесно-душевно-духовной 18-194

культуры; 2) формы воспитания и задачи в рамках этих форм: социализация и индивидуализация; 3) средства воспитания: через авторитет воспитывающего.

Каждый человек проходит через воспитывающее воздействие общества. Воспитание ведется по трем направлениям — культурам: физической, социально-психологической и духовной. Вопрос о том, что должен освоить в этих культурах человек, решается каждый раз по- разному в зависимости от того, для жизни в какой социальной группе (сообществе) он готовится.

Физическая культура—система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом совершенствовании. В соответствии с современной концепцией целью физического воспитания является здоровье и здоровый образ жизни. В советский период цель формулировалась иначе: подготовка к труду и обороне. Впрочем, и сейчас эта цель остается актуальной. Физическая культура не только формирует здоровый образ жизни, она развивает социально и профессионально значимые личностные черты, стремление к самореализации в различных сферах, способность к переключению и продуктивному отдыху. В учебном процессе средством физического воспитания служат еженедельные учебные занятия физической культурой, включающие гимнастику и другие виды спорта, туризм. К основным методам физического воспитания относятся физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример, соревнования.

Социально-психологическая культура—этот термин как синоним «культуры души» стал широко употребляться сравнительно недавно. Прежде его место занимала общественно-политическая идеология, еще раньше религия. Социально-психологическая культура включает в себя культуру интеллектуальную, коммуникативную, поведенческую, культуру личностных качеств. В результате такого воспитания формируется человек: знающий и разбирающийся в ценностях, интересах, особенностях мышления и поведения людей различных сообществ (социальных, политических, национальных, религиозных, экономических и т.д.); имеющий собственную социальную, политическую и другие позиции; владеющий правовыми нормами; обладающий социально значимыми личностными качествами.

В практической реализации различных элементов этой культуры задействовано, в том или ином виде, все общество. Наиболее сложным является формирование социально значимых качеств, которые значительно различаются в зависимости от общества и его отдельных слоев. В России канули в прошлое как социально желательные такие качества, как романтизм и трудолюбие, энтузиазм и скромность, практичность и настойчивость, профессионализм (мастеровитость) и послушность, нетерпимость к врагам и недостаткам. А что сегодня социально значимо, каков идеал, к которому надлежит стремиться? Ответить однозначно на этот вопрос в условиях реформы образования, которая в России продолжается уже не одно десятилетие, сложно. Пока не сформулирован и четко не прописан государственный заказ на социально-психологическую культуру, ее содержание и уровень освоения подрастающим поколением. Хотя сказать, что он отсутствует полностью, тоже нельзя. Ведутся дискуссии, обсуждаются концепции, принимаются решения. Совершенно очевидным становится требование включить в цель воспитания формирование конкурентоспособных и психологически устойчивых граждан, успешно продвигающихся на рынке труда. Наполнить обозначенные направления конкретным содержанием в виде перечня социально и профессионально значимых качеств должны в процессе совместной работы три заинтересованных лица: профессиональное сообщество, работодатели и преподаватели.

Но в данном случае речь пойдет о формировании человека как средства производства. Именно производство, уровень развития производительных сил, особенности производственных отношений обусловливают характер воспитания, в том числе и востребованность тех или иных психологических черт. В современном обществе становятся востребованными: культура системного мышления, гибкого и креативного; культура организационного поведения и умение работать в команде; коммуникативная культура, оптимальный стиль поведения, толерантность;

•высокая профессиональная ответственность, умение представлять свои профессиональные и личностные, организаторские и лидерские качества; устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам; стремление к самообразованию и саморазвитию.

Для гуманистической, демократической педагогики целью выступает сам человек и его всестороннее, гармоничное развитие. Поэтому 18'

конкретный воспитательный процесс необходимо строить на основе единства природных дарований человека, его личностных устремлений и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства, иными словами, использовать как факторы социализации личности (рис. 33), так и факторы ее индивидуализации.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ личности

Макрофакторы

Меюфакторы

Микрофакторы

—страна —общество —государство

эти ос региона! ьныс условия тип поселения средства массовой коммуникации семья микросоциум институты воспитания религиозные организации

Рис. 33. Факторы социализации личности

В воспитании человека как целостной, гармонически развитой личности приоритет неизменно остается за духовной культурой. Цель освоения духовной культуры — овладение «завершенными творениями духа», общим духовным достоянием, к которому относятся: 1) мировоззрение (мифология, религия, философия), 2) нравы, тип взглядов и настроений, ценности, мораль, 3) традиционная форма воспитания и образования, 4) место и состояние познания и науки, действующее право, язык, производство и техника, 6) задающие тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания.

