<<
>>

Предметный проект Введение элементов драматизации в учебное занятие

Существуют различные подходы к рассмотрению понятий формы обучения и воспитания. Мы не ставим свой задачей рассмотреть все имеющиеся в педагогике подходы к определению данных понятий, ограничимся общим смысловым значением.
В общем смысле форма организации деятельности в педагогическом процессе - относительно ограниченный во времени процесс совместной деятельности педагога и учащегося по достижению целей и задач образования. Этот процесс оформляет определённое содержание деятельности в определённую структуру (вид, тип, внешнее выражение) действий. В зависимости от формы организации, учащиеся и педагоги вступают в разнообразные взаимоотношения, принимают различные ролевые позиции, включаются в те или иные виды деятельности. Чем разнообразнее формы, тем более гибкой становится и система взаимодействия на уровне «учитель - ученик», «ученик - ученик».

Особенности форм организации деятельности детей в образовательных процессах можно рассмотреть с различных позиций:

-формы, изменяющие характер взаимодействия учащихся между собой (индивидуальные, групповые, коллективные);

- формы, стимулирующие активность в познании (формы активизации обучения);

-формы, придающие деятельности учащихся коллективный творческий характер (организация КТД);

-формы, создающие условия для включения учащихся в различные виды общения друг с другом и взаимодействие с источниками информации (формы организации коммуникаций).

Возможны и другие аспекты рассмотрения данной проблемы. Мы же стремимся показать возможности форм драматизации в педагогическом процессе для разрешения проблемы личностной ориентации в образовании. В свете современной педагогической парадигмы формы драматизации интересны для нас тем, что в силу своей специфики они создают широкое поле различных видов работ, часто определяют условия для широкого самовыражения абсолютного большинства школьников, согласно их склонностям и интересам.

Формы ее - импровизация, драматические игры, инсценировки, театр, «суды», «живая газета», коллективные доклады, лекции, праздники, отчеты и т.д. - строятся на учебной деятельности.

Явление, фиксируемое в предлагаемых формах - это выработка новой концептуальной профессиональной позиции, и с этой точки зрения представленный материал имеет не только практический, но и методический интерес.

Вопрос для самоконтроля:

1. Назовите смысловые компоненты, составляющие понятие «форма» обучения и воспитания.

Поверхностная информация наносит только вред человеку, уводит в сторону от настоящей , продуктивной деятельности. Важно научить человека ряду простых, но важных для всякой деятельности умений:

-слушать и слышать;

-смотреть, наблюдать, отмечать, фиксировать, концентрироваться, конспектировать;

-замечать, говорить, самостоятельно действовать; -делать самому, брать на себя ответственность, приобретать опыт

Формы драматизации позволяют включиться в такие виды работ как:

-составление и оформление схем, таблиц, иллюстраций, как на бумаге, так и в пространстве, при помощи пластики тела; -подбирать, записывать, воспроизводить фонограммы; -сочинять тексты, писать сценарии; -организовывать совместную деятельность; -готовить декорацию, костюм, реквизит и т. п. Если мы рассмотрим формы организации образовательного процесса с позиции этих умений, то сможем отметить, какие из выбранных нами форм более способствуют целенаправленному развитию интересов и способностей. Например:

- лекционные занятия, сообщения, семинары более нацелены на создание условий для развития способности слушать, слышать, видеть, замечать, концентрироваться;

-диалог, конференция помогают развивать способность говорить, доказывать, логически мыслить;

-организация игровых ситуаций с активным движением - приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность;

- формы драматизации способствуют личностному принятию ведущих идей учебного материала, обогащению эстетического опыта, присвоению знания.

Обедняя образование формами организации, мы уменьшаем возможность для общего развития жизненно важных умений и способностей растущего человека, задаем для него только одну социально - ролевую позицию - позицию послушного исполнительного ученика.

Поэтому так важно проектирование расширения спектра позиций ребенка за счет разнообразия организационных форм деятельности. Для понимания этого явления обратимся к учебному проекту по литературе по теме «Поэзия «серебряного века».

Цель: создание условий для личностного развития учащихся в различных видах деятельности.

Содержание: поэзия «Серебряного века». Выбор темы обусловлен следующим:

-она малоизвестна (лишь в последнее десятилетие произошло открытие многих имен, фактов, произведений) . Обработка в различных видах деятельности учебных умений развивает интерес к познанию;

-содержание темы связано с культурной эпохой, что позволяет выйти на разнообразие видов работ учащихся, удовлетворяющих их интересы и потребности;

-она развивает эмоционально - ценностное восприятие содержания: при понимании поэзии главенствует чувство, что дает возможность искать внутренний смысл за внешней формой. Содержание темы может органично «переживаться», «присваиваться» учащимися в заданной форме драматизации; - она позволяет расширить кругозор и знания учеников; -устремлена к выявлению и развитию способности к

творчеству, дает широкие возможности развития самостоятельности учащихся, выхода на интеграцию таких предметов, как история, живопись, музыка, танец, труд.

Все это позволяет рассмотреть культурное явление глобально и в единстве.

Формы организации учебной деятельности: лекция, семинар, участие в имитационных играх, защита творческих работ, театрализованные представления.

Формы обучения: групповое проектирование, ситуативный анализ, организация КТД.

При завершение цикла учебного процесса используется диагностический лист (контрольный лист для самооценки), который ученики заполняют самостоятельно или при помощи учителя.

В этих листах отражаются

-характеристика понимания содержания образования, приобретенные умения; -

уровень достижения образовательных целей, включенность в деятельность, проявление интереса и энтузиазма в работе; -

особые способности и интересы, социальная активность.

Подобным образом педагоги стимулируют самопознание,

самоанализ, саморазвитие, самоуправление в образовательной деятельности. Пример ключевых слов для разработки диагностических заданий.

Содержание учебной деятельности разбито на шесть тематических блоков.

Название учебных занятий в традиционном и проектном обучении

Таким образом, проектное обучение создает условия для Уровень цели Ключевые слова и фразы Познание Соотнесите, перечислите, сформулируйте, расскажите, опишите, назовите Понимание Объясните смысл, опишите Ваше восприятие Применение Продемонстрируйте, выберите вариант.... Анализ Объясните причины, сравните, классифицируйте.. Синтез Предложите, придумайте, установите закономерность.. Оценка Установите критерии, выберите лучший вариант, выскажите свое мнение, обсудите все «за» и «против», оцените проблему.. Возможности творческого самовыражения Продукты творчества учеников. использования нестандартных форм организации обучения, позволяющих от одного учебного занятия к другому все больше расширять свободу действий учащихся и приводит к изменению темы и содержания, делая его более привлекательным. Работа задумана как система учебных занятий, где от этапа к этапу

Традиционное обучение Проектное обучение 1. Урок-обзор «Литература рубежа веков» 1. Лекция-погружение «Передо мной чужое время, чужие дни календаря.» 2. Урок «Символизм как литературное направление конца 19-начала 20 вв. 2. Семинар «Ключи тайн» 3. Урок «Творчество поэтов- символистов» 3. Гостиная «Среда на башне Вячеслава Иванова» 4. Урок «Акмеизм как литературное направление начала 20 века» 4. Заседание «Цеха поэтов» 5. Урок «Футуризм как направление в искусстве и литературе начала 20 века» 5. Ролевая игра «Мы - будетляне» 6. Сочинение 6. Театрализованное направление «Спиритический сеанс с вызовом духа «серебряного века»

увеличивается уровень самоуправляющихся функций учащихся.

Учебное занятие №1. Лекция - погружение «Передо мной чужое время, чужие дни календаря...»

Учебная цель: работа с информацией, характеризующей эпоху рубежа кон.

XIX - нач. XX вв. и основные тенденции в развитии искусства.

Задачи:

1. Развитие умения слушать и слышать, конспектировать лекцию путем расширения ее плана.

Предварительная работа с учащимися:

- повторение основных исторических события конца XIX - начала XX вв. Форма учебной деятельности: «живые картины»;

-подготовка краткой характеристики литературного процесса XIX века (графическое отражение информации по теме «Литературные направления начала XX века»);

-подготовка сообщений о живописи рубежа веков: основные направления, художники (подробнее о М. Врубеле как об одном из самых ярких выразителей сознания человека рубежа веков; о музыке конца XIX - начала XX вв. : основные направления, композиторы (подробнее об И. Стравинском); выразительного чтения стихотворений: К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени.», Н. Гумилева «Жираф», В. Хлебникова «О, рассмейтесь, смехачи!», И. Северянина «Ананасы в шампанском».

