<<
>>

В. Политика и искусство

Искусство, как сфера чистой явленности, тоже сродни политическому. Так, произведение искусства открывает новый мир: уже сам жест открытия книги, разворачивание свитка, проведения черты (как греческий художник Апеллес) тематизируют политическое и создают модели политического действия.
Например, эпоха XV—XVI веков знала одновременное открытие плоскостной передачи пространства в живописи, открытие огромного незнакомого мира и образование в Европе территориальных го 160   сударств. Искусство задерживает явление, мешая ему реализоваться и приобрести окончательное бытие. «Эстетическая» или эстетизирующая эпоха Ренессанса топталась некоторое время на пороге Нового времени, прежде чем перейти к систематическому самоутверждению человека над природой и над самим собой. Задержка, или подвешивание, имеет политический смысл. Так, Фридрих Шиллер в своих Письмах об эстетическом воспитании, написанных во время Французской революции, выдвинул понятие «эстетического государства», то есть государства, задержанного на полпути от природы к разуму и интегрирующего себя через игру. Подобное игровое подвешивание возникает в революционные эпохи, которые прерывают историю, затягивают неопределенный, переходный период. Но оно же может служить власть имущим для отвлечения под данных и сдерживания радикальных изменений. Как и политике, искусству не чужды отношения власти. Отношения формы и материала, идущие от опыта ремесленника и определяющие собой искусства, особенно пластические, часто переносятся на политику. Та же эпоха Ренессанса мыслила, как показал Буркхардт, государство как произведение искусства. И эстетизация политики только нарастала в течение Нового времени (особенно в XVII и XVIII веках, с их политикой королевского двора). Но уже в XX веке эстетизация политики приобретает новую значимость — она становится знаменем фашизма, синонимом безответственной игры отстраненного субъекта.
Вальтер Беньямин в 1938 году обличает эстетизацию политики, но предлагает ответить политизацией искусства. Сегодня происходит и то и другое: эстетизация политики продолжается, «телевизионная» картинка играет все большую роль в политических решениях, в то время как собственно элитарное искусство почти отказалось от традиционных форм и стало крайне политически ангажированным. Существующие тенденции заставляют нас вспомнить о том, что искусство — не только «эстетика», то есть чувствительность, ощущение (мы настолько бомбардированы всяческими ощущениями, что они разрушают нас), но и забвение, умолчание, изъятие, 161   обрисовка пустоты. То есть задержка искусства может не только сдерживать явление на пути к воплощению, но и задерживать сами вещи на полпути к их осязанию и выражению.   Литература для чтения: Арендт Ханна. Vita Activa. СПб.: Алетейя, 2000. Бадью Ален. Мета/политика: возможно ли мыслить политику? М.: Логос, 2005. Вебер Макс. Политика как призвание и профессия // Вебер Макс. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 644—706. Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. Шмитт Карл. Понятие политического / Пер. А. Филиппов // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 37—67. ШтрауссЛео. Введение в политическую философию. М.: Праксис, 2000. Clastres Pierre. La societe contre l'Etat. Paris: Minuit, 1974. Palonen Kari. Politik als Handlungsbegriff: Horizontwandel des Politikbegriffs in Deutschland 1890—1933. Helsinki: Societas scientiarum Fennica, 1985- Plessner Helmuth. Macht und menschliche Natur. Ein Versuch zur Anthropologic der geschichtlichen Weltansicht // Gesammelte Schriften. Band V. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981.   Вопросы на понимание: 1)Что изучает политическая наука? Почему она так называется? Чем она отличается от других социальных наук? 2)С какими специфическими сложностями сталкивается политическая наука в определении своего предмета? Как совместить историческую адекватность и общезначимость в определении политики? 162   3) Что такое политическое? Зачем оно людям? 4) Как, когда и почему возникла традиция подчеркивать специфику и автономию политического? 4) Какие общефилософские вопросы и категории определяют понятие политического? 5) Что такое государство? 6) Каковы наиболее распространенные взгляды на происхождение государства? 1 Clastres Pierre. La societe contre PEtat.
P.: Minuit, 1974. P. 148. 2 P. 149. 3 Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 183—187; Выготский Л. О природе эгоцентрической речи // Там же. С. 176—182. Бросается в глаза, что эти вроде бы сугубо научные теории вторят известным учениям романтиков о поэтической речи как монологе: о чтении по этому поводу Хайдеггером Новалиса см. выше во Введении. 4 Clastres P. Op. cit. Р. 107. 5 См.: Clastres P. Op. cit. Р. 42. 6 La ВоёНе Etienne de. Discours de la Servitude volontaire, ou Contre l'un. P.: Flammarion, 1983. P. 132—133. Перевод мой. 7 Карл Шмитт в своей «Теории Конституции» определяет государство как «политическое единство народа» (Verfassungslehre. S. 125). В «Понятии политического» — просто как «политическое единство» {Шмитт Карл. Понятие политического / Пер. А. Филиппов // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 37-67; цит. с. 41). 8 Ср.: VernantJ.-P. Mythe et pensee chez les grecs. P.: La Decouverte, 1996. P. 224. 9 Вебер M. Политика как призвание и профессия // Вебер Макс. Избранные произведения. С. 644—706; цит. с. 645. 10Там же. С. 705. 11 Там же. С. 693. 12Шмитт К Понятие политического. С. 40. 13Там же. С. 48-49- 14 Шмитт Карл. Единство мира, http://traditionallib.narod.ru/slovo/ 163   philos/polit/schmit t04.htm 15 Vita Activa. С. 49- 16 Vita Activa. С. 50. 17 Vita Activa. C. 272-274. 18 Экзистенциализм здесь надо понимать широко, имея в виду, что ведущие деятели этого движения, например Хайдеггер, от него скоро отошли. Но первичным толчком всего движения послужили исходные интуиции, которые можно найти у Шеллинга и Кьеркегора. Смотри об этом работу самой Арендт, «Was ist Existenzphilosophie» (Berlin: Anton von Hain, 1990). 19 Вебер. С. 645. 20 Шмитт Карл. Понятие политического / Пер. А Филиппов // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 37—67; цит. с. 41—42. 21 Понятие политического. С. 47—48. 22 Понятие политического. С. 41. 23 Там же. С. 43: «Друг-враг как критерий различения тоже отнюдь не означает, что определенный народ вечно должен быть другом или врагом определенного другого народа или что нейтральность невозможна или не могла бы иметь политического смысла».
24 Schmitt Carl. Theologie politique II/Trad, de l'allemand par Jean-Louis Schlegel. P.: Gallimard, 1988. P. 173. 25Арендт Ханна. Vita Activa. Пар. 28. С. 264—275. 26 Там же. С. 265. 27 Там же. С. 266. 28 Vita Activa. С. 265. 29 Арендт Ханна. Истоки тоталитаризма. М.: Центроком, 1996. С. 618— 619. 30 Arendt Hannah. Le concept d'amour chez Augustin. P.: Rivages, 1999; особенно p. 122-123, 155. 31 ArendtH., Stern G. Rilke's Duino Elegies // Arendt Hannah. Reflections on Literature and Culture. Stanford University, 2007. P. 1—24, 12—13. 32 Немецкий политический мыслитель Франц Оппенгеймер даже довел этот тезис до предела, утверждая, что любое государство происходит из завоевания. Этот тезис кажется мне чрезмерным обобщением, но он верно ухватывает одну из сторон государственности. 33 См.: Lorawc Nicole. Nes de la terre. Mythe et politique en Athenes. P.: Seuil, 1996. 34 См, например: Саутхалл Э. О возникновении государств // Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000. С. 130—136. 35 См, например: Васильев Л. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации. М.: Ло 164   гос, 2000. С. 96-114. 36 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1970. 37 Clastres. La societe contre l'Etat P. 169- 38 Гегель. Наука логики. С. 143 165
<< | >>
Источник: Магун Артемий. "Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени". 2011

Еще по теме В. Политика и искусство:

  1. Политика как искусство возможного
  2. Глава IXО РАЗНООБРАЗИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — ЭТИ СПОСОБНОСТИ ПОДОБНО НРАВСТВЕННЫМ КАЧЕСТВАМ ЗАВИСЯТ ОТ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИЧИН; ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННОСТИ II ПОЛИТИКИ
  3. 3.2. Политика — объект исследования для психологии
  4. 1.3. Соотношение политики, психологии и морали
  5. Политика
  6. VII. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА
  7. ЛЕКЦИЯ 6 ПОЛИТИКА ОБРАЗА. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ПОВТОР (по работам В.Беньямино)
  8. ЛЕКЦИЯ 6 ДЕСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (М. Хайдеггер и Ж. Деррида об искусстве)
  9. ЛЕКЦИЯ 7 ДВИЖЕНИЕ              И ВРЕМЯ (Ж. Делёз об искусстве и философии)
  10. ЛЕКЦИЯ 8 ИСКУССТВО КАК ЭТИКА ОБЩНОСТИ
  11. ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ В МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ А.И. Левко
  12. § 30. Политичная география. Геополитика
  13. 1.1.3. Понятие политики
  14. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ПОЛИТИКА КАК НАУКА
  15. ПОНЯТИЯ ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ФИЛОСОФИЯ политики
  16. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
  17. ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ, ИСКУССТВО: ДИАЛОГ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
  18. Глава 16 ПОЗИТИВИЗМ: ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
  19. Глава 21 ЭСТЕТИКА МАРКСИЗМА: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ
  20. Искусство и философия против мечтательности и слабости