<<
>>

Конфликт и взаимосвязь реализма и идеализма

Радикализм любого рода, как правило, приводит к саморазрушению, поскольку многообразие реальной жизни нельзя втиснуть в прокрустово ложе теорий, какими бы совершенными, на первый взгляд, они ни были.
Если радикалы одерживают верх, они вдобавок сеют семена разрушения самого общества или же сами сознательно разрушают его. Идеализм и реализм в тандеме, как говорится, уравновешивают друг друга, гася радикализм с той и другой стороны. Как правило, ни один из них в одиночку никогда надолгоевремя не овладевал умами людей. Рационалистический элемент в политическом идеализме, его глубокое убеждение в возможности установления согласия и гармонии между конфликтующими интересами, потребностями, устремлениями людей всегда оказывались привлекательными для большинства людей.

Но многие аналитики, к сожалению, не без оснований, оценивают идеализм в политике, особенно во внешней, как наивную и утопическую философскую позицию, не способную учиты- 220 вать реальность силовой политики. И действительно, зача- стую теории, построенные на идеальных проектах политического устройства, разбивались о реальность общественно-исторического развития.

Было бы не совсем корректно утверждать, что политические идеалисты вообще не признают факт существования в политике интересов, и особенно национально-государственных. Они в большинстве не приемлют подход, согласно которому политика есть исключительно результат столкновений и конфликтов интересов. В их глазах государство имеет как друзей, так и собственные интересы. Главным условием достижения и сохранения мира они считают завоевание как можно большего числа друзей путем содействия распространению своих институтов и ценностей.

Однако даже самые идеальные проекты переустройства общества рано или поздно оказывались сопряжены с силовыми методами борьбы и стремлением к установлению монопольной власти для их реализации.

Слишком часто приверженцы политического идеализма сознательно или же в силу обстоятельств брали на вооружение путь принудительного, насильственного осчастливления людей.

Для реализации предлагаемого ими проекта они иногда отдавали предпочтение имперской форме организации государства и соответствующим ей атрибутам. Имперская ноша, как правило, со временем становится не под силу идеалу, и он рано или поздно терпит крах под ее тяжестью. Поэтому не удивительно, что история просто не знает реализовавшихся на практике идеалов. С данной точки зрения историю можно назвать кладбищем нереализованных | идеалов. Это во многом определялось тем, что историческая функ- < ция политического идеализма состояла скорее в критике, разобла- < чении, разрушении существующей системы, нежели в созидании - основ новой системы. 5

Как показывает исторический опыт, попытки реализации самых < прекрасных идеалов и утопий заканчивались в лучшем случае не- о. Удачей, а в худшем - установлением самой свирепой деспотии. Мож- g Но сказать, что идеалы совершенного национального государства, у совершенного бесклассового государства и интернационализма сти- 1 мулировали не меньше войн и бедствий, чем идеалы политическо- s го реализма. *

На протяжении всей истории инициаторами войн и конфликтов | были не только Ганнибалы, Александры Македонские, Наполеоны, Бисмарки и другие, условно говоря, реалисты, но и идеалисты вроде м братьев Гракхов, Марата, Робеспьера и др., которые стали по сУти дела инициаторами кровавых гражданских войн, ока- 221

завшихся не менее жестокими и кровавыми, чем межгосударственные войны. Как известно, Ж.-П. М арат, М. Робеспьер и другие вожди Великой французской революции руководствовались самыми идеальными или идеалистическими соображениями, но все закончилось террором, жертвами которого в конечном счете стали и они сами.

Особенно легко побеждали именно вооруженные пророки, проявлявшие способность умело сочетать силу убеждения с силой оружия. Как не без оснований подчеркивал Н.

Макиавелли, «Моисей, Кир, Тезей, Ромул не были бы в состоянии надолго обеспечить повиновение установленному ими строю, будь они безоружны, как это случилось с братом Джироламо Савонаролой, который погиб со своими новыми учреждениями, как только толпа начала терять веру в него, а у него не было средств ни удержать веривших в него раньше, ни заставить уверовать неверующих» [51, с. 54]. Обоснованность этих и подобных им доводов воочию продемонстрировала вся последующая история после сожжения на костре Савонаролы. Почти все победившие идеальные учения оказывались «верными», потому что их носители были всесильны, а не наоборот.

Марксистский подход к трактовке общественно-исторических процессов - яркий пример органического синтеза принципов обоих главных направлений в политике. С одной стороны, он постулировал цель строительства идеального коммунистического общества без классов и классового господства, без конфликтов и войн, общества социальной справедливости и равенства, всеобщей гармонии и единства интересов. Но, с другой стороны, краеугольным камнем в нем является теория классов и классовой борьбы, рассматриваемых в качестве движущих факторов общественно-исторического развития человечества во все периоды его истории.

