<<
>>

Надстройка психической жизни

Все процессы и состояния эндотимного круга переживаний (жизнеощущение, самоощущение, направленные чувства, порывы и стремления) имеют один общий признак: они возникают из глубины души, не контролируемой сознательным Я, они захватывают человека и определяют его линию поведения.

Клагес говорил, что они имеют патический характер (имеется в виду действие под внешним влиянием в отличие от свободной деятельности). Мы действуем под влиянием настроения, нас охватывает страх, возбуждение или ярость, мы испытываем чувства восхищения, почтения и так далее. Наши влечения исходят не от нас - нас влечет внешняя сила, и наши устремления тоже патические, и они переживаются нами как воздействие некоей силы, которая срабатывает в глубине души и определяет наше поведение: нас увлекают наши интересы, любовь, эгоизм и так далее.

Но этим никоим образом не исчерпываются смысл и возможности человеческого существования, если человек не отдается безвольно своим патическим переживаниям. Достоинство, свобода и ответственность человека в том и заключаются, что он может одни эндотимные переживания подавлять, а другим, наоборот, давать полностью развиться. Он делает это с помощью своей воли и своего мышления. Его воля решает, до каких пределов можно допустить воздействие эндотимных процессов И СОСТОЯНИЙ, а его разум даПт ему понимание возможностей и последствий этого воздействия, его целесообразности или бесцельности, ценности или ненужности с точки зрения поставленной жизненной цели и ответственной формы поведения. Так что над эндотимными состояниями и процессами есть надстройка в виде волевых и числительных процессов.

<< | >>
Источник: В.Б. Авдеев. ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. 2006

Еще по теме Надстройка психической жизни:

  1. П. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
  2. А. К. Можеева К истории развития взглядов К. Маркса на субъект исторического процесса
  3. 8.5.Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  4. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
  5. ТВ — как вариант исцеления. Два подхода
  6. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
  7. §11. Бессознательное как основа человеческого существования в исследованиях Зигмунда Фрейда
  8. 1. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ
  9. А. Н. Северцов ЭВОЛЮЦИЯ И ПСИХИКА[II]
  10. Д. Б. Эльконин ТЕОРИИ ИГРЫ1
  11. Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
  12. 1. Психоаналитические концепции воспитания: Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм
  13. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИИ
  14. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ДУХОВНОГО ЯВЛЕНИЯ
  15. ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ- ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
  16. 3.2.2. Инструментарий политологического исследования