<<
>>

Сущность свободы

Попытаемся сначала вкратце проанализировать сущность понятия свободы. При всей многозначности и рас- , плывчатости этого понятия свобода представляет собой более чем реальный феномен, оказы- 139

г- вающий существенное влияние на жизнеустройство людей.

Весь исторический опыт воочию показывает, что свобода есть непреходящая ценность и основополагающая сущностная характеристика человека. Как подчеркивал С. Л. Франк, «всякий отказ от свободы есть духовное самоубийство, всякое покушение на свободу другого есть покушение на убийство в нем человека, на противоестественное истребление в нем «образа и подобия Божия» и превращения его в животное» [77, с. 240].

Однако нужно учитывать, что не бывает свободы ради нее самой, свободы абстрактной. Определение ее природы и условий реализации поднимает кардинальные вопросы о сущности и существовании человека, смысле его жизни, месте и роли в обществе, соотношении свободы и ответственности и т.д. Но в переживаемых нами трансформациях вселенского масштаба и связанных с ними спорах и дискуссиях требования немедленной и всеобъемлющей свободы зачастую заслоняют ее многогранность, многоликость, неоднознач- | ность, противоречивость, сопряженность со многими другими об- "о щественно-политическими феноменами, институтами, ценностями,

и

§ такими как власть, авторитет, равенство, справедливость, ответст- -G- венность, нравственность. 0

Разумеется, в одной главе невозможно рассмотреть даже в самой g тезисной форме все значимые аспекты этой сложной проблемы. ? Здесь затрагиваются лишь те вопросы, которые могут пролить свет | на сущность как самого мира политического, так и политической ^ философии. 1

Свобода — категория социальная. Вне общества мы не вправе го- ворить о свободе, поскольку она может быть реализована только в

С системе отношений между людьми. При общности некоторых ба- | зовых характеристик понимание содержания и путей реализации g свободы в каждом конкретном обществе зависит от характера и со- о держания господствующих в нем национально-культурных, исто- S- рических, конфессиональных и иных норм, правил, установок, цен- га ностей и т.д. Например, если на Западе, как правило, по крайней $ мере в теории, предпочтение отдается правам и свободам отдельно j® взятой личности, то на Востоке — правам и свободам коллектива:

группы, этноса, народа, нации. га В то же время свобода — категория историческая, поскольку со- я временное ее понимание сложилось в процессе длительного исто- <1 рического развития. И действительно, трактовка этого понятия у человека, жившего в какой-нибудь первобытной общине 140 или же в древнегреческом полисе, и современного амери-

канца, француза или русского во многих аспектах существенно различается.

В период античности и средневековья, как уже отмечалось, жизнь и мировоззрение людей не были расчленены на отдельные сферы, хотя это не обязательно предполагало согласие и гармонию интересов всех членов общества. Поэтому естественно, что идея свободы в том выражении, которое она опучила, например, сначала у Аристотеля, а затем у св. Августина и Фомы Аквинского, исходила из того, что свобода есть право членов общины, сообщества быть управляемыми в их собственных интересах.

Б. Констан в своей известной лекции «О свободе у древних в сравнении со свободой у современников» справедливо обосновывал мысль о том, что в античности свобода реализовывалась коллективно как свобода участвовать в осуществлении суверенитета общины и никоим образом не толковалась как отсутствие вмешательства общины в жизнь граждан.

Современное понимание свободы неразрывно связано с формированием и утверждением идей личности, гражданского общества и правового государства. С переходом от средневековья к Новому времени, как указывалось выше, на смену старой пришла новая мировоззренческая парадигма, интегральной частью которой стала также радикальная переоценка места и роли человека в обществе и, соответственно, идеи свободы. В данном контексте результаты изменений, приведших к утверждению этой парадигмы, нельзя оценивать однозначно.

