<<
>>

2.6. Первый объединитель Китая

— Сэр Уинстон, встреча с императором не состоится. На все мои уговоры он ответил отказом. Он считает ниже своего достоинства рассказывать о своих деяниях кому бы то ни было и по какому бы то ни было случаю.
Сожалею, но ничего не могу поделать, — сказал с поклоном Сыма Цянь, который по просьбе Черчилля безуспешно пытался склонить Цинь Шихуанди к своего рода аудиенции с ним. — Печально, очень печально. Было так заманчиво встретиться с ним с глазу на глаз. Но коль скоро обстоятельства сложились таким образом, 2.6. Первый объединитель Китая 89 может быть Вы, уважаемый Сыма Цянь, спасете положение? Насколько мне известно, Вам, как знаменитому историографу при дворе императора У Ди, в подробностях известна вся подноготная династии Цинь. Может быть, Вы не откажитесь поделиться с нами Вашими знаниями? — не отступал Черчилль. — Пожалуй, мне придется согласиться с Вашим предложением, — сказал Сыма Цянь, кланяясь. — Ибо пренебрегать историей становления единого китайского государства, или, тем более, игнорировать ее, было бы непростительной ошибкой. Хорошо, я расскажу об известных мне фактах, а выводы Вы делайте сами. Первый император Цинь Шихуанди, которого при рождении назвали Чженом, был сыном циньского Чжуан-сян-вана. Ему исполнилось тринадцать лет, когда его отец умер, и Чжен стал у власти, сделавшись правителем (ваном) Цинь — самого западного царства Поднебесной. В то время на востоке ему противостояли шесть царств: Цзин, Хань, Вэй, Чжао, Янь и Ци. Каждое из этих царств в отдельности было слабее Цинь, но вместе они составляли серьезную силу. Тем не менее, на двадцать шестом году правления, после многочисленных сражений с соседями, Чжена впервые объединил Поднебесную. А после обсуждения с советниками, он стал титуловаться Цинь Шихуанди, что означало Первый властитель-император Цинь. Остальные поколения правителей должны были именоваться в порядке счета — Эр-ши (второй), Сань-ши (третий), и так до десятитысячного поколения, власть его рода должна была передаваться бесконечно. Первый советник Ван Гуань и другие сказали: «Владетельные князья впервые разгромлены, но земли княжеств Янь, Ци и Цзин далеко. Если не поставить над ними правителей, их не удастся держать в подчинении. Просим, государь, назначить туда правителями ваших сыновей. Ждем лишь вашего благословения» Шихуан передал это предложение на обсуждение сановников, и они все нашли его полезным. Однако глава судебного приказа Ли Сы возразил им, заметив: «Отсутствие различных мнений в Поднебесной — вот средство установления спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Шихуан сказал: «Поднебесная сообща страдала от непрекращавшихся сражений и войн, и все из-за того, что существовали князья и ваны. Опираясь на помощь духов предков, я впервые умиротворил Поднебесную и, если теперь снова создать владения, значит вновь поднять войны. Разве не трудно будет тогда добиться спокойствия и прекращения войн? Мнение главы судебного приказа правильное». Шихуан разделил Поднебесную на тридцать шесть областей, в каждой области поставил начальника — шоу, воеводу — вэя и инспектора — цзяня. Он изменил наименование простого народа, назвав его цяньшоу — черноголовые.
