<<
>>

Особенности трактовки полиса в античной мысли

С рассматриваемой точки зрения несомненный интерес представляет античный полис с характерной для него ориентацией на максимальное сближение и слияние общественного и частного, социального, культурного, экономического, политического и иных начал.
Поэтому об обществе и мире политическом как самостоятельных сферах жизни людей, тем более о разделении государства и I гражданского общества здесь просто не могло быть и речи. Иначе "g говоря, у античных (и средневековых) авторов понятия «граждан- § ское общество», «политическое сообщество» и «государство» выс- -е- тупали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. Это 0

«polis» и «politea» у древних греков, «res publica» и «societas civilis» у о! древних римлян. Они охватывали все важнейшие сферы жизни •Е людей.

| Показательно, что однокорневое древнегреческое прилагатель- ^ ное politicon имеет смысл «гражданский», «общественный». Поэтому 1

не случайно афоризм Аристотеля о человеке как Zoon politicon на g современные языки переводится по-разному: «человек - существо х" политическое», «человек - существо общественное», «существо, §- живущее в полисе».

Приверженность духу гражданского коллективизма при полис- ? ной жизни выражалась в том, что общие интересы полиса слива- 5

лись с частными интересами отдельных граждан, а в случае их 6

столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Конста- | тируя этот факт, Аристотель подчеркивал: даже если для одного о человека благом является то же самое, что и для государства, бо- ? лее важным и более полным представляется все-таки благо госу- ^ дарства [1, т. 4, с. 379].

га Здесь Аристотель, по сути дела, подчеркивал тот факт, что жизнь m отдельного человека и экономически, и политически, и социально ^ и т.д. определялась его принадлежностью к полису как к основополагающей реальности. Иначе и быть не могло, поскольку 12 государству-полису придавалось самодовлеющее значение. С этой точки зрения большой интерес представляет позиция Аристотеля, изложенная им в «Политике». Здесь эквивалентом тезиса о человеке как политическом существе выступает другой, не менее важный тезис Аристотеля, согласно которому полис по своей природе предшествует семье и отдельному индивиду. По мнению Аристотеля, «государство принадлежит к тому, что существует по природе». Оно выше как отдельно взятого индивида, так и семьи, которые составляют лишь части единого целого в лице государства, без которого человек - худшее из животных. Очевидно, что Аристотель не оставляет человеку места вне государства, утверждая, что жить вне государства могут лишь боги и животные.

Полновластие полиса в отношении своих подданных проявлялось, в частности, в том, что он был носителем не только высшей светской, но и высшей духовной власти. По представлениям, например, древнегреческих мыслителей, утверждение полисной жизни на началах справедливости и законности связано с установлением власти олимпийских богов во главе с Зевсом. В древневосточном и греко-римском мирах общественная организация носила теократический характер втом смысле, что божественные персонажи зачастую выступали одновременно и как полноправные субъекты общественно-политических реальностей, и как сверхчеловеческие правители человеческих сообществ.

В этом контексте интерес представляет тот факт, что в Древнем Риме никем и ничем не ограничиваемая не оспариваемая государственная власть господствовала во всех сферах публичной жизни.

Ей же принадлежали прерогативы надзора за религиозным культом. При этом не приходится говорить о каком-либо серьезном антагонизме между представителями религиозного культа и светской власти - жрецами и магистратами, на которых были возложены публично-правовые функции в соответствующих областях. Все это значит, что в античности (а затем и в средневековье) политическая и религиозная сферы в структурах государства теснейшим образом слиты в органическом единстве.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что в древности все формы самоорганизации общества, будь то полис, республика или что- либо иное, подпадающее под современное понятие «государство», отождествлялись с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах и проявлениях. Важно отметить, что античные мыслители, разрабатывавшие политические феномены на основе полиса, вообще не знали понятия «государство», которое было введено в научный оборот Н. Макиавелли. К тому же в те времена отсутствовало понятие пра- 13

ва, предшествующего политическому строю и стоящего выше него, идеи прав личности, призванных поставить четкие границы государственной власти. Тогда еще не выявился конфликт между отдельным индивидом и государством, поскольку мысль противопоставить их не получила признания, хотя это отнюдь не говорило о гармоничности жизни или отсутствии в ней противоречий и конфликтов.

Очевидно, что понятия «полис» у древних греков и «республика» (от лат. res publicae - дело народа), которые, как правило, в русском переводе передаются термином «государство», никоим образом не предполагают противопоставления государства и общества, такое разграничение чуждо античной философской мысли. Показательно, что римское право называлось гражданским, хотя само общество, все его сферы были пронизаны политическим, государственным началом. По сути дела, античные мыслители говорили об обществе-государстве как о единой целостности. Современным эквивалентом понятий «полис» и «республика» корректнее считать не «государство», I а «страна», «сообщество» или какое-либо иное понятие, адекватно о выражающее реальное содержание этого исторического феномена. <

Таким образом, в Древнем мире политические феномены в це- -ё- лом изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. 0

Все знания о социальном мире, в том числе о полисе, понимаемом Ф как единое целое общество - государство, были едины и неразде- ІЕ лимы. Имел место своеобразный универсализм, при котором поли- <

тическое специально не выделялось из общей суммы всех обществе- ^ ных явлений. Человек античности воспринимал основополагающие 1

аспекты жизни в их целостности, не делая различий между государ-

пз

о ством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реаль- I" ным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, g- космосе, бытии и т.д., носили целостно-синкретический характер. Поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью 5

и нерасчлененностью на отдельные сферы.

ш В результате в течение всей предшествующей Новому времени 6

истории ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой- | либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о" о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. Отсюда и само s название - философия (в индийской мысли — даршана), т.е. любо- - мудрив. Фалес, объясняя солнечное и лунное затмения тем, что их га свет заслоняется Луной или Землей, называл это философией. Или га открытую Пифагором гармонию звуков также называли философи- tf ей. «Я считаю, что наука о географии, которой я решил теперь заниматься, так же как и всякая другая наука, входит в круг

14 занятий философии», - с таких слов начинает свой знаме- нитый труд великий географ древности Страбон. Данный тезис он обосновывал тем, что в прошлом все, кто занимались этим делом, были философами. Среди них он называл Гомера, Анаксимандра, Демокрита, Дикеарха, Полибия и других [71, с. 7]. Интерес представляет также рассуждение Страбона о том, что «наиболее мудрые из тех, кто писал о поэзии... говорят, что она является чем-то вроде первоначальной философии» [71, с. 12].

<< | >>
Источник: Гаджиев К.С.. Введение в политическую философию: Учебное пособие. — М.: «Логос». — 336 с.. 2004

Еще по теме Особенности трактовки полиса в античной мысли:

  1. Аристотель и античная традиция трактовки бытия
  2. Пути развития Древнего общества. Полис и возникновение античного пути развития.
  3. Особенности развития философской мысли в 60—80-е гг. (некоторые итоги)
  4. Особенности развития политико-философской мысли во второй половине XIX в. и в первые десятилетия XX в.
  5. ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИСЕ
  6. РЕЧЬ И ПИСЬМО В ПОЛИСЕ
  7. §29 Греческий полис и его жители
  8. Основные трактовки проблемы
  9. і Полис и его жители
  10. 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
  11. Г гава 5 Государства-полисы Древней Греции