<<
>>

Смысл и цель (метафизика) государства

Гегель, великий философ государства, объявил государство высшим выражением духа и тем самым стал метафизиком государства. Но он не коснулся того, что затрагивает нас до глубины души: какую роль играет нация и как может государство помочь ей играть эту роль?

На оба эти вопроса ответил Гельдерлин.

Судьба Германии не закутана у него в общие, туманные слова и не втиснута в русло всемирной истории.

Ни слова «Германия сильна и велика», ни фраза «немец это мечтатель» не отражают динамику действительности. Поэзия и философия могут обозначить полюса, между которыми протекает вся жизнь нации, открыть законы ее развития.

Гельдерлин отметил, прежде всего, разрыв «много мыслей - мало дел». Что может сделать в этом отношении государство? Дать людям, способным решать и действовать, больше полномочий, чем у других народов, которые (особенно англичане) всегда

ставили дело выше мысли. Немцы нуждаются в вождях иного типа, нежели другие народы. Из духовного богатства, созданного немецким народом, вождь должен быстро, но не поверхностно отобрать то, что поможет ему решать свою задачу. Но он может впасть в другую крайность — отбросить все духовное, как лишнее.

Гельдерлин страстно ожидал, когда же явится «гений нашего народа», «душа Германии». Но он хотел также, чтобы «горы Германии стали горами муз». Он писал: «О, священное сердце народов, о Родина! Ты терпишь все, как молчаливая Мать-Земля, и никто тебя не признает, хотя из твоей глубины и другие народы черпают лучшее, что у них есть».

Судьба Германии это судьба середины, середины между Востоком и Западом и между Севером и Югом. Она должна многое выстрадать и вынести. Задача государства и его руководителей - позаботиться о том, чтобы Германия не всегда оставалась «никем не признанной». В великом творчестве и достойной немецкого народа жизни и государственной форме может он обрести то «мировое значение», которое соответствует его духовной и политической судьбе.

173ак. 3872


<< | >>
Источник: В.Б. Авдеев. ФИЛОСОФИЯ ВОЖДИЗМА. 2006

Еще по теме Смысл и цель (метафизика) государства:

  1. Деонтология истории
  2. § 1. Генезис метафизики сверхсущего и трансцендентного начала в античности
  3. § 5. Вл. Соловьев и пути построения метафизики веры
  4. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  5. УНИВЕРСУМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И УПОРЯДОЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - КОНФУЦИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  6. Раздел последний. Термины, которые употребляют в диспутах с целью разъяснения
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. МУЗА АРИСТОТЕЛЯ
  9. Гербарт. Социальная философия. Понятие государства
  10. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СИМВОЛА: БЕРГСОН-КАССИРЕР
  11. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА ГРИГОРИЯ ТЕПЛОВА
  12. 243 СОФИЯ И ЧЁРТ (КАНТ ПЕРЕД ЛИЦОМ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЕТАФИЗИКИ)
  13. ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
  14. МЕТАФИЗИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
  15. Идеи М.Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
  16. Религия и философия о смысле жизни
  17. А Поиск смысла понятия
  18. Смысл и цель (метафизика) государства
  19. Философские основания: полемика с предшественниками