<<
>>

Живая картина определённых фактов

Сравнение одного конкретного факта с другим стало возможным только тогда, когда были открыты законы развития общественно-экономической формации. Таким образом, факты анализировались в их последовательности, которая представляет собой не случайный ряд событий, а скорее эволюцию во времени.
Противники исторического материализма хотели видеть в этой научной постановке анализа действительности метафизическую философию истории, где последовательность событий рассматривается как эволюция в направлении к цели. Ленин, в работе «Что такое "друзья народа"?» сравнивает научный подход Маркса с подходом Дарвина: «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные " и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, - так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс»42. Переход к науке в исследовании природы и общества происходит, когда природные и социальные явления не рассматриваются больше как агрегаты, созданные случаем, а отклонения и изменения не рассматриваются больше как случайные. Открытие законов движения - это открытие механизма, который регулирует совокупность отношений в обществе. С точки зрения материалистической концепции политики это означает, что можно научно обнаружить закономерность в кажущемся хаосе политических фактов. Ленин уточняет: «Теперь - со времени появления «Капитала» -материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение, и пока мы не будем иметь другой попытки научно объяснить функционирование и развитие какой-нибудь общественной формации - именно общественной формации, а не быта какой-нибудь страны или народа, или даже класса и т.п. - другой попытки, которая бы точно так же сумела внести порядок в "соответствующие факты ", как это сумел сделать материализм, точно так же сумела дать живую картину известной формации при строго научном объяснении её, - до тех пор материалистическое понимание истории будет синонимом общественной науки»43. Невозможно найти в этой цитате Ленина чего-либо такого, что могло бы сблизить её с метафизической верой. Научная уверенность не может быть смешана с её отрицанием, в силу того, что вера - это уверенность, но не в науке. Научная уверенность - это уверенность, изложенная Лениным.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Живая картина определённых фактов:

  1. Особенности синергетической картины мира
  2. Предметный проект Введение элементов драматизации в учебное занятие
  3. §13. Макс Шелер: дух и порыв – два атрибута бытия
  4. §16. Мартин Хайдеггер и фундаментальная онтология человека
  5. Лекция 6. Атеизм и самоубийство: amor mortis
  6. ЛЕКЦИЯ 6 ПОЛИТИКА ОБРАЗА. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ПОВТОР (по работам В.Беньямино)
  7. ЛЕКЦИЯ 6 ДЕСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (М. Хайдеггер и Ж. Деррида об искусстве)
  8. ЛЕКЦИЯ 7 ДВИЖЕНИЕ              И ВРЕМЯ (Ж. Делёз об искусстве и философии)
  9. § 8. Школы и направления европейской и американской этнографии конца XIX — середины XX в.
  10. Проблемный анализ работ конца XX - начала XXI века
  11. Метод и методики лингвокультурологии
  12. Метод и методики лингвостилистики
  13. Живая картина определённых фактов
  14. Заключение