<<
>>

Необходимость и сознание политического действия

Уточняя специфический характер законов развития общественно-экономической формации, Ленин, в то же время, устанавливает и специфический характер детерминированности политики. Экономический базис определяет политическую надстройку: из этого открытия рождается марксизм как наука.
В этом смысле марксизм - это детерминизм; но это детерминизм, который рассматривает «закон изменяемости» в развитии общественно-экономической формации, так же рассматривает его в развитии «областей биологии». Как экономисты прошлого ошибались, сравнивая экономические законы с законами физики, вместо того, чтобы сравнивать их с законами биологии, как напоминает об этом Ленин, так же ошибочно, можем сказать мы, и сравнение экономического детерминизма с детерминизмом механистическим, вместо сравнения с биологическим детерминизмом. В работе «Что такое "друзья народа"?» Ленин объясняет, что означает детерминизм для марксизма. Мелкобуржуазная мораль, опасаясь быть подорванной в своих основах, сводит идею детерминизма к карикатуре. Она воображает, что, в силу идеи детерминизма, политические деятели являются марионетками, движимыми «имманентными законами исторической необходимости»24. Мы можем сказать, что это карикатура механистического типа. Ленин даёт справедливый комментарий: «Дело в том, что это один из любимых коньков субъективистского философа - идея о конфликте между детерминизмом и нравственностью, между исторической необходимостью и значением личности. Он исписал об этом груду бумаги и наговорил бездну сентиментально-мещанского вздора, чтобы разрешить этот конфликт в пользу нравственности и роли личности»25. В действительности, - пишет Ленин, - не существует никакого конфликта между детерминированностью действия и сознанием самого действия. «Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасёнку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю»26. Ленин утверждает чрезвычайно важный тезис: только с точки зрения детерминизма можно строго оценить политическое действие, потому что оно в данном случае должно соотносить себя с объективной необходимостью и может уйти от субъективности и непостоянства свободной воли. Ленин разворачивает этот тезис вглубь: «Равным образом и идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей. Действительный вопрос, 212 А. Черветто. Политическая оболочка возникающий при оценке общественной деятельности личности, состоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех? в чём состоят гарантии того, что деятельность эта не останется одиночным актом, тонущим в мире актов противоположных?»27. Здесь установлены критерии оценки политической деятельности, выраженной классовой борьбой.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Необходимость и сознание политического действия:

  1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
  2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
  3. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  4. Политическая социализация и политическое воспитание.
  5. 10.5. Действие права. Правовое регулирование
  6. 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
  7. 3.1. Профессионализм политической деятельности
  8. Психологические воздействия в политической рекламе
  9. 6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
  10. Очерк седьмой ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ — НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ЭТНОСА
  11. 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И КРИТЕРИИ ЕГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ
  12. Глава 6 КОНФЛИКТ КАК БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
  13. Глава 8 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭМОЦИИ
  14. Глава 11 ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