<<
>>

В. В. Цмай доктор юридических наук, профессор ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ВАКФ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

Вакф (мн.ч. аукаф 'jtj'1-*, синоним хабе мн. ч. Ахбас в переводе с арабского означает - останавливать, приостанав ливать, задерживать, удерживать, арестовывать113. Вакф - термин мусульманского права, означающий неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных (благотворительных) целей, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вак- фа (вакиф ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта114.
Также вакф можно понять как запрет на продажу, дарение, завещание или запрет на распоряжение всяким имуществом, которое учреждено в качестве пожертвования115, так чтобы его субстанция была в разряде вечности и являлось собственностью Бога116, а польза от этого имущества шла на благотворительные цели, которые определяет учредитель пожертвования (вакиф). Бурхан ад-дин аль-Маргинани, последователь ханафитской школы права117, в своей книге «Хидая» дал следующее определение вак- фа, которое было сформулировано основателем упомянутой школы Абу Ханифой: «На языке закона этим термином обозначается посвящение какого-либо предмета какой-либо цели таким образом, что лицо, которому первоначально принадлежал этот предмет, сохраняет на него право собственности, и лишь пользование этим предметом идет на какие-либо благотворительные дела, в виде как бы ссуды»118. Самые влиятельные ученики Абу Ханифы, такие как Абу Юсуф и Мухаммед бен аль-Хасан, не согласны полностью с определением вакфа, которое дал сам Абу Ханифа. Они дали свои определения института вакфа. По их мнению, вакф - это удержание субстанции учреждаемого имущества, которое переходит в собственность Бога, и ассигнование доходов и выгоды от него на те цели, которые угодны учредителю119 . Ниже мы рассмотрим их разногласия с Абу Хани- фой, касающиеся основополагающих принципов института вакфа таких, как право собственности на учреждаемое имущество и предмет вакфа. Маликити дали свое определение института вакф: «Вакф- это ассигнование выгоды (в виде денежных или иных средств) от собственности на определенные цели, на срок, который будет определен учредителем вакфа» 120. Шафииты определяют вакф как «удержание любого имущества, из которого можно извлекать пользу, с оставлением его субстанции в целостности и сохранности, без права распоряжения им, и определение доходов от него на существующие и дозволенные шариатом цели»121. По мнению ханбалитов, «вакф - это удержание учредителем своей собственности, субстанция которого находится в полном его распоряжении или в распоряжении уполномоченного лица и определение выгоды от него на благотворительные цели, основной целью которого является приближение к Богу» 122. Шииты123 также сформулировали свои определения понятия вакф: «вакф - это договор, в результате которого удерживается субстанция имущества, а доходы от него определяются на благотворительные цели». Некоторые шиитские ученые в своих определениях института вакф не используют слово «договор», так как вакф не является актом купли-продажи и не нуждается в согласии той стороны, для которой он учреждается124. V Заслуживает внимания определение института вакф, данное Н. Е. Торнау: «Вакф есть обязательство, по которому собственное имущество посвящается на какое-либо употребление или какому- либо лицу и предоставляется в пользу их, но без права отчуждения» 125.
Фиолетов И., в свою очередь, дал следующее определение вакфа; «Вакф в прямом смысле означает “задержание”, “остановку”, в переносном смысле, на языке мусульманского права - “посвящение какого-либо предмета (имущества) какой-либо цели”, с запрещением дальнейшего отчуждения или перехода из одних рук в другие » 126. Право собственности на вакуфное имущество. Сущность вакфа, по мнению мусульманских ученых, заключается в отказе от какого-либо имущества на срочное или бессрочное время для благотворительных, просветительских, культурно-религиозных целей и т. п., а также учреждений преследующих эти цели. Имущество, учреждаемое в качестве вакфа, по выражению мусульманского права, как бы посвящается на «Божий путь (‘As т. е. на те праведные дела, которые заповеданы мусульманам127. Если мы сравним определения понятия вакф с точки зрения разных авторитетных ученых по вопросу права собственности на учреждаемое имущество в вакф, мы обнаружим между ними разногласия, которые покажут нам их принадлежность к той или иной мусульманской правовой школе. Например, маликитские ученые дают определение понятия вакф, в котором говорится о возможности учреждения вакфа с сохранением права собственности на учреждаемое имущество и возможности определения срока действия вакфа, но собственник не может продать или подарить данное имущество, также оно не может быть передано по наследству128. Шафиитские ученые в своем определение института вакфа говорят о том, что учредитель вакфа теряет право собственности на учреждаемое имущество, которое переходит в собственность Бога129, Сам Шафии (в другом его высказывании) и Малик ибн Анас счита ют, что вакуфное имущество переходит в собственность бенефициариев, если он (они) был правоспособным и дееспособным130. Ханбалитские ученые и сам Ахмед ибн Ханбал во всех своих высказываниях считают, что учреждаемое имущество выходит из собственности учредителя вакфа (вакифа) и переходит в собственность тех лиц, для которых вакф учрежден (бенефициариев)131. Среди шиитских ученых существуют разногласия относительно права собственности на вакуфное имущество. Некоторые из них считают, что учреждаемое имущество переходит в собственность бенефициариев, однако они не имеют права его продать, дарить и т. п., а могут лишь получать с него выгоду. Другие считают, что имущество, учреждаемое в вакф, переходит в собственность Бога, если вакф был учрежден в благотворительных целях, но если вакф являлся потомственным (семейным), то имущество вакфа переходит в собственность бенефициариев. Остальные шиитские ученые считают, что вакиф сохраняет право собственности на имущество, учреждаемое в качестве вакфа132. Абу Ханифа и его последователи по данному вопросу считают, что учредитель вакфа (вакиф) сохраняет право собственности на учреждаемое имущество133, вакиф может продать, завещать, дарить имущество, которое является вакфом; имущество может быть наследовано после смерти вакифа, а также вакиф имеет право прекратить (вернуть себе) вакф в любое время. По мнению аль-Маргинани: «Если бы это было допущено, то оказалось бы, что имущее* тво вакфа не находится в состоянии задержания или запрещения, и имущество не могло бы перейти в пользование другого лица, согласно воле учредителя вакфа, между тем как этого не должно быть. Например: если бы кто-либо назначил жилой дом в пользу бедных, какого-либо отдельного племени, и с течением времени состояние бедности одного из этих лиц прекратилось бы, то право пользования жилищем должно перейти к другим, чего не могло быть, если бы рассматриваемое лицо было собственником такого, обращенного в вакф, дома134 ». С точкой зрения аль-Маргинани мы полностью согласны, поскольку мнение Абу Ханифы по данному вопросу ничем не аргументировано и на наш взгляд оно нарушает принцип вакфа, основание которому положил пророк Мухаммед и его сподвижники. Однако Абу Ханифа считает, что вакиф может потерять право собственности на учреждаемое имущество в двух случаях: 1) если вакиф передал вакф мутавалли (управляющий вакфом), а в случае просьбы вакифа вернуть вакф обратно, тот отказался и после судебного разбирательства судья решил, чтобы вакф остался в руках мутавалли; 2) если вакиф завещает в случае его смерти, что его имущество (дом, земля и т. п.) перейдет в вакф определенному лицу (лицам), то вакф является действительным и не переходит его наследникам135. Но если мы проанализируем высказывание Абу Ха- нифы, содержащееся во втором пункте, то найдем, что это вовсе не является вакфом, а скорее похоже на завещание, которое подпадает под нормы наследования и собственник может передумать, пока жив, или аннулировать это завещание. Аз-Зарка М. говорит: «Вакф, на взгляд Абу Ханифы, похож на процесс одалживания чего - либо для временного использования и тот, кто одалживает, может вернуть себе эту вещь в любое время»136. По мнению ибн Кудама, высказывания Абу Ханифы по поводу не обязательности вакфа противоречат сунне и иджме, потому что вакф учреждали и пророк и его сподвижники, и, когда Омар учредил свой вакф, то пророк сказал ему, чтобы он его не продавал, не дарил, а также, чтобы вакф не был наследован137. Те, кто придерживается мнения Абу Юсуфа и Мухаммеда бен аль-Хасана (ученики Абу Ханифа, которые не являются последователями его мнения в этом вопросе), в определении понятия вакф говорят о переходе учреждаемого имущества в собственность Бога. Абу Юсуф говорил, что вакф сразу выходит из собственности вакифа (учредителя), как только вакф учреждается (т. е. после произнесения вслух соответствующих слов). Мухаммед бен аль-Хасан говорил о том, что вакф перестает быть собственностью вакифа только после передачи его мутавалли (управляющему вакфом)138. Некоторые авторы ограничиваются таким определением понятия вакф, как «удержание субстанции имущества и определение доходов на богоугодные цели», тем самым они уходят от спора мусульманских школ и факихов, не определив, в чью собственность переходит данное имущество. Споры, касающиеся определения понятия вакф, и