<<
>>

Основы коммунистической политики

Для того чтобы увидеть, что современные демократы являются носителями империалистической идеологии, поучительно взглянуть на путь, который привёл Маркса от его демократической критики государства к теории научного коммунизма о государстве.
Это политический, а не философский путь, как в этом хотят убедить нас марксологи. Прежде чем выйти на свет, мы должны углубиться в туннель идей и языка гегельянства. Но, что касается неизбежных трудностей, они стоят того, потому что критика государства молодого революционера-демократа Маркса может показаться экстремистской в глазах дряхлых демократов империализма. Для Маркса образца 1843 г., поскольку государство существует благодаря противоречиям между частной жизнью индивидуума, «независимого эгоиста», и публичной жизнью индивидуума-ссградАсданмна», оно бессильно и формально. «Бессилие администрации оказывается законом природы»19, - утверждает Маркс в своей критике гегелевской теории государства. Марксова демократическая теория государства важна по двум причинам: поскольку рассматривает настолько широкий ряд тем, что исчерпывает всю последующую тематику демократического типа, и потому, что подготавливает, в глубине, основы для её преодоления в историко-материалистической концепции государства. В «Еврейском вопросе» 1843 г. Маркс считает, что нашёл противоречие либерализма в том факте, что тот претендует на то, чтобы «политически эмансипировать человека [как] гражданина государства»20, в то время как это не освобождает его как члена гражданского общества, как человека экономического. Вывод по поводу противоречия между политикой и экономикой следующий: «Чтобы устранить бессилие своей администрации, современное государство должно было бы устранить нынешнюю частную жизнь. А чтобы устранить частную жизнь, государство должно было бы устранить само себя, ибо оно существует только как противоположность частной жизни»21.
Это критическое замечание по поводу политики становится острее в другом показательном отрывке: «Чем могущественнее государство и чем более политической является вследствие этого страна, тем менее она склонна понимать общий принцип социальных недугов и искать их корень в принципе государства, т.е. в нынешнем устройстве общества, чьим деятельным, сознательным и официальным выражением является государство. Политический рассудок является политическим рассудком потому именно, что он мыслит внутри рамок политики. Чем он острее и живее, тем неспособнее он к пониманию социальных недугов. Классическим периодом политического рассудка является французская революция. Герои французской революции были весьма далеки от того, чтобы искать источник социальных недостатков в принципе государства, - они, наоборот, в социальных недостатках видели источник политических неустройств. Так, Робеспьер в большой нищете и в большом богатстве видел только препятствие для чистой демократии. Поэтому он хотел установить всеобщую 16 А. Черветто. Политическая оболочка спартанскую простоту жизни. Принцип политики - воля. Чем одностороннее и, стало быть, чем совершеннее политический рассудок, тем сильнее его вера во всемогущество воли, тем большую слепоту проявляет он по отношению к природным и духовным границам воли, тем менее, следовательно, способен он открыть источник социальных недугов»22. Демократия, по мнению Маркса, ясно определяет объективные пределы политической воли именно потому, что форма правления соответствует гражданскому обществу; то есть политика соответствует экономике. В соотношении между политической жизнью, или государственной политической волей, и экономической жизнью, или частной волей, Маркс видит противоречие, возникающее как раз из ясности этого соотношения, и верит, что разрешил его с помощью «истиной демократии», в которой государство представляет собой «самоопределение народа и определённое его содержание»23, то есть гражданское общество. Поэтому Маркс атакует, всё ещё с демократической точки зрения, «политический рассудок», заключённый «внутри пределов политики»24, представляющий собой чисто политическую, государственно-юридическую волю, которая сохраняется и, вследствие этого, не является выражением воли гражданского общества, которое, напротив, должно придать «определённое содержание» государству.