Форма учебной деятельности: коллективный доклад.

Форма организации: КТД.

Организация предметно-пространственной среды: на доске тема, эпиграф, план лекции.

Эпиграф: ... Скорбь великая растет в душе у всех.

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путем, куда идешь ты, век железный?

Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?

Д.С. Мережковский

План: 1.

Эпоха рубежа веков: 1)

историческая обстановка; 2)

изменения в мировоззрении и мироощущении человека рубежа веков:

а) научные открытия и связанные с ними изменения;

б) основные направления развития философской мысли. 3) культура:

-основные тенденции: а) живопись; б) музыка. 2.

Литература рубежа веков: 1)

традиции XIX в.; 2)

особенности литературы к. XIX - н. XX вв.; 3)

литературные направления: а) реализм; б) модернизм. Задание учащимся: расширить план лекции.

Выставка книг (сборники поэтов «серебряного века» и книги о «серебряном веке»): 1.

Русская поэзия XX в.: Антология русской лирики первой четверти XX в.

- М., 1991. 2.

Поэтические течения в русской литературе к. XIX -н. XX вв.: Литературные манифесты и художественная практика. -М., 1988. 3.

«Серебряный век»: Мемуары. -М., 1990. 4.

Долгополов Л. На рубеже веков. -Л., 1977. 5.

Максимов Д. Русские поэты начала века. Очерки. - М., 1986. 6.

В «Политехнической» - вечер новой поэзии 1917-1923 г. Стихи. Статьи, Манифесты. Воспоминания. -М., 1987. 7.

Дальние берега: Мемуары. -М., 1994. 8.

Книги Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Брюсова, И. Северянина, Вл. Маяковского и др. -

на стенах репродукции картин художников к. XIX- н. XX вв. (М. Нестерова, К. Коровина, М. Врубеля и др.); -

на столе учителя проигрыватель.

Условия проведения занятия: световое, музыкальное оформление, работа слайдового ряда. Ход занятия:

1 этап. Звонок. Учащиеся занимают свои места. Свет выключен. Звучит соната для двух фортепиано И. Стравинского.

Учитель читает эпиграф. Выключается музыка, включается свет. Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему именно эти слова, написанные сто лет назад, мы взяли эпиграфом к сегодняшнему уроку? (Ответы учащихся). Эти слова отражают мироощущение человека не только ^XIX в., но и чувства и мысли человека сегодняшнего».

2этап. Прежде чем начать знакомство с литературой, необходимо вспомнить исторические события того времени.

Демонстрация «живых картин»: 1861г. - отмена крепостного права; 1904-1905 гг. - русско-японская война; 1905-1907 гг. - 1 русская революция; 1914 г. - начало 1 мировой войны; 1917 г. - февральская буржуазная революция, Октябрьская революция.

Найди ответ на вопрос: «Как исторические события отразились на сознании, мироощущении людей?» (Ответы учащихся).

Вывод: Россия объективно оказалась на грани социальных потрясений. Слова Л. Толстого: «человечество ... стоит на пороге нового преобразования.» Но каким путем оно пойдет - не знал никто.

3 этап. Учитель: Помимо ощущения грядущих социальных изменений, в сознании людей ломалась привычная картина мира. Основные научные открытия.

А. Белый в поэме «Первое свидание» впервые в литературе описал атомный взрыв:

Мир - рвался в опытах Кюри Атомной, лопнувшею бомбой. На электронные струи Невоплощенной гекатомбой; Я - сын Эфира, Человек, - Свиваю со стези надмирной Своей порфирою эфирной За миром мир, за веком век.

Усложнение физической картины мира ведет к переоценке всего. Можно привести слова Ф. Энгельса: «. все застывшее стало текучим, все неподвижное стало подвижным, все то особое, которое считалось вечным, оказалось преходящим, было доказано, что вся эпоха движется в вечном потоке и круговороте».