С одной стороны, Новое время создало беспрецедентные в мировой истории благоприятные условия для развития отдельно взятой личности и реализации ее возможностей. Индивидуализм, основанный на отождествлении личной свободы и частной собственности, стал могущественной стимулирующей силой развития производительных сил, общественного развития и формирования политической демократии.

Именно Новое время с его научным рационалистическим мировоззрением обеспечило условия для духовной эмансипации человека, подняло человеческий гений на невиданные высоты, дало ему возможность проникнуть в покрытые непроницаемыми ранее покровами тайны микро- и макромира. Новые формы обустройства жизни на рациональных, научных'основах создали для людей удобства и комфорт, о которых люди прежних эпох не могли даже мечтать.

С формированием и институционализацией политической демократии и правового государства беспрецедентное в ИСТОРИИ человечества число людей получили личную свободу в 141

экономической, политической, социальной и иных сферах. Более того, эти процессы на определенном этапе дали отдельному индивиду возможность чувствовать себя властелином мира, единоличным творцом собственной судьбы.

Эти процессы и тенденции на протяжении всего Нового времени нашли отражение в требованиях все более растущих слоев, сословий и групп населения освобождения от экономических и политических уз, предоставления им экономической, политической и религиозной свободы. Во многом именно эти требования лежали в основе всех политических революций, начиная от Английской буржуазной революции середины XVII в. до Октябрьской революции 1917 г. в России, в результате которых были приняты документы, вроде Декларации прав человека и гражданина, ставшей одним из решающих документов Великой французской революции 1789 г.

И менно эти требования стали, с одной стороны, одним из решающих стимулов формирования рыночной экономики, свободного | предпринимательства и свободной конкуренции, а с другой - по- "о" явления национального государства, идей, принципов, ценностей § и институтов политической демократии и правового государства, а -е- также концепции так называемого «государства-ночного сторожа», о В то же время они создали условия для отделения церкви от госу- й дарства, освобождения интеллектуальной деятельности, науки, | культуры, искусства от жесткой опеки государства.

х

<< | >>
Источник: Гаджиев К.С.. Введение в политическую философию: Учебное пособие. — М.: «Логос». — 336 с.. 2004

Еще по теме Сущность свободы:

  1. Социальная сущность свободы
  2. Двойственная сущность свободы §
  3. 7. Две свободы: отрицательная и положительная Свобода в произволе и свобода в добре
  4. Социально-творческие факторы свободы СМИ (свобода — необходимость — ответственность)
  5. Н. С. Кочикян адъюнкт ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
  6. Христианское небо есть христианская истина. Что исключено на небе, исключено также и истинным христианством. На небе христианин свободен от того, от чего он хотел бы быть свободным на земле, - свободен от половых побуждений, свободен от материи, природы вообще.
  7. Н. С. Кочикян адъюнкт РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  8. 4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие
  9. СУЩНОСТЬ ВЕРЫ ПО ЛЮТЕРУ. ДОПОЛНЕНИЕ К "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА" DAS WESEN DES GLAUBENS IM SINNE LUTHERS EIN BEITRAG ZUM "WESEN DES CHRISTENTUMS"
  10. II. Сущность А. Понятие сущности
  11. Вера есть свобода и блаженство души в себе самой. Душа, осуществляющая и объективирующая себя в этой свободе, иначе - реакция души против природы проявляется в произволе фантазии. Поэтому предметы веры необходимо противоречат природе и разуму, поскольку он представляет природу вещей.
  12. Сущность национальной политики СССР Сущность ленинской национальной политики
  13. VIII. С ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ.— ЯСНОСТЬ.— ПОНЯТИЕ ПРИЗНАКА ВООБЩЕ.— РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРИЗНАКОВ.—ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩИ.—РАЗЛИЧИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ.— ОТЧЕТЛИВОСТЬ КАК ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЯСНОСТИ.— ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТЛИВОСТЬ.—РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНАЛИТИЧЕСКОЮ И СИНТЕТИЧЕСКОЮ ОТЧЕТЛИВОСТЬЮ
  14. Свобода