<<
>>

Диалектика объективной истины

Конспектируя в своих «Философских тетрадях» «Науку логики» Гегеля, Ленин останавливается на «учении о понятии». Он подчёркивает цитаты, касающиеся «диалектики понятий и их материалистических корней»24.
Он конспектирует те части, где «диалектика понятий» проявляется как процесс: «Жизнь порождает мозг. В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине»2*. Ленин делает заключение: «Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идёт к объективной истине через "практику " (и технику)»26. Статья «Крах II Интернационала» является примером того, как марксистская теория познания служит руководством к политическому действию. Объектом исследования стала точка зрения одного из руководителей II Интернационала: «Надежды на революцию оказались иллюзией, а отстаивать иллюзии не дело марксиста, рассуждает Кунов»27. «Субъективная истина» Кунова никоим образом не является «объективной истиной», к которой приходят через практику политической борьбы. Кунов объясняет крах Интернационала как крушение иллюзорных надежд. По мнению Кунова, Базельский манифест предполагал вспышку революции. Ленин обращается к Базельскому манифесту и синтетически обобщает его, утверждая: «Всё это - совершенно ясные мысли; в них нет ручательства, что революция будет; в них положено ударение на точную характеристику фактов и тенденций. Кто по поводу таких мыслей и рассуждений говорит, что ожидавшееся наступление революции оказалось иллюзией, тот обнаруживает немарксистское, а струвист-ское и полицейски-ренегатское отношение к революции»28. Дискуссия ставит в данном случае проблему, которая требует углубления. Не существует гарантий того, что из одного факта вытекает другой факт: нет гарантии, что война вызовет революцию. Иллюзия может созреть только у тех, кто не понял «диалектики понятий». Да, империалистическая война является понятием, но это понятие, которое отражает феномен социальной природы капитализма. Установленная связь между реальным феноменом, то есть войной, и возможностью революции может быть проверена только в практике политической борьбы. «Истина есть процесс», - предупреждает нас Ленин. Из теории, через практику, мы приходим к «объективной истине». Точный анализ фактов и тенденций даёт возможность открыть взаимосвязь между объективным процессом развития империалистического общества и субъективным процессом революционного движения. В этом смысле «истина есть процесс», а не надежда, которая может привести к разочарованию. Именно поэтому Ленин преподносит истории теорию революции, продукт «Тетрадей» и первой мировой войны.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Диалектика объективной истины:

  1. Онтологическая проблема. Догматизм и диалектика
  2. Диалектика субъекта и объекта.
  3. 2. ДИАЛЕКТИКА VIII.
  4. /. Диалектика деятельности
  5. ДИАЛЕКТИКА У КАНТА И В «НЬЯЯ-ОТРЕ»
  6. 2.4. СВЯЗЬ ЛОГИКИ СТОИКОВ С ИХ ДИАЛЕКТИКОЙ И ТЕОРИЕЙ ПОЗНАНИЯ
  7. Очерк 3 ЛОГИКА И ДИАЛЕКТИКА
  8. Очерк 5 ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА
  9. К вопросу о диалектико-материалистической критике объективного идеализма ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА
  10. Очерк 9 О СОВПАДЕНИИ ЛОГИКИ С ДИАЛЕКТИКОЙ И ТЕОРИЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА
  11. СИМВОЛ КАК ДИАЛЕКТИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
  12. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
  13. Лекция 12. Континуальность и самоубийство: диалектика смерти
  14. 1. Буржуазное общество как «реальный субъект» (Маркс) и диалектика производства и обращения по Уно
  15. § 5. Понятие истины
  16. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