Политическая мысль средневековья

В течение всего средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некоему единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительными искусствами и музыкой, культурное начало охватывало _!_ также право, хозяйство, всю практическую деятельность людей, g И, наоборот, сама культура и все сферы общественной жизни были <

пронизаны политическим или государственным началом.

И чело- -э- век воспринимал свое социальное окружение в его цельности и 0

нерасчлененности.

S Феодальная система не знала государственного (управляющего) g аппарата, существующего самостоятельно от хозяйственной систе- <

мы, они проникали друг в друга. Аристократия, городские и сельс- 1

кие общины, корпорации ремесленников и др. представляли собой | в той или иной форме привилегированные группы, имеющие опре- 0

деленные свободы в рамках своей сферы деятельности. Это был пе- 5 риод преобладания частного права. Все права коренились в соб- g- ственности, в договоре и наследстве. Каждый человек зависел от

своего сеньера, и это подчинение получило правовое основание. ? Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладени- ш ем. В силу этого в средневековой концепции свободы отсутствова- и ло различие между гражданской и политической свободами. 1

Это вполне объяснимо, если учесть факт органического слился ния в тот период собственности и власти, что, в свою очередь, обус- s ловливало господство системы личных отношений между сувере-

ном и вассалом. В качестве определяющего нравственного импе- ратива в средние века на смену древнегреческой добродетели та пришла верность. Разрыв со своим сословием стал рассматриваться >1 чуть ли не как смертный грех. Законом стал принцип унас

ледования сыном статуса отца. Как писал Ж. Ле Гофф, «ус- 16 тойчивость была противопоставлена социальным переме-

нам, особенно возвышениям. Идеалом стало общество "старожилов"» [22, с. 30|.

Поэтому неудивительно, что философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни. Но, тем не менее, в средние века место, роль и задачи философии по сравнению с античностью подверглись существенной трансформации, в основе которой лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства. После принятия императором Константином христианства теология постепенно приобрела политическое значение. Религия стала ядром, стержнем культуры и мировоззрения феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей стали прикладными отраслями богословия. Чуть ли не с самого начала был сделан акцент на постулате о божественном происхождении власти, необходимости покорности и недопустимости сопротивления ей.

Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Обосновывая свои притязания на верховенство духовной власти над светской, церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви. Еще св. Амвросий выдвинул по сути дела революционную по своему содержанию доктрину о независимости церкви от государства. Из этого делался далеко идущий вывод о подчинении светской власти королей духовной власти церкви. Папство устами папы Григория VII провозгласило, что светская власть является лишь отражением духовной власти, точно так же как свет Луны является отражением солнечного света.

Можно сказать, что уже в эпоху возникновения христианства и падения Римской империи философия постепенно поглощалась теологией, а в средние века - католической теологией. Оторвавшись от одной - языческой, философия попала под господство другой мифологии - христианской - и стала «служанкой богословия», призванной разработать и обосновать догматическое учение церкви. Она по сути дела завоевала полную монополию в сфере духовной жизни. Благодаря этому философия сохранила за собой статус целостного, всеохватывающего мировоззрения, адекватного состоянию умов той эпохи.

Но при всем сказанном, на исходе средневековья светское знание постепенно стало высвобождаться из тенет христианской схоластики. Начала формироваться идея о двойной ис- 17

тине - богословской и философской, религиозной и научной. Так, Дуне Скот считал философию чистой теорией, исключительным объектом которой полагал природу, а богословие - практической наукой, к исключительному объекту которой относил божественное царство благодати. Более того, в этом русле постепенно формировалась и мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства.

Но, тем не менее, из всего изложенного можно сделать вывод, что период от античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической науки и политической философии, главное значение которой состоит в накоплении и трансмиссии от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинским и другими мыслителями древности и средневековья, которых правильнее назвать не политическими учеными или политическими философами в собственном смысле слова, а их предтечами.

-е-

<< | >>
Источник: Гаджиев К.С.. Введение в политическую философию: Учебное пособие. — М.: «Логос». — 336 с.. 2004

Еще по теме Политическая мысль средневековья:

  1. Р. М. Лмирханов. Тюрко-татарская философская мысль средневековья (XIII-XVI вв.). Диссертация ... Монография. - Казань: Изд-во «Мас- тер-Лайн». — 262 с., 2001
  2. Политическая, историческая и научная мысль
  3. Политическая мысль после Мохача
  4. Религиозно-философская и социально-политическая мысль
  5. РАЗДЕЛ III ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КАЗАХСТАНА КОНЦА XIX— НАЧАЛА XX В.
  6. 2.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. IV. мысль и язык
  8. Историческая мысль
  9. Глава I Философско-богословская мысль
  10. Философская мысль в 30-е гг.