<<
>>

Эклектика и диалектика политической борьбы

Изучая «Науку логики» Гегеля, Ленин отмечает: «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, - вот в чём суть». Далее следует важное уточнение: «Эта гибкость, применённая субъективно, = эклектике и софистике.
Гибкость, применённая объективно, т.е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира»83. Ещё раз изучение метода претворяется в политический анализ. В отрывке из «Краха II Интернационала» мы читаем: «Возьмём современное войско. Вот - один из хороших образчиков организации. И хороша эта организация только потому, что она - гибка, умея вместе с тем миллионам людей давать единую волю»*''. Суждение ясное: современная военная организация эффективна «только потому, что она гибка». Пример, который он приводит, касается различных форм сражения: «Вот это называется организацией, когда во имя одной цели, одушевлённые одной волей, миллионы людей меняют форму своего общения и своего действия, меняют место и приёмы деятельности, меняют орудия и оружия сообразно изменяющимся обстоятельствам и запросам борьбы»85. Речь идёт о гибкости, «применённой объективно», поскольку она отражает все стороны материального процесса. Это именно то, на что хочет указать Ленин: «То же самое относится к борьбе рабочего класса против буржуазии. Сегодня нет налицо революционной ситуации, нет условия для брожения в массах, для повышения их активности»86. Он продолжает: «Это не легко, слов нет. Это потребует подготовительных действий. Это потребует тяжёлых жертв. Это - новый вид организации и борьбы, которому тоже надо научиться, а наука не даётся без ошибок и поражений. Это вид классовой борьбы относится к участию в выборах, как штурм относится к маневрам, маршам или к лежанию в траншеях. Этот вид борьбы становится в истории на очередь дня очень не часто, - зато его значение и его последствия простираются на десятилетия. Те дни, когда можно и должно поставить в порядок борьбы такие приемы её, равняются 20-летиям других исторических эпох»87. Субъективизм в выборе форм борьбы - это выражение эклектики в политической теории и практике. Поскольку выбор форм политической борьбы - это действие, то такой выбор ограничивается принятием желаемого за действительное и скатывается к тактицизму. Только выбор, отражающий реальные тенденции, во всех их аспектах, становится политическим действием общей стратегии. Стратегия нуждается в диалектике. 267
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Эклектика и диалектика политической борьбы:

  1. § 1. Вера и знание как единство
  2. КОММЕНТАРИИ
  3. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
  4. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. 2. Эклектика в методе — нигилизм и волюнтаризм в теории
  7. Предисловие
  8. Основные участники философского процесса
  9. Глава 18 ПОДВОДЯ ИТОГИ
  10. Лекция 1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ. КАКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ НАМ НУЖНЫ
  11. Эклектика и диалектика политической борьбы