<<
>>

Отцы-основатели политической философии §

о

Качественно новый шаг в направлении разработки государствен- І ной идеи сделал Т. Гоббс. Его труд «О гражданине» и вторую часть о «Левиафана» «О государстве», по-видимому, можно считать первыми подлинно политико-философскими произведени- 21

ями в собственном смысле слова, хотя сам Гоббс не использовал еще понятие «политическая философия».

Если сравнить эти работы с трудами классиков античной мысли, то нельзя не обнаружить их разительное различие как по тональности, так и по смыслу. В основе концепции Гоббса лежит взаимодействие и динамика противоположных начал коллективно-государственного и индивидуал ьно-личностного. В обеих названных работах он имеет в виду прежде всего сущность и предназначение государства, этого «искусственного человека», антипода естественного состояния людей.

При этом характерные для Гоббса тенденции к восхвалению абсолютизма государственной власти согласуются с теорией правового государства, поскольку выдвигавшиеся им идеи единого и суверенного государства предполагали ликвидацию принципа неравенства и разнообразия прав в зависимости от наследственного, социального или иного статуса людей, а также превращение сословного общества в гражданское путем уравнивания всех членов об- I щества перед государством и правом.

о Исходя из подобных посылок, Гоббс и предлагал свою концеп- <

цию философии государства. В основе его построений лежит тезис -В- о двух состояниях любого человеческого общества: естественном 0

(status naturalis), когда отсутствует какая бы то ни было государствен- й ная организация, и государственном, гражданском (status civilis). ^ Поэтому, говорил он, философия распадается на две основные ча- <

сти: философию естественную и философию гражданскую, или ^ философию государства. Поскольку же для определения основных 1

характеристик государства необходимо предварительно изучить о склонности, аффекты, права и нравы людей, то и сама философия | государства подразделяется на два раздела: этику, трактующую §- склонности и нравы, и политику, или просто философию государ- ^ ства, исследующую гражданские обязанности.

Таким образом, в 2

разделе первом «Основ философии» Т. Гоббс впервые говорил о | философии морали (philosophia moralis) и философии государства S (philosophia civilis) |21, т. 1, с. 78], причем он утверждал, что «фило- | софия государства связана с философией морали, но не настолько о" тесно, чтобы ее нельзя было отделить от последней». При этом Гоббс s был убежден в том, что он разработал совершенно новую филосо- г-' фию государства. Он, по сути дела, отрицал, что до его «Основ фи- « лософии» вообще существовала какая бы то ни было философия пз государства или наука о государстве вообще. Можно сказать, что

Гоббсу принадлежит приоритет в плане введения в научный оборот понятия «философия государства». Но, как можно убедить- 22 с я и з вышеизложенного, о н затрагивает более ш ирокие про- блемы, относящиеся к миру политического в целом, нежели к одному только государству.

В целом, рассматривая государство как высшую ценность и самодовлеющую сущность, выступающую в качестве гаранта справедливости, жизни и основных благ своих граждан, Макиавелли, Гоббс, Воден, Гроций и др. способствовали освобождению идей государства от теологии и фидеизма, узаконили проблему государства в качестве самостоятельной и самодостаточной сущности. Именно их следует назвать первыми отцами-основателями политической философии в собственном смысле слова.

Продолжая и развивая взгляды индепендентов и левеллеров, Дж. Локк более четко разработал идеи народного верховенства, договорного происхождения государства и власти, а также неотчуждаемых прав личности [45, т. 3]. Объясняя многие бедствия Англии религиозными преследованиями, Дж. Локк решительно отстаивал необходимость полного отделения церкви от государства.

Политические и политико-философские взгляды Локка наиболее последовательно изложены в его труде «Два трактата о правлении». Отвергая какую бы то ни было мысль о божественном вмешательстве, Локк настойчиво проводил мысль о том, что государство - это результат договора и чисто земное дело [47, т.

3, с. 137]. Согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует «по природе». Государство представляет собой некое «новое тело», вторичный, искусственный орган, созданный в силу волеизъявления народа, заключившего договор с правителем, которому делегируется определенный комплекс властных полномочий. 5 При нарушении правителем этого договора народ вправе сместить -§- его и призвать на его место другого правителя. Если каким-либо g образом правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правами. *

Проанализировав воззрения Локка, можно сделать следующий ? вывод: верховный государственный орган следует сравнивать не с j головой, увенчивающей общество-тело, а со шляпой, которую без- | болезненно для последнего можно сменить. Иначе говоря, обще- С ство - постоянная величина, а государство - производное от него. <

Более современно звучит позиция Локка и по другому важному ^ вопросу. Симптоматично, что Т. Гоббс в середине XVII в. категори- ° чески отвергал саму мысль о возможности разделения единой суве- о ренной власти на том основании, что «делить власть государства - Ъ значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничто- О жают друг друга» [21, т. 2, с. 254]. Что касается Локка, то ему принадлежит заслуга разработки теории разделения власти 23

на две главные ветви: законодательную и исполнительную. Правда, он различал еще и третью ветвь - союзную или федеральную власть, наделенную полномочиями объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами. Таким образом, Локку была чужда мысль о судебной власти как самостоятельной ветви: он полагал, что реализация судебных функций должна оставаться в компетенции исполнительной власти.

Политико-философский характер «Двух трактатов» определяется тем фактом, что в этом произведении анализируются и высвечиваются такие онтологические и гносеологические вопросы, как сущность мира политического, государства и власти, условия и факторы их возникновения, жизнеспособности и исчезновения, формы, в которых они могут существовать, и т.д.

Поэтому Локка с полным основанием можно считать одним из авторов идеи правового государства и наряду с Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Ж. Боденом и др. одним из отцов-основателей политической философии.

Особенно весомый вклад в разработку идей прав и свобод лич- 3 ности, гражданского состояния, противопоставляемого произволу <

церкви и государства, внесли французские мыслители, большая -в- часть которых выступала за переустройство формы правления на § путях ее либерализации и демократизации. С этой точки зрения осо- щ бо важное значение имели воззрения Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Рус- ІЕ со. Так, в своем труде «О духе законов» Монтескье, обосновывая <

свою позицию, писал: «Политическая свобода может быть обнару- д жена только там, где нет злоупотребления властью» [56, с. 290]. х Сформулированный Ш.-Л. Монтескье принцип разделения влас- § тей на три главные ветви: законодательную, исполнительную и су-

дебную - оказался основополагающим. По его мысли, в случае со- §- единения любых двух ветвей неизбежно подавление свободы, гос- подство произвола и тирании. А соединение всех трех в одном лице ш или органе составляет характерную черту деспотизма. П ри этом важ- I но отметить, что Монтескье подчеркивал не только независимость б ветвей власти друг от друга, но и необходимость их взаимного до- | полнения и уравновешивания. У него разделенные власти выступа- о" ют как подсистемы единой системы, как три ветви единого ствола, s На формирование договорной теории государства и ряда других идей и теорий, составивших субстрат политической философии, ™ сильно повлияли воззрения Ж.-Ж. Руссо. Главная мысль его состо- га яла в том, что справедливое и отвечающее природе людей государів ственное устройство должно основываться на общественном договоре. Пытаясь разрешить проблему справедливого государ- 24 ственного устройства путем обеспечения для всех граждан

возможности участия в высшей власти, Руссо предполагал отчуждение личных прав граждан в пользу государства во имя реализации всеобщей воли, подчинение каждым отдельно взятым членом общества своей воли общей единой воле, равноправными субъектами которой должны стать все граждане.

В итоге все члены общества будут одинаково подчинены и одинаково господствовать. Поскольку здесь все находятся в одинаковых отношениях друг к другу, то тем самым достигается полное равенство всех.

На главное заблуждение Руссо указал еще Б. Констан, который, в частности, обратил внимание на то, что, концентрировав внимание на политической свободе, Руссо игнорировал личную свободу, которая отдавалась на откуп всеобщей воле, т.е. коллективу. Власть всеобщей воли неделима, абсолютна, непогрешима и никому неде- легируема. Она исключает обособление отдельных интересов, партий, фракций. Показательно, что Руссо отвергал принцип разделения властей на том основании, что власть, выражающая всеобщую волю, должна быть единой и нераздельной.

Все сказанное свидетельствует о том, что к середине XVIII в. со g всей очевидностью наметилась тенденция к коренному пересмотру традиционной концепции гражданского общества-государства и о окончательному утверждению идей и понятий гражданского обще- ства и мира политического как самостоятельных сфер человечес- ° кой деятельности. Этот процесс завершился во второй половине J

Ш

XVIII-XIX вв. в процессе формирования капиталистической сис- t темы с такими ее основополагающими атрибутами, как частная соб- g ственность, свободно-рыночная экономика, представительно- | парламентская демократия и правовое государство, разграничение между социальной и политической сферами, экономическими, со- 8 циальными и политическими функциями. <

•е-

<< | >>
Источник: Гаджиев К.С.. Введение в политическую философию: Учебное пособие. — М.: «Логос». — 336 с.. 2004

Еще по теме Отцы-основатели политической философии §:

  1. АФ — это философия, последовательно устраняющая из аргументации метафоры и произвольные аналогии.
  2. Философия в России.
  3. Современная Западная философия
  4. Отцы-основатели политической философии §
  5. Истоки, формирование и эволюция политического реализма
  6. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  7. ФИЛОСОФИЯ ВНУТРИ И ВНЕ ШКОЛЬНЫХ СТЕП
  8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ XIX ВЕКА
  9. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ ФИЛОСОФИИ
  10. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  12. 5.5. Организационная культура политической команды
  13. Генезис политических партий и партийных систем
  14. Библейский момент философии права
  15. Философия «общего дела» Н.              Ф. Федорова
  16. Глава 3 О пользе и ущербности универсальных ценностей
  17. § 1.2. Исследования политической коммуникации в период развитого индустриального общества
  18. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  19. Регулирование государством общественных отношений и символические политические действия
  20. § 1. Триадичные учения в мировой философии