<<
>>

Готовность взять на себя ответственность и формирование характера

Самое ценное качество характера это готовность человека взять на себя ответственность. Она означает, что человек готов отвечать за последствия своих действий, будь то награда или наказание, потеря собственности, репутации, чести, свободы, самой жизни.

Это готовность трудиться ради общества и даже жертвовать собой ради него.

Предпосылка ответственности - сознание свободы. Без свободы нет ответственности. Сознание свободы относится к числу онтогенетических факторов, а вместе с ним и сознание ответственности.

Каким образом сознание свободы возникает из филогенетических факторов, из наших наследственных задатков в результате того, что человек действует и самоутверждается в окружающем его мире, я вкратце рассказал на конгрессе в Бонне. Сознание свободы это действительность, которая по необходимости возникает в каждом человеке в результате того, что он способен противостоять трудностям жизни. Сознание свободы заключено для нас в переживании психической реальности высшего порядка, она не «как будто существует», не «феномен» и не «заблуждение». Психические процессы всегда детерминированы.

Реальность сознания свободы рождает для человека реальность сознания ответственности. Если Я - причина действий, оно и должно отвечать за последствия этих действий. «Я» хотело действий и выполняло их.

Эта реальность сознания ответственности действует как мотив, притом с особой интенсивностью благодаря его высокой ценности для личности. Так скрытым определяющим фактором становится действующая в подсознании готовность взять на себя ответственность, то есть готовность действовать так, чтобы в любой момент можно было взять на себя ответственность действовать так, чтобы в любой момент можно было взять на себя ответственность за последствия, то есть действовать правильно. Если я действую неправильно, вопреки требованиям общества, меня могут привлечь к ответственности.

Если я готов пожертвовать собой ради идеи, значит, я осознаю ответственность за последствия того, что я представляю эту идею.

Скрытая установка на ответственность — важнейшее свойство характера. В зависимости от своей силы оно в определенный момент прерывает привычной процесс наших предопределенных действий и направляет его в своем направлении. Таким моментом может быть трудная ситуация или момент, когда нужно выбрать одну из возможностей, от которых зависит благо общества.

На рисунке буквами а, в, с обозначены причинно обусловленные способы поведения одного человека. В момент х перед ним встает необходимость выбрать одну из возможностей 1, 2 или 3. В этот момент приходит в действие скрытая готовность взять на себя ответственность (І.У) и выбирает возможность 3. Она дает сигнал для размышлений, на основе которых делается выбор, иначе в силу инерции была бы выбрана возможность 2. Для принятия решения в пользу возможности 3 необходимо также напряжение воли.

Таким образом, скрытая готовность взять на себя ответственность может прервать первичный ход психических процессов и придать ему иное направление. Эта готовность - самое всеобъемлющее свойство характера; как мотив она не связана с конкретной ситуацией, но проявляется всегда, когда в ней есть потребность. Это одновременно самое ценное свойство характера, обеспечивающее прогрессивное развитие личности и общества в смысле все более «правильного» поведения.

При этом готовность взять на себя ответственность представляет собой онтогенетический фактор, то есть возникает только в результате человеческих действий. Правда, ее степень зависит от наследственных задатков. Перед нами встает важная задача, стимулировать все те наследственные задатки, которые помогают


стать готовым взять на себя ответственность, и подавить те из них, которые этому препятствуют. В последнем случае нужно использовать особые средства, чтобы и при наличии таких задатков по возможности развить это самое важное свойство характера.

Это самая благородная задача при формировании характера. Все средства, которые помогают развить готовность брать на себя ответственность, являются одновременно средствами формирования волевой функции. Процессы формирования характера и воли более или менее совпадают.

В общем, интроверты больше готовы брать на себя ответственность, чем экстраверты. Ответственность означает большую нагрузку на личность, а экстраверт страшится нагрузок, особенно если они затрагивают его до глубины души. Поскольку он быстро уступает внешним требованиям, он сначала проявляет готовность взять на себя ответственность за порученную ему задачу, но вскоре эта готовность у него улетучивается и в соответствии со своей внутренней тенденцией избавляться от нагрузок от старается отделаться от взятой на себя ответственности. Интроверту сначала трудно взять на себя ответственность. Но он преодолевает собственную сдержанность и потом, благодаря своей упорной натуре, готов постоянно нести это бремя. Интроверты, согласно нашим исследованиям, склонны к тому, чтобы брать на себя трудные задачи, а к их числу принадлежит в первую очередь, ответственная работа. Экстраверты, наоборот, предпочитают то, что полегче.

Нельзя научить готовности брать на себя ответственность с помощью указаний и тому подобное. Только реальность создает условия, при которых развивается это качество. Итак, человека нужно поставить перед трудной и важной задачей (согласно закону трудности мотивации). А согласно закону специальной детерминации исходная точка для выбора линии поведения в данном случае не может быть общией. Конкретные задачи, периодически требующие сильного напряжения воли, и выполнение обязанностей, требующих самодисциплины, ведут к цели, так как они заключают в себе предпосылки борьбы, в ходе которой по необходимости проявляется сознание свободы, а потом и ответственности.

Подведу итог. Фактический уровень готовности к принятию на себя ответственности онтогенетически обусловлен и зависит от конституционных, наследственных предпосылок волевой функции и ее воздействия на сознание свободы.

Ответственность включает в себя отождествление себя с делом и его последствиями. Готовность взять ее на себя изменяет направление цепи причин и следствий. И при ее воздействии процесс развития остается детерминированным, но это прогрессивное развитие личности и общества в том направлении, которое соответствует этическим и социальным требованиям.

Человеческий дух благодаря этому чудесном онтогенетическому фактору _ способности брать на себя ответственность - может определять судьбу и вести общество к совершенству. Готовность брать на себя ответственность - самое ценное качество характера, самое благородное средство формирования воли и характера. Это качество отличает не только отдельные личности, но также коллективы и государства.

(«Психология общественной жизни». Отчет о XIV съезде Немецкого общества психологии в Тюбингене 22-26 мая 1934 года. Иена. Ферлаг фон Густав Фишер. 1935 г.).


<< | >>
Источник: В.Б. Авдеев. ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. 2006

Еще по теме Готовность взять на себя ответственность и формирование характера:

  1. А. НАРДОВА ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ 1870 г.1
  2. ЭДВАРДУ КЛЭРКУ ИЗ ЧИПЛИ, ЭСКВАЙРУ
  3. II. Гражданское общество и «цивильное» гражданство
  4. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С.В. Рыбчак
  5. ГЛАВА I ГОЛ 1917-й. Интервенция. Приморье. Приамурье. Забайкалье
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. Коварство стратегической дезинформации Гитлера
  8. Новая союзная коалиция: конфликт интересов, «тайная война», на грани развала
  9. Глава 17 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  10. 65 Исследовательская культура преподавателя педколледжа
  11. 4. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.