<<
>>

Объективизм без социального антагонизма

В третьей главе Анти-Струве Ленин пишет: «Этот узкий объективизм, эта невыдержанность марксизма - основной недостаток книги г. Струве, и на нём необходимо особенно подробно остановиться, чтобы показать, что он вытекает именно не из марксизма, а из недостаточного проведения его; не из того, чтобы автор видел иные критерии своей теории, кроме действительности, чтобы он делал другие практические выводы из доктрины (они невозможны, повторяю, немыслимы без искалечения всех главнейших её положений), а потому, что автор ограничился одной, наиболее общей, стороной теории и не провёл её с полной последовательностью»2''.
Объективизм характеризуется так именно потому, что не рассматривает реальность как классовый антагонизм. Зачастую именно демократическая концепция мешает ему в этом. Цитата из «Восемнадцатого брюмера» указывается в качестве «гениальной характеристики демократизма»30, сформулированной Марксом сорока годами ранее в следующих словах: «Демократ, представляя мелкую буржуазию, т.е. переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов, - воображает поэтому, что он вообще стоит выше классового антагонизма»31. Ленин продолжает свою критику объективизма в четвёртой главе: «Постановка этих же вопросов у марксистов необходимо должна быть совершенно иная. Обязанные отыскивать корни общественных явлений в производственных отношениях, обязанные сводить их к интересам определённых классов, они должны формулировать те же desiderata, как "пожелания" таких-то общественных элементов, встречающие противодействие таких-то других элементов и классов»22. Объективизм пренебрегает рассмотрением «пожеланий», как социальных явлений и, следовательно, игнорирует противодействие этим «пожеланиям». В конечном итоге, игнорируется или отвергается именно теория классового антагонизма. Ленин расширяет критику и на другой аспект: «Такая постановка будет уже абсолютно устранять возможность утилизации их "теорий " для профессорских, поднимающихся выше классов, рассуждений, для каких-нибудь обещающих "блестящий успех" проектов и докладов»33. Марксизм постоянно оказывается перед лицом возможности, что противник воспользуется его отдельными частями. В силу того, что такая возможность включается в борьбу классов и становится, поэтому, партийным интересом, не достаточной является партийная борьба, ограниченная разоблачением. Ленин завершает свою критику Струве, именно рассматривая эту проблему. Он пишет, что «если ставить те же вопросы применительно к теории классового антагонизма», то определятся «насущные интересы таких-то классов». Ответы, которые дают возможность сформули- 234 А. Черветто. Политическая оболочка ровать такие насущные интересы, «... будут предназначаться на практическую утилизацию их именно этими заинтересованными классами...»34. Ответ Ленина назидательный. Теория служит определению насущных интересов классов. Выполняя свою роль, она используется практически только заинтересованными классами.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Объективизм без социального антагонизма:

  1. П. Бурдье
  2. 2. Человек и его отчуждение
  3. IV
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. Глава 21 ЭСТЕТИКА МАРКСИЗМА: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ
  6. Объективизм без социального антагонизма