§ 4. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАСОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Социальный заказ системы профессионального образования, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании», «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», «Национальной доктриной образования в России на период до 2025 г.», ориентирует высшие образовательные учреждения на повышение качества профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, способных к новаторству и творчеству, владеющих организаторскими навыками и лидерскими способностями.
Однако только в рамках аудиторной деятельности развить творческий потенциал личности студента достаточно сложно, так как невозможно в полной мере создать необходимые для этого условия. Поэтому одна из главных задач вуза заключается не только в выполнении требований Государственного образовательного стандарта, но и в том, чтобы развить творческий потенциал будущего специалиста, что ставит высшую профессиональную школу перед проблемой поиска дополнительных резервов.Значительная роль в этом процессе отводится молодому поколению, представляющему естественный социальный ресурс развития общества. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, молодое поколение обеспечивает сохранение целостности общества, участвует в его преобразовании на основе своего творческого потенциала, способствует поступательному развитию. Критерием позитивности данной группы как субъекта общественного воспроизводства является становление готовности к общественно-полезному производительному труду, приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и развитие творческого потенциала в процессе самореализации. Реализация общественной роли молодежи непосредственно зависит от заинтересованной и целенаправленной политики государства по обеспечению эффективной деятельности всех институтов социализации.
Значимость этой функции государства резко возросла в современный период в связи с фундаментальными социальноэкономическими, политическими и социокультурными изменениями, протекающими в ситуации неоднозначности и социальных рисков, создающих в свою очередь состояние напряженности в молодежной среде.
Вместе с тем поиск способов реализации энергии, объективно свойственной молодым людям, их интересы, притязания и амбиции повысили значимость такого института, как общественные объединения, являющегося непременным элементом гражданского общества.Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности, именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.
Современная действительность, характеризующаяся в социально-философской мысли с позиций концепций глобализации, постиндустриального, информационного, инновационного общества позволяет переосмыслить природу творческой деятельности посредством раскрытия новых аспектов, которые возникают в становящейся социальной реальности. Перемены затрагивают в первую очередь социальные отношения, организующие на новых основаниях - инновационной деятельности, и распространяются на прочие сферы. Так, в частности, перед обществом возникает задача создания условий, дающих возможность воспитания инновационной творческой личности как формирующегося социального типа, отвечающего императивам эпохи. В силу этого одной из ведущих составляющих формирования такого социального типа личности, на наш взгляд, является развитие творческого потенциала.
Е. В. Колесникова, В. Н. Марков, В. Г. Рындак, Т. А. Сала- матова и др. рассматривают творческий потенциал как интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии. Утверждение того, что структурно-содержательный план творческого потенциала отражает комплекс способностей интеллекта, свойств креативности и личностных проявлений, но не сводится к отдельным из них, отражено в работах В. И. Андреева, Г. В. Глотовой, А. М. Матюшки- на, Дж. Рензулли и др. В исследованиях В. И. Андреева, М.
Г. Мерзляковой, В. Г. Рындак, А. И. Санниковой, акцентируется внимание на том, что вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления (целенаправленности) человека; от степени его внутренней свободы; от сформирован- ности социального чувства (действенность, созидательность), т. е. от настроенности, готовности личности к развитию собственных творческих потенций. М. В. Копосова, Г. С. Ялмурзина отмечают, что структура творческого потенциала представлена в горизонтальном и вертикальном срезах. Таким образом, ученые сводят понимание творческого потенциала к совокупности качеств и свойств личности [28].Итак, творческий потенциал социального педагога - развивающаяся система личностных способностей, ориентирующая на ценности социально значимой деятельности и побуждающая к творческой самореализации и саморазвитию.
Исследователи выделяют следующие сущностные характеристики творческого потенциала: многоуровневость содержания, диалогичность, социальность, системность, двойственность, инте- гративность, однонаправленность, развиваемость (Л. В. Сохань,
В. А. Тиханович, В. Г. Рындак, А. И. Санникова и др.). В то же время в научной литературе сущностные характеристики изучаемого потенциала определяются характеристиками творческого мышления, такими как оригинальность, беглость, гибкость, ассоциативность, эмоциональность, эмпатия, любознательность, легкость переключения (Н. В. Рождественская, А. В. Толшин, П. Торренс и др.).
