<<
>>

2.5. Братоубийца на престоле

— Ашока был внуком Чандрагупты, основателя империи Маурьев, и сыном Биндусары. При нем пределы державы простерлись от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от Афганистана на северо-западе до Бенгальского залива на востоке.
То есть, фактически, они либо совпадали, 86 Глава 2. Первые деспотии либо даже несколько выходили за границы современной Индии. Это значит, что его можно называть правителем первого всеиндийского государства, — вступил в обсуждение Банерджи, после выражения слов благодарности за предоставленную ему возможность осветить жизнь своего знаменитого соотечественника. — Но завоевывать престол царевичу пришлось в многолетней, кровопролитной борьбе со своими 99 братьями. Убив соперников, он приступил к внешним завоеваниям. Здесь также не обошлось без трудностей. Особенно сильное сопротивление он встретил со стороны царя Калинги. Ужасы войны вселили в сердце Ашоки раскаяние. Одним из проявлений которого стало принятие им буддизма. Став ревностным проповедникам новой религии, он рассылал миссионеров во все сопредельные государства, основывал там монастыри и ступы. Всего при нем было построено 84 тысячи ступ. Но к концу жизни его религиозное рвение не находило отклика в его семье. И вторая его жена совершила нечто вроде тихого государственного переворота, отстранив мужа от власти, и передав ее в руки его внука. Ашока тяжело переживал утрату былого могущества, но вернуть его он уже не мог. Мое вступление, возможно, излишне затянулось, но иначе в рассказе самого царя для вас многое оставалось бы неясным, — сказал Банерджи, умолкая и делая знак, чтобы пригласили Ашоки. Возникнув, он приступил к изложению своей истории. — Когда прошло восемь лет после моего помазания, я покорил Калингу. 150 тысяч человек было угнано оттуда, 100 тысяч было убито на месте и гораздо более того умерло. Вслед за этим, как только были покорены жители Калинги, у меня появилась жгучая потребность в дхарме17. Такая скорбь охватила меня, что я покорил жителей Калинги. Я подумал: «Новых побед одерживать не следует. Удовольствие в своих победах надо находить в прощении всех, даже тех, кто причиняет вред, прощать их насколько это возможно». Так на меня снизошло раскаяние. Я говорю о своем раскаянии для того, чтобы люди устыдились, и никого более не убивали. Ибо я пожелал всем живым существам безопасности, самообладания, душевного спокойствия и мягкости. И ту победу я стал считать главной, которая одержана с помощью дхармы. Ведь она относится и к этому миру, и к тому миру. Эта победа была мной одержана в моих владениях и на всех границах, даже далеко отстоящих от моих земель. Даже там, куда не доходили мои посланцы, люди, слыша от других наставления в дхарме, начинали следовать ей. То, что этим достигалось, было повсеместной победой, а повсеместная победа доставляет чувство радости. Благие дела трудны. Кто зачинщик благих дел, тот делает трудное дело. Я-то совершил много благих дел. Я учредил должность махаматров, 17 Синкретическое представление о законе, благе, порядке, справедливости, долге, обы- 2.5. Братоубийца на престоле 87 наблюдающих за дхармой. Они пеклись о последователях всех вероучений ради привлечения людей к дхарме, ради продвижения их по пути дхармы, ради блага и счастья всех приобщенных к ней.
Они пеклись о тех, кто находился в услужении, о несчастных и престарелых, о тех, кто был заключен в оковы, ради улучшения их участи. Прежде не было такого порядка, чтобы во всякое время заниматься людскими делами или получать оповещения. Затем мною было установлено так. Во всякое время — принимал ли я пищу, находился ли в гареме, или в своих покоях, или в отхожем месте, или в паланкине, или в садах — всюду мои чиновники оповещали меня о людских делах. И повсюду я занимался людскими делами. Я желал, чтобы всюду здравствовали все вероучения. Я почитал последователей всех вероучений, как членов монашеских общин, так и мирян-домохозяев. И дарами и иными разными почестями почитал я их. Но не так я пекся о дарах и почестях, как о продвижении последователей каждой веры на пути своего учения. Многообразно это продвижение, однако в основе его — контроль над речью, дабы не было восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях. Я думал, что все люди — мои дети. И как своим детям я желал даже непокоренным пограничным