Он ввел единую систему законов и измерений, мер веса, 90 Глава 2. Первые деспотии емкости и длины, для повозок установил одинаковый ход, в письме — единое начертание иероглифов. Он переселил в свою столицу Сяньян со всей Поднебесной, со всех завоеванных царств 120 тысяч знатных и богатых семей. Каждый раз, когда Цинь сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, строители Шихуана возводили в Сяньяне уменьшенные копии их дворцов. Поэтому в его столице всюду высились дворцы и дома, соединенные секретными переходами, чтобы никто, кроме ближайших императору людей не знал, где он в настоящее время находится. Все эти 37 сообщающихся дворцов были заполнены красавицами, колоколами и барабанами, захваченными у князей. Помимо этого Шихуан предполагал построить неподалеку от столицы новый императорский дворец, размеры которого — 170 на 800 м должны были превзойти все остальные сооружения Поднебесной. На эту стройку было пригнано более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Во всех завоеванных царствах Шихуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия для свободного передвижения. Началось строительство новых дорог, необходимых для быстрого сообщения между различными частями империи. На тридцать четвертом году правления Шихуанди сослал на строительство Великой стены всех несправедливых судей. Единовременно на этом строительстве было занято 500 тысяч мобилизованных крестьян и преступников, которые работали на износ в таких невыносимых условиях, что долго не выдерживали. На смену им присылали новые партии крестьян и преступников, в том числе философов-конфуцианцев, которых ожидала та же участь. Поэтому Стену называют «Самым длинным кладбищем в мире» для 400 тысяч покойников. А всего в возведении стены участвовало от одного до трех миллионов строителей. Умиротворив Поднебесную, Шихуан развернул наступление на окрестных северных варваров. Ему стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы». В 215 г. дон. э. он послал 300-тысячную армию против племени ху и захватил земли Хэнани. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными сюнну, которых европейцы называли гуннами. Вдоль Хуанхе он учредил 34 новых уезда и построил оборонительную стену. В то же время он начал колонизировать южные районы, заселенные варварскими племенами юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Шихуан велел ссылать всех правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывающихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. Шихуан устроил пир во дворце в Сяньяне, на котором семьдесят ученых мужей вышли вперед и пожелали ему долголетия. Первый советник Ли Сы сказал: «В давние времена, когда владетельные князья боролись друг с другом, они щедро зазывали к себе бродячих ученых. Ныне Поднебесная уже 2.6. Первый объединитель Китая 91 устроена, законы и указы исходят от одного лица, байсины поддерживают порядок в семьях и отдают силы земледелию и ремеслу, служилые изучают и применяют законы и указы и избегают запрещенного. А вот нынешние ученые мужи не учатся у современности, изучают лишь древность, чтобы поносить наш век, вносить сомнения и сеять смуты среди черноголовых. Если подобное не запретить, то наверху ослабеет положение правителя, а внизу образуются группы и партии. Самое лучшее — запретить все это! Я предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме циньских анналов. Все в Поднебесной, за исключением лиц, занимающих должности ученых при дворе, кто осмеливается хранить у себя списки Ши цзин, Шу цзин18 и сочинения ученых ста школ, прежде всего Конфуция, должны явиться к начальнику области или командующему войсками области, чтобы там свалить эти книги в кучу и сжечь их. Всех, кто после этого посмеет толковать о Ши цзине и Шу цзине подвергнуть публичной казни на площади. Всех, кто на примерах древности будет порицать современность, подвергнуть казни вместе с их родом. Чиновников, знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Тех, кто за тридцать дней после издания указа не сожжет эти книги, подвергнуть клеймению и принудительным работам на постройке крепостных стен. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гаданиям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению деревьев. Кто пожелает изучать законы и указы Цинь, пусть берут чиновников». В повелении императора говорилось: «Быть посему». Как-то Шихуанди был во дворце Ляншань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты рассказал первому советнику, и тот после этого сократил число колесниц и всадников. Шихуан разгневался и сказал: «Кто-то из моих окружающих разгласил мои слова». Учинили допрос, но никто не признался. Тогда Шихуан приказал схватить тех, кто находился в тот момент около него, и убить их всех. С этого времени никто не знал, куда направляется и где находится император. Все свое время император проводил в делах. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал во все мелочи ее управления. А так как считалось, что она вечна, то и правитель ее должен быть бессмертен. Поэтому он не переносил разговоры о смерти, и никто из приближенных не смел затрагивать эту тему. Сама мысль о том, что, несмотря на свое величие и безграничное могущество, он также подвластен тлену, как последний из его подданных, была для него оскорбительна. Чтобы обмануть судьбу он истратил десятки тысяч монет, оплачивая услуги ученых-начетчиков и магов, которые обещали приготовить чудесное снадобье, гарантирующее 18 Песни, предания. 92 Глава 2. Первые деспотии его бессмертие. Но, разочаровавшись в их искусстве, он страшно разгневался и велел казнить более четырехсот шестидесяти ученых мужей. Еще большее их число было сослано на границы империи. После чего он велел соорудить в горе Лишань огромный склеп. Его наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юе в расчете, что огонь долго не потухнет. Так император приготовился к смерти. И когда в 210г. до н. э., в возрасте 48 лет, он тяжело заболел во время объезда восточных областей, он осознал, что дни его сочтены. Не делая никаких приготовлений к похоронам, он послал старшему сыну короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Во время похорон принявший власть наследник Эр-шихуанди сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому когда церемония похорон завершилась, и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Вот все, что мне известно о судьбе первого объединителя Поднебесной, — сказал Сыма Цянь, раскланиваясь. — Что ж, судьба очень поучительна, — согласился Черчилль. — Но настало время, господа, поделиться с вами следующим соображением. Как вы, вероятно, могли заметить, до сих пор мы имели дело с представителями верховной власти первичных цивилизаций Старого света, обойдя вниманием Новый свет. А, между тем, он должен представлять для нас интерес ничуть не меньший. Ибо если там мы не найдем соответствующих параллелей и сходства с теми регулярностями, которые мы надеемся выявить из анализа прошлого Старого света, последние невозможно будет считать универсальными закономерностями. А представьте себе, что характерные особенности эволюции цивилизаций Старого и Нового света будут прямо противоречить друг другу. Иными словами, в обоих случаях необходимо будет признать, что их генезис в разных частях света происходил не только независимо друг от друга, но и по различным законам. Но тогда под сомнение будет поставлена возможность составления средне- и 2.7. Империя бога Солнца 93 долгосрочного прогноза развития мировой цивилизации как единого целого. Отрицательный результат тоже результат, но хотелось бы большей определенности, не так ли? Однако тут возникает трудность вот какого рода. Дело в том, в Новом свете от подлинно первичных цивилизаций Мезо- и Южной Америки почти не осталось следов и, что досаднее всего, письменных источников. Это большой минус для нас. Но тем более было бы поучительно узнать, как был устроен, в частности, административный аппарат империи инков, типологически близкой к цивилизациям Старого света I-I1 тысячелетий до н. э. Поразительней всего то, что, не располагая средствами письменности, он, тем не менее, безупречно функционировал и контролировал жизнь более 10 миллионов индейцев на территории, растянувшейся с севера на юг на 5 тысяч километров. (Небольшое отступление: в отличие от цивилизаций Старого света инкское государство возникло и процветало вдали от полноводных рек, высоко в заоблачных высях Анд. Это к вопросу об условиях, необходимых для независимого рождения цивилизации.) Еще один минус, уже небольшой, связан с тем, что из двенадцати известных правителей-инков трудно выделить персону, сравнимую по масштабам с восточными владыками, с которыми мы имели удовольствие (или не имели — не принципиально) познакомиться сегодня. Поэтому мое предложение заключается в том, чтобы предоставить возможность составить достоверный портрет верховной власти в инкской цивилизации человеку, известному под именем инка Гарсиласо де ла Вега — сыну капитана конкистадоров и женщины из клана инков. То обстоятельство, что он прекрасно осведомлен об истории своего клана и своих краснокожих соотечественников, делает его хорошо информированным источником интересующих нас сведений. Принимает ли высокое сообщество мое предложение? Если да, то Вам слово, достопочтенный де ла Вега.
<< | >>
Источник: Гивишвили Г.В.. От тирании к демократии. Эволюция политических институтов.. 2012

Еще по теме 2.6. Первый объединитель Китая:

  1. Первый кризис с заложниками и выход на первый план Черномырдина
  2. ЗАВОЕВАНИЕ СЕВЕРНОГО КИТАЯ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
  3. 14.2. Художественная культура Китая
  4. Культура Древнего Китая.
  5. Захват Северо-Восточного Китая
  6. 6.4 Культура древнего Китая
  7. Культура Древнего Китая
  8. Лекция 28: Идеология и культура Китая периода расцвета рабовладения.
  9. 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИТАЯ В VIII—V ВВ. ДО II. Э.
  10. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КИТАЯ
  11. ЗАВОЕВАНИЕ ЮЖНОЙ ЧАСТИ КИТАЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ЮАНЬСКОЙ ИМПЕРИИ
  12. НАРОДЫ КИТАЯ, КОРЕИ, ЯПОНИИ И ИНДИИ В БОРЬБЕ С МОНГОЛЬСКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ
  13. § 79. Период политического гнета: под властью Китая
  14. 3. Культура Древней Индии и Китая
  15. 14.1. Характерные черты духовной культуры Китая
  16. 2.1. Философские идеи и учения Древнего Китая
  17. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: СОЧЕТАНИЕ СИМВОЛА И РИТУАЛА
  18. 1.2. Гуманистические мотивы в культуре Древнего Китая