Здесь Маркс выступает против «примата политики» концепции Макиавелли и якобинцев во имя «истиной демократии». Впоследствии он преодолеет эту позицию, перейдя к коммунизму, с новой теорией государства и, следовательно, политики. Полезно будет проследить эволюцию Маркса в том скачке, который он осуществил по отношению к концепции воли, потому что в этом разрыве резюмируется переход от демократии к коммунизму. Политическая воля «создания» демократии преодолена материалистическим открытием обусловленной воли. Разного рода демократы утверждают, что не существует теории Маркса о государстве и политике. Напротив, их существует даже две: теория материалистическая и научная, которую мы, коммунисты, развиваем дальше, и теория донаучная, демократическая, которая уже рассмотрела все те так называемые новшества, которыми эти пигмеи социал-империализма делают вид, что занимаются. Посредством теории обусловленной воли Маркс преодолел примат политики, а, следовательно, также и демократию. В теории детерминированности политики, а, следовательно, и политической воли, политического действия, той же воли к действию, Маркс заложил научную основу реального политического действия, основу политической науки. Если политическая воля обусловлена, то действительной политикой будет та, которая обладает научным осознанием обусловленности. При знании факторов обусловленности есть объективная возможность действия и реализации политической воли в рамках реальных тенденций, действующих в обществе, разделённом на классы. Глава 1. Марксистская теория политики 17 Революционные марксисты только благодаря этому научному знанию приобретают историческое и стратегическое превосходство. Те, кто им не обладают, строят себе иллюзии, что действуют свободно и «делают политику», тогда как всё это ничто иное, как выражение обусловленной воли и, поэтому, выражение примата экономики, даже если и замаскированного идеологией. И именно разрушая немецкую идеологию в 1845-1846 гг. Маркс и Энгельс разработали материалистическую концепцию политики как «детерминированной воли» и рассеяли иллюзию политики как свободной воли: «Так как государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой всё гражданское общество данной эпохи находит своё сосредоточение, - то из этого следует, что все общие установления опосредствуются государством, получают политическую форму.
Отсюда и происходит иллюзия, будто закон основывается на воле, и притом на оторванной от своей реальной основы, на свободной воле»25. В 1843 г. Маркс ещё рассматривал бессилие государства как результат противоречия между жизнью, или волей, политической и жизнью частной, или экономической. В «Немецкой идеологии» 1845-1846 гг. он, напротив, рассматривает политическую жизнь как форму, а уже не противоречие, «общих» интересов частной жизни господствующего класса. Сначала он отверг государство как общий интерес граждан. Теперь он рассматривал его как общий интерес граждан, господствующих в частной жизни, то есть буржуа. Фундамент коммунистической теории и практики, заложенный навсегда, заключается в этом научном открытии. Глава 1. Марксистская теория политики 19
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Основы коммунистической политики:

  1. 2. Территориальное проявление действия и использования экономических законов — основа регионального народнохозяйственного прогнозирования
  2. Мифы о советской внешней политике
  3. Роль и место торгово-экономических отношений в общей дискуссии по китайской политике США в 1971—1978 гг.
  4. 34. Внешняя политика Президента Б.Н. Ельцина
  5. 2.2. Российское направление современной польской политики и меднаполнтпки
  6. ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИКОЙ ПО МАРКСУ
  7. N° 518 РЕЗОЛЮЦИЯ IV ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СЪЕЗДА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ТУРКЕСТАНА О ПРОПОРЦИОНАЛЬНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ И УЧАСТИИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПАРТИЙНО-СОВЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ J2 сентября — 6 октября 19Ю г.+
  8. Г. Н. Роговая ХРИСТИАНСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ в ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
  9. ФРАНЦУЗСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ПОСЛЕ ТУРА
  10. БОРЬБА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЗА ЕДИНЫЙ ФРОНТ РАБОЧЕГО КЛАССА
  11. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЫТА
  12. РАЗНОЕ И НЕОБЫЧНОЕ О ПОЛИТИКЕ
  13. ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ»