<<
>>

Сравнение определённых фактов

Ленин, в «Что такое "друзья народа"», напоминает субъективистам, для которых общественное развитие отличается от эволюции в естественной истории, в силу того, что человек преследует сознательные цели, что Маркс «рассматривает общественное движение как естественно-исторический процесс, подчиняющийся законам, не только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, напротив, определяющим их волю, сознание и намерения»33.
Мы уже видели, что задача науки - это анализ общественных отношений, которые формируются «не проходя через сознание людей»', она состоит именно в открытии законов, которые управляют общественным развитием как естественно-историческим процессом. Если бы было верно, что - как утверждали субъективисты-народники в России и ряд ревизионистских течений на Западе - общественное развитие отличается от развития, которое имеет место в естественной истории, то научный анализ общественных отношений был бы невозможен. Общественные отношения тогда должны были бы быть проанализированы именно через сознание людей; следовало бы опровергнуть Маркса и «об отдельном человеке судить на основании того, что он сам о себе думает», а об эпохе «по её сознанию». Кроме того, тогда нужно было бы утверждать, что все общественные отношения формируются через сознание людей. И именно здесь субъективистской концепции не удается продвинуться вперёд после того, как доказано существование общественных отношений, которые устанавливаются вне сознания людей, и оправдана, в то же самое время, необходимость открытия механизма или закона, который их регулирует. Субъективистская концепция остаётся пленницей «своего собственного сознания». Общественная реальность не является идеей. Ленин ясно описывает это: «Если сознательный элемент играет столь подчинённую роль в истории культуры, то понятно само собой, что критика, имеющая своим предметом самое эту культуру, менее всего другого может опираться на какую-либо форму или какой-либо результат сознания»34. И уточняет: «Другими словами, исходным пунктом для неё может служить никак не идея, но только внешнее, объективное явление»35. Это ценное указание, в том числе и в связи со строгой оценкой политики. Мы видим теперь, как Ленин ставит вопрос о методе: «Критика должна состоять в том, чтобы сравнить и сопоставить данный факт не с идеей, а с другим фактом; для неё важно только, чтобы оба факта были по возможности точно исследованы и чтобы они представляли из себя, один по отношению к другому, различные моменты развития, причём особенно необходимо, чтобы с такой же точностью был исследован весь ряд известных состояний, последовательность их и связь между различными ступенями развития»36. Сравнение одного установленного факта с другим: вот применение материалистической концепции политики в строгой оценке действия.
<< | >>
Источник: Черветто А.. Политическая оболочка.. 2010

Еще по теме Сравнение определённых фактов:

  1. ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЁРТАЯ
  2. Состав, структура, условия возникновения и существования власти
  3. § 8. Школы и направления европейской и американской этнографии конца XIX — середины XX в.
  4. 9. Априорность культур. 
  5. Проблемный анализ работ конца XX - начала XXI века
  6. Философско-общелогические методы и приёмы
  7. Методы и приёмы эмпирического исследования
  8. А.А. Гриценко Социально-экономические трансформации: перспективы политэкономического исследования
  9. Сравнение определённых фактов
  10. Развитие определённых фактов
  11. Живая картина определённых фактов
  12. Необходимость определённых фактов
  13. Суровая реальность определённых фактов
  14. Определённые факты, касающиеся интеллигенции
  15. Заключение
  16. Глава 1. Исходные представления, положения и термины
  17. 1.2. Индивидуальное и коллективное сознание
  18. Особенности эволюции социокультурных систем.