<<
>>

Т. М. Хлусов соискатель ' В. В. Лысенко доктор юридических наук, профессор ДУХОВНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

Успешное процветание современного российского общества, построение правового, социального и демократического государства, а также реализация национальных проектов невозможны без людей, наделенных духовной и правовой культурой, ясно представляющих гуманистическую суть своей деятельности.
Национальная правовая культура - та исходная основа, которая создает неповторимый колорит, смысл, форму юридических дефиниций. Культура - это «отлитое» в конкретные духовные и материальные памятники творчество людей. Правовое творчество - процесс, прежде всего, индивидуальный, сокровенный, которому всегда сопутствует некоторая непостижимость, отмеченная внутренним миром автора. Право - продукт духовного творчества народа, создателя правовых ценностей, ибо именно повседневная человеческая практика данного жизненного уклада, присущего именно данной социальной среде, данной цивилизации, рождает соответствующие нормы регулирования поведения, разрешения многообразных жизненных коллизий. «Индивидуальность», «сокровенность» правового творчества по созданию правовых ценностей состоит именно в том, что право-культурный процесс идет, прежде всего, в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и специфического правосознания и менталитета данного народа. В последнее время значительно возросло количество говорящих и пишущих о падении духовности человека и, соответственно, о необходимости ее возрождения, но, с другой стороны, определения понятия и содержания духовности граждан довольно-таки сильно разнятся. В большинстве случаев они сводятся к точке зрения, что духовность - это некое качество, характеризующее сущность человека, которое в значительной степени зависит от природы того объекта, качеством которого она и является, то есть от природы человека. Если понимать духовность как закономерный результат и продукт эволюционного развития природы, необходимо установить ее роль и функцию.
На определенном этапе развития человечества разум как регулятор социальных и межличностных отношений все чаще и чаще дает сбои. По мнению Федорова В. П., нужны качественно новые регуляторы жизни человека и человечества, более надежные и более определенные, которыми и являются, в свою очередь, духовные установки и ценности161. Жизнь требует «нового миропонимания, новой нравственности и, в конечном итоге, нового духовного мира» 162. Попытка определить сущность духовного наталкивается на ту трудность, что человечество не знает, можно ли это понятие определить обычным, классическим способом (то есть подвести его под другое, более широкое понятие), или это понятие относится к тем предельно широким понятиям (материя, сознание, Бог), сущность которых мы можем описать лишь путем сравнения их с другими, такими же предельно общими понятиями. Если предположить, что дух, духовность - это вершина, качественно новый этап в развитии человека, то следует из этого сделать вывод о том, что дальнейшая эволюция, как человека, так и общества в целом, будет протекать именно в рамках духовной сферы жизни общества, на основе развития и эволюции духа, развития и эволюции духовности человека163. Наиболее активно проблемы «духа» традиционно обсуждаются философией и теологией, принципиальное различие которых заключается в том, что философия, как правило, исходит из некой рационально понимаемой сущности духовного, в то время как религия и теология склоняются к признанию «сверхразум- ной» сущности духа и опираются не столько на разум, сколько на веру164. Понятно поэтому, что в объяснении сущности «духа», так же как и в понимании его природы существуют два основных подхода. Один, исходящий из естественной, или хотя бы рационально объяснимой природы и сущности духа; другой, исходящий из его «сверхъестественной» и «сверхразумной» сущности. Вопрос об источнике духа, о причинах возникновения и развития духовного в настоящее время остается открытым. Естествознание исследует пока лишь самые элементарные психические процессы, и сказать что-либо конкретное о природе духовного пока не может.
Ответы, даваемые философией и религией, противоречивы, а главное, их невозможно практически проверить. Федоров В. П. считает, что истинная цель и смысл жизни человека - постоянное самосовершенствование, основные идеалы которого изложены в «Заповедях Блаженства», и делают человека «богоподобным» и дает ему жизнь полную, цельную, гармоничную165. Формирование духовности - это исключительно важный, качественно новый и относительно самостоятельный этап в развитии человека. Тело, душу и дух человек получает уже при рождении по «роду своему». Однако превращение этого «естественного духа» в «Дух Святой» - акт относительно самостоятельный, но в значительной степени зависящий от самого человека. В юридической науке, как и в философии, наблюдается различный подход к трактовке правовой культуры. Ее стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком подходе, - пишет В. П. Сальников, - речь идет о правовом феномене, близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности...» 166. В философском понимании культура - это все то, что создано человечеством в процессе материальной и духовной деятельности. Исходя из этого правовая культура общества - это ценности, созданные людьми в области права. Она представляет собой особое социальное явление, охватывающее систему элементов юридической надстройки в их реальном функционировании в направлении прогрессивного развития личности и общества. В свою очередь правовой культурой личности являются непосредственно обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития этой личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Признавая необходимость существования некоторой множественности определений правовой культуры, и в частности, понятий «правовая культура общества» и «правовая культура личности», нужно отметить, что в реальной жизни не может быть правовой культуры личности без правовой культуры общества и наоборот.
