<<
>>

2.4. «Говорит Дарий, царь»

— А я, в свою очередь, предоставлю слово тому, кого греки называли Дарием, или Дарайаваушу, как называл он себя сам, — сказал Роулинсон. — Но есть одно крайне важное обстоятельство, которое Дарий трактует иначе, нежели современные историки.
Поэтому я позволю себе проинформировать вас о нем. Дело в том, что Дарий — потомок царьков-Ахеменидов настаивает на том, что Камбис, бывший царем персов до Дария, уходя в поход в Египет, велел тайно умертвить своего младшего брата Бардию. Этим, якобы, воспользовался некий маг Гаумата, который объявил себя Бардией и стал править под видом последнего. Камбис, узнавший, фактически, о государственном перевороте, поспешил назад, в Персию, но по пути умер при загадочных обстоятельствах. Однако Бардия-Гаумата процарствовал всего 7 месяцев, так как семеро заговорщиков, в их числе Дарий, проникли во дворец и убили лжецаря. После чего Дарий, как потомок Ахемена занял персидский престол. Так вот, существует хорошо обоснованное мнение, что версия о Гаумате — ложная. И к власти после Камбиза пришел именно законный престолонаследник Бардия, либеральная политика которого по отношению к завоеванным народам не понравилась многим знатным персам. Почему и был составлен против него заговор. Но что произошло на самом деле, где тут истина, и где миф, нам, вероятно, узнать не удастся никогда. Итак, я отступаю на задний план, чтобы дать высказаться Дарию. Длиннобородый, с крючковатым хищным носом, облаченный в роскошный наряд правитель предстал перед собранием. Сопровождающие его лица почтительно выстроились за ним. И Дарий заговорил: — Я Дарий — царь великий, царь царей, царь Персии, царь многоплеменных стран, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид. Искони мы, Ахемениды пользуемся почетом, искони наш род был царственным. Восемь человек из моего рода были до меня царями. Я девятый. Девять нас были последовательно царями. По воле Ахурамазды16 я царь. Бог вели- 2.4. «Говорит Дарий, царь» 83 Ахурамазда — верховный бог в древнеиранских религиях, включая зороастризм. кий Ахурамазда, который создал небо, который создал землю, который создал человека, который создал благоденствие для человека, который Дария сделал царем, который царю Дарию даровал царство великое, изобилующее добрыми конями и добрыми мужами. Ахурамазда дал мне царство. По воле Ахурамазды я стал царем над 26 странами. По воле Ахурамазды они стали мне подвластны, приносили мне дань. Все, что я им приказывал, — ночью ли, днем ли — они исполняли. В этих странах каждого человека, кто был лучшим, я ублаготворял, каждого, кто был враждебен, я строго наказывал. По воле Ахурамазды эти страны следовали моим законам. Вот что мною было сделано после того, как стал царем. Когда я убил мага Гаумату, Лесина восстал в Эламе. Тогда я послал свое войско в Элам. Тот Лесина, связанный, был приведен ко мне. Я его умертвил. И один человек, Надин-ту-Бел восстал в Вавилоне. После этого я отправился против Надин-ту-Бела и дал ему сражение. Ахурамазда мне помог. По воле Ахурамазды я взял Вавилон и умертвил Надин-ту-Бела. Пока я был в Вавилоне, следующие страны от меня отложились: Персия, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия, Маргиана, Сагартия, Сака. Один человек по имени Фравартиш восстал в Мидии.
Тогда я отправил свое войско против него. По воле Ахурамазды, мое войско разбило мятежников. Фравартиш был схвачен и приведен ко мне. Я отрезал ему нос, уши и язык и выколол ему глаза. Его держали в оковах у моих ворот, и весь народ его видел. Затем в Экбатане я посадил его на кол, и людей, которые были его виднейшими приверженцами, я распял в крепости. После этого страна стала моей. Один человек, по имени Чиссатахма, сагартиец, восстал против меня. Тогда я послал против него персидское и мидийское войско. Ахурамазда мне помог. По воле Ахурамазды войско мое разбило мятежное войско наголову, захватило Чиссатхаму и привело его ко мне. Затем я отрезал ему нос и уши и выколол глаза. Его держали в оковах у моих ворот, и весь народ его видел. После этого я посадил его на кол в Арбеле. А страна стала моей. Один человек, по имени Вахиаздата, восстал в Персии. По воле Ахурамазды войско мое разбило войско Вахиаздаты наголову. Вахиаздату Ар-тавардия, мой подчиненный, захватил и захватил также людей, которые были его виднейшими приверженцами. Затем я Вахиаздату и людей, которые были его виднейшими приверженцами, посадил на кол в городе, называемом Увадайчая. После этого Персия стала моей. Вот что я совершил по воле Ахурамазды в течение одного года. После того, как я стал царем, я дал 19 сражений. По воле Ахурамазды я разбил противников и захватил в плен 9 царей. Как мне было угодно, так я с ними поступил. Клянусь Ахурамаздой, что все это правда, а не ложь, что мною сделано в течение одного года. Затем, после того, как я усмирил все восставшие 84 Глава 2. Первые деспотии народы, мои войска перешли проливы Босфор и Геллеспонт, и захватили Фракию и Македонию. По воле Ахурамазды мною совершено еще многое другое, о чем я говорить не буду, чтобы не показалось никому, что слишком много мною сделано, настолько, что никто не поверит, сочтет за ложь. Это я совершил по воле Ахурамазды и других богов, какие есть, потому что я не был злодеем, не был лжецом, не был обманщиком ни я, ни мой род. Я следовал справедливости. Ни слабому, ни сильному я не делал зла. Человека, который старался для моего дома, я благодетельствовал, того, кто вредил, я строго наказывал. Как военачальник я отличный начальник. Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Как всадник я отличный всадник. Как стрелок из лука я отличный стрелок из лука, как в пешем, так и конном строю. Как копьеметатель я отличный копьеметатель, как в пешем, так и конном строю. Это способности, которыми одарил меня Ахурамазда, и я сумел использовать их. По воле Ахурамазды то, что мною совершено, я совершил благодаря этим способностям. И пусть никому не покажется ложью то, что он услышал от меня своими ушами, — сказал Дарий, и словно изготовившись наказать еще кого-либо, не поверившего ему на слово. — Ваше величество, Ваша беспримерная решительность и последовательность Ваших действий характеризуют Вас, как одного из самых выдающихся правителей мира. Вместе с тем, я надеюсь услышать Ваше мнение о предназначении власти и государства. Вас не затруднит поделиться с нами этими своими соображениями? Они чрезвычайно важны для нас, — обратился к нему Черчилль с хорошо замаскированной иронией. Вопрос этот явился для Дария настолько неожиданным, что заставил его задуматься. Но после короткой паузы он ответил: — Власть существует для охраны порядка в государстве. А государство существует для того, чтобы каждый подданный царя знал в нем свое место, почитал его обычаи и не нарушал его законов. — Благодарю Вас, Ваше величество, больше у меня вопросов нет, — сказал Черчилль, помятуя об инциденте с предыдущим оратором. Убедившись в том, что любознательность присутствующих удовлетворена, Дарий окинул их грозным взором, развернулся и удалился во главе своих приближенных неспешным шагом. — Я полагаю, только исключительная скромность не позволила ему упомянуть о бесславном походе на скифов в 515-514 гг. до н. э. Тогда те, приняв на вооружение тактику партизанской войны, вынудили его ни с чем покинуть их степи, — прокомментировал его слова Роулинсон. — Вероятно, только в силу рассеянности он обошел молчанием фиаско, которое потерпел в Греции его племянник и зять Мардоний. И, разумеется, он не мог не «забыть» о поражении, которое нанесли греки его дотоле победоносным войскам в Марафонской битве. Но почему он ничего не 2.5. Братоубийца на престоле 85 сообщил нам о своих делах, не связанных с войной, в частности, о своих знаменитых административных реформах, это мне не совсем понятно, — заметил Роулинсон. — Между тем реформы его сыграли исключительную роль в истории Ахеменидской империи. В свое время, завоевывая ближние и дальние страны, Кир и Камбис сохраняли их внутреннее управление почти без изменений. Восстания, которые Дарий должен был подавлять бестрепетной рукой, навели его на мысль о несовершенстве этой системы правления. Поэтому, чтобы предупредить дальнейшие выступления против своей власти, он радикально изменил административную систему империи. Он разделил ее на 20 округов, которые назвал сатрапиями. Они, по своим размерам редко совпадали и чаще превосходили прежние провинции, или страны, как он их называл. Называют около 70 народов, включенных посредством этих сатрапий в империю Дария. И, что следует подчеркнуть, сатрапы (и их помощники) занимались исключительно гражданскими вопросами, и на этот пост назначались только персы. Таким образом, Дарий создал совершенный для своего времени бюрократический аппарат управления империей с центральной имперской канцелярией. Что же касается армии, то ее возглавляли военачальники, которые были независимы от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Более того, изменения коснулись и налоговой политики. При Кире и Камбизе не было формализованной системы налогов. Подвластные народы доставляли, главным образом, подарки верховным правителям, а налоги платили либо натурой, либо деньгами. Дарий не отменил систему подарков, но теперь они носили не добровольный, а принудительный характер. Кроме того, он установил общегосударственную систему налогов со строго фиксированными для каждой сатрапии денежными налогами. Возможно, Дарий счел эти свои нововведения не достойными быть отмеченными на фоне тех успехов, которые сопутствовали ему в сражениях. — Вероятно, Вы правы. Чем выше возносит нас судьба, тем более нам свойственно преувеличивать свои достоинства и достижения и преуменьшать свои изъяны и неудачи, — сказал Черчилль. — Если не ошибаюсь, у нас на очереди самый известный правитель древней Индии Ашо-ка. И представит его нам видный индийский археолог Рай Б. Банерджи, который способствовал открытию древней протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро. !
<< | >>
Источник: Гивишвили Г.В.. От тирании к демократии. Эволюция политических институтов.. 2012

Еще по теме 2.4. «Говорит Дарий, царь»:

  1. III. Дарий
  2. 10. Говорить или не говорить?
  3. Дарий I и восстановление ахеменидского МОГУЩЕСТВА
  4. Царь
  5. Царь-националист
  6. Волевой царь
  7. Царь-супруг
  8. Царь-миротворец
  9. Солдат и царь в кабаке и на смотре
  10.    Пьяный ветеран и царь
  11. Царь и вдова поэта
  12. Царь и маленький мальчик
  13.    Жених-царь и невеста-нищенка