<<
>>

1. Общность характеров


...Есть предел, за которым следует гибель. Для племени или для войска, которое передвигается по вражеской территории, эта граница проходит там, где один человек начинает сговариваться с врагами против интересов своей группы.
Переход этой границы - измена... Позже, когда жизненные интересы группы станут иными, когда войско вернется на родину или кочевое племя перейдет к оседлой жизни, устаревшие представления о границах будут по- прежнему влиять на характеры отдельных людей и общество будет вести себя так, будто речь идет о его самосохранении. Но это будут уже не пределы, за которыми гибель, а коллективные рефлексы...
...Тип коллективного характера можно определить как совокупность одинаковых гибельных пределов у всех членов коллектива и одинаковых предохранительных систем, развившихся на основе общего опыта... Каждая общность характеров отличается тем, что она наиболее решительно отвергает. Баварца раздражает чопорность жителя Гамбурга, для жителя Гамбурга невыносима неосмотрительная доверчивость баварца, но обоим им противны побратимские поцелуи и совместное оплакивание, обычные у многих славянских народов. Речь идет об одинаково отрицательной реакции множества людей на определенные вызовы и одинаковых мерах, которые они принимают для защиты определенных, общих для них границ...
...Когда речь идет о защите народного сообщества, аристократ должен перестать быть аристократом и снова раствориться в крестьянстве. Другой вопрос, идет ли речь о действительных пределах, за которыми гибель, или о коллективных рефлексах, о которых говорилось выше. В первом случае мы имеем дело с синтетически развивающейся общностью характеров (пример - греческая культура У1МУ веков до н.э.), во втором - с кататетичиски застывшей, обреченной на распад общностью (пример - Римская империя)... В том, что характер общества меняется, нет сомнений. В этом случае есть два варианта отношений между личностью и обществом. Личность может нарушить границы общества: тогда его личные границы шире границ его соплеменников (тип вождя или преступника). Или границы общества расширяются, а границы личности остаются узкими. 
<< | >>
Источник: В.Б. Авдеев. ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. 2006

Еще по теме 1. Общность характеров:

  1. Социальные общности
  2. а) Умозаключение общности
  3. Формационные общности советского общества
  4. § XXVII. Об общности благ
  5. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
  6. Исторические общности Признаки нации (народа)
  7. Глава 3 ОБЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ
  8. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОБЩНОСТИ БОЛЬШИХ ГРУПП
  9. Концепция религиозной жизни как общности
  10. ЛЕКЦИЯ 8 ИСКУССТВО КАК ЭТИКА ОБЩНОСТИ
  11. Общность исторического,геополитического и экономическогопространства Россиии республик бывшего СССР
  12. Очерк второй К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОБЩНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
  13. I Славяне как этническая общность. Предки восточных славян
  14. Очерк четвертый ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭТНОСА. ИЕРАРХИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
  15. Трубецкой о действительной значимости фактора общности в русско-туранской истории