<<
>>

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВМЕСТО ФИЛОСОФИИ

Врагам философии приписывается тезис, будто мировоззрение теперь победило философию и должно раз и навсегда заменить ее или даже уничтожить, потому что философия это только игра пустыми словами и понятиями, а мировоззрение - единственное средство адекватного познания действительности.

Таким образом, мировоззрение и философия якобы противопоставляются друг другу...

Причина такого странного непонимания отношений между мировоззрением и философией - элементарное непонимание того, что мы называем познанием. По мнению односторонних поклонников мировоззрения, единственный источник познания - живое восприятие. Мышление же не играет значительной роли. Понятия определяют только типичное, всеобщее, не проникая в суть, они только облегчают понимание действительности, овладение ею с помощью расчетов и технических средств.

Таким образом, снова возрождаются заблуждения так называемой философии жизни... Удивительно, что после лапидарной формулы Канпа «созерцание без понятий слепо» еще находятся люди, которые пренебрегают мышлением. Можно спорить только о характере отношений между познанием и мышлением, но только их постоянное взаимодействие делает возможным познание - ученый не может подвергать это сомнению... Представление становится полным только благодаря мышлению. Одно созерцание дает только непосредственный материал для представлений...

Философия древней Греции на начальном этапе не была чем-то вроде вырождения науки, наоборот, вся наука выросла из философии и до сих пор уходит в нее своими корнями. Эта натурфилософия, которая первоначально совпадала с естествознанием, была со времен досократиков направлена на познание объективной действительности. Даже Парменид, который ввел в европейскую философскую традицию роковое разделение созерцания и мышления, бытия и явления (это разделение стремилось увековечить христианское Средневековье), дал понятие элемента и открыл закон субстанции и причинности, подготовив учения Эмпедокла и Анаксагора, Левкип-


па и Демокрита. О так называемом рационализме науки и философии Галилея и Декарта, Ньютона и Канта говорят, будто он изучал не действительность, а только свою собственную тень, но это поверхностное мнение.

Механически-математическая наука и философия изучали космические закономерности на базе опыта. Как сказал А.Розенберг, «не надо делать из великого Декарта жупел, с которым мы должны бороться как с представителем враждебного западного духа. Мы видим в нем одного из самых оригинальных естествоиспытателей Европы».

То же, что о природе, можно сказать и об истории. Вольтер, Монтескье, Тюрго, Руссо, Юм, Гиббон и другие могли оперировать с абстракцией человечества, но они собрали богатейший эмпирический материал и проложили путь исторической науке XIX века...

Как могла европейская наука сделать возможным овладение природой с помощью техники, если бы ее законы не отражали законы самой действительности? Техника это не плод «буржуазных потребностей», а выражение динамичной и энергичной героической воли нордического человека.

Невозможность конфликта созерцания и мышления предопределяет невозможность конфликта мировоззрения и философии. Они друг без друга немыслимы. Философия это не что иное, как точная форма мировоззрения... В мировоззрении всегда взаимодействуют художественные, научно-философские и религиозные мотивы...

Мировоззрение и наше восприятие мира как единого целого обусловлены тем, что человек это тоже совокупность всех его физических и духовных сил и способностей. Противопоставление мировоззрения и философии недопустимо.

Философия это не дополнение к мировоззрению, а неотъемлемая составная часть любого мировоззрения.


<< | >>
Источник: В.Б. Авдеев. ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. 2006

Еще по теме МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВМЕСТО ФИЛОСОФИИ:

  1. 1. Проектирование учебного процесса по дисциплине «Философия» (назначение и трудоёмкость дисциплины) для всех образовательных профессиональных программ
  2. § 2. Философия как тип знания. Методы философствования
  3. 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. Мифологическое и религиозное мировоззрение
  5. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И НОВЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
  6. Классическая немецкая философия.
  7. § 3. Спор о пантеизме в русской философии
  8. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  9. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
  10. §5. Генезис идей «философии жизни» в исследованиях Вильгельма Дильтея
  11. Вопросы в преддверии философии
  12. Крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества
  13. Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ
  14. «Реальное мировоззрение» П. Н. Ткачева
  15. Сравнительный анализ особенностей философии, науки, искусства, морали
  16. Философия разума в эпоху Нового времени
  17. ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИКА
  18. ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ Мюнхен, 1942 г.
  19. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВМЕСТО ФИЛОСОФИИ
  20. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