в частности права собственности на учреждаемое имущество, дошли и до наших времен. Так, в Гражданском кодексе Иордании вакф определяется как удержание субстанции имущества от всякого распоряжения и ассигнование его доходов на благотворительные цели. Имущество вакфа не может быть собственностью вакифа, а также не может переходить в собственность другого лица139. В суданском законе понятие вакф определяется как удержание субстанции имущества, которое переходит в собственность Бога, и определение доходов от него на благотворительные цели (статья 320 Закона «О личном статусе мусульманина»)140. В алжирском законе вакф определяется как удержание субстанции имущества, которое не переходит ни в чью собственность» (статья 3 Закона «О вакфе» 91—10)141. В индийском законе понятие вакф определяется как удержание субстанции имущества со стороны мусульманина, который сохраняет на него право собственности, и ассигнование доходов от вакфа на те цели, которые одобряются мусульманскими законами (статьи 3-9 Закона «О вакфе» от 1995 года)142. Проекты кувейтских законов от 1999 года содержат определение понятия вакф в первых статьях как удержание субстанции имущества и распределение доходов от него, но они не затронули вопроса о праве собственности на учреждаемое имуществог>. По данному вопросу мы хотим дать свою точку зрения. По нашему мнению, право собственности сохраняется на имущество, учрежденное в вакф, если вакф учрежден на определенное время (срочный вакф), но учредитель вакфа не имеет права распоряжаться этим имуществом, т. е. продать, дарить, заложить и т. п., пока оно является вакфом. Но он может его завещать; завещанное имущество переходит в собственность наследника только после окончания срока вакфа. Прав о собственности теряется или, как принято говорить, переходит в собственность Бога, если вакф учрежден на неопределенное время (бессрочный вакф), так как не имеет смысла сохранять право собственности на имущество, которым вообще нельзя распоряжаться и оно не переходит в собственность другого лица и не может быть наследовано или завещано. Предмет вакфа. В вакф может быть обращена только безусловная собственность учредителя, приносящая пользу (доход). По мнению шафиита Абу Закарийя Ан-Навави, в вакф может быть обращено любое имущество, с которого можно извлечь пользу143. Большинство мусульманских ученых считают, что предметом вакфа («маукуф» (»аЗ>-*) должна быть реальная вещь, все то, что вследствие употребления не уничтожается и не уменьшается значительно в ценности, например, такие как земля, сады, строение, предприятие и пр., из чего может быть извлечена польза. Это преимущественно «недвижимое имущество», не может быть вакфом передача долгового обязательства, нельзя завещать пищу, одежду, деньги. Одни мусульманские юристы, поэтому, допускают обращение в вакф только недвижимого имущества, другие не устанавливают такого различия. Далее мы будем детально рассматривать мнения влиятельных мусульманских школ и выделим их разногласия по этому вопросу. Шафииты допускают учреждение в вакф недвижимого имущества, например, такого как земля, дома, магазины, колодцы, источники воды и т. п., несмотря на их состояние, главное, чтобы они были пригодны для пользования и могли приносить доходы в момент учреждения их в качестве вакфа. В подтверждение этому шафииты приводят в качестве примера высказывание самого Ша- фии, который сказал следующее: «Я слышал, что 80 сподвижников пророка пожертвовали свое имущество в качестве вакфа»144. Шафииты утверждают, что подавляющее большинство сподвижников пророка учреждали в вакф недвижимое имущество (землю, дома и колодцы). Шафииты также допускают учреждение движимого имущества в качестве вакфа, такого как животные (овцы, коровы, верблюды и лошади), одежда, военное снаряжение, посуда и полезные книги (Коран). В подкрепление их мнения они приводят следующий хадис пророка Мухаммеда, который мы уже приводили в качестве примера выше: аль-Бухари поведал, что Абу Хурейра рас сказывал, как пророк Мухаммед произнес следующее: «Кто отдает в хабе (то есть учреждает в качестве вакфа) лошадь, уверовав и в надежде на Божью награду, то ее сытость, испражнения и моча будут на весах его добрых дел в Судный день» 145. Шафииты настолько упрощали все сложные вопросы, касающиеся предмета вакфа, что позволили учреждать в качестве вакфа имущество, составляющее общую собственность нескольких лиц, независимо от того, движимое оно или недвижимое, а также независимо от того, что один человек учредил свою долю из общего имущества или же все собственники учредили свои доли в качестве вакфа. В подтверждение их мнения шафкиты приводят в пример хадис пророка Мухаммеда, который рассказал аль-Бухари: «Малик Бен Анас