жителям, чтобы они обрели полное благо и счастье и в этом мире, и в другом мире. И если бы у непокоренных жителей появился такой вопрос: «Какие намерения у царя по отношению к нам?», я бы ответил: «Хочу, чтобы не испытывали они страха передо мной, чтобы дышали спокойно, чтобы исходило от меня счастье, а не несчастье». Я желал, чтобы они постигли вот еще что: «Царь Ашоки простит тех, кого можно простить», чтобы они ради меня следовали дхарме для обретения блага этого мира, и того мира. Чтобы люди продвигались должным образом на пути дхармы, я приказал установить столпы, посвященные ей, обнародовать обращения к людям, касающихся ее. А вдоль дорог я приказал посадить деревья, которые должны были давать тень для скота и людей. А также я велел насадить мангровые рощи. Я приказал вырыть колодцы и устроить места для отдыха. Повсюду я приказал сделать навесы для питьевой воды ради скота и людей. Махаматрам, наблюдающим за дхармой, было велено заниматься распределением даров моих сыновей и сыновей других цариц, дабы показать людям благочестивые установления дхармы. Что касается благочестивых устремлений дхармы, т. е. сочувствия, щедрости, правдивости, чистоты, мягкости и благочестия, а также следования дхарме, то они, я надеялся, постоянно будут возрастать у людей. Я был совершенным царем. Что это значит — быть совершенным царем? Это значит — уметь наказывать. Если бы царь не стал наказывать неустанно тех, кто должен быть наказан, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле. Ворона стала бы клевать жертвенный пирог, а собака 88 Глава 2. Первые деспотии лизать жертвенную пищу, и не стало бы ни у кого собственности, и низшие заняли бы место высших. Все касты были бы разрушены, все законы были бы нарушены, и имело бы место всенародное восстание из-за ошибочно применения наказания. Где действует черное, красноглазое наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если царь хорошо наблюдает. Мои сыновья, внуки и мои потомки не следовали моему примеру, отступая от моего пути. Они совершали грех. Поэтому мое царство не пережило меня, и с моей смертью оно распалось навсегда, — проговорил Ашока, и голове его поникла. — Ваше величество, позвольте выразить восхищение прекрасными порывами Вашей души и самое искреннее сочувствие тому, что они не нашли должного отклика в судьбе Вашего царства, — сказал Черчилль, в свою очередь сделав головою глубокий поклон. — Ваше величество, товарищ царь, — неожиданно подал голос Сталин, — скажите, пожалуйста, каким образом понятие дхармы сочетается с понятием обыкновенной человеческой справедливости и допускает существование миллионов людей, так называемых неприкасаемых, по своему юридическому статусу приравненных к собакам? — Дхарма помогает царю поддерживать в государстве мир, покой, порядок и благочестие. Она предупреждает беспорядок и бесчинства, хаос и насилие — величайшие бедствия, которые грозят государству. Она закрепляет разделение людей на высших и низших, благородных и низменных, придуманное не мной, а могущественными богами — творцами мира и законов, — ответил Ашока после некоторого замешательства. — Я надеюсь, ответ удовлетворил Вас, господин Сталин. Нам же осталось только принести свои извинения за доставленное беспокойство и поблагодарить его Величество за крайне интересный рассказ. А теперь, господа, нам предстоит заслушать величайшего правителя древнего Китая, первого императора объединенного Китая Цинь Шихуанди, — продолжил Черчилль после того, как Ашока удалился.
<< | >>
Источник: Гивишвили Г.В.. От тирании к демократии. Эволюция политических институтов.. 2012

Еще по теме 2.5. Братоубийца на престоле:

  1.  ПРОБЛЕМА ОТКАЗА ОТ ПРЕСТОЛА
  2. Наследник престола
  3. Замещение престола.
  4. Восшествие на престол
  5.    Восшествие на престол Софьи Алексеевны
  6.    Из бедного родственника – в наследники престола
  7. «Устав о наследии престола» и коронация Екатерины
  8.    Рождение наследника престола Павла Петровича
  9. «Вступаю на престол ценою крови моих подданных»
  10. Камбис и восшествие на престол Дария I: восстания 522—521 гг. до н. э.
  11. ГАВА. ОДИННАДЦАТАЯ. Восшествие на престол буржуазии. (1789 — 1815.)
  12. 12.1. Про зречення імператора Миколи II від престолу російського та про зняття з себе верховної влади (2 березня 1917 р.)
  13. 1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл