<<
>>

НАУЧНЫХ СПОСОБАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕГО ОТНОШЕНИИ К НАУКЕ О ПОЗИТИВНОМ ПРАВЕ *

Работа наппсана в Иене, напечатана в совместно издававшемся Гегелем и Шеллингом «Критическом журнале философии» (1802, т. 2, № 2; 1803, т. 2, № 3).

На русском языке публикуется впервые. Перевод сделан М.

И. Левиной по книге: Hegel G. W. F. Samtliche Werke, Bd. VII. Hrsg. von G. Lasson. Leipzig, 1923, S. 325—411.— «Uber die wissen- schafllichen Behandlungen des Naturrechts, seine Stelle in der prak- tischen Philosophic und sein Verhaltnis zu den positivcn Rechtswis- senschaften». Перевод сверен В. С. Нерсесяіщем.

Небольшой фрагмент этого гегелевского произведения в переводе П. II. Гайдепко опубликован в работе: Гегель Г. В. Ф. Эстетика, т. 4. М., 1973, с. 67-72. 1

Речь идет о философии Канта, которую вместе с философией Фихте Гегель критически анализирует в данной работе в качество типичного случая формального способа трактовки естественного права.— 187. 2

Так характеризовал естественное состояние Томас Гоббс (1588—1679). Усматривая «в природе человека» три основные причины войны — соперничество, недоверие и любовь к славе, он писал в «Левиафане»: «Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и имепно в состоянии войны всех против всех» (см.: Томас Гоббс. Левиафан. М., 1936, с. 115).

Позицию Гоббса, следовательно, Гегель расценивает как эмпирический подход к естественному праву.— 196. 3

Подобное представление, широко распространенное в естественно-правовых доктринах нового времени, восходит к античным авторам. Так, по Аристотелю, «человек, по природе своей,—существо политическое» («Политика», I, 1, 9— 1252b). «Во всех людей,— продолжает он,— природа вселила стремление к государственному общению» (там же, I, 1, 12—1253а).—197. 4

Сходные взгляды развивал Ж.-Ж. Руссо, противопоставлявший свободу человека в естественном состоянии его несвободе в гражданском состоянии. Эта мысль звучит в знаменитом положе-" нии «Общественного договора»: «Человек рождается свободным, по повсюду он в оковах» (см.: Жан-Жак Руссо. Трактаты. М., 1969, с. 152; см. также с. 154—155, гл. III «О праве сильного»).—197. 5

Речь идет о тогдашних кантианцах и прежде всего о позиции Якова Фридриха Фриза (1773—1843), скрытая или явная полемика с которым присутствует и в последующих произведениях Гегеля.— 200. 6

К эвдемонистическим (от греч. endamonia — блаженство, счастье) относятся различные философские концепции (античности и нового времени), трактующие стремление к счастью в качестве высшего и определяющего начала. В данном контексте эвдемонизм упоминается в связи с присущей ему абсолютизацией некоего субъективно взятого момента, абстрагируемого от других моментов и отношений.— 203. 7

Основной закон чистого практического разума звучит у Канта следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».— 209. 8

Аналогична критика кантовского «формализма» в гегелевской «Философии права» (§ 135, Примечание): «Все неправовые и пеморальные способы действия могут, напротив того, быть оправданы, исходя из этого принципа».— 213. 9

В качестве специального независимого органа фихтевский эфорат при коллизии между правительством и народом приостанавливает своим интердиктом деятельность правительства и созывает народ для решения вопроса о правительстве.— 223. 10

Как «восстановление права» и «возмездие» трактуется наказание и в «Философии права» (§ 99, 101). С этими представлениями связан и взгляд на преступника как на свободную личность и па паказание как право самого преступника (§ 101 «Философии права»).— 227. 11

Это суждение о войне цитируется Гегелем (очень редкий случай в его писательской практикеї) в «Философии права» (§ 324, Примечание).— 229. 12

Необходимость правления философов подробно обосновывается Платоном в «Государстве».

Выразительно эта идея сформулирована в VII письме Платона (Диону): «Таким образом, человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должности или властители в государствах по какому-то божественному определен нию не станут подлинными философами» (см.: Платон. Сочинения в 3-х т., т. 3, ч. 2. М., 1972, с. 525).— 237. 13

Орест — мифологический персонаж (выведен в трагедиях Эсхила, Еврипида и др.).— 242. 14

Эвмениды — в древнегреческой мифологии богини мести.—

242. 15

Ареопаг — верховное государственное учреждение в Афинах, пришедшее (примерно в VII в. до н. э.) на смену племенному совету; в дальнейшем — оплот консервативных сил, пока его позиции пе были подорваны реформами Эфиальта (462 г. до н. э.) и Перикла.

Об ареопаге как священном судилище на Аресовом холме в Афинах Демосфен (XXIII, 65) сообщает: «...Это — единственное судилйще, в котором удостоили боги дать и получить удовлетворение за убийство и стать судьями при споре между собой; по рассказу, удовлетворение получил Посейдон за сына своего Галир- рафия от Ареса, а судьями были между Эвменидами и Орестом две-» надцать богов» (цит. по: Аристотель. Афинская полития. М., 1937, с. 217, Приложения).— 242. 16

Линд ар (518 г.— примерно 440 г. до н. э.) — прославленный лирический поэт, фиванец.— 244. 17

Положение Аристотеля о том, что народ в целом (также и государство, полис) по своей природе предшествует индивиду (а также семье и селению) Гегель разделял и в дальнейшем, используя его в своей концепции соотношения индивида, семьи, гражданского общества и государства. В «Философии права» (§ 256, Примечание) он пишет: «В действительности поэтому государство есть вообще скорее первое, лишь в пределах которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента...» — 251. 18

Эпаминонд (примерно VII — VI вв. до н. э.), сын Доспада, полумифологическая личность, критский мудрец и законодатель; упоминается у Платона, Аристотеля и других древних авторов.— 253. 19

Гегель критикует фикцию договорной теории государства — договорного происхождения и договорного определения сущности и целей государства (см. также: «Философия права», § 75, 100, 258).— 264. 20

Аналогичная оценка вклада Ш. JI. Монтескье (1689—1753) в исследование форм государственного правления и законодательства имеется и в гегелевской «Философии права» (§ 261, 273).— 269. 21

Здесь и далее Гегель полемизирует против позиции исторической школы права и прежде всего против воззрений предтечи этой школы — Густава Гуго (см. также: «Философия права», § 3).— 271. 22

Эта проблематика обстоятельно освещена Гегелем в работе «Конституция Германии».— 272. 23

Полемика ведется против положений кантовской работы «К вечному миру» (1795 г.). Следует, правда, отметить, что у Канта — и этот момент обходится Гегелем — «союз народов» не должен быть «государством народов» (Вторая дефинитивная статья вечного мира).— 274.

<< | >>
Источник: ГЕГЕЛЬ. Политические произведения / Издательство “Наука” АКАДЕМИЯ НАУН СССР. 1978 {original}

Еще по теме НАУЧНЫХ СПОСОБАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕГО ОТНОШЕНИИ К НАУКЕ О ПОЗИТИВНОМ ПРАВЕ *:

  1. О НАУЧНЫХ СПОСОБАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕГО ОТНОШЕНИИ К НАУКЕ О ПОЗИТИВНОМ ПРАВЕ
  2. ГЛАВА 17, в которой приводятся на память скудные сведения из жизнеописания Старца Исидора, о месте его рождения, о дальнейшей его жизни и о тех духовных воздействиях, которым подвергался Старец
  3. ЧАСТЬ ВТОРАЯО БОЖЕСТВЕ, О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, О ЕГО АТРИБУТАХ, О СПОСОБЕ, КАКИМ БОЖЕСТВО ВЛИЯЕТ НА СЧАСТЬЕ ЛЮДЕЙ
  4. Государство, его права и обязанности по отношению к личности.
  5. Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
  6. § 105. Соответствие способа прекращения обязательства способу его возникновения
  7. Глава III О ПРАВЕ АДАМА НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ НА ОСНОВЕ ЕГО СОТВОРЕНИЯ 15.
  8. § 11.3. ПРИЧИНЫ БАНКРОТСТВА И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
  9. Б. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА И ТРЕБОВАНИЯ К ТОЧНОСТИ ЕГО РАЗМЕРОВ
  10. I. УЧАСТИЕ ВРАЧА - СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГОЭКСПЕРТА В ОСМОТРЕ ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ 1. Особенности осмотра трупа при различных повреждениях и видах смерти
  11. Сернокислотный гидролиз активного ила и способы использования его гидролизата.
  12. Л.А. Микешина. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта. — 464 с. , 2005
  13. § 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании
  14. Глава 11 Проблема аксиом в праве и юридической науке
  15. 20.2. Установление пробелов в позитивном праве
  16. 20.1. Понятие и виды пробелов в позитивном праве
  17. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВЕ: К НАЧАЛАМ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА ПРАВА В.И. Павлов
  18. ГЛАВА 16, о кресте Старца Исидора и о том, как мало понимали его окружавшие его
  19. 1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