Сама история вторгается в быт людей. Слова А. Блока: «Мировой водоворот ныне засасывает в свою воронку почти всего человека; от личности почти вовсе не остается следа, сама она, если остается еще существовать, становится неузнаваемой, обезображенной, искалеченной. Был человек - и не стало человека, осталась дрянная вялая плоть и тлеющая душонка».

Ситуативный анализ

Задание учащимся: Как вы понимаете слова Блока, Белого, Энгельса? Выразите основные смыслы: письменно, рисунком, пластическим этюдом (на выбор). 4

этап. Учитель: На фоне исторических катаклизмов подлинный расцвет культуры: -

основные направления развития философской мысли (русские философы: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.; Ницше, Шопенгауэр); -

тенденции развития искусства: 1)

разделение культуры на массовую и элитарную; 2)

усиление контактов с мировой культурой; 3)

сосуществование разных художественных систем; 4)

взаимодействие разных видов искусства;

-сообщение о живописи;

-«живая картина»: М. Врубель «Демон»:

Каким предстает герой картины? Отражает ли эта картина дух эпохи рубежа веков? В чем? (Ответы учащихся);

-сообщение о музыке; -

соната для двух фортепиано И. Стравинского: Отражает ли эта музыка свое время? Как? (Ответы учащихся)

Форма организации содержания и деятельности - коллективный доклад: докладчики, чтецы, чтецкий хор, аккомпанемент, певцы, «живые картины», инсценировки, слайдовый ряд. 5

этап. Учитель: В литературе, как и во всем, многообразие форм, противоречивость исканий и острота идеологической борьбы. Литература оказалась между двумя различными эпохами русской культуры. Вспомним основные тенденции литературного процесса XIX в. (монологический ответ 1 ученика; дополнение других учеников).

Литературные направления н. XX в. В процессе анализа учитель и ученики составляют следующую схему:

Неоднородность реализма (А. Куприн, И. Бунин, Л. Андреев). Модернистские направления. (Здесь необходимо разграничить понятия декаденс /особый тип сознания, возникающий, как правило, в кризисные эпохи; характерно неприятие окружающего мира, подчеркнутый индивидуализм, пессимизм, осознание себя носителем высокой, но вырождающейся и гибнущей культуры/ и модернизм / литературное направление рубежа веков/):

Лигергтуиньш ктіпя^запиі імналп XX нша

ч

V

Кеа_ш2м Міщепнл.чи

- \ / *

і

tJHM вблизи Акмш:иС

КуШі|'уі уріпи ЭрзфуГ^ТилТ Г[ЛТШЯ

«Цеиртсфута» 1)

краткая справка о символизме; чтение стихотворения К. Бальмонта; 2)

сообщение об акмеизме; чтение стихотворения Н. Гумилева; 3)

краткое сообщение о течениях в футуризме; чтение стихотворений В. Хлебникова и И. Северянина.

6 этап. Учитель: Ярка и многообразна эпоха рубежа веков. Люди жили сложной внутренней жизнью, трагической и

радостной, наполненной исканиями, чувствами, творчеством.

Гаснет свет. Звучит музыка И. Стравинского. Чтение отрывка из «Поэмы без героя» А. Ахматовой: Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья, - Только прочь от своих могил. На галерной чернела арка, В Летнем только пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.

Задания учащимся: 1.Составить ключевые слова и фразы содержания учебного занятия. Пример: Куда идти? Век железный. Бездна. Круговорот. Нет цели.

2. Домашнее задание. Мини-сочинение «Эпоха рубежа XIX - XX вв. и современный человек».

Вопрос для самоконтроля

1.Определите достаточно ли спроектированы формы организации деятельности учащихся, предполагающие их речевые сообщения и активную практическую деятельность?

Учебное занятие № 2. Семинар «Ключи тайн».

Учебная цель: проникновение в «тайны» символической поэзии. Открытие её принципов.

Задачи: 1.

Развитие умения перерабатывать полученную информацию, выделять в ней главное, делать выводы. 2.

Организация работы с книгой. 3.

Организация групповой работы.

Предварительная работа с учащимися:

1. Формирование творческих групп (3). Каждая группа

знакомится с одной из статей: В. Брюсов «Ключи тайн», К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии», Д. Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»; 2.

