ФАКТОРЫ КОНСОЛИДАЦИИ НАРОДОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ И ЦЕННОСТИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Н.С. Щёкин, О.В. Новикова
Модернизация белорусского и российского общества может успешно осуществляться только в том случае, если будут учитываться ее цивилизационные аспекты, и, прежде всего, тот факт, что наши народы принадлежат к единой восточнославянской цивилизации.
Можно выделить ряд объективных и субъективных факторов, способствующих консолидации восточнославянских народов. Прежде всего, это геоклиматический фактор, характеризующий общность природных и климатических условий жизни людей. Эта общность проявляется, в частности, в существовании, по выражению И.А. Ильина, «бремени земли» и «бремени природы», определяющих единую для наших государств зону «рискованного земледелия». Поэтому, можно говорить о восточнославянском мире как особой форме цивилизационного бытия, характеризующейся единством социально-исторического пространства и времени - своего рода уникальном цивилизационном пространственно-временном континууме.
Демографический фактор, обусловливающий стремление восточнославянских народов к консолидации, связан с их этнической близостью и широким распространением межэтнических браков, традиционно важной ролью семьи в общественной жизни.
Не менее важную, хотя и амбивалентную, роль играет экономический фактор, связанный, с одной стороны, с тем, что длительное время в СССР существовал единый народно-хозяйственный комплекс и, соответственно, экономика союзных республик развивалась как единое целое. С другой стороны, после распада СССР и обретения республиками суверенитета обостряются экономические противоречия между ними, что негативно сказывается на их экономической интеграции.
Особое значение для консолидации восточнославянских народов имеет политический фактор, однако его роль также является диалектически противоречивой. Наряду с близостью политической культуры традиционалистского типа в политической жизни русского, белорусского и украинского народов, общими для них (а потому сближающими их) социально-политическими идеалами и мировоззренческими установками, существует и иногда отчетливо проявляется дестабилизирующая роль национальных политических элит, преследующих групповые властные интересы.
Действие описанных объективных факторов тесным образом связано с субъективным фактором: наличием воли и стремления народов к реальной интеграции, пониманием общего и специфического в образе жизни различных восточнославянских этносов, и на этой основе недопущением неуважения к традициям и обычаям других народов, наконец, противодействием усилиям противников сближения в международном сообществе.
Речь идет о единой цивилизации, в рамках которой возможна экономическая и политическая интеграция, образование политических союзов и экономических сообществ, однако главную роль в консолидации восточнославянских народов все-таки играют духовные ценности. Сердцевиной духовных ценностей восточнославянской цивилизации являются ценности, определяющие отношение к природе и к обществу.
Во-первых, это экосоциальные ценности, предполагающие уважительное отношение к природе, понимание зависимости от нее и, вместе с тем, стремление не только приспособиться к ней, но и изменить ее. Они являют собой «мостик» между
и и гд
покорительской стратегией цивилизации Запада и традиционалистским «вживанием» в природу цивилизации Востока. Цивилизация будущего - это экосоциальная цивилизация.
Во-вторых, это культурно-исторические ценности, которые также могут служить связующим звеном между цивилизациями Запада и Востока. Основанием для этого является их синтетическая природа, способствующая преодолению ригоризма ценностных установок, как Запада, так и Востока.
Среди социокультурных ценностей восточнославянской цивилизации особо выделяется ценность коллективизма как установки на гармонизацию интересов личности, коллектива и общества в целом. Достижение этой гармонии - фундаментальная проблема, и было бы самонадеянно утверждать, что в развитии восточнославянской цивилизации она была однозначно решена. В ее прошлом известны периоды доминирования общинного, а затем общественного начала над индивидуальным. Но и в этом случае в общественном мнении, художественной и философской литературе существовало понимание проблемного характера таких отношений.
Еще одна ценность - ценность государства как оплота и гаранта стабильности общества.
Само становление восточнославянской цивилизации стало возможным благодаря созданию сильного, способного обеспечить безопасность границ государства. Вместе с тем, отношение к государству на всем протяжении существования восточнославянской цивилизации было двойственным, что нашло отражение в характерной для русской философско-правовой мысли бинарной оппозиции «государство как орган» и «государство как организм». Первое выражение имело негативное значение, фиксируя бюрократическую сущность управленческого аппарата как инстанции принуждения; смысл второго был позитивным, связанным с оценкой государства как организатора всей общественной жизни и благодетеля человека. В этом смысле «государство есть собирательно-организованная жалость» [1, с. 522].Отсюда в качестве особой ценности восточнославянской цивилизации вытекает ценность гармонии государства и гражданского общества. Речь идет о «естественном» гражданском обществе, зачатки которого появляются до возникновения государства, и которое в период оформления национальных государств в XVII-XIX вв., перерастает в дополняющее государство «позитивное» гражданское общество. Показательно, что в философско-политической мысли восточнославянских народов, сквозным являлся идеал «народного государства» - государства как организма, вырастающего из гражданского общества и дополняющего его.
Среди других ценностей восточнославянской цивилизации необходимо назвать ценности веры, социальной справедливости и равенства. Эти ценности невозможно рационализировать, уподобив их нормам формального права. Характерный для традиционалистской цивилизации Востока акцент на роли морали как регулятора межличностных отношений и присущая цивилизации Запада артикуляция формальноправовой нормативной системы, фактически разрывали единство этих двух основных систем социализации человека и регуляции отношений в обществе. Для восточнославянских народов характерно осознание необходимости гармонизации этих двух нормативных систем. При этом, признавая важность права, они не могли смириться с его формально-обезличенным характером.
В.В. Розанов эту особенность русского менталитета выразил в форме афоризма: «Мы не по думанью любим, а по любви думаем. Даже и в мысли - сердце первое» [2, с. 368]. Показательно, что близкие по смыслу характеристики были даны также русским историософом С. Франком, украинским философом Г. Сковородой и белорусским мыслителем В. Самойло-Сулимой. Отсюда - знаковая для философской мысли восточнославянских народов дилемма «правды- истины» и «правды-справедливости». Ее решение в пользу последней легло в основу кордоцентризма - «философии сердца», вновь ставшей актуальной в условиях усиливающейся прагматизации общественной жизни, аберрации духовных ценностей и технократизации управленческого мышления.Конечно, восточнославянская цивилизация неоднородна. При несомненном единстве и общности исторической судьбы восточнославянской цивилизации очевидно своеобразие цивилизационной динамики белорусского, русского и украинского народов, игнорирование которого является причиной возникающего временами взаи- монепонимания и, как следствие, недоверия друг к другу. Это различие, учитывая вариативность исторического процесса, вполне естественно и выступает одним из объективных оснований идеологии государства, призванной способствовать укреплению национально-государственной и цивилизационной идентичности белорусского народа.
Жизнь современного общества весьма динамична, и наше общество, как и человечество в целом, ждут перемены. Очевидно, что процессам модернизации нет альтернативы, однако пути и перспективы их могут быть различными. Будущее восточнославянской цивилизации в целом, Беларуси и России в частности во многом зависит от зрелости их коллективного и индивидуального самосознания, развития их государственно-правовой, национально-культурной и цивилизационной идентичности.
Литература
- Соловьёв, В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2-х т. Т. 1 - М., 1988.
- Розанов, В.В. Опавшие листья. Короб первый // Сочинения в 2-х т. Т. 2. Уединенное.- М., 1990.