Развитие творческого потенциала социальных педагогов представляет собой непрерывный, направленный, необратимый и закономерный процесс актуализации задатков, способностей, механизмов саморазвития, формирования творческой мотивации, познавательной деятельности, активизацию таких качеств личности, которые позволяют решать задачи, проблемы, не встречавшиеся в ее прошлом опыте.
Методами развития творческого потенциала социальных педагогов в вузе выступают включение студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ, способствующих реализации опыта творческой деятельности.
Методика реализации данного условия базируется на проектной технологии, суть которой состоит в выполнении познавательной, исследовательской, конструкторской или иной работы на заданную тему, конечный результат предстает в виде нового продукта, решения социальной или иной проблемы.При организации проектной работы необходимо учитывать: опыт студентов, их интересы, потребности, мотивацию, уровень знаний. Тематика и направленность проекта определяются поставленной перед студентом задачей, либо формулируются студентом самостоятельно.
В процессе деятельности студенты выполняют различные виды проектов: социокультурные, информационные, исследовательские, творческие. Информационный проект предполагает сбор информации о каком-либо объекте или явлении с использованием широкого спектра информационных источников. Такие проекты отличаются хорошо продуманной структурой: цель проекта, предмет поиска, источники информации, способы обработки информации, результат поиска, презентация. Оформляются в виде реферативных работ.
Исследовательский проект подчиняется логике научного исследования, использует тот же подход к работе: аргументация научной новизны, актуальность темы, анализ данных литературных источников, выдвижение гипотез, определение путей решения проблемы, формулировка выводов на основании полученных результатов. Оформляется в виде курсовых работ, научных статей.
Творческий проект нацеливает на создание творческого продукта, важной является форма представления результата в виде: кроссворда, сценариев сказок, анализа сказок; конструкторов, сценариев, презентаций, образовательной технологии под ключ и др. Оформляется в виде творческих работ.
В соответствии с тематикой и типологией выбранного проекта формулируются цели, определяются методы, средства и этапы выполнения работы. Предложено ориентироваться на следующие этапы работы: организационно-подготовительный, технологический и заключительный (презентативный). По продолжительности выполнения работы студенты выполняют среднесрочные (от одного до двух месяцев) и долгосрочные (до полугода) проекты.
По количеству участников применяется индивидуальная и групповая форма работы над проектом. При создании индивидуальных проектов творческая деятельность студентов проявляется в поисках собственного нестандартного исследовательского подхода, в выборе и постановке задач, в способах их выполнения, в презентации проекта. Широкое использование в проектах информационных технологий дает возможность представить полученные данные как в текстовой, так и в графической форме. Работая над проектом в группе, студенты развивают способность к творческому сотрудничеству, учатся ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.Применения метода проектов заключаются в выполнении следующих условий. Достижение высокого уровня самостоятельности студентов. Студенты самостоятельно выполняют весь проект, преподаватель же руководит поиском нужной информации, стимулирует студентов к выявлению необходимых фактов, гипотез, теорий, которые позволяют им лучше понять тему; Усвоение знаний не сводится к их восприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания становятся достоянием личности в результате ее собственной интеллектуальной деятельности; Акцент не на преподавании, а на учении. Главную задачу преподавателя при использовании метода проектов мы видим в передаче способов работы, а не конкретных знаний; Педагогическое взаимодействие между студентом и преподавателем выстраивается в фасилитационном режиме; При выполнении групповых проектов обеспечивается переход от обучения в аудитории к обучению в малых группах по 24 человека, в лабораториях; Переход от усвоения всеми студентами одного и того же материала к овладению различным материалом и разными способами учения. В процессе выполнения группового проекта студенты обучают друг друга, что хорошо развивает у них навыки коо - перации и творческого сотрудничества; Поскольку задания (учебно-творческие задачи) на проект, как правило, носят межпредметный характер, то студенты вынуждены интегрировать знания из учебных и научных пособий, словарей, справочников.
При защите проекта наиболее важными считаются следующие критерии: 1) качество представленного материала: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность; 2) объем и глубина знаний по теме, эрудиция; культура речи, использование наглядных средств; 4) ответы на вопросы, полнота, убежденность. После презентации проектов целесообразнее всего проводить общую дискуссию по заранее продуманному плану.
