<<
>>

Многосторонняя диалектика

В «Философских тетрадях» Ленин писал: «Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей»56.
Несколькими строками ранее Ленин определил как «единство противоположностей» открытие «противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе)»57. Ограничим наши соображения социальной сферой. Становится ясно, почему «развитие есть "борьба " противоположностей»58. «Противоположностями» являются общественные классы в их динамике. Следует учесть и следующий отрывок: «Диалектика как живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности (с философской системой, растущей в целое из каждого оттенка) - вот неизмеримо богатое содержание по сравнению с "метафизическим" материализмом, основная беда коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie59, к процессу и развитию познания»60. Благодаря «многостороннему» познанию различные аспекты «кризиса Второго Интернационала» могут быть рассмотрены с политической точки зрения. К. Каутский утверждает: «Это просто неправда, будто война чисто империалистическая». «А какая же ещё?», - спрашивает Ленин. Она ещё и «национальная»61. «Диалектика превращается в самую подлую, самую низменную софистику!», - комментирует Ленин и добавляет: «Национальный элемент в теперешней войне представлен только войной Сербии против Австрии ...»62. Мы можем сказать, что империалистическая война есть «борьба противоположностей». Ленин напоминает: «Диалектика Маркса, будучи последним словом научно-эволюционного метода, запрещает именно изолированное, то есть однобокое и уродливо искажённое, рассмотрение предмета. Национальный момент сербско-австрийской войны никакого серьёзного значения в общеевропейской войне не имеет и не может иметь»63. И именно «многостороннее» познание делает возможной оценку, которая приближается к действительности, исходя из значения отдельного фактора. Тем более, что: «"Чистых"явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что само понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающая предмет до конца во всей его сложности»64. Таким образом, мы можем понять, почему империалистическая война не может быть «чистым» явлением. Ленин подчёркивает, что: «На свете нет и быть не может "чистого " капитализма, а всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то ещё чего-нибудь»65. Развёртывание мировой войны продемонстрирует это в славянском регионе.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Многосторонняя диалектика:

  1. 2. СИСТЕМА И МЕТОД
  2. 3. ФОРМЫ АБСОЛЮТНОГО ДУХА
  3. А. К. Можеева К истории развития взглядов К. Маркса на субъект исторического процесса
  4. ГЛАВА XXV
  5. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
  6. ПИСЬМО ТРЕТЬЕ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. ПИСЬМО ПЯТОЕ СХОЛАСТИКА
  8. ГЕГЕЛЬ. ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
  9. Н. ВИНЕР О ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ
  10. Заключение
  11. Главные философские труды
  12. Глава 3 О пользе и ущербности универсальных ценностей