Подготовка выразительного чтения стихотворений В. Брюсова «Юному поэту», «Творчество», К. Бальмонта «Путь правды», «Песня без слов», З. Гиппиус «Швея». 3.

Организация предметно-пространственной среды: столы сдвинуты так, чтобы учащиеся могли сидеть по группам вокруг, на столе каждой группы лежит ключ.

Условия проведения занятия: -

в каждой группе есть командир, он владеет ключом, который передает на время тому, кто отвечает; -

отвечать, говорить можно только в том случае, если у тебя в руках ключ; -

если в группе нет желающих отвечать, то командир назначает отвечающего, передав ему ключ.

Ход учебного занятия: 1

этап. Учитель сообщает об условиях проведения занятия; дает общее представление о «серебряном веке» русской поэзии; учащиеся концентрируют внимание на составление таблицы:

Философские основы символизма (Кант, Платон, Шопенгауэр, Вл. Соловьёв) 2

этап. Работа с группами.

Вопросы первой группе: 1)

Что такое искусство? 2)

В чем назначение искусства? 3)

Как вы понимаете значение выражения «ключи тайн»? 4)

Какими путями открываются «двери в вечность»? (Обязательные ответы 4 учеников + дополняющие по желанию)

Лирическая иллюстрация - сонет К. Бальмонта «Путь

правды».

Форма выражения по выбору: декламация, музыка, Философы Противопоставление в поэзии символистов Реальный мир Ирреальный мир Кант Эмпирическое

(чувственный опыт)

Явление (внешнее)

Вещное

Относительное

Временное

Плоть

Материя

Жизнь - вечное умирание Априорное (не зависит от опыта)

Сущность (внутреннее)

Идеальное

Абсолютное

Вечное

Душа Дух

Смерть - рождение к новому Платон «мир теней» «мир идей» Шопенгауэр Представление (не настоящий мир) «мировая воля» (всем управляет; реальный мир - только ее проекция) Вл. Соловьев Жизнь земная ^ отражение Жизнь небесная ^ настоящее инсценирование и т.п. Задания учащимся:

1.Определите ключевые слова и фразы. 2.Опишите ваше восприятие сонета.

3.Объясните смысл стихотворения в свете статьи В. Брюсова.

Вопросы второй группе: 1)

Какие основные черты символической поэзии выделяет К. Бальмонт в своей статье? 2)

В чем отличие символа от аллегории? (Обязательные ответы 2-х учеников + дополнения). 3)

Рассмотрим понятие символа на примере стихотворения З. Гиппиус «Швея».

Задания учащимся:

1.Что является здесь «очевидной красотой», материальным воплощением символа? 2.

Как понимается смысл 2-й строфы? 3.

Каков же этот тайный смысл, «скрытая отвлеченность»? Символом чего является шелк? Заканчивается ли на этом цепочка

ассоциаций? (Нет, символ безграничен)

4. Сущность поэзии и образ поэта в понимании символистов (К. Бальмонт «Как я пишу стихи», В. Брюсов «Творчество», «Юному поэту»). Что для символистов поэзия и поэт?

Учитель. О значении музыки для символистов (Концепция Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»)

Вопросы третьей группе: 1)

Какие три главных элемента нового искусства выделяет Д. Мережковский? 2)

Как он их понимает? (2 обязательных ответа + дополнения) 3

этап. Обобщение.

Вопросы классу: 1)

Главная категория символической поэзии? 2)

Что такое символ? 3)

Основные черты новой поэзии? 4)

Главное противопоставление в поэзии символистов? (мир реальный и мир ирреальный) Охарактеризуйте эти миры.

Формы выражения: речевые, пластические, графические (на выбор). 4

этап. В каждой группе учащихся выбирают того, кто лучше всех работал на занятии. Этим ученикам вручаются «ключи тайн».

Задание учащимся: 1. Организуйте свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течении 10 минут писать без остановки тему: «Основные положения статей символистов», выделите основные идеи, отметая всё лишнее. Мы задаём направление мысли вопросами: 1)

что узнали по новой теме; 2)

задайте вопрос, на который вы так и не получили ответа.

Вопрос для самоконтроля

1. Какие формы организации деятельности активизируют учащихся на данном занятии?

Учебное занятие №3. Гостиная «Среда на башне Вячеслава Иванова».