Нельзя не сказать о трудностях, которые встречаются при работе с методом проектов. К ним относятся следующие: неготовность студентов обсуждать организационные вопросы, недостаточный уровень подготовки студентов, трудность вовлечения слабых студентов в дискуссию, риск трансформации дискуссии в спор между отдельными студентами. Перечисленные трудности не умаляют всех достоинств этой формы работы, поскольку она представляет собой кропотливую, творческую работу по закреплению и активизации материала, развивает интерес к овладению теми или иными знаниями, вносит соревновательный момент, укрепляет в группах межличностные отношения, основанные на сотрудничестве и сотворчестве студентов, позволяет раскрыть связи между отдельными дисциплинами и областями знаний.
Овладевая культурой выполнения проекта, студенты не только реализуют свои знания, находят новые идеи, факты, концепции, но и демонстрируют умение понимать, принимать, применять информацию и представлять её в необычной и интересной форме, приучаются самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы.
В целом, оценивая роль применения метода проектов в процессе развития творческого потенциала, можно отметить, что он развивает способность творчески мыслить, коммуникативные способности, способность к творческому сотрудничеству, повышает мотивацию творчества и творческую направленность, а также познавательную самостоятельность студентов, и как результат - повышает их общекультурный уровень, способствует развитию общеценностных качеств личности.
Еще одной методикой творческого саморазвития выступает интенция данного процесса в режим саморазвития, что основывается на принципах: индивидуализации, ценностного отношения к развитию творческого потенциала, перехода управления в самоуправление, саморазвития, рефлексивной позиции, осознанной перспективы, обратной связи [11].
Методика предусматривает:
- включение студентов в процесс самодиагностики личностных творческих достижений в процессе осуществления творческой деятельности согласно этапам развития творческого потенциала (личностно-развивающий, прогностическо-креативный, деятельностно-преобразующий); выявление реального уровня развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза на основе результатов диагностики (анализа, оценки), проводимой руководителем, и самодиагностики (самоанализа, самооценки), в процессе совместных действий; составление самодиагностирующих обучающих материалов («Портфолио студента» - форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного студента), использование алгоритма выхода в рефлексивную позицию (Б. М. Островский); применение методических приемов, направленных на развитие рефлексивных умений у студентов (В. Г. Богин); выявление проблемных сторон творческой деятельности и способов ее корректировки.
Действенным методом развития творческого потенциала социального педагога выступает организация инновационной творческой среды, что предполагает: создание комфортного психологического климата в группе на основе формирования доброжелательной, непринужденной, раскованной рабочей атмосферы, базирующейся на организации субъект-субъектного (партнерского, диалогического) взаимодействия педагог- студент, студент - студент (работа в малых группах, командах, применение диалоговых методов и др.).
Вопросы для самоконтроля Определите общие и специфические черты в организации подготовки социальных педагогов в России и за рубежом. Назовите 2-3 наиболее интересных факта о подготовке социальных педагогов за рубежом. Классифицируйте этапы развития профессиональной подготовки социальных педагогов. В чем сущность непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов? Какой станет система подготовки социальных педагогов при принятии ориентиров на Болонское соглашение? Каково содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования социальных педагогов? Каковы особенности и возможности системы переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов? Назовите характерные отличия деятельности социального педагога от деятельности учителя, социального работника? Почему профессиональную деятельность социального педагога можно рассматривать как целостную систему? Дайте содержательную характеристику каждого элемента деятельности социального педагога. Охарактеризуйте функции социально-педагогической деятельности. Каковы наиболее важные личностные и профессиональные качества социального педагога? Перечислите специфические профессиональные компетенции социального педагога. Назовите должностные обязанности социального педагога, содержащиеся в квалификационной характеристике. Перечислите профессиональные знания и умения социального педагога. Назовите основные сферы профессиональной деятельности социального педагога. Определите формы и ценность творческого развития социального педагога.