рассказывал, что пророк дал распоряжение построить мечеть, для этого решил купить землю и спросил: “Эй, сыновья Ан-Наджара, скажите, сколько стоит ваш сад? Я дам Вам за него столько, сколько скажете”, на что они ответили пророку: “Мы не просим за него стоимости, мы жертвуем (отдаем) сад на Божий путь” (в имя Бога)»146. И так, по мнению шафиитов, получилось, что несколько человек участвовали в постройке мечети, которая является вакфом147. Маликиты допускают учреждение в качестве вакфа любого имущества, на которое владелец имеет право собственности, так как у маликитов возможно учреждение вакфа на срочное или бессрочное время, поэтому не имеет значение, какое имущество учреждается, движимое или недвижимое. Исключение составляют предметы, запрещенные мусульманским правом. Однако в случае, когда имущество, учреждаемое в вакф, является движимым, а вакф бессрочным, то маликиты выходят из этой ситуации путем обмена самого имущества, которое со временем может прийти в негодность или вообще уничтожится, на другое, такое же148. Маликити не допускают учреждение в качестве вакфа имущества, являющегося общей собственностью, несмотря на то, подлежит оно разделению или нет, вакф будет считаться действительным только тогда, когда имущество отделено. При учреждении в качестве вакфа земли должны быть известны ее границы 149. По мнению шиитов, предметом вакфа может быть только телесная вещь, поэтому нельзя учредить в качестве вакфа долговое обязательство150. Так, шииты, наряду с недвижимым имуществом, допускают учреждение в качестве вакфа всякое движимое имущество, из которого можно извлечь пользу, не изменяя саму вещь (например, домашние животные - овцы, коровы, верблюды и лошади, одежду, земледельческие орудия, военные снаряжения, мебель, посуду и полезные книги). Поэтому нельзя учреждать в качестве вакфа пищу и свечки и т. п., так как польза от этих предметов заключается в их употреблении, и это, по мнению шиитов, нарушает принцип вакфа- Нельзя учреждать в качестве вакфа имущество, которое невозможно продать, например, такое как залог, или нельзя удержать или передать, например, птицу в небе или рыбу в море, а также имущество, которое сдано в аренду, или имущество, которое уже является вакфом. Является также недействительным учреждение в качестве вакфа имущества, которое не приносит пользу или само по себе запрещено мусульманскими законами, например игровые автоматы, бары и т. п. Учреждение же в качестве вакфа золота и серебра в виде драгоценностей является действительным, однако учреждение их в виде монет вызывает спор между шиитскими учеными. Одни шииты считают недействительным учреждение в качестве вакфа золотых и серебряных монет, так как, по их мнению, монеты не могут быть с пользой употреблены без права распоряжения ими. Другие говорят о том, что монеты можно использовать как украшения или превращать их в таковые в будущем путем их плавки, а также можно их использовать как образцы для чеканки. Таким образом, они признают действительность учреждения золотых и серебряных монет в качестве вакфа. Шииты также допускают учреждение в качестве вакфа имущества, состав ляющего общую собственность нескольких лиц, независимо от того подлежит ли оно разделению или нет151. Абу Захра в своей книге «Сборник лекций по вакфу» пишет о том, что большинство мусульманских ученых, кроме маликитов и шиитов, считают, что вакф должен носить бессрочный характер и поэтому учреждаемое имущество должно обладать таким свойством, которое позволяет ему быть вечным и непортящимся, чтобы был сопоставим бессрочный характер вакфа с непортящимся имуществом, учреждаемым в качестве вакфа. Именно поэтому они решили, что в качестве вакфа должно учреждаться только недвижимое имущество, а таковым, по мнению ханафитов, может быть только земля. Все, что учреждается в качестве вакфа, кроме земли, то есть движимое имущество, по их мнению, считается отклонением от правила, поэтому ханафиты признают учреждение в качестве вакфа движимых имуществ только в особых случаях, на которых мы остановимся подробней. Во-первых, когда движимое имущество принадлежит недвижимому (земле), то есть учреждение в качестве вакфа недвижимого имущества вместе с движимым. Оно бывает двух видов: 1) когда движимое имущество связанно с недвижимым (с землей) как бы корнями, например здания (все виды постройки), деревья и т. п. Однако, по мнению Малек ибн Анаса, при учреждении в вакф земли, данный вид недвижимости автоматически переходит в вакф; 2) когда движимое имущество служит учреждаемому в качестве вакфа недвижимому имуществу (земле), например плуг, коровы и т. п. По мнению ханафитов, этот вид движимого имущества иммобилизуется с недвижимым имуществом (с землей), которое учреж дается в вакф, только