Мир политического как объект политико-философской рефлексии
Что есть политическая философия? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что именно являет- ся как объектом, самой политико-философской рефлексии, так и предметом исследования политической философии.
Разумеется, это - м_ир политического в его мировоззренческом и парадигмаль- ном измерении. Но сами эти измерения невозможны без выявления основных контуров, параметров и составных элементов «мира», или подсистемы, «политического».Проблема определения мира политического конкретизируется как проблема вычленения границ между ним и другими подсистемами человеческого общежития. Как отмечал известный германский философ К. Шмитт, политическое имеет свои собственные критерии, «начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и действования, в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому» [88, с. 39].
Мир политического как одна из основополагающих подсистем человеческого сообщества представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, институтов, отношений, процессов и т.д. Он включает множество сфер, таких как государственно- х правовая, партийная, избирательная, механизмы принятия реше- 5 ний, структурные н системные компоненты и т.д. <
Важная структурно-функциональная составляющая мира поли- ^ тического — это политические отношения. Говоря об отношениях, § естественно предположить и существование субъектов этих ОТ- ношений. К. Маркс считал субъектами политики и политичес- g ких отношений классы, А. Парето и Г. Моска — элиты, А. Бент- <
ли, Д. Трумен и др. — заинтересованные группы. Однако очевидно, "6"
о
что политические отношения могут реализоваться как между раз- |
личными политическими институтами, так и между различными |
социально-политическими силами.
Иначе говоря, и те и другие §могут выступать в качестве субъектов политических отношений, g
Поэтому естественно, что политические реальности и феноме- ID
ны нельзя понять без учета системы общения, средств и механиз- *
мов политической коммуникации, которые в одинаковой степени о
связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной g
и политико-культурной сферами, так и с миром политического в &
собственном смысле этого слова. Политическое пронизывает ми- |
ровоззренческая система, где немаловажное место занимают идео- о
логия и различные идейно-политические течения, обеспечивающие о.
его субъективную инфраструктуру. й
Когда мы говорим о мире политического, то имеем в виду прежде всего уже застывшие, статичные, наличные в каж- 39
дый конкретный момент феномены, структуры, составные элементы, функции, условия для их нормального функционирования, соотношение и взаимодействие друг с другом и т.д. Но политическое не ограничивается этим, поскольку одной из важнейших характеристик политического является динамика, т. е. сфера, подверженная постоянным изменениям. К тому же политическое своей интегральной частью включает теоретический и социально-философский аспекты. Здесь политическое охватывает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений.
В центре мира политического стоят государство, власть и властные отношения. Они составляют основополагающие категории политической философии и Лолитической науки и дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов и всего мира политического. Только раскрыв вопрос о природе власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы и комплекса общественных отношений.
Дискуссионным является вопрос, правомерно ли говорить о по- н литическом в догосударственном состоянии, как это было, каприза мер, в эпоху первобытно-общинного строя. В древнем мире и сред- ? невековье государство и власть составляли часть политического, S- которое, в свою очередь, еще не отделилось от общества.
Следовали тельно, применительно к древности и средневековью не совсем кор- х ректно говорить о политическом в современном понимании этого о слова. Государство существует там, где есть политика, но политика сама по себе может существовать и вне государства. Наглядный при- ^ мер — политика международных организаций, где не всегда государів ство, по крайней мере официально, играет определяющую роль.Но все же тесная взаимосвязь понятий «государство» и «полити- | ка», «государство» и «политическое» само собой подразумевается.
К. Шмитт совершенно справедливо отмечал, что «понятие государів ства предполагает понятие политического». По его словам, «госу- т дарство есть политический статус народа, организованного в тер- t риториальной замкнутости». Шмитт подчеркивал, что оба этих при- ° знака — статус и народ — получают смысл лишь благодаря более << широкому признаку, т. е. политическому |88, с.37]. та Некоторые авторы придают власти столь большое значение, что го зачастую отождествляют ее с миром политического в целом. Как считал, например, американский политолог Дж. Кетлин, политическая наука по сути отождествляется с исследованием вла- 40 сти, т. е. превращается в науку о власти. Очевидно, что здесь
политическая наука характеризуется как дисциплина, занимающаяся исключительно исследованием феномена власти.
Власть, как будет показано в гл. 3, существовала задолго до возникновения государства, она появилась вместе с выходом человека из стадного состояния. Но тем не менее применительно к тому периоду нельзя говорить о какой-то институционализации власти, вычленении государственной или политической власти из всей системы табу, запретов, форм регулирования жизнедеятельности первобытной общины во всех ее проявлениях.
С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену авторитету старейшин пришел авторитет публичной власти. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства стали над обществом.
Иначе говоря, и государство, и власть как бы дополняют и усиливают друг друга. Государство — главный или единственный субъект власти и властных отношений. Именно в этом качестве они и составляют центральный, или осевой, элемент мира политического.Как правило, в политической сфере зачастую значимость приоб- s ретают не только реальные действия и меры правительства или госу- 5 дарства, общественно-политических образований, но и то, как они < оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они подаются и т.д. При этом немаловажное значение имеют господствующие в об- '§ ществе нормы и правила игры, поведенческие стереотипы, вербаль- б ные реакции, политическая символика, знаковая система и другие g компоненты национальной культуры. Культура представляет собой < основополагающую инфраструктуру, социально-историческую сре- -S- ду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства человека.
В массиве национального сознания каждого народа есть базис- | ные, врожденные элементы, определяющие сам дух, менталитет, ° характер данного народа, и они не могут не накладывать родовую g печать на его политическую систему. В то же время природа чело- ю века такова, что он не может не идентифицировать себя с опреде- * ленной культурой, традицией, с нечто таким, чем он гордится, что о имеет собственный язык, собственную символику, то, что делает 2 человека таким, каков он есть. й
Именно в национальной культуре человек ищет свое отраже- ? ниє, в ней он идентифицирует себя с себе подобными и, собствен- О но говоря, узнает себя. Будучи формой бытия человека, культура в а. равной мере относится и к сущности, и к существованию челове- 5 ка. Можно сказать, что культура — это базис суверенного бытия людей. 41
Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы, воплощающие национально-государственное единство и величие.
Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики, в котором особо важное место занимают знамена, флаги и гербы, другие атрибуты государственно-политической самоидентификации.Мир Г1олишышшш-состоит„как бы из двух самостоятельных сфер' конкретной или повседневной политической практики, осуществляемой исполнителями всех уровней в лице чиновников, функционеров, служащих государства, партий, организаций, объединений, корпораций, институтов мирового сообщества или международно- политической системы; разработки политических программ, идеологий, курсов стратегического характера на всех уровнях и принятия решений относительно путей, форм и средств их реализации.
Это примерно соответствует тому разделению, которое М. Вебер х проводил между чиновником и политиком. Задача первого — бес- р прекословно профессионально выполнять принятые политиком ре- шения, не неся ответственности за их направление и содержание. ? Такую ответственность несут политики, которые берут на себя зада- S. чу разработки программных установок и основных направлений их ? реализации.
Исходя примерно из такого расклада, австрийский социолог и о политик А. Шеффле назвал первую сферу «повседневной государ- | ственной жизнью», а вторую - «политикой». В первой сфере все ре- ^ шения по каждому конкретному случаю принимаются в повседнев- ной практической деятельности в соответствии с четко установлен- S ными правовыми или иными нормами, правилами, предписаниями | и существующими прецедентами. Здесь уместно говорить не о поли- тике в собственном смысле слова, а о повседневном административ- S ном управлении. О политике, считал Шеффле, мы вправе говорить | лишь тогда, когда речь идет о легитимизации нового положения ве- ? щей, например заключении договора с иностранным государством, ° принятии парламентом нового закона о налогах, избирательной кам- гчі пании, подготовке оппозицией акций протеста или их подавлении та правительством и т.д. [144, с. 98).