Литература Абрамовских, Н. В. Социально-педагогическое образование: теория, методология, практика / Н. В. Абрамовских [и др.]. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. - 227 с. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития /
В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновац. технологий, 2006. - 608 с. Басова, В. М. Региональный опыт подготовки социальных педагогов : [в системе унив. образования Костром. обл.] / В. М. Басова // Развитие социальной педагогики в России и подготовка кадров / Междунар. акад. наук пед. образования (Москва); Всерос. соц.-пед. чтения, посвящ. 15-летию подгот. соц. педагогов; Рос. гос. соц. ун-т; ред. Л. В. Мардахаев. - М. : Изд-во РГСУ, 2010. - Ч. 1. - С. 80-84 . Валлиман, И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии / И. Валлиман // Теория и практика социальной работы / под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой. - М.; Тула, 1993. - Т. 2 - С. 289. Винтин, И. А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Винтин. - Елец, 2006. - 50 с. Виттингтон, Р. Обучение американских детей сопереживанию (эмпатии) / Р. Виттингтон // Теория и практика социальной работы / под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой. - М.; Тула, 1993. - С. 389-393. Воронцов, Г. Д. Информологический подход к развитию профессиональной компетентности педагога в процессе постдипломного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. Д. Воронцов. - Спб., 2006. - 186 с. Галагузова, Ю. Н. Становление института социальной педагогики в России / Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова // Социальная педагогика: традиции и инновации: Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009 г., Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М. А. Галагузовой. - В 4 ч. - Екатеринбург, - Ч. 1. - С. 60 - 64, с.47. Галагузов, А. Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: моногр. / А. Н. Галагузов. - МГСУ. - М., 2001. - 250 с. Гришина, Ю. В. Творческие задания практики как средство развития профессионального творчества будущих социальных педагогов / Ю. В. Гришина // Развитие социальной педагогики в России и подготовка кадров / Междунар. акад. наук пед. образования (Москва); Всерос. соц.-пед. чтения, посвящ. 15-летию подгот. соц. педагогов; Рос. гос. соц. ун-т; ред. Л. В. Мардахаев. - М.: Изд-во РГСУ, 2010. -
Ч. 1. - С. 114-118. Жернокова, Н. А. Проблема развития творческого потенциала студентов в вузе культуры и искусств / Н. А. Жернокова // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика: науч.-метод. журн. / учредитель Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - [Кострома : б. и.], 2009. - № 2. - C. 44-46. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. С. Заир-Бек. - СПб., 1995. - 35 с. Коккин, Д. Сложно, как в жизни / Д. Коккин // Социальная работа. - М., 1993. - № 1-2. - С. 54. Комарова, М. Ю. Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. Ю. Комарова. - Иркутск, 2002. - 182 с. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос
сийской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/11/25/koncepciya-putin-
anons.html. Ларионова, Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: моногр. / Г. А. Ларионова. - Челябинск, 2004. Лешер, В. Ю. Творческий потенциал студентов университета и диагностика его развития: метод. разраб. к практ. занятиям для студентов пед. специальностей, аспирантов, преподавателей / В. Ю. Лешер. - Магнитогорск: МГТУ, 2004. - 33 с Луатрон, С. Обучение социальной работе во Франции / С. Луатрон // Школа социальных педагогов и социальных работников / под ред.
В. Г. Бочаровой, А. Н. Дашкиной. - М., 1991. - С. 67. Многоуровневая структура высшего профессионального образования. Нормативные документы Госкомвуза России 1992 - 1996 гг. / под ред. В. С. Сенашенко, Н. А. Селезневой. - М., 1997. Никитский, М. В. Высшая школа: основные направления социальнопедагогических исследований и подготовка социальных педагогов: (каф. педагогики высш. шк. МПГУ) / М. В. Никитский // Социальная педагогика: практ. журн. для соц. работ-ов и педагогов. - 2010. - № 4. - C. 61-64. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев,
А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с. Розин, В. М. Мышление и творчество / В. М. Розин. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 360 с. Селюч, М. Г. Творчество как предмет исследования: теории, идеи, концепции / М. Г. Селюч. - М., 2007. - 214 с. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с. Холостова, Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е. И. Холостова. - М., 1993. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / М. В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 266 с. Яковец, Е. Л. Социальное проектирование / Е. Л. Яковец. - М.: МГ Социальная академия; Флинта, 2003. - 256 с. Ялмурзина, Г. С. Развитие творческого потенциала будущих учителей безопасности жизнедеятельности в процессе профессиональной подготовки в университете: дис... канд. пед. наук / Г. С. Ялмурзина. - Магнитогорск, 2009. - 225 с.