<<
>>

ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА И.В. Лашук


В данной статье излагаются результаты научно-исследовательского проекта «Характер и направленность трансформации социокультурных процессов в условиях перехода к устойчивому развитию общества», выполненного в рамках ГКПНИ «Экономика и общество» коллективом ученых Института социологии НАН Беларуси под руководством кандидата социологических наук И.В.
Лашук в 2006-2010 гг. Представлен анализ характера и направленности трансформации социокультурных процессов в условиях развития белорусского общества.
В рамках разработанных концептуальных оснований трансформации социокультурных процессов представляют собой особенности взаимодействия социокультурных характеристик и изменений в социальной структуре, понимаемой как единство институциональной и социально-групповой составляющих. При изучении характера и направленности социокультурных процессов, необходимо, в первую очередь, произвести теоретическую проработку основных понятий. Так, под социокультурными процессами мы понимаем изменения, происходящие в социокультурном пространстве. Тогда центральной категорией, которую необходимо концептуализировать, является «социокультурное пространство».
Данное понятие в аналитических целях мы попытаемся разбить на два: «социальное» и «культурное» пространство. Отметим, что в реальной жизни это невозможно, однако в научном познании это осуществить необходимо.
Есть два подхода к пониманию социального пространства: субстанциалист- ский и структуралистский.
В первой трактовке оно состоит из субстанций, т. е. индивидов, их групп и организаций, соединенных социальными отношениями. Социальное пространство обладает материальной субстанцией - людьми. Так, П. Сорокин писал: «Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли... Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие "точки отсчета"» [1, с. 213].
Во второй трактовке социальное пространство - это надындивидуальная реальность, состоящая из структурированных социальных отношений. По определению П. Бурдье, социальное пространство - это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине». По словам П. Бурдье, существует «пространство отношений, которое столь же реально, как географическое пространство» [2, с. 185].
Единицей социального пространства в субстанционалистской парадигме является индивид, в структуралистской - статусная позиция.
Статусная позиция - это место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. Это не статичное место, а череда повторяющихся практик, имеющих в своем бесконечном движении относительно устойчивые формы. Позиция может быть как индивидуальной, так и групповой. Понятие социального статуса имеет в общественных науках далеко не однозначный смысл. Не вдаваясь в пересказ всех точек зрения, мы в данном отчете присоединяемся к одной из существующих традиций.
Согласно с ней, социальный статус - это совокупность прав и обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов материального и морального вознаграждения, устойчивых нормативных форм поведения. Статус формируется на основе закона, административных актов, обычаев, морали, религии, общественного мнения и т. п.
Понятие культуры является одним из самых нечетких из всех применяемых в обществоведении. Оно меняет свое содержание в зависимости от целей и предмета исследования. Культура в широком смысле - совокупность не генетически транслируемых программ деятельности (технологий). В социологическом понимании, культура - совокупность ценностей, идей, представлений личностей и социальных групп.
Культурное пространство является отражением основных характеристик социального. Устойчивые формы социальной практики порождают относительно устойчивые нормы и ценности, закрепляющие их, и делающие взаимодействие возможным. В то же время, культурное пространство само играет активную роль в регулировании процессов, протекающих в социальном поле. Содержанием первого являются идеи и представления людей, а второго - их взаимодействие, которое может разворачиваться лишь в контексте этих идей и представлений. Действия и идеальные механизмы, управляющие ими, сплетаются в единое целое. Понять культуру без практики так же невозможно, как понять социальную практику в отрыве от управляющих ею идей, представлений и средств.
При таком подходе социокультурное пространство представляет собой, с одной стороны, «архив» норм, ценностей, идей, представлений и т. п. (культура), с другой - сферу реализации этих норм, ценностей, представлений в социальных практиках. Т о- гда социокультурное пространство, обладая характеристиками и культуры, и социальности, представляет собой актуализированный (т. е. задействованный, вовлеченный в социальное воспроизводство) архив культуры.
В таком ракурсе рассмотрения в качестве центрального понятия выступают ценности и ценностные ориентации. Исходя из концептуальных оснований понимания «социокультурного» нами разработан собственный подход к изучению ценностных приоритетов. В основе методики, представленной в данной статье, лежит концепция М. Рокича, однако видоизмененная и дополненная на базе методологических оснований представленного научно-исследовательского проекта.
Так, выделяется два типа ценностей: базовые (предельные) и инструментальные. Базовые ценности представляют собой ядро личности, являются основным мотивом социальной активности, обеспечивают ее целостность и определяют программы и стратегии жизнедеятельности. Базовые ценности можно определить как предельные мотиваторы социальной активности.
Инструментальные ценности понимаются как социально-значимые ресурсы, которые используются индивидами в социальных практиках. В отличие от базовых ценностей, характеризующих то, что движет людьми, инструментальные ценности относятся к средствам, которые люди используют для достижения собственных целей.
«Закрепление» и воспроизводство ценностей в практиках происходит в процессе повседневной жизнедеятельности личности и групп, то есть в различного рода жизненных ситуациях. Выбор в качестве единицы анализа понятия «жизненная ситуация» конкретного человека объясняется тем, что именно она (ситуация) оказывает непосредственное или опосредованное влияние на мировосприятие и поведение человека в каждый конкретный период жизненного цикла. Из этих жизненных ситуаций
вытекают социокультурные, а затем и конкретно-исторические ситуации.
Различают «устоявшиеся» и «проблемные» жизненные ситуации. Проблемная жизненная ситуация возникает тогда, когда нарушается упорядоченность привычного течения жизни. Необходимость решать ту или иную проблему (или несколько проблем одновременно) требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений и, наконец, выбора той или иной стратегии деятельности, а также средств и способов достижения нужного результата. С другой стороны, тип проблем, стоящих перед человеком, несет на себе печать политического, экономического и культурного контекста, в котором они возникают, а также социального окружения.
Инструментальные ценности интерпретируются нами одновременно и как «включенные» в повседневную практику капиталы. То есть, не каждый из имеющихся у человека ресурсов помогает ему в различного рода проблемных жизненных ситуациях, в этом случае он является капиталом «на бумаге» или формальным ресурсом. Реальным он станет только в том случае, когда «включится» и закрепится в повседневных моделях поведения. Это дает еще одно преимущество данной методологии, позволяющей несколько по-иному посмотреть на особенности социального расслоения в современном обществе.
С ценностями и ценностными ориентациями тесно связано понятие социальной идентичности, под которой подразумевается осознание индивидом своей принадлежности к какому-либо сообществу - реальному или воображаемому. В последнем случае речь идет об идеальной модели, которая функционирует в культуре только благодаря своим носителям, т. е. данное сообщество существует лишь в той степени, в какой воображается людьми.
Представленные теоретические и методические основания данного научно - исследовательского проекта позволили проследить динамику базовых (предельных), инструментальных ценностей и социальных идентичностей за период с 2006 по 2010 год. Получены следующие результаты.
В целом отмечается, что базовые и терминальные ценности, а также социальные идентичности остаются достаточно стабильными. Ценностное ядро довольно традиционно - это ближайшее окружение (семья, дети). Наиболее часто используемые и «включенные» в повседневную жизнь инструменты также связаны, прежде всего, с ближним кругом, а также с материальными ресурсами и жизненным опытом. Периферийное положение в иерархии базовых ценностей занимают ориентиры, задающие широкий спектр социальной активности («карьера, высокое положение в обществе» - 8-10%; «творчество» - около 5%; «общественное признание, известность, репутация» - около 3%; и «власть» - не более 2%). Невостребованными в современном обществе инструментальными ценностями на протяжении последних 5 лет являются «участие в политической жизни», «занимаемая должность», «престиж профессии», «хорошее образование», «наличие нужных связей».
Кроме того, отмечается устойчивый рост значимости социальных идентичностей абстрактного порядка (люди одной национальности, одного вероисповедания).
В ходе анализа ценностной динамики современного общества была выявлена (с использованием факторного анализа) достаточно устойчивая векторная структура базовых и инструментальных ценностей.
В процессе статистической обработки эмпирических данных выделено 8 основных векторных смысложизненных ценностных ориентира:
  1. Секс; любовь; возможность получать любые удовольствия, развлекаться;

дружба - гедонистические.
  1. Семья, дети - семейные.
  2. Долг перед Родиной; помощь людям; вера - альтруистические.
  3. Знания, познание мира, людей, образование; творчество - творчески- образовательные.
  4. Власть; богатство, большие деньги - властно-материальные.
  5. Самоуважение; свобода как независимость поступков, суждений; самореализация - реализация себя как независимой личности.
  6. Душевный покой, комфорт; здоровье - индивидуальное благополучие.
  7. Общественное признание, известность, репутация; карьера, высокое положение в обществе; интересная работа, профессия; материально обеспеченная жизнь - достиженческие.

Относительно инструментальных ценностей определено 5 основных направлений их «включенности» в решение жизненных проблем:
  1. Профессионально-образовательные ценности: престиж профессии; хорошее образование; профессиональные знания, умения; занимаемая должность.
  2. Личностные качества: деловые качества; жизненный опыт; нравственные качества; информированность; личный авторитет, известность, репутация.
  3. Социально-сетевые ценности: семья, деньги, друзья, наличие нужных связей, знакомств.
  4. Корыстный вектор: личный авторитет, известность, репутация; наличие собственности; наличие нужных связей, знакомств.
  5. Нравственно-правовые ресурсы: нравственные качества; обращение к закону; вера в Бога.

Трансформации социокультурных процессов представляют собой, в рамках нашего концептуального понимания, особенности влияния социокультурных характеристик на трансформации социальной структуры (в широком смысле), с одной стороны, и, с другой - формирование ценностно-нормативного общественного сознания посредством деятельности социальных институтов. Иными словами, существуют особенности взаимодействия и взаимовлияния социокультурных факторов и изменений в социальной структуре общества.
Под социальной структурой в широком смысле слова мы понимаем единство институциональной и социально-групповой составляющей. Рассмотрим особенности взаимовлияния и взаимодействия социокультурных процессов и динамики в социальной структуре (в широком смысле).
Социокультурные характеристики формируются, воспроизводятся, транслируются посредством социальных институтов. С другой стороны, в основании институтов лежат нормы, укорененные в структуре социума посредством закрепления их повседневными массовыми моделями поведения. То есть социокультурные и институциональные процессы носят взаимообусловливающий характер.
В связи с этим важной задачей является изучение специфики функционирования таких институтов, как семья, образование и религия. Получены следующие результаты.
Сегодня семья и семейные ценности являются наиболее значимыми для белорусов, однако само понимание семьи имеет особенности.
  1. Для создания хорошей, крепкой семьи, с точки зрения белорусов, необходимы такие условия, как взаимное уважение, взаимопонимание и терпение, совместное воспитание детей. Соответственно наименее значимыми оказались принадлежность к одной национальности, единая религиозная вера и одинаковое социальное происхождение.
  2. На смену стереотипу о том, что родители должны все лучшее отдавать детям, даже в ущерб своему благополучию и жизненным целям, долгие годы доминировавшему в нашем обществе, приходит убеждение, что у родителей, кроме заботы о детях, должна быть и своя жизнь, которую вовсе не надо приносить никому в жертву.
  3. Репродуктивное поведение современных белорусов характеризуется уменьшением количества собственных детей по сравнению с родительским поколением. Выходцы из однодетных семей однозначно ориентированы и на собственную однодетную семью. Это единственная группа, где такого рода межпоколенческая «репродукция» жестко просматривается.

Относительно образования и образовательных ценностей обнаружено:
  1. Сегодня образование становится значимым социокультурным ресурсом, обладание которым способствует повышению качества жизни индивидов и групп. Причем наблюдается тенденция трансляции образовательных моделей поведения от родителей к детям.
  2. Основные цели получения образования большинство респондентов связывает с возможностями устройства на перспективную работу: интересную содержательно, обеспечивающую карьерный рост и достойную оплату труда. Вместе с тем, структура образовательных ценностей имеет свою специфику в различных социальнодемографических группах. Так, женщины по сравнению с мужчинами, чаще ориентированы на обретение независимости, выше оценивают роль образования в возможности иметь свое дело, а также быть уважаемым человеком, что свидетельствует о существенных изменениях в их социокультурных приоритетах и желании занять равное с мужчинами место в социальной структуре общества.

Религиозное мировоззрение является одним из значимых факторов в формировании ценностных приоритетов, однако является наиболее сложным для изучения, прежде всего, социологического. Здесь мы опирались на методические разработки Л.Г. Новиковой в рамках данного научно-исследовательского проекта [3]. Получены следующие основные результаты.
  1. Численность носителей различных типов мировоззрения (верующие, квазиверующие, колеблющиеся и неверующие) достаточно устойчива и мало изменяется во времени. Доля лиц, идентифицирующих себя как верующих в Бога, составляет около половины взрослого населения Беларуси. Вместе с тем, происходит «кристаллизация» массового сознания, когда представители основных мировоззренческих групп занимают все более и более последовательную позицию по отношению к религиозному полю.
  2. Во всех мировоззренческих группах за последние годы культовая практика стала менее регулярной. Подобная тенденция может свидетельствовать о том, что вера становится скорее номинальной, «далекой» от реальной жизни и идентификация себя как верующего не влечет за собой никаких изменений в повседневной жизни человека. Еще одной причиной может быть и размытое понимание роли Церкви в жизни верующего и ощущение ненужности такого рода посредничества в общении с Абсолютом.
  3. Несмотря на то, что однозначно неверующими считают себя лишь 13% опрошенных, нельзя говорить хоть о сколько-нибудь заметном присутствии религии в повседневной жизни людей. Так, около половины респондентов никогда не посещают богослужений, не знают текстов молитв, не читали Библию; две трети не получали никакого религиозного воспитания в семье. Одновременно только третья часть участников опроса верит в основные христианские догматы (о бессмертии души, аде и рае, страшном суде) и Божественную Троицу как символ веры.

Второй составляющей социальной структуры в широком смысле является, как уже было отмечено, социально-групповая, которая представляет собой целостную совокупность групп, слоев, связанных между собой различными (политическими, экономическими, культурными и др.) отношениями и занимающих определенное место в социальной иерархии. Причем именно социальная стратификация, то есть характер разделения общества на иерархически выстроенные страты и слои, являются важнейшим типологическим качеством социально-групповой структуры.
В представляемом научно-исследовательском проекте особое внимание уделено процессам экономического расслоения, поскольку именно экономический критерий признается большинством ученых как наиболее значимый в современном обществе.
Стратификационные процессы, как и в целом структурные процессы, имеют в рамках авторского методологического понимания социокультурные основания. В связи с этим особое внимание уделено выявлению специфики взаимовлияния стратификационных и социокультурных процессов в современном обществе.
В результате выявлены ценностные предпочтения представителей различных экономических страт. Обнаружено, что в отношении базовых (предельных) ценностей достаточно серьезных различий между экономическими стратами, как и между поведенческими типами, нет. Небольшая разница в профилях ценностей вполне объяснима: базовые ценности выступают глубинными регуляторами деятельности индивида, а деятельность реализуется посредством «втягивания» различных инструментальных ценностей или капиталов. Как раз здесь обнаружены значимые различия.
Все изучаемые инструментальные ценности были наиболее востребованы в 2009 году, что связано с «пиком» мирового финансово-экономического кризиса. Особенно эта специфика проявляется у малообеспеченных слоев населения. Это также свидетельствует о том, что в трудных условиях актуализируются имеющиеся ресурсы и становятся более востребованными посредством «втягивания» в повседневную жизнь, особенно у наиболее уязвимых групп населения.
Включенность инструментальных ценностей наиболее высока, как показывают результаты исследований за 2006-2010 гг., в достаточно обеспеченных группах. Это свидетельствует о том, что чем больше из имеющихся ресурсов использует человек, тем больше возможностей он имеет в достижении желаемого уровня жизни. Таким образом, подтверждается наша гипотеза о том, что экономический статус является следствием влияния социокультурных факторов.
Итак, в рамках научно-исследовательского проекта авторскому коллективу удалось разработать методологические основания изучения специфики социокультурных процессов, происходящих в современном белорусском обществе. Использование авторской методики позволило проследить динамику базовых, инструментальных ценностей и социальных идентичностей. Одновременно выявлены особенности формирования, воспроизводства и трансляции ценностей через базовые институты: семья, религия, образование. Обнаружена и доказана связь между стратификационными и социокультурными процессами, происходящими сегодня в белорусском обществе.
  1. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
  2. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики. - М., 2007.
  3. Новикова, Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). - Минск, 2001.

<< | >>
Источник: А.А. Лазаревич [и др.]. Беларусь и Россия в европейском контексте : проблемы государственного управления процессом модернизации : Материалы международной научнопрактической конференции, г. Минск.. 2011

Еще по теме ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА И.В. Лашук:

  1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЛОРУССКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И.В. Лашук
  2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Н.С. Ильюшенко
  3. ФУТУРИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА КАК ФОРМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И.К. Русанду
  4. К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА БЕЛОРУССКОГО НАРОДА Зеленевский В.А., Денисов З.П.
  5. И. В. Лашук ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ
  6. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА М.Б. Канапацкий
  7. ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: ДИЛЕММА ЦЕННОСТНОЙ И ЦЕЛЕВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В.Т. Новиков, А.А. Легчилин
  8. ТРАНСФОРМАЦИЯ БИБЛИОТЕК В ПЕРИОД ИНФОРМАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
  9. Фабрикант Маргарита Сауловна Специфика и роль трансформаций национальной идентичности в современной белорусской культуре
  10. БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН М.А. Слемнёв, И.М. Слемнёва
  11. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Шилина Н.Е.
  12. МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО СОЦИУМА Е.У. Байдаров
  13. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ВЕКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ МОДЕРНА А.А. Трунов Белгородский университет потребительской кооперации