Исходя из этого постулата была выдвинута концепция вооруженной революции как единственного эффективного средства уничтожения существующей государственно-политической системы. Тем самым делался упор именно на господстве, гегемонии, силовом разрешении проблем, возникающих в классовом обществе и между государствами. В данном контексте парадокс состоит в том, что у ряда философских анархистов, таких как Ф. Ницше, защита отсутствия власти органически совмещалась с апологией сильной личности, воли к власти, способности человека навязать свою волю другим людям.

В начале Нового времени восходящий национализм выступил в качестве обоснования идеала совершенного национального государства. Но, как показал исторический опыт, под личиной 222 национализмаскрывалисьсонмы разрушительных демонов,

толкавших народы друг против друга на разрушительные и истребительные войны.

Более того, в противовес идеалистическому национализму более притягательным для многих народов оказался так называемый «интегративный национализм», проповедующий идеи о превосходстве одних народов над другими, об их избранности и исключительности, об их особой миссии руководить другими народами.

Большинство идей, возникших в рамках политического идеализма, рано или поздно приобретали респектабельность, приземлялись, терялись в радикализме и постепенно становились официальными идеологиями власть имущих, обогащая тем самым традицию политического реализма. Об этом свидетельствует, в частности, опыт большинства хилиастических, милленаристских сект и движений периода Реформации, претендовавших на возвращение к истокам, т. е. первоначальному христианству с его простотой обрядов и отношений с Богом и созданием новой общины истинных христиан.

Однако в протестантизме, особенно в его кальвинистской ветви, они закончили созданием собственных церквей с собственными авторитарными формами правления, жесткой иерархией, догматикой, литургией, которые в сущности свели к нулю саму идею священства всех верующих. Результатом Реформации стали, с одной стороны, религиозные войны, а с другой - религиозный скептицизм, ставший исходной основой безверия Нового и Новейшего времени. По многим из этих параметров различные деноминации протестантизма мало чем отличались от католической церкви, которую они решительно отвергали.

Поэтому не удивительно, что весьма трудно, даже невозможно провести сколько-нибудь четкие границы между политическим реализмом и политическим идеализмом. Это особенно верно, если учесть, что история общественно-политической мысли представляет собой постоянный процесс диалектической смены различных идей и концепций, призванных отражать и обосновывать насущные потребности каждой конкретной исторической эпохи. Неудача или исчерпание одних идейных конструкций выводит на авансцену новые, более отвечающие духу времени, и этот процесс продолжается до бесконечности.

В результате разочарования в принципах политического реализма на его смену приходит политический идеализм с его яркими и Мобилизующими лозунгами о справедливом и совершенном общественном устройстве.

А когда эти лозунги, исчерпав свои Мобилизационные и интеграционные возможности, выхо- 223

лащиваются и подвергаются эрозии, приходит час политического реализма с его требованиями учета объективных фактов и реальностей.

Период преобладания общественного интереса характеризуется далеко идущими реформами, приверженностью большинства народа изменениям. Но со временем энтузиазм, идеализм, реформизм, одержимость общественными целями ослабляются и исчерпываются. Вместо них в качестве главного средства достижения общего блага рассматривается реализация частного интереса. Определяющую роль приобретает невидимая рука рынка. Наступает время приватизации, материализма, гедонизма, классового и индивидуального интереса. Это время консолидации, когда легитимизируются новации предыдущего периода. Но опять же насытившись этим, люди снова начинают искать смысл жизни вне собственных интересов, реализуя себя на службе своей стране.

И з всего изложенного можно сделать вывод, что любой общественный идеал никогда не реализуется в чистом виде. Он не может быть окончательно реализован, поскольку, как подчеркивал И. Кант, наталкивается на ограниченность и несовершенство самой человеческой природы. Но это отнюдь не значит, что идеал есть нечто недействительное, некий произвольный продукт нашего воображения. Значимость идеала состоит в том, чтобы ориентировать наше сознание и действия к определенной цели таким образом, чтобы все линии направления сходились в одной точке (focus imaginarius). Эта точка, говорил Кант, «служит для того, чтобы сообщить им наибольшее единство» [36, т. 3, с. 553].

Н о в то же время необходимо учитывать, что политика требует фиксирования множества повседневно-практических и жизненных обстоятельств, блокирующих реализацию в чистом виде не только общественного идеала народа или государства, но идеалов или конечных целей, заложенных в программах и платформах политических сил или партий. Мы часто говорим, например, о том, что такой-то партии, придя к власти, не удалось претворить все свои программные установки, обещания, что такому-то идейно-политическому течению не удалось сформулировать программу, в полной мере соответствующую реальностям, что государство благосостояния, или, скажем, программа «великого общества» президента Л.