Культура — это система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей, охватывающая все стороны жизни человека, определяющая то, что называется духом нации, страны, ее отличительными особенностями. В свое время граф С.С. Уваров, министр народного образования, так сформулировал цель: «Учредить воспитание соответственно нашему порядку вещей и не чуждое европейскому духу».

В результате освоения духовной культуры происходит становление человека как культурно-исторической личности: воспринимающей историю как собственное прошлое и чувствующей ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем; способной к философскому осмыслению действительности; ощущающей целостность мира и свое место в этом мире; обладающей широтой взглядов, предохраняющей от фанатической нетерпимости;

способной к управлению собственным сознанием и отношением к действительности; обладающей возможностью для самореализации в различных сферах.

Воспитание как педагогический процесс представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, стимулирующее активную деятельность последних по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Подчеркнем, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника, в результате которого у детей формируется система определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. По существу, воспитывать — значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и у других свои роли, цели, взаимные отношения. Это трактовка понятия воспитания в узком, сугубо педагогическом смысле.

Воспитание — процесс долговременный и непрерывный, а его результаты носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделено несколько этапов педагогической деятельности — системы действий по реализации процесса воспитания: диагностика (изучение) воспитанников й определение задач воспитания;

•проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); организация педагогического взаимодействия (реализация планов); проверка, оценка результатов.

Воспитательный процесс не имеет жесткой регламентации, но строится в соответствии с определенными принципами. Все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его следует организовать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике. К основным принципам можно отнести следующие: связь воспитания с жизнью, социокультурной средой — воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям; комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса — организация многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса;

педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников — опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности; гуманизм, уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему — отношения педагогов и воспитанников предполагают взаимное доверие, взаимное уважение, авторитет учителя, сотрудничество, любовь, доброжелательность; опора на положительное в личности ребенка; воспитание в коллективе и через коллектив — предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников — учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников и в соответствии с ними выбирать средства и методы работы с конкретным воспитанником; единство действий и требований школы, семьи и общественности.

Об эффективности воспитательного процесса судят в двух планах — результативном и процессуальном. Первый означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который фиксируется в показателях наблюдаемых признаков поведения и сознания, определяемых методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно в деятельности педагога определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы, учтены психологические условия и многое другое. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных мероприятий, проводимых в школе.

Российская теория и практика воспитания переживают серьезные изменения. Воспитательный идеал, на котором строилась советская школа, утратил свою привлекательность. Но и в других странах начало XXI в. ознаменовалось поисками нового идеала. Анализ различных подходов к проблеме воспитания в школе, в том числе профессиональной, позволил выделить ряд принципиальных положений, за которые ратует педагогическое сообщество. Вот некоторые из них: возрождение национального самосознания; опора на труд как единственный источник достойной жизни; возрождение культа мастера и мастерства; возвращение в сферу воспитания общественно полезного труда;

социальная адекватность воспитания, гармонизация реальных социально-экономических условий и личных потребностей и возможностей учащихся; социальное закаливание учащихся; компенсация ранней профессионализации молодежи широкой общекультурной подготовкой; приоритетность воспитания в образовательном учреждении; формирование духовно насыщенной атмосферы жизни учащейся молодежи, сферы полноценного досуга;

•развитие самоуправления и воспитания молодежных лидеров.

Основу воспитательной системы составляют разнообразные методы, способы и приемы, подбираемые в соответствии с конкретными задачами воспитания.

<< | >>
Источник: Милорадова Н.Г. Психология И ПЕДАГОГИКА. 2005

Еще по теме Содержание и направления воспитательного процесса:

  1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  2. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  4. 1. Динамика воспитательного процесса
  5. 3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей
  6. 3.2. СТРУКТУРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПОДРОСТКОВОЙ АДАПТАЦИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ
  7. К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ И СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ПОДХОДОВ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Рыбка Д.П.
  8. Мировоззренческая и эмоциональная направленность в анализе поведения и духовно-нравственном воспитании личности
  9. Содержание и направления воспитательного процесса
  10. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
  11. 1. Проблемы содержания воспитания
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -