<<
>>

Подчинение. Служение

Миллионы немцев объединены сегодня в общества, являются их рядовыми членами, подчиненными, а часто одновременно - руководителями низшего звена...

...Современная жизнь народа с его массами и средствами сообщения может сохранить свое организационное единство только благодаря таким крупномасштабным связям в дополнение к кровному родству.

Отношение рабочего к хозяину фабрики, торговца к покупателю, крестьянина к потребителю его продукции, ученого к его ученикам, художника к тем, кто приобретает его работы, выходит далеко за рамки чисто личных чувств, которые часто вообще отсутствуют. С тех пор, как мы не живем больше в деревенских общинах или маленьких городках, где все друг друга знают, зарплата и цена, продажа, покупка и вопросы культуры становятся общим делом...

Отчуждение, которое грозит сделать нас одинокими в массах, может быть преодолено только если каждый осознает сложившееся тысячелетиями единство судьбы. Такие крупномасштабные связи каждой личности не имеют ничего общего с уравниловкой, с подавлением личных особенностей, с уничтожением одиночества. Все великое в этом мире нуждается в одиночестве, в покое, но не из эгоистического своеволия, а ради достижения зрелости, чтобы насытить других. Так Лютеру было необходимо спокойное время в Вартбурге, а Бисмарку — годы, проведенные в Шёнхаузене. Ни одно общество не является суммой одинаковых величин, оно состоит из людей разных наклонностей и талантов. Между членами одной организации часто возникают болезненные трения, но то, что их объединяет, должно быть сильней. Мы хотим служить нашему народу, чтобы сделать его сильней и лучше, чтобы он когда-нибудь зажил более здоровой жизнью, чем мы... В этом служении нет ничего рабского: только тот, кто обладает сознанием господина, может служить...

Служение перестает быть служением, если оно осуществляется за вознаграждение.

Немногого стоит и служение только по приказу. Так может служить и дрессированный морской лев в цирке, который держит на носу зажженную лампу, не зная, зачем он это делает. Приказы необходимы в структурированном обществе, но они не оправдывают наше служение. Оно представляет собой свободу, возникающую из необходимости. Мы служим ради необходимости жизни нашего народа, а не потому, что так нам приказывает писаный закон. Эта готовность к служению — наша нравственная обязанность. Жизнь нашего народа сделал необходимой Бог, и, служа народу, мы выполняем божью волю. Нет на земле ничего более возвышенного, чем свобода, которая мудро себя ограничивает и делает добровольность исходной точкой наших действий... Служение требует делать и то, конечный смысл чего мы не понимаем. Подчиненный должен выполнять любой приказ руководителя...

Не случайно общественная жизнь в Германии носит на себе солдатский отпечаток. Мы любим маршировать в колоннах и носит униформу... и не воспринимаем это как отсутствие свободы. Во времена запретов мы мечтали о том дне, когда снова сможем маршировать...

Служение требует выносить и то, что не приносит личной выгоды. Нытье — печальное последствие недостаточной готовности к служению. Одному не нравится одна мера правительства, другому - другая, потому что он наделялся на иное и воспринимает тот или ной закон как бремя...

Это пережиток прошлого, когда одни смотрят с презрением на служение других. Самая грязная физическая работа предполагает такую же готовность к служению, как и чистая работа в конторе.... Служение невозможно без жертв. Когда маловеры сомневаются, что такой большой народ, как немецкий, можно приучить ставить общую пользу выше личной, мы всегда указываем на самую большую жертву в мировой истории - два миллиона убитых в мировой войне...

...Без готовности к жертвам нельзя решить проблему машин и техники. Опасно возлагать надежды на нового человека будущего, который и решит все задачи: за этим часто кроется неспособность преобразовать настоящее.

Прежние попытки улучшения людей брали в расчет только разум; верили, что чем больше человек будет знать, тем лучше он будет действовать. Но Бог не создал разум сам по себе, носителем духовных и психических качеств является взаимодействующее с ними тело. Мы знаем, что слабый ум в здоровом теле на даст здорового потомства и наоборот. «Один за всех, все за одного», - таков должен быть главный принцип воспитания нового человека.

Наибольшая трудность заключается в отсутствии взаимопонимания между людьми физического и умственного труда. Вина за это лежит, прежде всего, на последних. Честные рабочие уважают знание и признают умственное превосходство работников умственного труда. Ненависть к ним, которую разжигали марксисты, возникала, главным образом, по их собственной вине. Они ставили знание выше жизни, смотрели на рабочих, не обладающих такими

знаниями, как на неполноценных, сверху вниз, и в итоге теряли всякую связь с ними, не могли уже разговаривать с ними просто и естественно...

Обе части народа должны соединиться в служении... Работникам умственного труда есть чему поучиться у рабочих. В коллективе из 1000 работников умственного труда больше склок, сплетен и ненависти, чем на фабрике, на которой работает 1000 человек. Среди рабочих больше развито чувство товарищества. Интеллигенты должны научиться разговаривать с ними просто и естественно как о повседневных заботах, так и о народе, государстве и вечности...

И еще о служении: тот, кто поистине служит, мало говорит, он умеет выполнять свое дело молча... Герои никогда не бывают болтливыми...

Подчиненные должны молча переносить и несправедливость... Никогда несправедливость, пережитая подчиненным, не должны давать ему повод выступить против руководителя. Двойным усердием он должен доказать, что заслуживает лучшей оценки.

<< | >>
Источник: В.Б. Авдеев. ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. 2006

Еще по теме Подчинение. Служение:

  1. ГЛАВА ПЯТАЯ СООТНОШЕНИЕ АТРИБУТОВ ЦЕРКВИ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  2. Органическая связь таинств
  3. О смысле культуры
  4. Великие и малые волны истории
  5. О пребывании вместе
  6. позитивность ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
  7. О СЛУЖЕНИИ И ЛЖЕСЛУЖЕНИИПОД ГЛАВЕНСТВОМ ДОБРОГО ПРИНЦИПА,ИЛИ О РЕЛИГИИ И ПОПОВСТВЕ
  8. § 3. О поповстве как возглавляющем лжеслужениедоброму принципу
  9. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ Г.И. Коларов
  10. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ Н. Ю. Галой (Москва)