Учебная цель: работа с информацией по творчеству поэтов символистов.

Предварительная работа учащихся:

1. Формирование 5 групп по интересам + 6-я группа

учителей.

Задание группам: выбрать одного из поэтов (Ф. Сологуб, В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт + В. Иванов (готовят учителя)) и представить его по следующему плану:1)жизненный путь и творчество; 2)поэт в воспоминаниях современников; 3)поэтическая деятельность, анализ одного стихотворения; 4)подобрать музыкальное сопровождение; 5)создать в рисунке символ творчества; 6)сделать выводы.

Формы подачи информации произвольные.

Предварительная работа осуществляется на консультациях под руководством учителя.

2. Организация предметно-пространственной среды: особое расположение столов в классной аудитории для свободного общения групп; на столах свечи, у некоторых учеников маски; на столе учителя магнитофон - запись боя часов.

Условия проведения занятия: затемнение; учащиеся сидят по группам; все гости на «башне» свободно могут перемещаться по классу.

Ход учебного занятия:

1 этап. Один из учителей: Представим, что мы не в последнем, а в первом десятилетии нашего века и в один из октябрьских вечеров 1905 г. оказались на квартире Вячеслава Иванова, которая всеми петербуржцами называлась «башней». Почему? Отчасти потому, что в это время представители культурной интеллигенции стремились к необычности. К тому же эта квартира и в самом деле была в высшей степени оригинальна (воспоминания А. Белого и С. Городецкого). А вот и сам хозяин.

Зажигается первая свеча на столе учителей. Появляется «Вячеслав Иванов», подходит к окну. В это время учителя рассказывают о его жизни и творчестве, читают воспоминания современников. Звучит музыка. «Вячеслав Иванов» читает свое стихотворение «Любовь». Один из учителей дает его анализ. Учителя представляют рисунок - символ поэзии и объясняют его.

Один из учителей: «Около 12 часов появляются гости, (бьют часы). Первым появляется Ф. Сологуб» (на столе этой группы загорается свеча). Группа представляет своего поэта. Главное - представление поэта, воссоздание атмосферы «башни», обыгрывание задания.

Один из учителей: «А вот и В. Брюсов» (зажигается свеча, группа представляет результаты своей работы).

Один из учителей: «Сегодня к нам в гости пришла семейная пара - З. Гиппиус и Д. Мережковский» (зажигаются две свечи). Сначала представляют З. Гиппиус, затем - Д. Мережковского.

Один из учителей: «А где В.Я. Брюсов? Вы здесь? Пожалуйста» (зажигается свеча, группа представляет своего поэта).

Один из учителей: «Вот уже 5 часов (бьют часы). Наступает утро. Но гости еще не расходятся. Слово берет еще один знаменитый «молодой» - А. Блок. Воспоминания К. Чуковского о чтении Блоком «Незнакомки». Выходит «Блок» (учащийся), читает это стихотворение.

Один из учителей: «Утро. Расходятся гости. (Гаснут свечи, кроме свечи Вяч. Иванова.) Еще горит свет в гостиной и в кабинете хозяина. Но вот гаснет и он. (Гаснет свеча.) Если вам еще раз захочется зажечь эти свечи, то вам нужно просто открыть вот этот томик стихов поэтов «серебряного века» (держит его в руках). До встречи!»

Задание учащимся: 1. Оформить результаты работы в группах в форме синквейна.

Синквейн - стихотворная форма (5 строк - французский), основанная на рефлексии и построенная по следующим «правилам»: 1.

В первой строчке тема называется одним словом (существительным. Например, имя поэта). 2.

Описание темы в двух словах (два прилагательных). 3.

Действия (три глагола). 4.

Чувства (фраза). 5.

Повторение сути (синоним из одного слова).

Вопрос для самоконтроля

1. Определите форму проведения занятия.

Учебное занятие № 4. Заседание «Цеха поэтов».

Учебная цель: работа с информацией «Основные принципы теории акмеизма».

Предварительная работа учащихся:

1.Формирование творческих групп. Группа № 1 - распределение ролей по желанию: М. Кузьмина, Н. Гумилева, С. Городецкого, О. Мандельштама.

