<<
>>

Коллективный кризис

Человек, который прожил 60 лет, прошел не только этапы индивидуального развития, но и был свидетелем событий, бурных, как никогда в истории. Судьба личности связана с судьбой коллектива, к которому она принадлежит...

Когда во время кризиса коллектива прежние гибельные пределы оказываются всего лишь мертвыми рефлексами, старое поколение боязливо держится за них, молодое - перепрыгивает через них. Старики считают, что без воспитанных дрессировкой рефлексов не обойтись, у молодых работает противоположный рефлекс: «Мы должны разрушить старый порядок, иначе пропадем». Типичная структура характера старого и молодого поколений выявляется при характерологическом анализе классовой борьбы. Имущий класс с его боязливостью, отсутствием понимания и моральным возмущением соответствует типу старшего поколения, а пролетариат с его воинственным недоверием ко всему старому и слепой надеждой на грядущий рай — молодого.

Старый характер пытается сохранить синтез, которого не сохранить, молодой представляет антитезис, который принимает за синтез... Как реакция, так и революция - кататетические позиции, закоснение в отрицании и неплодотворности. Как реакционер, так и революционер утверждает: «Я прав»... С характерологической точки зрения безразлично, сражается ли человек за трон и алтарь или за диктатуру пролетариата, если он без этого жить не может... Их толкают на борьбу рефлексы, находящиеся на службе собственного Я.

Если расспросить политически ангажированного человека, почему он так уверен в своей правоте, то обнаружится, что якобы хорошо продуманные политические убеждения зрелого человека во всех основных частях обусловлены переживаниями раннего детства, не имеющими ничего общего с политикой. Один всегда помогает угнетенным, другой всегда в оппозиции, третий всегда на стороне тех, кто, по его мнению, должен победить, четвертый восхищается тем, что освящено традицией, пятый всегда сражается за самое новое и так далее.

Внешние катастрофы могут вынудить к переходу из одной партии в другую, но человек с установкой «я прав» останется таким же негибким и бесплодным. Внешняя катастрофа может приблизить внутренний кризис, но переход из одной партии в другую позволяет его избежать...

Только если кризис неизбежен, если человек усомнится не только во всех мировоззрениях, но и в собственной жизнеспособности, в своем характере, возможен прорыв к новому, непрерывно порождаемому жизнью.

Пока закоснелость рефлексов, претензии собственного Я и страх перед его потерей остаются помехами, продуктивность жизни будет ограничиваться немногими каплями... Но если рушится вся эгоистическая структура, субъект освобождается от оков, которые сам себе сковал. И если то же самое одновременно происходит с сотнями тысяч других, если внешние катастрофы вызывают у всех внутренний кризис, на смену отчаянию придет подъем. История человечества вступит в новую стадию и там, где внешне еще царит хаос, появится возможность и необходимость создания нового порядка...

Классовый характер означает ответственность за половину человеческого общества. Одновременно теоретически имеется в виду ответственность за все человечество, но это неосуществимо... Пролетариат якобы имеет задачу возвыситься, победив в классовой борьбе. Буржуазная культура тоже хочет взять на себя ответственность за все человечество. Оба утверждения — простые рефлексы. Пролетариат смотрит на сложнейшую структуру современной жизни только как враг, извне... Первое, чему он должен научиться, это тому, что его враг столь же прав, как и он...

Буржуазия тоже будет вынуждена сесть со своим врагом за стол переговоров. И для нее убеждение в своей правоте перейдет в тяжелый внутренний кризис...

Только когда пролетарий откажется от идеи классовой борьбы, а буржуазия преодолеет страх перед революцией, откроются пути к преобразованию нашей внешней и внутренней жизни. Пока мы не достигнем синтеза, мы будем переживать внешние катастрофы и внутренние кризисы.


<< | >>
Источник: В.Б. Авдеев. ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. 2006

Еще по теме Коллективный кризис:

  1. ЭЛАМ КММБЭЛЛ РУССКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ. 1859—1863
  2. «Кризис вторичности» интернет-СМИ
  3. Глава 13. Республика в кризисе. Ноябрь 1937 года – апрель 1938 года
  4. РЕВОЛЮЦИОННЫ!! КРИЗИС НАЗРЕЛ
  5. §2.1. «Голубь с ястребиным клювом»: об экзистенциальном кризисе антропогенеза
  6. §2.2. Гипотеза техно-гуманитарного баланса. Психологический механизм обострения антропогенных кризисов
  7. 2. Нарастание общеполитического кризиса. Приход к власти большевиков.
  8. 1946 г. КОНСТИТУЦИЯ 1946 ГОДА И КРИЗИС ТРЕХПАРТИЙНОЙ КОАЛИЦИИ
  9. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В 1968—1969 ГОДАХ
  10. Социально-психологические характеристики ментальности постсоветских поколений в условиях социокультурного кризиса
  11. 2.2 Симптоматика кризиса середины жизни в описании Данте