<<
>>

Диалектика противоречивых частей

В начале заметок «К вопросу о диалектике» Ленин пишет, что сущность диалектики - это «раздвоение единого и познание противоречивых частей его»48. Плеханов не уделяет достаточного внимания этой стороне диалектики: «...
тождество противоположностей берётся как сумма примеров»''9. «Тоже у Энгельса. Но это "для популярности" [...], а не как закон познания»50. То, что Ленин принимает у Энгельса «для популярности», он не принимает у Плеханова из политических соображений. В этом контексте важно примечание о двух концепциях развития: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними)»51. Не случайно, что Ленин ставит в вину Плеханову, в политической статье «Крах II Интернационала», фальсификацию принципов диалектики и противопоставляет ему Клаузевица. Ленин пространно цитирует отрывок из Клаузевица, который начинается следующим образом: «Все знают, что войны вызываются лишь политическими отношениями между правительствами и между народами; но обыкновенно представляют себе дело таким образом, как будто с началом войны эти отношения прекращаются и наступает совершенно иное положение, подчинённое только своим особым законам. Мы утверждаем наоборот: война есть не что иное, как продолжение политических отношений при вмешательстве иных средств»52. Ленин напоминает: «И именно такова была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших как продолжение политики данных, заинтересованных держав - и разных классов внутри них - в данное время»53. И с другой стороны: «Грубый шовинизм Плеханова стоит совершенно на той же самой теоретической позиции, как более тонкий, примирительно-слащавый шовинизм Каутского, когда сей последний освящает переход социалистов всех стран на сторону "своих" капиталистов следующим рассуждением: "Все вправе и обязаны защищать своё отечество; истинный интернационализм состоит в признании этого права за социалистами всех наций, в том числе воюющих с моей нацией "»54. Именно Каутский возвращается к «своим особым законам» войны: «Но, если присмотреться к теоретическим предпосылкам рассуждений Каутского, мы получим именно тот взгляд, который высмеян Клаузевицем около 80 лет тому назад: с началом войны прекращаются исторически подготовленные политические отношения между народами и классами, наступает совершенно иное положение!»15. Ленин вновь обратился к «закону познания» и сарказму диалектики.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Диалектика противоречивых частей:

  1. 2. ДИАЛЕКТИКА VIII.
  2. /. Диалектика деятельности
  3. ДИАЛЕКТИКА У КАНТА И В «НЬЯЯ-ОТРЕ»
  4. «НАУКА ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ И МАРКСИСТСКАЯ НАУКА ЛОГИКИ
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. 2.4. СВЯЗЬ ЛОГИКИ СТОИКОВ С ИХ ДИАЛЕКТИКОЙ И ТЕОРИЕЙ ПОЗНАНИЯ
  7. Очерк 3 ЛОГИКА И ДИАЛЕКТИКА
  8. Очерк 4 ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИКИ
  9. Очерк 5 ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА
  10. СИМВОЛ КАК ДИАЛЕКТИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