Задания:

прочитать статьи своих героев и подготовить по ним сообщение (М. Кузьмин «О прекрасной ясности», Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения современной русской поэзии»);

познакомиться со стихотворениями этих поэтов и подготовить выразительное чтение следующих стихотворений: М. Кузьмин «Нас было четыре сестры,», Н. Гумилев «Жираф», О. Мандельштам «Notr Dame»;

познакомиться с воспоминаниями современников о своих героях.

Группа №2 организовывает предметно-пространственную среду: знакомится с воспоминаниями о устройстве редакции журнала «Аполлон», готовит реквизит, бутафорию.

Группы №3, 4, 5, 6.

Задания группам: 1)

знакомиться с творчеством одного из поэтов; 2)

готовит анализ вышеуказанных стихотворений.

2.Организация предметно-пространственной среды: редакционное помещение журнала «Аполлон». В классной аудитории атрибуты редакции - печатные машинки, книжный шкаф, телефон; столы расставлены в определенном порядке, чтобы учащиеся могли свободно перемещаться по аудитории с целью выполнения учебных заданий.

Условия проведения занятия: -

школьники выступают в роли молодых поэтов, которые пришли поучиться у «мэтров» основам творчества; -

на протяжении занятия делают краткий конспект

выступлений поэтов и учителя; -

задают вопросы «мэтрам»; в случае затруднений в роль вступает учитель; -

«мэтры» сидят за отдельным столом, «О. Мандельштам» среди учащихся.

Ход учебного занятия. 1

этап. Звонок. В классе еще шум. Учитель начинает читать стихотворение О. Мандельштама «Невыразимая печаль открыла два огромных глаза.».

Это стихотворение принадлежит еще совсем юному, восемнадцатилетнему поэту. Краткий анализ стихотворения. Слова И. Анненского об акмеистах: «Все это не столько лирики, как артисты поэтического слова. Они его гранят и обрамляют». С чего все начиналось? (Краткая справка о зарожении акмеизма.).

Сегодня перед вами выступят основатели этого литературного направления. Они расскажут об акмеизме, его эстетических принципах, художественных особенностях, прочтут свои стихотворения, чтобы мы смогли лучше представить себе процесс творчества. 2

этап. Предоставим слово М.А. Кузьмину. Поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, композитор, теоретик акмеизма. Яркая, неординарная личность. Именно он в 1910 году опубликовал статью «О прекрасной ясности», где сформулированы важнейшие принципы акмеизма. Пожалуйста, Михаил Алексеевич. -

Выступает «М. Кузьмин» с сообщением по статье. Читает стихотворение «Нас было четыре сестры...» -

Учитель: «Спасибо. Обращение к классу: «Высказывайтесь, пожалуйста. (Несколько высказываний учащихся о своих впечатлениях.) Проанализируйте стихотворение». (Ответ одного ученика + дополнения.) 3

этап. Учитель: «А теперь попросим Сергея Митрофановича Городецкого рассказать о некоторых положениях своей статьи «Некоторые течения в современной русской поэзии». Выступает «С. Городецкий» -

Учитель: «Спасибо, Сергей Митрофанович. Господа, какие особенности акмеизма вы можете выделить из этого выступления». -

Ответы учащихся (обращение к земному миру; экзотика; русский быт; внимание к человеку). 4

этап. Учитель: «Н.С. Гумилев - лидер группы акмеистов. Личность яркая, неординарная. Мы с вами еще познакомимся с его жизнью и творчеством на следующих занятиях. А сегодня попросим, чтобы Николай Степанович сам выступил перед нами».

Выступает «Н. Гумилев». -

Учитель: «Николай Степанович, прочтите, пожалуйста, одно из моих любимых стихотворений «Жираф». -

«Гумилев» читает стихотворение. -

Учитель: «Спасибо. Господа, какое впечатление произвело на вас выступление Н.С. Гумилева? (Несколько высказываний.) Проанализируйте стихотворение». (Ответ одного ученика + дополнения). 5

этап. Учитель: «Спасибо вам за то, что выступили перед нами. Но чтобы наше знакомство полностью состоялось, нужно обратиться к творчеству еще одного поэта. Его стихотворение звучало в начале занятия. Это О.Э. Мандельштам. Этот поэт очень сильно выделяется из группы акмеистов. Краткая справка об особенностях поэзии Мандельштама.

Осип Эмильевич сегодня здесь. Прочтите нам одно из наиболее ярких и характерных ваших стихотворений «Nort Dame». -

«О. Мандельштам» выходит и читает стихотворение. -

Учитель: «Спасибо, Осип Эмильевич. Господа, что вы почувствовали, услышав стихотворение? Какие образы перед вами возникли? Ответы учащихся. 6

этап. Учитель: «Подведем итог нашему заседанию. В 1910- х гг. XX века сложилось новое литературное направление. Оно было очень разнородным. Но все же можно выделить основные принципы акмеизма. Назовите их». Ответы учащихся. Учитель обобщает: отказ от мистической туманности; принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; предметность и четкость образов; отточенность деталей; перекличка с минувшими литературными эпохами, «тоска по мировой культуре». -

Учитель: «Объединяло поэтов нового поколения - стремление обрести устойчивую веру, найти надежную опору в колеблющемся мире.

И если подлинно поется И полной грудью, наконец, Все исчезает - остается Пространство, звезды и певец!

(О. Мандельштам) Задание учащимся: 1. Эссе: «Мои впечатления от знакомства с поэзией акмеистов», «Мое любимое стихотворение из поэзии акмеизма»;

2. Сочинить стихотворение в стиле акмеизма.

Вопросы для самоконтроля 1.

Просмотрите первый этап учебного занятия. Продумайте, какие виды работ могли бы принять на себя учащиеся? 2.

Просмотрите 2-5 этапы занятия. Предложите виды (исключая речевую) активной практической деятельности по работе с данной информацией.

Учебное занятие № 5. Ролевая игра «Мы - будетляне».

Учебная цель: знакомство с футуризмом как литературным направлением нач. XX века.

Предварительная работа учащихся:

1.Формирование творческих рабочих групп (3), которые подготовят представление одного из течений в футуризме (кубофутуризм, эгофутуризм, объединение «Центрифуга») по следующему плану: ?

основные черты; ?

основные представители; ?

наиболее яркие стихотворения; ?

анализ одного из них. -

Заранее учащиеся должны познакомиться с тем, как одевались футуристы, как вели себя, читали стихи, спорили и т.п.; избрать форму представления своего образа.

- Рабочая группа из 5 человек занимается организацией предметно-пространственной среды.

2. Организация предметно-пространственной среды: столы расставлены в определенной порядке, обеспечивающем свободное движение по классной аудитории; на стенах и на доске плакаты, картины художников-футуристов (Вл. Маяковского, групп художников «Бубновый валет», «Ослиный хвост»; Д. Бурлюка, К. Малевича и др.).

Ход занятия. 1

этап. Звонок. Появляется учитель. На нем яркая блуза, яркий галстук, черный костюм. Он приставляет к глазу лорнет и читает стихотворение Д. Бурлюка:

«Мне нравится беременный мужчина. Как он хорош у памятника Пушкина, Одетый в серую тужурку И ковыряет пальцем штукатурку.

Чем заканчивается это стихотворение - неизвестно, потому что Д. Бурлюку по причине бушевания аудитории дочитать опуса никогда не удавалось, и что случилось с беременным мужчиной возле памятника Пушкину, так и неизвестно до сих пор.

Да, искусство футуризма было часто просто вызывающим. А как оно появилось?. Краткая справка о предпосылках и зарождении футуризма. 2

этап. Учащиеся:

а) демонстрируют течения футуризма в следующих избранных формах - рассказ, рисунок, «моментальная фотография», инсценированный доклад и т.п.;

б) на основе анализа стихотворений футуристов делают свое стихотворение в стиле одного из выбранных течений;

в) пластическое выражение темы: создают скульптуру - символ футуризма. 3

этап. Самостоятельная письменная работа по вариантам на выбор: 1

вар. - символизм: основные черты, представители; 2

вар. - акмеизм: основные черты, представители; 3 вар. - футуризм: основные черты, представители.

<< | >>
Источник: Смирнова Н. А.. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ. - 124 с.. 2004

Еще по теме Предметный проект Введение элементов драматизации в учебное занятие:

  1. Предметный проект Введение элементов драматизации в учебное занятие
  2. ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -