<<
>>

Индивид в классовой борьбе

Теория классовой борьбы позволяет «свести индивидуальное к социальному» и делает возможным переход к науке, которая изучает взаимоотношения между индивидами. Во второй главе Анти-Струве Ленин ставит проблему личности в контексте теории классовой борьбы.
Капитализм создаёт условия для развития личности: «Прогрессивное значение капитализма состоит именно в том, что он разрушил прежние узкие условия жизни человека, порождавшие умственную тупость и не дававшие возможности производителям самим взять в руки свою судьбу»24. Классовая борьба разрушила связи, которые препятствовали утверждению личности. Это произошло следующим образом: «Громадное развитие торговых сношений и мирового обмена, постоянные передвижения громадных масс населения разорвали исконные узы рода, семьи, территориальной общины и создали то разнообразие развития, "разнообразие талантов, богатство общественных отношений" [К. Маркс, «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»], которое играет такую крупную роль в новейшей истории Запада»25. Ссылка на Маркса показательна, поскольку устанавливает связь между индивидом и мировым рынком. Социальный индивид приобретает черты, детерминированные самим мировым рынком: «И далее, - именно капитализм, оторвавший личность от всех крепостных уз, поставил её в самостоятельные отношения крынку, сделав её товаровладельцем (и в качестве такового - равной всякому другому товаровладельцу), и создал подъём чувства личности»26. Социальный индивид становится собственником товара. Рабочая сила становится товаром, меновой стоимостью. Общественные отношения между индивидами становятся отношениями между товарами и, следовательно, отношениями борьбы. Ленин критикует объективизм Струве: «С другой стороны, абстрактный характер рассуждений автора ведёт к недоговоренности его положений, к тому, что он, правильно указывая на наличность такого-то процесса, не разбирает, какие классы складывались при этом, какие классы являлись носителями процесса, заслоняя собой другие, подчинённые им слои населения; одним словом, объективизм автора не доходит тут до материализма - в вышеупомянутом значении этого слова»27. Предисловие Маркса к его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» используется для определения различия, которое он устанавливает между объективизмом и материализмом. Маркс указывает на это отличие так: «Прудом, с своей стороны, стремится представить государственный переворот [2-го дек.] результатом предшествующего исторического развития. Но историческая конструкция государственного переворота превращается у него под рукой в историческую апологию героя этого переворота. Он впадает, таким образом, в ошибку наших так называемых объективных историков. Я, напротив, показываю, каким образом классовая борьба во Франции создала условия и обстоятельства, давшие возможность дюжинной и смешной личности сыграть роль героя»28. Объективизм изобретает апологию, материализм открывает личность в борьбе классов.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Индивид в классовой борьбе:

  1. Глава 13 Рождение либерального символа веры (продолжение): Классовые интересы и социальные изменения
  2. И. Ф, Б.алакина Индивид и Алчность в обществе отчуждения
  3. Неструктурированное индивидуальное насилие
  4. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ПРИРОДА СИОНИЗМА
  5. ТЕОРИЯ ИНДИВИДУАЛИЗМА
  6. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА ВО ВРЕМЯ РЕСТАВРАЦИИ
  7. ВСТУПЛЕНИЕ ФРАНЦИИ В АГРЕССИВНЫЕ БЛОКИ И БОРЬБА ТРУДЯЩИХСЯ ПРОТИВ ВОЙНЫ ВО ВЬЕТНАМЕ
  8. Новые условия, формы и тактика революционной борьбы. Крах системы «полицейского социализма»
  9. 6.1.7. Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
  10. Определённые факты - от индивидов к классам