Джонсона, потерпела неудачу в решении проблем бедности и социального равенства в США, и т.д.

Это свидетельствует не столько о несостоятельности той или иной программы, предлагаемой определенным идейно-политическим течением, сколько о невозможности втиснуть все многообра- 224 зие социального бытия в прокрустово ложе схем и проектов.

При разработке общественного идеала необходимо исходить из постулата о свободе бесконечного развития, а не цели достижения законченной гармонии всех аспектов жизни. Подобно тому, как видимый физический горизонт есть всего лишь обман зрения, за которым простирается бесконечность, мыслимый человеком моральный горизонт также является иллюзией, за которой лежит бесконечность действий и устремлений. Как полагал П. И. Новгородцев, понятие бесконечности есть фундамент общего миропонимания, оно должно быть краеугольным камнем также моральной философии. По мнению П. И. Новгородцева, путь морального прогресса - это путь исканий и стремлений, преодолевание препятствий.

Здесь речь может идти не о достижении конечных целей и окончательных решений, а о непрекращающемся стремлении к вечному идеалу. Этот идеал, собственно говоря, и может существовать как идея, утопия, отдаленная цель, которую невозможно в полной мере достигнуть, но к которой люди всегда будут стремиться. Но на пути реализации этих стремлений они идут к более совершенному обществу, с более гуманными, свободными, демократическими отношениями.

Вечная антиномия между идеалом и реальностью постоянно самовоспроизводится, поскольку не может быть неизменной, статичной реальностью. Любая идеальная конструкция создается путем экстраполяции количественных переменных и параметров наличного состояния на будущее, которое имеет собственную систему детерминаций, приоритетов и предпочтений. В данном контексте легче понять принципиальную невозможность разрешения антиномии между свободой и равенством. Обе эти категории, желательные для большинства людей, - практически недостижимые идеалы. Теоретическое допущение полной реализации идеала свободы предполагало бы ущемление равенства и, наоборот, полная реализация идеала равенства - ущемление свободы.

Поэтому одинаково несостоятельны морально как учения, проповедующие неограниченный индивидуализм, так и учения, требующие жертвовать благосостоянием и счастьем ныне живущих во имя будущих поколений. Как подчеркивал С. Л. Франк, ни морально, ни научно нельзя примириться с положением, когда достижения «всех прошедших поколений рассматриваются здесь просто как Удобрение, нужное для урожая будущего, который пойдет на пользу последних, единственных избранников мировой истории». Е-сли история вообще имеет смысл, продолжал Франк, то 225

" Ввеление в политическую философию

этот смысл «возможен лишь, если каждая эпоха и каждое поколение имеет сообразное собственное значение в ней, является творцом и соучастником этого смысла, этот смысл должен поэтому лежать не в будущем, а сверхвременно охватывать мировую историю в ее целом» [77, с. 42].

Каждое поколение самодостаточно и самоценно и ни в коем случае не может служить просто неким средством или опорой, призванной поддержать свод еще непроектированного и непостроенного здания, предназначенного для людей будущего. Все предшествующие поколения носили в себе и свою цель, и свое оправдание. Иначе потеряли бы смысл и значение как исчезнувшие древние цивилизации, так и деяния наших предков. Нет и не может быть такого состояния общественного бытия или такой организации социальной жизни, где общественный идеал нашел бы полную и завершенную реализацию, такого состояния, для которого любое прошлое или любое настоящее могло бы служить только средством.

Контрольные вопросы 1.

Каково соотношение между реальным и идеальным в мире политического? 2.

Каковы истоки, особенности формирования и эволюции политического реализма? 3.

Перечислите основные положения и принципы политического реализма. 4.

Назовите основные вехи формирования и эволюции политического реализма. 5.

Назовите основные его принципы и отцов-основателей. 6.

Каковы факторы возникновения и истоки политического реализма? 7.

В чем сущность и основные положения вильсонианства? 8.

Каковы особенности политического идеализма после Второй мировой войны? 9.

В чем состоит сущность конфликта и взаимодействия между реализмом и идеализмом?

<< | >>
Источник: Гаджиев К.С.. Введение в политическую философию: Учебное пособие. — М.: «Логос». — 336 с.. 2004

Еще по теме Конфликт и взаимосвязь реализма и идеализма:

  1. Конфликт и взаимосвязь реализма и идеализма
  2. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  4. 3.4. Критический реализм Ж. Маритена
  5. ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
  6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА
  7. Фальсификация и реализм
  8. Глава 21 ЭСТЕТИКА МАРКСИЗМА: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