при особой оговорке учредителя вакфа (вакифа), например, когда говорят: «Я учреждаю мою землю в вакф вместе с находящимся на ней скотом и т. п.». Во-вторых, когда движимое имущество, учреждаемое в качестве вакфа, было упомянуто в преданиях пророка или было учреждено в качестве вакфа сподвижниками пророка. В качестве примера можно привести оружие или животных, применявшихся на войне, поскольку Халид ибн аль-Валид пожертвовал свое оружие во имя Аллаха для войны с неверными, поэтому этот вид пожертвования считается возможным. В-третьих, когда учреждаемое в качестве вакфа движимое имущество было принято вследствие сложившихся обычаев, такое как учреждение в качестве вакфа Корана, полезных книг и т. п., поскольку обычай (урф) в мусульманском праве является юридическим источником, это касается тех норм, которые не противоречат шариату152. Тем не менее, если мы посмотрим на мнения ханафитов по отдельности , то увидим, что сам Абу Ханифа, основоположник ханафит- ской школы, как пишет автор «Хидая», считает, что «обращение в вакф земли представляется законным, потому что некоторые из сподвижников пророка обращали свои земли в вакфы; обращение же в вакф движимого имущества, как особливо преднамеренное, так попутно (с недвижимостью), во всяком случае не законно» 153. Но существует и другое мнение, так Абу Бакр аш-Шайбани говорил о том, что его отец аль-Хасан бен Зияд рассказал ему, со слов Абу Ханифы, что «считается незаконным учреждение любых вакфов. Однако учреждение будет считаться законным только в том случае, если оно было сделано путем завещания» 154. Ученики Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммеда бен аль-Хасана считают законным учреждение в качестве вакфа любой недвижимости (земля, дом и т. п.), но это не должно противоречить мусульманским законам. По вопросу учреждения в вакф движимого имущества мнения Абу Юсуфа и Мухаммеда расходятся. По мнению Абу Юсуфа, учреждение в вакф только движимого имущества является незаконным. Однако он признает возможным учреждение в вакф только то движимое имущество, которое были учреждено в качестве вакфа пророком и его сподвижниками, и было упомянуто в священных писаниях, такое как лошади и оружие, учреждаемые для использования на войне с неверными. Он основывается на истории, в которой говорится что: «Халид ибн Аль-Валид в качестве вакфа пожертвовал свою лошадь и свое вооружение на служение Господу, так же как и Тальха; который пожертвовал свою лошадь служению Господу», т. е. предназначил их для войны с неверными 155. Но учреждение движимого имущества попутно с недвижимостью, по мнению Абу Юсуфа, считается законным. Например, учреждение в качестве вакфа земли вместе с животными, которые ей служат или просто находятся на ней. Преимущественно это коровы, верблюды, лошади, ослы, овцы, козы, а также сторожевые собаки или сельскохозяйственные орудия, принадлежащие земле, такие как лопаты, грабли, мотыги, пилы, топоры. Также можно учредить в качестве вакфа дом вместе с мебелью и посудой. Абу Юсуф допускает учреждение в качестве вакфа имущества, составляющего общую собственность, без надобности в его разделении, независимо от того, подлежит оно разделению или нет, кроме тех вакфов, которые являются мечетями или кладбищами156. Мохаммед бен аль-Хасан тоже считает законным учреждение в качестве вакфа движимости вместе с недвижимостью. Однако он допускает учреждение в вакф движимостей, для которых это обращение установлено обычаем, таких как лопаты, грабли, мотыги, пилы, топоры, лодки, похоронные принадлежности, ткани to одежда, деньги и драгоценности, медная и глиняная посуда и книги, в отличие от Абу Юсуфа, который считал незаконным учреждение таких предметов в вакфs. По мнению Мохаммеда бен аль-Хасана, имущество, составляющее общую собственность нескольких лиц, подлежащее разделению, не может быть вакфом, для этого его необходимо разделить. Тем не менее, в случае когда имущество вообще не подлежит разделению, возможно его учреждение в качестве вакфа в таком виде157. Гражданский кодекс Иордании допускает учреждение в качестве вакфа недвижимого имущества, а также движимости, для которых это учреждение установлено обычаем. Учреждение имущества, являющегося общей собственностью, в качестве вакфа также считается возможным, исключение составляют те вакфы, которые являются мечетями или кладбищами158. Египетский Закон «О вакфе» № 48 от 1946 года говорит о том, что в качестве вакфа можно учреждать движимое и недвижимое имущество только с условием, что оно должно быть выгодным или доходным. В статье 48 Закона говорится: «Возможно учреждение в вакф движимое и недвижимое имущество. Нельзя учреждать в качестве вакфа долю (часть) земли, не подлежащую разделению, это возможно