<<
>>

В. Миївениерадзе 1. СВОБОДА КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Начнем с двух кратких высказываний совершенно разных авторов. Первое принадлежит погибшему в Испании еще совсем молодым человеком борцу с фашизмом Кристоферу Кодуэллу. «Свобода, — писал этот герой-коммунист, — представляется мне воистину самой важной из всех проблем» 1.

Второе — американскому ученому либерального направления Ральфу

С. Брауну-младшему и содержится в его работе (в целом чрезвычайно ценной) «Лояльность и надежность. Тесты для найма рабочих и служащих в США» (1958): «Коммунизм отрицает свободу и стремится к ее уничтожению».

Необходимо, на мой взгляд, понимать свободу как исторический процесс, как то, чего еще нужно достичь и, следовательно, рассматривать в конкретных условиях времени, страны и социального устройства.

Это утверждение можно иллюстрировать очень известным и часто цитируемым высказыванием трех выдающихся защитников доктрины свободы — Джона Мильтона, Томаса Джефферсона и Джона Стюарта Милля. Когда оправдывают идею абстрактной свободы, то, несомненно, никого так часто не цитируют, как их троих. Однако, изучая полные тексты трудов этих мыслителей, а не только те или иные отдельные их высказывания, приходишь к выводу, что все трое ратовали за успехи человеческой свободы в определенных условиях, причем они сами страстно боролись за это, каждый в свою конкретную историческую эпоху и во имя конкретных исторических целей. Это предопределило ограниченность как самих мыслителей, так и их творчества, но именно это же обусловило и сделало возможным их величие, помогло им действенным образом способствовать движению человечества вперед в реальной, а не абстрактной жизни.

<< | >>
Источник: Аптекер Герберт.. О природе демократии, свободы и революции. М.: Прогресс. — 129 с.. 1970

Еще по теме В. Миївениерадзе 1. СВОБОДА КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ:

  1. СВОБОДА КАК ЧИСТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  2. Н. С. Кочикян адъюнкт ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
  3. 4. Основные категории свободы. Система ценностей
  4. 4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие
  5. Глава 12. ИДЕАЛЬНОЕ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  6. § 1. ПРОЦЕСС КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  7. Качество как ценностно-практическая категория
  8. КАК КАТЕГОРИИ РАБОТАЮТ-ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ?
  9. ИДЕЯ СУДЬБЫ КАК ЛИНГВО-ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ
  10. ГУМАНИЗМ КАК ЭТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Ларионова В.К.
  11. Глава 6 ПРОЦЕСС КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  12. Очерк 13 ПРОТИВОРЕЧИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
  13. 1.1. Генезис человеческого капитала как экономической категории
  14. 7. Две свободы: отрицательная и положительная Свобода в произволе и свобода в добре
  15. Ошибки смешения категории количества с другими категориями
  16. СИСТЕМНОСТЬ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ КАК СТУПЕНЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Д.И. Широканов