Разумеется, такое разграничение носит условный характер, noil скольку новая расстановка политических сил и, соответственно, принятие политических решений возможны и в процессе 42 повседневного государственного управления.
С рассматриваемой точки зрения интерес представляет то, что в английском языке для обозначения «политики» используются два термина: policy и politics.
Как отмечал Р. Арон, «слово «политика» в первом его значении — это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом». Во втором же значении это слово «относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления... - имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, ато и свое мировоззрение» |3,с. 21]. Все это говорит о том, что политика есть одновременно и сфера, и форма деятельности.Изложенное дает основания для вывода, что понятие политического значительно шире и богаче понятий государства, политической системы, власти и т.д. Однако при всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, речь все же идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, s институтами, принципами, нормами и т.д., призванными гаранти- 5 ровать жизнеспособность сообщества, людей, реализацию их общей < воли, интересов и потребностей. ы
Иначе говоря, под политическим подразумевается все то, что gг' касается феноменов, институтов, организационных форм и отно- шений в обществе, за которыми признана окончательная власть и g авторитет для утверждения и сохранения порядка и реализации дру- ?-< гих жизненно важных для него целей. -S-
Политическое имеет много измерений — экономическое, социо- * культурное, социально-психологическое, структурное, функциональ- | ное, мировоззренческое или социально-философское и др. Поэтому ОНО С является объектом изучения многих дисциплин, таких как социо- * логия, государственно-правовая наука, геополитика, политическая ю наука и т.д. Особую актуальность приобретает разграничение пред- % метов изучения политической науки и политической философии, о Можно сказать, что первая концентрирует внимание на полити- ° ческом в контексте исторического развития и реальной социаль- ^ ной действительности, а также взаимодействия и переплетения раз- ? личных социальных сил, социокультурного и политико-культурного о опыта. В фокусе ее зрения — такие разные по своему характеру ин- а. ституты, феномены и процессы, как политическая система, госу- 5 дарственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история полити- 43
ческих учений, субъекты политического процесса, партии и избирательные системы и т.д.
При разграничении предмета политической науки и политической философии следует исходить из того, что в качестве центрального субъекта мира политического выступает человек, который является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным, социокультурным, политико-культурным, нравственным. Другими словами, человек - центральный субъект политики, политика — функция взаимодействующих между собой людей. Каковы эти люди, такова и политика.
Было бы напрасным трудом пытаться провести некие линии разграничения между различными ипостасями, в которых одновременно выступает человек. Обращаясь к человеку, политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии и т.п., а те, в свою очередь, в сферу интересов самой политологии. На пересечении этих сфер мы и вправе вести разговор о политической философии и связанных с ней дисциплинах и сферах духовной жизни: политической х антропологии, политической психологии, политической этике и др. н Антропология имеет естественно-научный и гуманитарный аспек- ты. Именно в этом смысле и говорят о культурной, философской, 2 политической и других антропологиях. Традиционно под политичес- I кой антропологией понимается дисциплина, занимающаяся систе- ? мами и институтами управления и этнических сообществ, в особен- і ности в развивающихся и примитивных обществах. Она интересует- о ся связями политического поведения с более широкой культурой
группы, коллектива, сообщества, г: Политико-антропологические исследования позволили сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические фак- 8 торы в политическом поведении людей.
| Политическая психология призвана изучать роль установок, ориен- ^ таций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политиче- g ском поведении людей. Особенно широко исследования такого рода т используются при изучении общественного мнения, политической г социализации, политического конфликта и сотрудничества, электо- ° рального поведения, политических установок.
и
Еще по теме Мир политического как объект политико-философской рефлексии:
- Мир политического как объект политико-философской рефлексии
- Введение
- Примечания
- 1.4.11. Две базовые тенденции в современной философской антропологии
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ
- ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Яскевич Я. С.
- РОЛЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ЗНАНИЯ Кефели И. Ф.
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- РОЛЬ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В СТАНОВЛЕНИИ И ЭВОЛЮЦИИ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ О.К. Радова
- § 5. Философский язык: за пределами языковых правил?
- Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