только в случае, когда вся остальная земля является вакфом и цель вакфа одна. Можно учреждать в качестве вакфа доли и акции в предприятиях и акционерных обществах» 159. Индийский Закон «О вакфе» также допускает учреждение в качестве вакфа движимого и недвижимого имущества, но учреждение должно нести бессрочный характер (статьи 3-9 Закона «О вакфе» от 1995 года)160. Проанализировав точки зрения авторитетных ученых и государственные законы, касающиеся тех объектов и предметов, которые возможно учреждать в качестве вакфа, можно сделать вывод о том, что практически все мусульманские школы права и ученые, а также все законы соглашаются с тем, что для учреждения недвижимого имущества в качестве вакфа нет никаких ограничений. Также они согласны с тем, что вакфы, которые являются мечетями или кладбищами, должны быть разделены, если они являются общей собственностью нескольких лиц. Разногласия очевидны только в случае учреждения в качестве вакфа движимого имущества. Достаточно продуктивным по вопросу предмета вакфа является мнение шафиитов, так как мы считаем, что их взгляды удовлетворяют потребностям современной жизни мусульманского общества, поскольку в настоящее время появилось множество объектов, которые возможно учреждать в качестве вакфа и тем самым получить с этого большую выгоду для общества в целом или отдельных лиц. По вопросу учреждения в качестве вакфа имущества, составляющего общую собственность, интересным представляется мнение всех мусульманских школ права в том, что касается вакфов, являющихся мечетями или кладбищами. Такие вакфы должны быть отделены от общего имущества, так как нельзя представить, что такой вакф в момент его учреждения является мечетью или кладбищем, а через год или два будет базаром или садом. По остальным вопросам, ка сающимся учреждения движимого или недвижимого имущества, являющегося общей собственностью, интересны мнения шафиитов и Абу Юсуфа, поскольку на наш взгляд они максимально практичны, и наиболее подходят для нынешней жизни мусульманского общества.
<< | >>
Источник: В. М. Боер. Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательств. 2007

Еще по теме В. В. Цмай доктор юридических наук, профессор ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ВАКФ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ:

  1. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. Ответственные редакторы и руководители авторского коллектива — доктор юридических наук, профессор и доктор юридических наук, профессор. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М),. — 639 с., 2000
  2. Г. А. Агаев доктор юридических наук, профессор НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА СОСТАВА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  3. Ю. В. Ячменёв доктор юридических наук, профессор УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ БАНКОМ РОССИИ
  4. В. М. Боер доктор юридических наук, профессор ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
  5. Т. М. Хлусов соискатель ' В. В. Лысенко доктор юридических наук, профессор ДУХОВНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА
  6. Н. Г. Янгол доктор юридических наук, профессор ЗАРОЖДЕНИЕ И ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИИ
  7. В. В. Лысенко доктор юридических наук, профессор АЗАРТНЫЕ ИГРЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  8. Н. Г. Янгол доктор юридических наук, профессор ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  9. А. С. Хацкилов аспирант X. X. Лойт доктор юридических наук профессор ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОССЛУЖАЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
  10. Виктор НАЙДЕНОВ, доктор экономических наук, профессор
  11. ИТОГИ УКРАИНСКОЙ «НЕЗАВИСИМОСТИ»: БАНКРОТСТВО ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВА Виктор НАЙДЕНОВ, доктор экономических наук, профессор
  12. О. Э. Старовойтова доктор юридических наук, доцент СОМАТИЧЕСКИЕ ПРАВА И ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РИСК
  13. С. С. Бородин кандидат юридических наук, профессор ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ . (ПРИЗНАКИ)
  14. Демидов И.В.. Логика: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. - М.: Юриспруденция. - 208 с., 2000
  15. Мельникова Татьяна Витальевна. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРАВА (ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ) / Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук, 2009
  16. Учебная программа для педагогических университетов и педагогических отделений классических университетов Разработана доктором педагогических наук, профессором кафедры неорганической химии и методики преподавания химии МПГУ Г. М. Чернобельской