Правовая культура как социальное явление едина. Сущность правовой культуры личности четко проявляется при анализе структуры этого социального явления, которое выражается в трех состояниях: в правовых ориентациях, в деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Если правовая культура рассматривается лишь как правовой культурный потенциал, вольно или невольно остаются в стороне и возможности ее дальнейшего развития, и устойчивость уже приобретенной правовой культуры. Первое обеспечивается правовой культурной деятельностью, второе же - выработкой правовых культурных ориентаций. Ученые выделяют в своих работах три уровня правовой культуры: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический 167. Обыденный уровень правовой культуры ограничен рамками повседневной жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный вид культуры останавливается на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки. С ее помощью нельзя правильно осмыслить и оценить все стороны правовой практики. Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью. У таких лиц профессиональный уровень правовой культуры вырабатывается при каждодневном непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями. Этой культуре свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующей области профессиональной деятельности. Но все же стоит признать, что полное и всестороннее выявление сущности и содержания правовых явлений под силу лишь личности, обладающей правовой культурой на определенном теоретическом уровне. Такой уровень представляет собой научные знания о сущности, характе- U U /* ре и взаимодеиствии правовых явлении вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-либо отдельных направлений всей правовой жизни общества. Он вырабатывается коллективными усилиями идеологов общества, учеными-юристами, политическими деятелями, коллективным опытом практических работников и организованно вносится в массы.
Логическая структура правовой культуры включает в себя юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические правовые модальности. Правовые понятия и категории составляют рациональную сторону правовой культуры личности и выражают достигнутую ей степень знания и понимания правовых явлений168. Они также служат (хотя и не всегда) основой формирования оценочной стороны правовой культуры. Оценочный момент, органически присущий правовой культуре, не только позволяет понять ее роль в правовом регулировании как фактора, обеспечивающего поддержание прогрессивных правовых норм, но и способствует отмене устаревших регуляторов и формированию новых. Нормативные суждения или деонтические модальности включают в себя такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено». Безусловно, эти модальные операторы преломляются через призму правовых категорий и носят юридический характер. Правовая культура современного общества, включающая в себя прогрессивные элементы культуры прошлого, характеризуется, прежде всего, знанием и научным пониманием принципов права. Она предполагает определенный уровень знания действующего законодательства каждым гражданином. Знание основ права - необходимый элемент общей, политической и правовой культуры человека 169. Для понимания права главное - постижение его важнейших принципов и целей, представление и ценности состояния прочной законности, важности обеспечения прав личности и выполнения ею своих обязанностей перед обществом и государством. Что же касается знания закона, то его уровень может быть различен, и потребность в том или ином объеме конкретных знаний юридических норм зависит, помимо прочего, от характера выполняемой работы, участия в общественной жизни и многих других факторов170. Правовая культура выражает не пассивное, потребительское отношение к ценностям правового характера, а активно-творческое, направленное на их реализацию. Активность питается правильно понятыми интересами, поэтому не случайно в современных условиях особое значение приобретает весь комплекс вопросов, связанных с повышением социальной активности граждан.
Высокий уровень правовой культуры человека предполагает наряду с уважением к праву еще и привычку соблюдать закон. Таким образом, вопросы формирования духовности и правовой культуры каждого человека в отдельности и общества в целом име- ют важное значение, так как они предполагают высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей. Культура - сложное социальное явление, способное органично соединять в своих ценностях самый разнообразный юридический опыт - как одной страны, так и многих государств, народов, всего человеческого сообщества. Поэтому в правовой культуре в «переплавленном» виде всегда присутствуют элементы культурных контекстов различного происхождения - национального, интернационального, всечеловеческого, религиозного, классового и т. д.
<< | >>
Источник: В. М. Боер. Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательств. 2007

Еще по теме Т. М. Хлусов соискатель ' В. В. Лысенко доктор юридических наук, профессор ДУХОВНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА:

  1. Т. М. Хлусов соискатель ' В. В. Лысенко доктор юридических наук, профессор ДУХОВНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА